Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Характеристика основных педагогических концепцийСодержание книги
Поиск на нашем сайте
1. Мыслители Арабского Востока посвятили свои труды разработке программы гармонического развития личности. К ученым, уделявшим большое внимание проблемам воспитания, относятся: • основатель арабской философии Абу-Юсуф Якуб ибн-Исхак Кинди (801 -873); • философ аль-Фараби (870 - 950); • выдающийся мыслитель аль-Бируни (970 - 1048); • названный современниками "владыкой наук", советник правителей разных стран Ближнего и Среднего Востока Ибн Сина, в латинской транскрипции - Авиценна (980 - 1037); • один из наиболее выдающихся философов Востока алъ-Газали (1056/59 -1Ш); • "мудрец мудрецов" ибн Бадж (латинизированное имя Авенпаце (конец XI в.- 1139); • популяризатор аристотелизма и одновременно оригинальный ученый из Андалузии ибн Рушд (латинизированное имя Аверроэс) (1126 - 1198); • иранский философ Насирэддин Туей (1202 - 1273); V яркий представитель плеяды мыслителей средневекового Востока, арабский ученый Абдуррахман ибн Халдун. 2. Характеристика основных.педагогических концепций: Абу-Юсуф Якуб ибн-Исхак Кинди, считая науку выше религии, полагал, что при воспитании надо формировать не мусульманский фанатизм, а высокий интеллект. Он выдвинул концепцию четырех видов интеллекта: • актуального, • потенциального, • приобретенного, • проявляющегося. По аль-Фараби, цель воспитания - подвести человека к этому благу через поощрение стремления совершать добрые дела; осознать, что именно является добрым или злым, помогают знания. Аль-Бируни утверждал, что главная цель воспитания - нравственное очищение, куда входит очищение от бесчеловечных обычаев, фанатизма, безрассудства, жажды властвовать. В его более чем ста пятидесяти трактатах во множестве разбросаны важные плодотворные педагогические идеи - наглядности и системности, развития познавательных интересов обучения и др. Ибн Сина (Авиценна) немало лет посвятил преподавательской деятельности и оставил множество работ, среди которых выделяется "Книга исцеления", куда вошли имеющие прямое отношение к педагогической теории трактаты "Книга о душе", "Книга знаний", "Книга указаний и наставлений". Главные идеи: • разностороннее воспитание и обучение, и прежде всего музыке, поэзии, философии; • организация совместной учебы воспитанников, внесение духа соперничества; • совместное обучение должно проходить на разных уровнях в соответствии со способностями учеников; • фундамент всякого образования - овладение чтением и письмом; • общее развитие должно предшествовать предпрофессионалъному и профессиональному обучению. Как только подросток овладевал грамотой, его следовало готовить к будущей профессии. Затем надлежало вводить в собственно профессию: подросток должен начать трудиться и зарабатывать деньги. Аль-Газали уделял проблемам воспитания большое внимание. Четырехтомный компендиум ученого "Воскрешение наук о вере" посвящен, в частности, развитию человеческих способностей, приемам наблюдения за детьми с целью их воспитания. Душа ребенка приобретает нужные очертания, если воспитатели, особенно родители, выполняют определенные педагогические рекомендации. Учитель принимает ребенка от родителей и продолжает традиции семейного воспитания. Нравственное начало, полагал аль-Газали, формируется путем самовоспитания и подражания мудрым наставникам. По мере образования, укрепления интеллекта вырастает роль самовоспитания. Самовоспитание начинается с самонаблюдения и самопознания. Нравственное самосовершенствование - одна из постоянных тем восточных философов и ведущая, например, в трактатах по психологии, логике и этике ибн Баджа (Авенпаце). Ибн Рушд (Аверроэс) как педагог известен прежде всего благодаря трактату "Система доказательств". Последовательный рационалист, ибн Рушд утверждал важные дидактические принципы сознательности, научности, наглядности. Разноообразные.идеи о воспитании и образовании содержат более чем 150 трактатов Насирэддина Туей. В его педагогических трудах "Обучение мудрости", "Книга мудрости", "О воспитании обучающихся", "Наставление обучающемуся на пути учебы" и других представлены размышления о целесообразности гармонии умственного, эстетического и физического воспитания. Абдуррахман Ибн Халдун органично увязывал обучение с общим развитием нравственным воспитанием. Главные идеи Ибн Халдуна: • овладение наукой требует систематических интеллектуальных усилий; • избегать изучать одновременно несколько предметов и обучать так, чтобы учащиеся переходили от одного предмета к другому; • вначале следует дать краткий очерк предмета, затем сосредоточиться на деталях, а в итоге рассмотреть неясное и спорное; • обучение должно усложняться постепенно, иначе ученик испытывает утомление, теряет надежду овладеть знанием. Самым эффективным приемом обучения на высшей ступени образования Ибн Халдун считал дискуссии. Использованные источники: Джуринский А.Н. История зарубежной педагогики. С. 74 - 77.
