Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Вопрос 36. Ж.Ж. Руссо: краткий биографический очерк,Содержание книги
Поиск на нашем сайте
основные педагогические идеи 1. Краткий биографический очерк 2. Основные педагогические идеи 1. Ж.Ж.Руссо (1712 - 1778) родился в Женеве в семье часовщика. В жизни переменил много разных профессий: был учеником нотариуса, а потом - гравера; служил лакеем и секретарем; домашним воспитателем и учителем музыки. Систематического школьного образования он не получил, немного занимался самообразованием. В 1741 году он поселился в Париже, где познакомился со многими выдающимися людьми того времени. По своим воззрениям близок просветителям типа Д.Дидро. 2. Руссо резко критиковал современное ему воспитание, подавлявшее личность ребенка, не учитывавшее ни возрастных и индивидуальных особенностей детей, ни потребностей жизни, и подверг осуждению многие предрассудки, пороки и социальные несправедливости, порожденные феодальным строем, в своих главных произведениях: • "Способствовал ли прогресс наук и искусств улучшению или ухудшению нравов?" (1750); • "Рассуждение о происхождении и основаниях неравенства между людьми" (1755); • "Общественный договор" (1762); • "Эмиль, или О воспитании" (1762); • "Юлия, или Новая Элоиза" (1761). Он является основоположником теории естественного, свободного воспитания, сообразного с законами физического, умственного и нравственного развития детей. Важнейшие положения этой теории: • человек от рождения добр и готов к счастью, он наделен природными задатками, и назначение воспитания - сохранить и развить природные данные ребенка. Идеалом представляется неиспорченный обществом и воспитанием человек в его естественном состоянии; • естественное воспитание осуществляется прежде всего природой, природа есть лучший учитель, все окружающее ребенка служит ему учебником. Уроки дает природа, а не люди. Чувственный опыт ребенка лежит в основе познания мира, на его основе воспитанник сам создает науку; • свобода есть условие, естественного воспитания, ребенок делает то, что ему захочется, а не то, что ему предписывают и приказывают. Но хочет он того, чего хочет от него воспитатель; • воспитатель незаметно для ребенка возбуждает у него интерес к занятиям и желание учиться; • ребенку ничего не навязывается: ни наука, ни правила поведения; но он, движимый интересом, приобретает опыт, из которого и формулируются выводы; i/ чувственное познание и опыт становятся источниками научного знания, что ведет к развитию мышления. Развить ум ребенка и способность самому приобретать знания, а не вдолбить их готовыми - этой задачей следует руководствоваться в учении; • воспитание есть деликатное, без применения насилия, направление свободной деятельности воспитуемого, развитие у него естественных задатков и возможностей. Использованные источники: 1. История педагогики и образования. С. 214. 2. Латышина Д. И. История педагогики. С. 55 - 56. 3. Пискунов А. И. Хрестоматия по истории зарубежной педагогики. С. 202.
Вопрос 37. Концепция воспитания Ж.Ж. Руссо Общая характеристика концепции Четыре периода жизни ребенка Религиозное воспитание Руссо о воспитании девочек 1. Основным педагогическим сочинением Руссо является роман-трактат "Эмиль, или О воспитании", целиком посвященный изложению его взглядов на воспитание. В романе действуют два персонажа - Эмиль (от рождения до 25 лет) и воспитатель, выполняющий роль родителей и воспитывающий Эмиля все эти годы вдали от развращающего людей общества, вне социальной среды, на лоне природы. В современном Руссо обществе бытовало понимание воспитания как переделывание ребенка взрослыми по установленному образцу с помощью литературы, религии и т. п. и превращение его путем обучения в такого человека, который нужен для соответствующего "места" в обществе. Руссо противопоставил такому воспитанию личность, воспитанную средствами природы, с собственными естественными интересами, руководствующуюся в жизни собственными природными способностями. Разумное воспитание понимается Руссо как способ общественного переустройства. По утверждению Руссо, существуют три источника воспитания: природа, вещи, люди, но результат в воспитании достигается тогда, когда они не противоречат друг другу: • природа - природные данные ребенка, которые он имеет от рождения. Это развитие мало поддается влиянию воспитателя, но следует воспитывать ребенка согласно его природе; • вещи - окружающий мир, от которого ребенок получает много. Ребенок появляется на свет "чувственно восприимчивым" и получает различные впечатления от окружающего; по мере роста у него накапливается все больше знаний, они расширяются и укрепляются; • люди - родители, воспитатели, учителя. От них зависит основное воспитание. Им предстоит позаботиться о том, чтобы природа человека проявилась наиболее полно. 