Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Создание российских учебных книг
I. Василий Никитич Татищев (1686 - 1750) - создатель многотомной "Истории Российской", философ, составитель энциклопедического словаря "Лексикон Российский", был автором и ряда интереснейших педагогических сочинений - "Записка об учащихся и расходах на просвещение России", "Разговор двух приятелей о пользе наук и училищ", "Духовная моему сыну", "О порядке преподавания в школах при уральских казенных заводах" и др. В 1721 году по его инициативе была открыта первая профессиональная горнозаводская школа, а затем возникла целая сеть подобных училищ. В Екатеринбурге, возникшем на базе основанного В.Н. Татищевым металлургического завода, была организована центральная горнозаводская школа, явившаяся своеобразным административным и методическим центром для всех подобных школ. В.Н. Татищев был представителем светского направления в русской педагогике XVIII века. Он считал, что уже с 10 лет ребенка необходимо обучать ремеслу, что является основной задачей второго этапа обучения - собственно профессионального. Науки Татищев разделяет на нужные, полезные, щегольские, любопытные и вредные: • нужные - домоводство, врачество, Закон Божий, умение владеть оружием, логика, богословие; • полезные - письмо, грамматика, красноречие или витийство, изучение иностранных языков, история, генеалогия, география, ботаника, анатомия, физика, химия; • щегольские, или увеселяющие - стихотворство (поэзия), музыка, танцы, живопись; • любопытные, или тщетные - астрология, физиогномия, хиромантия, алхимия; • вредные - гадания и волшебства разного рода, некромантия (через мертвых провещание) и др. Педагогика Татищева была не только утилитарна, но и сословна. В "Духовной моему сыну" Татищев заявляет, что главнейшее в жизни есть вера, что в Законе Божием от юности до старости нужно поучаться и день и ночь, и ревностно познавать волю Творца. Самое главное в светском или научном образовании - умение правильно и складно писать; затем должны следовать арифметика, немецкий язык, русская история и география, законы гражданские и воинские своего отечества и многое другое. Татищев не против просвещения народных масс: по его мнению, крестьянских детей обоего пола от 5 до 10 лет нужно обучать грамоте и письму, а от 10 до 15 лет - ремеслам.
2. Самым ярким детищем Петра I в области науки и просвещения, появившимся уже после его смерти, но по его проекту, явилась Санкт-Петербургская академия наук (1725) с подчиненными ей академическими университетом и гимназией (1726). Необходимо подчеркнуть, что это было не учебное, а научное учреждение, хотя при нем по обыкновению того времени и осуществлялась onределенная педагогическая деятельность. Академическую гимназию можно считать первой в России государственной светской общеобразовательной школой, имеющей своей целью подготовку молодежи к поступлению в университет, к карьере ученого. Гимназия состояла из двух отделений: немецкая школа (3 года обучения) и латинская школа (2 года обучения). Основными учебными предметами были языки, словесность, история, география, математика и естествознание. В 1726 году к обучению в ней приступило 112 человек, дети из знатных семей. Из-за границы в Академию наук были приглашены 16 известных европейских ученых, преимущественно из германских университетских центров. 3. Развитие просвещения в России потребовало создания новых собственно российских учебных книг. С 1708 года книги стали печатать новым шрифтом, сменившим прежний церковнославянский. Новым шрифтом были напечатаны первые книги, ставшие учебниками: • "Геометрия, славенски землемерие"; •"Приклады, како пишутся комплименты разные на немецком языке, то есть писания патентантов к патентантам поздравительные и сожалительные и иные, такожде между сродников и приятелев"; •в 1708 году была переиздана учебная книга "Букварь языка славепска, сиречь начало учениям детям, хотящим учитися чтения писаний"; •в том же году появилось печатное руководство по правилам этикета - "Юности честное зерцало, или Показание к житейскому обхождению, собранное из разных авторов". Использованные источники: История педагогики и образования. С. 253 - 254. Латышина Д.И. История педагогики. С. 233 - 236.