Вопрос 15. Воспитание и обучение в средневековой Индии 1. Брахманская и буддийская педагогические традиции 2. Мусульманская педагогическая концепция 3. Попытки реформирования средневековой Системы образования 1. Индуистская и буддийская педагогические традиции претерпели в средневековом индийском обществе определенную эволюцию. Главенствующее положение занимали брахманы, чьи дети готовились к занятию должностей священнослужителей. В то же время усиливалась практическая направленность обучения представителей двух других высших каст. Буддийская система образования имела более демократический характер, поскольку не принимала во внимание кастовые различия. Буддисты отказались от домашнего обучения, передав образовательные функции монахам. В буддийских монастырях дети и подростки обучались 10 - 12 лет. Обучение имело сугубо религиозно-философскую основу. Постепенно происходило сближение брахманской и буддийской педагогических традиций, в результате чего сложилась единая культурно-образовательная система. Эта система пришла в упадок в XI - XII вв., когда значительная часть Индии оказалась под властью вторгшихся мусульман. 2. Мусульманская педагогическая концепция основывалась на том, что вершины воспитанности достиг человек, активно использующий знания, то есть имела интеллектуалистский смысл. В XVI - XVII вв. существовали четыре типа мусульманских школ начального и повышенного начального образования: • школы Корана (изучение Корана на арабском языке было непременным условием обучения и воспитания мусульманина) - чтение Святой книги, без уроков письма и счета; • персидские школы - счет, чтение и письмо персидского языка на образцах поэзии Саади, Хафиза и др. (персидский язык в то время использовался государственными чиновниками и учеными); • школы персидского языка и Корана - сочеталась программа первых двух школ; • арабские школы для взрослых - чтение и толкование Корана, литературное образование в духе персидской традиции. Высшее образование мусульманам давалось в медресе и монастырских учебных заведениях - даргабах. Высокой репутацией пользовались медресе Хайрабада, Джампура, Фи-розабада. Расцвет этих центров просвещения пришелся на XV - XVII вв. Здесь в десятках учебных заведений, где занимались тысячи студентов различных конфессий, преподавали известные ученые и литераторы со всего Востока. К числу наиболее крупных можно отнести даргаб в Дели. 3. В XVI веке в Индии были сделаны попытки реформирования средневековой системы мусульманского образования. Основатель династии Великих Моголов Бабур (1483 - 1530) поставил цель поддерживать школы для организованной подготовки верных слуг государства. В продолжение такой политики император Акбар (1542 - 1605) предпринял шаги по изменению и обновлению системы образования и воспитания. Ближайший советник императора Акбара Абу-л Фазл Аллами (1551 - 1602) выступал против деспотического домашнего воспитания, религиозного фанатизма и сословности обучения; сделал попытку ввести для всех подданных, независимо от касты и вероисповедания, единое светское образование - планировалось ввести в обязательные учебные планы светские науки: • арифметику, • алгебру, • геометрию, • медицину, • агрономию, • основы управления, • астрономию. Отсутствие материально-педагогических предпосылок, серьезного контроля привели к тому, что смелые планы Акбара и Аллами по большей части остались нереализованными. Использованные источники: Джуринский А.Н. История зарубежной педагогики. С. 81 - 84.
