Создание российских учебных книг 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Создание российских учебных книг



I. Василий Никитич Татищев (1686 - 1750) - создатель многотомной "Ис­тории Российской", философ, составитель энциклопедического слова­ря "Лексикон Российский", был автором и ряда интереснейших педагогических сочинений - "Записка об учащихся и расходах на про­свещение России", "Разговор двух приятелей о пользе наук и училищ", "Духовная моему сыну", "О порядке преподавания в школах при ураль­ских казенных заводах" и др.

В 1721 году по его инициативе была открыта первая профессиональная горнозаводская школа, а затем возникла целая сеть подобных училищ. В Екатеринбурге, возникшем на базе основанного В.Н. Татищевым ме­таллургического завода, была организована центральная горнозаводс­кая школа, явившаяся своеобразным административным и методичес­ким центром для всех подобных школ.

В.Н. Татищев был представителем светского направления в русской пе­дагогике XVIII века. 

Он считал, что уже с 10 лет ребенка необходимо обучать ремеслу, что является основной задачей второго этапа обучения - собственно про­фессионального.

Науки Татищев разделяет на нужные, полезные, щегольские, любо­пытные и вредные:

нужные - домоводство, врачество, Закон Божий, умение владеть ору­жием, логика, богословие;

полезные - письмо, грамматика, красноречие или витийство, изучение иностранных языков, история, генеалогия, география, ботаника, ана­томия, физика, химия;

щегольские, или увеселяющие - стихотворство (поэзия), музыка, танцы, живопись;

любопытные, или тщетные - астрология, физиогномия, хиромантия, алхимия;

вредные - гадания и волшебства разного рода, некромантия (через мер­твых провещание) и др.

Педагогика Татищева была не только утилитарна, но и сословна. В "Духовной моему сыну" Татищев заявляет, что главнейшее в жизни есть вера, что в Законе Божием от юности до старости нужно поучаться и день и ночь, и ревностно познавать волю Творца. Самое главное в светском или научном образовании - умение правильно и складно писать; затем должны следовать арифметика, немецкий язык, русская история и география, законы гражданские и воинские своего отечества и многое другое.

Татищев не против просвещения народных масс: по его мнению, крес­тьянских детей обоего пола от 5 до 10 лет нужно обучать грамоте и пись­му, а от 10 до 15 лет - ремеслам.

2. Самым ярким детищем Петра I в области науки и просвещения, по­явившимся уже после его смерти, но по его проекту, явилась Санкт-Петербургская академия наук (1725) с подчиненными ей академическими университетом и гимназией (1726).

Необходимо подчеркнуть, что это было не учебное, а научное учреждение, хотя при нем по обыкновению того времени и осуществлялась onределенная педагогическая деятельность.

Академическую гимназию можно считать первой в России государственной светской общеобразовательной школой, имеющей своей целью подготовку молодежи к поступлению в университет, к карьере ученого. Гимназия состояла из двух отделений: немецкая школа (3 года обуче­ния) и латинская школа (2 года обучения). Основными учебными пред­метами были языки, словесность, история, география, математика и естествознание. В 1726 году к обучению в ней приступило 112 человек, дети из знатных семей.

Из-за границы в Академию наук были приглашены 16 известных евро­пейских ученых, преимущественно из германских университетских цен­тров.

3. Развитие просвещения в России потребовало создания новых собствен­но российских учебных книг. С 1708 года книги стали печатать новым шрифтом, сменившим прежний церковнославянский.

Новым шрифтом были напечатаны первые книги, ставшие учебниками:

• "Геометрия, славенски землемерие";

•"Приклады, како пишутся комплименты разные на немецком языке, то есть писания патентантов к патентантам поздравительные и сожалительные и иные, такожде между сродников и приятелев";

•в 1708 году была переиздана учебная книга "Букварь языка славепска, сиречь начало учениям детям, хотящим учитися чтения писаний";

•в том же году появилось печатное руководство по правилам этикета - "Юности честное зерцало, или Показание к житейскому обхождению, собранное из разных авторов".

Использованные источники:

История педагогики и образования. С. 253 - 254.

Латышина Д.И. История педагогики. С. 233 - 236.

 

Вопрос 44, Просвещение и школа после Петра I

 

Учебные заведения

Домашнее воспитание

Ступени обучения

1. Преемники Петра I - Екатерина I, Петр II, Анна Иоанновна, отчасти Елизавета Петровна - лишь декларировали продолжение образовательной политики своего великого предшественника.

Петровские школы, за редким исключением, во второй четверти XVIII века стали закрываться, акцент был перенесен на развитие сословных, прежде всего дворянских, учебно-воспитательных учреждений. Школы, созданные при Петре I, после его смерти подверглись серьез­ным преобразованиям. Так, цифирные школы с 1744 года слились с гарнизонными, архиерейскими школами, что далеко не походило на образовательные центры, какими они мыслились ранее.