Вопрос 44, Просвещение и школа после Петра I
Учебные заведения Домашнее воспитание
Ступени обучения 1. Преемники Петра I - Екатерина I, Петр II, Анна Иоанновна, отчасти Елизавета Петровна - лишь декларировали продолжение образовательной политики своего великого предшественника. Петровские школы, за редким исключением, во второй четверти XVIII века стали закрываться, акцент был перенесен на развитие сословных, прежде всего дворянских, учебно-воспитательных учреждений. Школы, созданные при Петре I, после его смерти подверглись серьезным преобразованиям. Так, цифирные школы с 1744 года слились с гарнизонными, архиерейскими школами, что далеко не походило на образовательные центры, какими они мыслились ранее. 2. В это время в России постепенно складывался идеал особого дворянского воспитания. Накапливался уникальный российский опыт домашнего образования детей в дворянских усадьбах, превращавшихся порой в своеобразные воспитательно-образовательные, культурные центры, например, усадьба вице-канцлера елизаветинской России графа М.И. Воронцова, известного покровителя М.В. Ломоносова, который выписывал из-за границы подготовленных учителей. Домашнее воспитание зависело от множества факторов: благосостояния родителей, их социальной ориентации, характера деятельности главы дома, возможности приглашать действительно образованных гувернеров и учителей. 3. Всех дворянских детей в 7 лет должны были привозить в Петербург на так называемый смотр и записать у герольдмейстера, а в Москве или в губернских городах - у губернатора. Второй смотр проводился через 5 лет. К этому времени подросток, или, как тогда называли, "недоросле, должен был уметь хорошо читать и писать. Следующая ступень обучения, дома или в государственных школах предполагала изучение арифметики, геометрии, Закона Божьего. Эти учебные предметы охватывали все содержание обучения дворянских детей в возрасте от 7 до 16 лет. В 16 лет знания юношей проверял сенат. Содержание дальнейшего обучения, как домашнего, так и школьного, составляли география, фортификация, история. Учащиеся инженерной, артиллерийской, гарнизонной школ и кадетских корпусов в этом возрасте держали экзамен в Петербурге перед членами Военной коллегии или в гарнизонах и городах перед губернаторами, комендантами и другими "учеными людьми". Использованные источники: История педагогики и образования. С. 256 - 257. Вопрос 45. Педагогическая деятельность М.В. Ломоносова 1. Ломоносов - выдающийся ученыи и просветитель 2. Создание Московского университета 3. Ученики Ломоносова 4. Методическая деятельность Ломоносова 1. В историю мировой науки вписано имя русского ученого Михаила Васильевича Ломоносова (1711 - 1765) - первого отечественного академика. Он оказал влияние на развитие науки и культуры России во всех областях человеческого знания: он был литератором, поэтом, языковедом, историком, географом, геологом, металлургом, физиком, химиком, художником, педагогом, стремившимся использовать науку для развития производительных сил, поднятия благосостояния страны. Ломоносова-просветителя характеризуют защита интересов отечества, борьба за развитие науки и просвещения. 2. С именем М.В. Ломоносова связано создание Московского университета (1755) - в настоящее время одного из ведущих университетов мира. Ломоносов говорил о себе в официальном документе, что он был не только участником учреждения, но и "...первую причину подал к основанию помянутого корпуса".
Ему удалось воодушевить идеей создания нового университета графа И.И. Шувалова, фаворита императрицы Елизаветы Петровны, покро-вителя и просвещения, и самого Ломоносова, и дело стало быстро продвигаться. Ломоносов составил и разработал план университета и даже программу преподавания. Сенат утвердил представление И.И. Шувалова, и 12 января 1755 года, в Татьянин день, "Указ об учреждении в Москве Университета" был подписан Елизаветой. 24 января того же года опубликовано "Положение об Университете". Тогда же стала работать гимназия при университете (существовала до 1812 года). Открытие Московского университета стало воплощением мечты Ломоносова о демократической высшей школе, доступ к которой был открыт для представителей разных сословий. В 60-е гг. М.В. Ломоносов возглавлял руководство академическими гимназиями и университетом в Санкт-Петербурге. Он определил общие правила их работы, разработал учебный план гимназии и распорядок учебной работы в ней, составил "Регламент академической гимназии". Ломоносов первый стал читать лекции студентам на русском языке еще в Санкт-Петербургском университете в то время, когда в качестве языка науки в Европе и в России использовалась латынь. Несмотря на все трудности развития, Московский университет постепенно расширял сферу своей деятельности, при нем были созданы литературные и научные общества, в том числе "Типографическое общество", открыта типография и книжная лавка. 3. Николай Никитич Поповский, поэт и ученый, наиболее даровитый ученик Ломоносова, являлся первым профессором, читавшим лекции в Московском университете на русском языке. Вместе с Поповским в Московский университет и гимназию пришла группа молодых педагогов. Среди них три ученых магистра, воспитанных академическим университетом под непосредственным руководством Ломоносова: • Антон Алексеевич Барсов, преподававший вначале математику, после смерти Поповского занял его кафедру; впервые в 1766 году начал комментировать на лекциях сочинения Ломоносова, причислив его, таким образом, к классикам; • Филипп Яремский, магистр философии и свободных наук, преподаватель русской и латинской риторики в университетской гимназии;