Вопрос 16. Воспитание и школа в средневековом Китае 1. Образование в период династий Цинь и Хань 2. Расцвет культуры и образования в течение Щ - Хвв. 3. Педагогические идеи XI - XII вв. 4. Монгольские школы и письменностьв период династии Юань 5. Образование в период династии Мин 6. Китайская школа при династии Цин 1. К средневековой эпохе в истории Китая относится временной отрезок, с конца I тысячелетия до н. э. до конца XIX в. н.э. Эта эпоха складывалась из ряда периодов, каждый из которых отмечен определенными тенденциями и событиями в педагогической мысли и школьном деле: • династия Цинь (И в. до н. э.) - упрощена и унифицирована иероглифическая письменность, что существенно облегчило обучение грамоте. Создана централизованная система образования, состоявшая из правительственных (казенных) школ (Туань Сюэ) и частных школ (Сы Сюэ) и просуществовавшая в общих чертах до начала XX века; • династия Хань (II в. до н. э. - II в. н. э.) - появилась бумага, что позволило осуществить подлинную революцию в средствах обучения. Приобрела достаточно ясные очертания трехступенчатая система образования -начальные, средние и высшие школы. Первые высшие школы (Тай Сюэ) являлись столичными государственными учреждениями и предназначались для состоятельных людей. Официальной идеологией воспитания и образования становится конфуцианство. Полный учебный курс усвоения конфуцианских канонов был рассчитан на 10 лет. По окончании курса студенты сдавали экзамены на ученую степень, что позволяло получить должность в государственном аппарате. 2. В течение III - X вв. н. э. в средневековом Китае был "золотой век" для культуры и образования: • расширялась сеть учебных заведений; • процветали высшие школы; • появились первые учебные заведения университетского типа; • к государственным экзаменам стали допускать практически любого человека, независимо от социального происхождения, а вместо устных экзаменов ввели письменные. 3. К концу "золотого века" все сильнее стал проявляться застой в образовании, отрыв системы образования от практических нужд. Многие мыслители усматривали необходимость корректировки конфуцианства. Ученый и писатель Ван Аныии (1019 - 1086), будучи советником двора, а затем первым министром, начал реформу, пытаясь исправить положение. Однако реформа не принесла успеха. Философ и педагог Чжу Си (ИЗО - 1200) видел выход в корректировке конфуцианства как идейной основы теории и практики воспитания. Он трактовал жизнь как победу человеческого разума и правил любви, но не отрицал конфуцианских идей безусловного подчинения младших старшим. 4. При монгольской династии Юань (1279 - 1368) в стране действовала обширная сеть учебных заведений. Наряду с традиционными иероглифическим письмом и типами учебных заведений распространяются монгольские школы и письменность. 5. В правление династии Мин (1368 - 1644) возникли предпосылки организации всеобщего начального обучения за счет увеличения сети учебных заведений элементарного образования. В Пекине и Нанкине были созданы специализированные высшие учебные заведения для подготовки кадров высшей администрации. Государственные экзамены стали еще более сложными и регламентированными. 6. При маньчжурской династии Цин (1644 - 1911) китайская школа не претерпела никаких серьезных перемен. Воспитание и обучение по-прежнему определяла неоконфуцианская идеология-Девочки получали лишь домашнее воспитание. Обучение мальчиков грамоте начиналось с 6 - 7-летнего возраста в государственных школах (за небольшую плату) и длилось 7-8 лет. В программу входили последовательное заучивание текстов классических книг - "Троесловие" и "Тысячесловник" (начала философии, литературы и истории), а также "Фамилии всех родов" (типология китайских имен). В итоге первоначального обучения нужно было заучить 2-3 тыс. иероглифов. Особое значение при элементарном обучении уделялось каллиграфии -искусству иероглифического письма. Сдав экзамен в начальной школе, учащиеся могли продолжить образование на следующей ступени, где обучение длилось 5-6 лет. Программа - философия, литература, история, стилистика. По окончании школы 18 - 19-летние юноши готовились к громоздкой и утомительной процедуре сдачи государственных экзаменов, просуществовавшей вплоть до 1905 года. Использованные источники: Джуринский А.Н. История зарубежной педагогики. С. 85 - 89.