2. В это время в России постепенно складывался идеал особого дворянско­го воспитания.

Накапливался уникальный российский опыт домашнего образования де­тей в дворянских усадьбах, превращавшихся порой в своеобразные вос­питательно-образовательные, культурные центры, например, усадьба вице-канцлера елизаветинской России графа М.И. Воронцова, извест­ного покровителя М.В. Ломоносова, который выписывал из-за грани­цы подготовленных учителей.

Домашнее воспитание зависело от множества факторов: благосостоя­ния родителей, их социальной ориентации, характера деятельности главы дома, возможности приглашать действительно образованных гуверне­ров и учителей.

3. Всех дворянских детей в 7 лет должны были привозить в Петербург на так называемый смотр и записать у герольдмейстера, а в Москве или в губернских городах - у губернатора.

Второй смотр проводился через 5 лет. К этому времени подросток, или, как тогда называли, "недоросле, должен был уметь хорошо читать и писать. Следующая ступень обучения, дома или в государственных школах предполагала изучение арифметики, геометрии, Закона Божьего. Эти учебные предметы охватывали все содержание обучения дворянских детей в возрасте от 7 до 16 лет. В 16 лет знания юношей проверял сенат.

Содержание дальнейшего обучения, как домашнего, так и школьного, составляли география, фортификация, история.

Учащиеся инженерной, артиллерийской, гарнизонной школ и кадетских корпусов в этом возрасте держали экзамен в Петербурге перед членами Военной коллегии или в гарнизонах и городах перед губернатора­ми, комендантами и другими "учеными людьми".

Использованные источники:

История педагогики и образования. С. 256 - 257.

Вопрос 45. Педагогическая деятельность М.В. Ломоносова

1. Ломоносов -  выдающийся ученыи и просветитель

2. Создание Московского университета

3. Ученики Ломоносова

4. Методическая деятельность Ломоносова

1. В историю мировой науки вписано имя русского ученого Михаила Ва­сильевича Ломоносова (1711 - 1765) - первого отечественного академи­ка. Он оказал влияние на развитие науки и культуры России во всех областях человеческого знания: он был литератором, поэтом, языкове­дом, историком, географом, геологом, металлургом, физиком, хими­ком, художником, педагогом, стремившимся использовать науку для развития производительных сил, поднятия благосостояния страны. Ло­моносова-просветителя характеризуют защита интересов отечества, борь­ба за развитие науки и просвещения.

2. С именем М.В. Ломоносова связано создание Московского университета (1755) - в настоящее время одного из ведущих университетов мира. Ломоносов говорил о себе в официальном документе, что он был не только участником учреждения, но и "...первую причину подал к основанию помянутого корпуса".

Ему удалось воодушевить идеей создания нового университета графа И.И. Шувалова, фаворита императрицы Елизаветы Петровны, покро-вителя и просвещения, и самого Ломоносова, и дело стало быстро продвигаться.

Ломоносов составил и разработал план университета и даже программу   преподавания.

Сенат утвердил представление И.И. Шувалова, и 12 января 1755 года, в Татьянин день, "Указ об учреждении в Москве Университета" был под­писан Елизаветой. 24 января того же года опубликовано "Положение об Университете".

Тогда же стала работать гимназия при университете (существовала до 1812 года).

Открытие Московского университета стало воплощением мечты Ло­моносова о демократической высшей школе, доступ к которой был от­крыт для представителей разных сословий.

В 60-е гг. М.В. Ломоносов возглавлял руководство академическими гим­назиями и университетом в Санкт-Петербурге. Он определил общие правила их работы, разработал учебный план гимназии и распорядок учебной работы в ней, составил "Регламент академической гимназии".

Ломоносов первый стал читать лекции студентам на русском языке еще в Санкт-Петербургском университете в то время, когда в качестве язы­ка науки в Европе и в России использовалась латынь.

Несмотря на все трудности развития, Московский университет посте­пенно расширял сферу своей деятельности, при нем были созданы литературные и научные общества, в том числе "Типографическое об­щество", открыта типография и книжная лавка.

3. Николай Никитич Поповский, поэт и ученый, наиболее даровитый уче­ник Ломоносова, являлся первым профессором, читавшим лекции в Московском университете на русском языке.

Вместе с Поповским в Московский университет и гимназию пришла группа молодых педагогов. Среди них три ученых магистра, воспитан­ных академическим университетом под непосредственным руководством Ломоносова:

Антон Алексеевич Барсов, преподававший вначале математику, после смерти Поповского занял его кафедру; впервые в 1766 году начал ком­ментировать на лекциях сочинения Ломоносова, причислив его, таким образом, к классикам;

Филипп Яремский, магистр философии и свободных наук, преподава­тель русской и латинской риторики в университетской гимназии;

Алексей Константинов, преподаватель русской грамматики в универси­тетской гимназии.