• Алексей Константинов, преподаватель русской грамматики в университетской гимназии. 4. Еще одна грань просветительской деятельности М.В. Ломоносова - создание им так необходимых для обучения учебников и методических материалов, которых на русском языке вообще не было. Им были написаны: • руководство "Первые основания горной науки, или Горная книжица"; • "Краткое руководство к риторике, на пользу любителей сладкоречия сочиненное"; • учебник "Российская грамматика", который в течение полувека был лучшим учебником для школ; • книга по истории; а также переведен с латинского учебник "Экспериментальная физика для студентов". Одной из крупнейших педагогических заслуг Ломоносова является популяризация сочинений замечательного чешского педагога Яна Амоса Коменского, книгу которого "Мир в картинках" он считал необходимым учебным пособием в гимназии. Ломоносов стал первопроходцем в России и в решении вопросов содержания, методов и организации обучения. По его мнению, • для того чтобы добиться основательности знаний у учащихся, необходим постоянный контроль; • необходимо в обучении привлекать конкретный, фактический материал, исходя из убеждения, что "легче можно с примеров научиться, нежели по правилам"; • способ обучения должен соответствовать возрасту ребенка, его развитию, а учебный материал необходимо соразмерять с силами учащихся. Большой заслугой Ломоносова является то, что в России была введена классно-урочная система - впервые в академической и университетских гимназиях, а по их примеру и в кадетском корпусе. М.В. Ломоносов обладал редким даром не только формулировать новые педагогические идеи, но и претворять их в жизнь. В своей педагогической деятельности в академическом университете и гимназиях он осуществлял реформы в соответствии со своими глубоко продуманными программами. Использованные источники: Латышина Д.И. История педагогики. С. 237 - 242.
Вопрос 46. Система воспитания и образования, созданная Екатериной II 1. Наказ императрицы Екатерины II 2. Педагогическая деятельность И. И. Бецкого 1. В 60 - 80-е гг. XVIII века, во время правления Екатерины II, программным документом, определившим направление государственной политики в области образования и просвещения, стал так называемый "Наказ императрицы Екатерины II. Согласно этому документу: • за каждым сословием закреплялось строго отведенное ему место в общественной жизни: каждый человек должен был осознавать себя гражданином, преданным самодержавию, законопослушным. Задача формирования так понимаемого гражданина возлагалась на правильное воспитание'. • воспитание должно начинаться с детства, с внушения "страха Божия" как основы приучения детей к выполнению функций, соответствующих его сословию; • надо прививать детям любовь к Отечеству, уважение к законам и правительству;
• детей с раннего возраста необходимо приучать к трудолюбию, поскольку праздность является источником зла; • особое внимание Екатерина II обращала на качества личности воспитателя, который сам должен быть образцом истинной гражданственности. Российская система воспитания и образования создавалась Екатериной II не без влияния западноевропейских просветителей: • Дж. Локка, чей педагогический трактат "Мысли о воспитании" в русском переводе стал ее настольной книгой; • Ж. Ж. Руссо, у которого Екатерина II заимствовала идею создания, по ее выражению, "новой породы людей"; • идеи французского Просвещения об изоляции ребенка от общества в период его обучения, на основе которых Екатерина II применила сословный принцип. Окончательно оформляется идея создания общеобразовательной школы для широких слоев населения, исключая крепостное сословие. В 1783 году по приказанию Екатерины II была издана книга "О должностях человека и гражданина", являвшаяся переводом труда австрийского педагога Иоганна Фельбигера. Перевод был отредактирован самой Екатериной II и рекомендован в качестве обязательного учебного пособия для всех создаваемых в России учебных заведений. Эта учебная книга стала манифестом педагогических воззрений самодержавия. В основе концепции лежал тезис о богоустановленности существующих общественных отношений, поэтому основой воспитания должно было стать воспитание религиозное, в духе повиновения монарху и законам, даже тогда, когда человек в них сомневается. О повороте к православному религиозному воспитанию, сочетающемуся с рациональным обучением, говорят и написанные самой Екатериной произведения, носящие педагогическую направленность: "Выбранные российские пословицы", "Продолжение начального учения". 