Вопрос 17. Просвещение на территории средневековых государств Закавказья 1. Развитие просвещения на территории Грузии 2. Развитие образования в Армении 1. Существовавшие в начале средних веков школы на территории Западной Грузии (Колхиды) и Армении во многом напоминали школы античного мира. В Колхиде школы открывались обычно при церквях или монастырях, в них обучали литературе, астрономии, математике, музыке, теологии. Знание греческого языка было обязательным уже при поступлении в школу. В колхидских школах в процессе обучения использовались рукописные книги по теологии, истории Грузии, о повадках животных, толкования древних и новых книг, псалмы Давида, книги об иудейских, персидских, римских и византийских императорах. В конце X - начале XI вв. Грузия стала централизованным государством, что способствовало развитию городов, ремесел, торговли, культуры. Развитие культуры отразилось в первую очередь на школе. Для преподавания приглашались образованные наставники. Наиболее способные дети продолжали обучение в Византии, Гелатской академии, называвшейся "вторыми Афинами", или в Икалтойской академии. Среди деятелей просвещения Грузии той эпохи был широко известен Георгий Мтацмждели. Собрав свыше 80 сирот, он организовал для них воспитательно-образовательное учреждение с целью подготовки к поступлению в Иверскую монастырскую школу. Поскольку дети были разных возрастов, Мтацминдели разделил их на возрастные группы, разработав для каждой соответствующую программу обучения. Оригинальное нововведение в начальное обучение было предложено крупнейшим философом, историком, грамматиком, астрономом Иоанном Петрици (XI - XII вв.). В частности, в обучении родному языку он опирался на такие не сформулированные еще тогда дидактические принципы, как сознательность, переход от простого к сложному. Появление в литературе поэмы Шота Руставели "Витязь в тигровой шкуре" оказало большое влияние на концепцию воспитания того времени, поскольку здесь не только были прекрасно описаны возможности светско-рыцарского образования, приобретавшего популярность в обществе, но и содержалась глубокая философская идея о зависимости добродетели от уровня человеческих знаний и разума. К XII веку, хотя церковь и продолжала сохранять контроль за учебными заведениями, наблюдалась постепенная секуляризация школы. 2. Армения, в течение долгого времени находясь в зависимости от Персии и Византии, лишь к середине VI века получила относительно независимое положение. Благодаря созданию еще в V веке армянским просветителем Месропом Маштоцем (361 - 440) национального алфавита после получения независимости в Армении стали открываться школы с обучением на родном языке. Лучшие ученики направлялись для просветительской деятельности и распространения армянской грамоты и христианства по всей стране. В столичных учебных заведениях изучались армянский, греческий и сирийский языки, история, музыка, теология, естественнонаучные предметы. Учебные заведения в Армении того времени были государственными, церковными, общественными и частными, подразделяясь на элементарные школы, повышенные училища, семинарии и церковно-монас-тырские школы, готовившие проповедников. Обучение длилось от 2 до 5 лет в элементарных школах, от 4 до 6 лет - в церковных и 7 - 8 лет - в школах повышенного типа. Крупнейший просветитель Мовсес Хоренаци (V - начало VI в.) рекомендовал воспитывать молодое поколение на примерах героического прошлого своего народа. По общему образцу средневекового Востока отдельные армянские просветители открывали свои высшие школы, где сами и преподавали. Философ Овинес Саркиваг Имастасер (ок. 1055 - 1129) организовал школу в городе Ани, которая стала одной из лучших в стране. Одним из самых крупных в Армении XIV века центров науки считался Татевский университет, основателем которого был общественный деятель и философ Ованес Воротнеци (1315 - 1386). Его философско-педа-гогическое наследие считается наивысшим достижением средневековой армянской теоретической мысли. Оно получило развитие в трудах его знаменитого ученика Григора Татеваци (1346 - 1409), которого уже при жизни называли "трижды великим армянским философом и учителем". Музыкант, живописец, мыслитель, он возглавлял высшую школу Апракунис, читал лекции по различным наукам в других учебных заведениях. Учебные пособия и методические рекомендации Татеваци пользовались широкой популярностью. Использованные источники: История педагогики и образования. С. 142 - 143.