4. Еще одна грань просветительской деятельности М.В. Ломоносова - со­здание им так необходимых для обучения учебников и методических ма­териалов, которых на русском языке вообще не было.

Им были написаны:

• руководство "Первые основания горной науки, или Горная книжица";

• "Краткое руководство к риторике, на пользу любителей сладкоречия сочиненное";

•  учебник "Российская грамматика", который в течение полувека был лучшим учебником для школ;

• книга по истории;

а также переведен с латинского учебник "Экспериментальная физика для студентов".

Одной из крупнейших педагогических заслуг Ломоносова является по­пуляризация сочинений замечательного чешского педагога Яна Амоса Коменского, книгу которого "Мир в картинках" он считал необходи­мым учебным пособием в гимназии.

Ломоносов стал первопроходцем в России и в решении вопросов содер­жания, методов и организации обучения. По его мнению,

• для того чтобы добиться основательности знаний у учащихся, необхо­дим постоянный контроль;

• необходимо в обучении привлекать конкретный, фактический матери­ал, исходя из убеждения, что "легче можно с примеров научиться, нежели по правилам";

• способ обучения должен соответствовать возрасту ребенка, его развитию, а учебный материал необходимо соразмерять с силами учащихся.  

Большой заслугой Ломоносова является то, что в России была введена классно-урочная система - впервые в академической и университетских гимназиях, а по их примеру и в кадетском корпусе.

М.В. Ломоносов обладал редким даром не только формулировать новые педагогические идеи, но и претворять их в жизнь. В своей педагогической деятельности в академическом университете и гимназиях он осуществлял реформы в соответствии со своими глубоко продуманными про­граммами.

Использованные источники:

Латышина Д.И. История педагогики. С. 237 - 242.

 

Вопрос 46. Система воспитания и образования, созданная Екатериной II

1. Наказ императрицы Екатерины II

2. Педагогическая деятельность И. И. Бецкого

1. В 60 - 80-е гг. XVIII века, во время правления Екатерины II, программ­ным документом, определившим направление государственной полити­ки в области образования и просвещения, стал так называемый "Наказ императрицы Екатерины II.

Согласно этому документу:

• за каждым сословием закреплялось строго отведенное ему место в общественной жизни: каждый человек должен был осознавать себя гражданином, преданным самодержавию, законопослушным. Задача фор­мирования так понимаемого гражданина возлагалась на правильное воспитание'.

• воспитание должно начинаться с детства, с внушения "страха Божия" как основы приучения детей к выполнению функций, соответствую­щих его сословию;

• надо прививать детям любовь к Отечеству, уважение к законам и прави­тельству;

• детей с раннего возраста необходимо приучать к трудолюбию, посколь­ку праздность является источником зла;

• особое внимание Екатерина II обращала на качества личности воспита­теля, который сам должен быть образцом истинной гражданственности. Российская система воспитания и образования создавалась Екатериной II не без влияния западноевропейских просветителей:

• Дж. Локка, чей педагогический трактат "Мысли о воспитании" в рус­ском переводе стал ее настольной книгой;

• Ж. Ж. Руссо, у которого Екатерина II заимствовала идею создания, по ее выражению, "новой породы людей";

• идеи французского Просвещения об изоляции ребенка от общества в период его обучения, на основе которых Екатерина II применила со­словный принцип.

Окончательно оформляется идея создания общеобразовательной школы для широких слоев населения, исключая крепостное сословие.

В 1783 году по приказанию Екатерины II была издана книга "О должно­стях человека и гражданина", являвшаяся переводом труда австрийско­го педагога Иоганна Фельбигера. Перевод был отредактирован самой Екатериной II и рекомендован в качестве обязательного учебного посо­бия для всех создаваемых в России учебных заведений.

Эта учебная книга стала манифестом педагогических воззрений самодер­жавия. В основе концепции лежал тезис о богоустановленности суще­ствующих общественных отношений, поэтому основой воспитания дол­жно было стать воспитание религиозное, в духе повиновения монарху и законам, даже тогда, когда человек в них сомневается.

О повороте к православному религиозному воспитанию, сочетающемуся с рациональным обучением, говорят и написанные самой Екатериной про­изведения, носящие педагогическую направленность: "Выбранные рос­сийские пословицы", "Продолжение начального учения".

 2. В 1763 году Екатерина II назначила своим главным советником по воп­росам образования Ивана Ивановича Бецкого (1704 - 1795), хорошо зна­комого с педагогическими идеями Запада.