2. В 1763 году Екатерина II назначила своим главным советником по вопросам образования Ивана Ивановича Бецкого (1704 - 1795), хорошо знакомого с педагогическими идеями Запада. И. И. Бецкой составил доклады и уставы, в том числе "Генеральный план воспитательного дома" (1764) и "Краткое наставление о воспитании детей", где в трактовке вопросов физического, умственного и нравственного воспитания идет вслед за Руссо и Локком. Бецкому принадлежат проекты воспитания "идеальных дворян". По предложениям Бецкого были открыты следующие учебно-воспитательные учреждения: • воспитательные училища для мальчиков при Академии художеств (1764) и Академии наук (1765); • Институт благородных девиц при Воскресенском монастыре - Смольный институт (1764); • Коммерческое училище в Москве (1772). При основании Смольного института для девушек из дворянских семей был использован французский культурно-просветительский опыт. В институте существовали • общая программа - русский язык, география, история, арифметика, иностранные языки, • курсы политеса для смолянок из знатных семей, • курсы домоводства для менее родовитых учениц. Смольный институт оказался первым государственным средним женским учебным заведением в Европе. Использованные источники: Джуринский А.Н. История педагогики. С. 221. История педагогики и образования. С. 262 - 264. Вопрос 47. Образовательные проекты второй половины XVIII века Проекты 60-х гг. XVIII века 2. Народные училища 1. В 1760-х гг. было выдвинуто несколько образовательных проектов, в том числе: • об учреждении разных училищ (1764), • организации государственных гимназий (1767), • комиссии об училищах (1768). Профессор Московского университета Ф.Г. Дильтей также составил план учреждения системы начальных (тривиальных) училищ, гимназий, университетов и заведений для подготовки из представителей крепостного сословия воспитателей для дворянских детей ("рабские", или "дядские" школы). Предусматривалось создать две "дядские школы" - в Москве и Петербурге, более 20 "тривиальных школ" для дворянства и свободных сословий, где готовили бы для поступления в гимназию, 9 четырехлетних гимназий для дворян и свободных разночинцев, 2 новых университета. В проекте "государственных гимназий", или "детских воспитательных академий", представленном в 1767 году Комиссией для составления плана учебной реформы, предусматривалась организация закрытых казенных учебных заведений для детей с 5 - 6-летнего возраста до 18 лет "без различия звания" (исключая крепостных). Задумывалось открыть гимназии 4-х типов: общеобразовательные, гражданские, военные и купеческие. Во всех типах гимназий предлагалось обращать особое внимание на изучение торговли и промышленности, иностранных языков. Предусматривалось также введение для мальчиков обязательного начального обучения. Несколько проектов подготовила созданная в 1768 году "Частная комиссия об училищах": • о низших деревенских училищах - планировалось в селах и больших деревнях повсеместно учреждать начальные школы; • о низших городских училищах, %/ о средних училищах, •об училищах для иноверцев. Проекты 1760-х гг. об общественной системе образования, об учреждении и государственной поддержке городских и сельских школ остались неосуществленными из-за отсутствия средств. 2. В 1782 году Екатерина назначила "Комиссию по учреждению народных училищ". В том же году Комиссия предложила план открытия начальных, средних и высших учебных заведений, который был использован в "Уставе народным училищам Российской империи" (1786). Согласно "Уставу" 1786 года в городах открывались малые и главные народные училища. Это были бесплатные смешанные школы для мальчиков и девочек, находившиеся вне контроля церкви. Ими могли пользоваться средние слои городского населения. Школы содержались на средства городских самоуправлений. Малые училища были рассчитаны на два года обучения и должны были готовить грамотных, умеющих хорошо писать и считать людей, знающих основы православия и правила поведения. Здесь обучались чтению, письму, нумерации, священной истории, катехизису, начаткам граждановедения, арифметике, русской грамматике, чистописанию и рисованию. Главные училища обязаны были давать более широкую подготовку на многопредметной основе. Обучение в главных народных училищах длилось пять лет. Помимо программы малого училища, в курс обучения входили евангелие, история, география, геометрия, механика, физика, естествознание, архитектура; для желающих - латинский и живые иностранные языки: татарский, персидский, китайский (преподавание западноевропейских языков не предусматривалось). В главных училищах можно было приобрести педагогическое образование. Из училищ были устранены официальные представители церкви. Преподавание (в том числе катехизиса и священной истории) поручалось гражданским учителям. Устав утвердил классно-урочную систему. Реформа, предпринятая согласно Уставу 1786 года, была важным этапом в развитии школьного дела. Число народных училищ быстро росло: к концу XVIII века из 500 городов училища были в 254. Их посещали 22 тыс. учащихся, в том числе 1800 девочек. Это составляло третью часть от всех обучающихся в учебных заведениях России. Однако дети крестьян фактически не могли пользоваться этими школами. Использованные источники: Джуринский А.Н. История педагогики. С. 221 - 224.
Вопрос 48. Русские просветители о воспитании
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-12-15; просмотров: 42; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.111.9 (0.061 с.) |