Вопрос 18. Влияние церковной культуры на развитие образования 1. Школы, создаваемые церковью 2. Новые типы школ 3. Рыцарское воспитание 4. Университеты 5. Развитие схоластики 1. Возникновение и развитие средневекового образования связывается обычно с развитием церковной культуры. Впервые вопрос о необходимости разработки программы церковного обучения в целях внедрения идей христианства был поставлен еще философом и богословом поздней античности Аврелием Августином (Блаженным) (353 - 430), который одним из первых выступил против использования языческих элементов в христианском воспитании. В VI - VII вв. вместо исчезнувших античных школ стали появляться школы, создаваемые церковью: • монастырские школы - для мальчиков, которые готовились стать монахами (внутренние), и для жителей данного церковного прихода (внешние); • соборные или кафедральные школы, где обычно учили своих детей дворяне и именитые горожане, - в центрах церковного управления; • приходские школы - открывались при церковных приходах, помещались или в специальной комнате, или на квартире священника и собирали 3-10 мальчиков. Языком обучения являлся латинский. В школах учились вместе с детьми и взрослые мужчины; учение продолжалось несколько лет. Курс обучения в монастырских и соборных школах со временем расширялся, стали изучать семь свободных искусств (V - VI вв.), включавших: • тривиум - грамматику, риторику, диалектику; • квадриум - арифметику, географию, астрономию, музыку. Основой всех наук считалась грамматика. Заучивались грамматические формы латинского языка, разбирались тексты религиозных книг. Математика включала в себя арифметику и начала геометрии. Диалектика изучалась для подготовки к ведению споров на религиозные темы, к защите догматов веры, риторика - для подготовки церковных проповедников. Частыми в школах были физические наказания. 2. В XIII - XV вв. самим населением, а также городскими властями стали создаваться новые типы школ: • цеховые (для детей ремесленников), • гильдейские (для детей купцов), • городские - впоследствии объединившие цеховые и гильдейские. Обучение в первых двух шло на родном языке, в городских - еще и на латинском. Кроме чтения, письма, счета, давались знания профессионального характера. Появились подобные учебные заведения и для девочек. 3. Особняком стояло рыцарское воспитание детей светских феодалов. Его содержанием были семь рыцарских добродетелей: • езда верхом, • плавание, • владение копьем и мечом, • фехтование, • охота, • игра в шахматы, • умение слагать стихи и петь в честь дамы сердца. Книжная образованность презиралась. Организация воспитания была следующей: • до 7 лет мальчик жил в своей семье; • с 7 до 14 - при дворе сюзерена, выполняя обязанности пажа при супруге сюзерена и его придворных; • с 14 до 21 года был оруженосцем у своего господина. Таким образом осваивались вежливость, знание этикета, благородные манеры и речь, умение слагать стихи, воинская доблесть, религия; • в 21 год юноша, пройдя предварительные испытания в турнирах, поединках, пирах, посвящался в рыцари. 4. В XII веке при соборах и монастырях стали появляться университеты. Они основывались на принципах автономии и самоуправления, выбирали ректора, имели свой суд, присуждали ученые степени и т. п. Каждый университет создавал свой устав, по которому организовывалась его жизнь. В XII веке возникли университеты в Италии, затем были основаны университеты: • Парижский (1200) на базе Сорбоннской богословской школы, • в Оксфорде (1206), Кембридже (1231), • в XIV веке в Праге, Варшаве. Сеть их быстро расширялась. Средневековый университет имел 4 факультета: артистический (подготовительный), выполнявший роль общеобразовательной школы, где изучались "семь свободных искусств", и в случае успешной учебы студент получал степень бакалавра. После 6-7 лет обучения окончивший его и защитивший перед членами факультета работу получал степень "магистра искусств". Далее можно было продолжить образование на богословском, медицинском или юридическом факультетах, где срок обучения составлял также 6-7 лет и заканчивался защитой работы на ученую степень доктора наук. Студент проходил курс в строго определенном порядке: слушал лекции, которые профессор читал по книге и комментировал, участвовал в диспутах по заранее определенным темам. 5. В период Средневековья получила развитие схоластика, стремившаяся примирить, сблизить науку и богословие, светское знание и христианскую веру, ставшая универсальной философией и теологией в XI - XV вв. Схоластика развивала формально-логическое мышление и оживляла теологию. Одним из ее видных представителей являлся Фома Аквинский (XIII в.), труды которого стали главными источниками при изучении богословия в школе. Со временем схоластика превратилась в формальную бессодержательную "науку" словопрения, однако господствовала в обучении еще на протяжении долгих веков. Использованные источники: История педагогики и образования. С. 110. Латышина Д.И. История педагогики. С. 15 - 18.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-12-15; просмотров: 98; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.219.247.59 (0.017 с.) |