И. И. Бецкой составил доклады и уставы, в том числе "Генеральный план воспитательного дома" (1764) и "Краткое наставление о воспита­нии детей", где в трактовке вопросов физического, умственного и нравственного воспитания идет вслед за Руссо и Локком. Бецкому принадлежат проекты воспитания "идеальных дворян". По предложениям Бецкого были открыты следующие учебно-воспитательные учреждения:

• воспитательные училища для мальчиков при Академии художеств (1764) и Академии наук (1765);

• Институт благородных девиц при Воскресенском монастыре - Смольный институт (1764);

•   Коммерческое училище в Москве (1772).

При основании Смольного института для девушек из дворянских семей  был использован французский культурно-просветительский опыт. В институте существовали

• общая программа - русский язык, география, история, арифметика, иностранные языки,

• курсы политеса для смолянок из знатных семей,

• курсы домоводства для менее родовитых учениц.

Смольный институт оказался первым государственным средним женским учебным заведением в Европе.

Использованные источники:

Джуринский А.Н. История педагогики. С. 221.

История педагогики и образования. С. 262 - 264.

Вопрос 47. Образовательные проекты второй половины XVIII века

Проекты 60-х гг. XVIII века

2. Народные училища      

1. В 1760-х гг. было выдвинуто несколько образовательных проектов, в том числе:

• об учреждении разных училищ (1764),

• организации государственных гимназий (1767),

• комиссии об училищах (1768).

Профессор Московского университета Ф.Г. Дильтей также составил план  учреждения системы начальных (тривиальных) училищ, гимназий, университетов и заведений для подготовки из представителей крепостного сословия воспитателей для дворянских детей ("рабские", или "дядские" школы). Предусматривалось создать две "дядские школы" - в Москве и Петербурге, более 20 "тривиальных школ" для дворянства и свободных сословий, где готовили бы для поступления в гимназию, 9 четырехлетних гимназий для дворян и свободных разночинцев, 2 новых университета.

В проекте "государственных гимназий", или "детских воспитательных академий", представленном в 1767 году Комиссией для составления плана учебной реформы, предусматривалась организация закрытых казенных учебных заведений для детей с 5 - 6-летнего возраста до 18 лет "без различия звания" (исключая крепостных). Задумывалось открыть гимна­зии 4-х типов: общеобразовательные, гражданские, военные и купечес­кие. Во всех типах гимназий предлагалось обращать особое внимание на изучение торговли и промышленности, иностранных языков. Предус­матривалось также введение для мальчиков обязательного начального обучения.

Несколько проектов подготовила созданная в 1768 году "Частная ко­миссия об училищах":

• о низших деревенских училищах - планировалось в селах и больших дерев­нях повсеместно учреждать начальные школы;

• о низших городских училищах, %/ о средних училищах,

•об училищах для иноверцев.

Проекты 1760-х гг. об общественной системе образования, об учрежде­нии и государственной поддержке городских и сельских школ остались неосуществленными из-за отсутствия средств.

2. В 1782 году Екатерина назначила "Комиссию по учреждению народных училищ". В том же году Комиссия предложила план открытия начальных, средних и высших учебных заведений, который был использован в "Ус­таве народным училищам Российской империи" (1786).

Согласно "Уставу" 1786 года в городах открывались малые и главные на­родные училища. Это были бесплатные смешанные школы для мальчиков и девочек, находившиеся вне контроля церкви. Ими могли пользовать­ся средние слои городского населения. Школы содержались на средства городских самоуправлений.

Малые училища были рассчитаны на два года обучения и должны были готовить грамотных, умеющих хорошо писать и считать людей, знаю­щих основы православия и правила поведения.

Здесь обучались чтению, письму, нумерации, священной истории, ка­техизису, начаткам граждановедения, арифметике, русской граммати­ке, чистописанию и рисованию.

Главные училища обязаны были давать более широкую подготовку на многопредметной основе.

Обучение в главных народных училищах длилось пять лет. Помимо про­граммы малого училища, в курс обучения входили евангелие, история, география, геометрия, механика, физика, естествознание, архитекту­ра; для желающих - латинский и живые иностранные языки: татарский, персидский, китайский (преподавание западноевропейских языков не предусматривалось). В главных училищах можно было приобрести педа­гогическое образование.

Из училищ были устранены официальные представители церкви. Пре­подавание (в том числе катехизиса и священной истории) поручалось гражданским учителям. Устав утвердил классно-урочную систему.

Реформа, предпринятая согласно Уставу 1786 года, была важным эта­пом в развитии школьного дела. Число народных училищ быстро росло: к концу XVIII века из 500 городов училища были в 254. Их посещали 22 тыс. учащихся, в том числе 1800 девочек. Это составляло третью часть от всех обучающихся в учебных заведениях России. Однако дети крестьян фактически не могли пользоваться этими школами.

Использованные источники:

Джуринский А.Н. История педагогики. С. 221 - 224.

 

Вопрос 48. Русские просветители о воспитании



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-15; просмотров: 42; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.111.9 (0.061 с.)