2. Воспитание детей начинается с их рождения. По мнению Руссо, время воспитания в соответствии с природными особенностями детей делится на 4 периода: • младенчество - от рождения до 2 лет; • детство - от 2 до 12 лет; • отрочество - от 12 до 15 лет; • юношество - от 15 до вступления в брак. В каждом возрасте природные задатки проявляются по-разному, меняются с годами потребности ребенка. На примере взросления Эмиля Ж.Ж. Руссо подробно описывает цели и задачи воспитания в каждом возрасте. Первые годы жизни - это время физического развития, когда ребенок нуждается в движении, поэтому нельзя стеснять его свободы, нужно позволить ему свободно двигаться, не затягивая его пеленками. В эти годы нужно укреплять физические силы, закаливать ребенка. В детском возрасте (от 2 до 12 лет) происходит накопление чувственного опыта, без которого деятельность ума лишена всякого содержания. Ноги, руки, глаза являются первыми учителями Эмиля, до наступления разумного возраста ребенок воспринимает "не идеи, но образы"; ребенка поражает все, что он видит и слышит, все окружающее его служит ему книгой. Искусство воспитания и состоит в том, чтобы отобрать те предметы, которые он может познать благодаря чувствам, а созданный запас знаний пополнится впоследствии. В отроческом возрасте (12 - 15 лет) происходит переход от ощущений ребенка к идеям, знаниям. От чувственно воспринимаемых предметов ребенок переходит к науке. Но особенность ее изучения состоит в том, что он не выучивает науку, а выдумывает ее, открывает ее сам. Задача I воспитателя не в том, чтобы преподать науку Эмилю, а вызвать в нем интерес, дать ему методы изучения. Юношеский возраст (от 15лет): если до этого укреплялось тело Эмиля, развивались его внешние чувства и мозг, то теперь настало время для воспитания его сердца. В это время особое значение для человека имеют чувства. Ребенок по природе расположен к доброте и благожелательно относится к окружающим. Первое его чувство - любовь к себе, а второе - к тем, кто его окружает. Теперь его воспитание имеет в виду развитие морали и религиозности. 3. Эмиль постепенно и естественно приходит сам к познанию Божественного начала, к мысли о Творце мира. В рассмотрении религии Руссо выступил скептиком, опровергающим догматы церкви, и обличителем неискренности священников, чем и вызвал гнев церкви, расправу над книгой, свое изгнание. 4. Концепция воспитания девочек раскрыта в пятой книге романа, названной "Софи, или Женщина". Основная функция женщины, по мнению Руссо, быть женой и матерью, ей не нужно давать широкого научного образования, но надо заботиться о ее физическом развитии, эстетическом воспитании, приучать к ведению домашнего хозяйства и т. п. Использованные источники: Латышина Д.И. История педагогики. С. 48 - 55. Вопрос 38. Проекты реформ народного образования в эпоху Великой французской революции
1. Доклад об общей организации народного образования План национального воспитания I. В эпоху Великой французской революции (1789 - 1794) политические и общественные деятели новой, республиканской Франции воспринимали революцию как начало новой эры человечества, большое социальное значение при этом придавая обновлению культуры, в том чи,сле и образования. Ж.А.Кондорсе в своем "Докладе об общей организации народного образования" (1792) предлагал сделать систему образования независимой от любого политического давления. В целом проект Ж.А.Кондорсе был весьма прогрессивен: • преемственность ступеней образования, • равенство в праве на образование всех людей, • светскость школы, •бесплатность обучения, •усиление роли естественных наук. Цель образования Ж.А. Кондорсе видел в открытии людям способов удовлетворения своих потребностей, в обеспечении своего благосостояния, познания и использования своих прав и обязанностей, усовершенствования в своей профессии, в выполнении общественных обязанностей. Таким образом, полагал он, каждый человек сможет использовать и развивать свои природные таланты, и в результате будет достигнуто фактическое равенство всех граждан. Школы должны быть государственными, а обучение - бесплатным и безрелигиозным. Образование должно быть всеобщим, одинаковым для всех, но в то же время должно предоставлять возможность наиболее одаренной части граждан получать более высокое образование, углублять и расширять его. Все образование Ж.А. Кондорсе предлагал разделить на четыре ступени: • начальные школы. На первой ступени детей должны были учить тому, что необходимо для самостоятельной деятельности: чтению, письму, элементам грамматики, правилам арифметики, простым методам измерения, сведениям о сельском хозяйстве и ремеслах, первым понятиям о морали, этике и принципах общественного строя. Для развития физических сил ребенка предполагалось использовать гимнастические упражнения. Такую школу и одного учителя должны были иметь каждые 400 жителей; • школы второй ступени. Для детей из более или менее состоятельных семей. Здесь дети должны были получать знания, необходимые в ремеслах. При школах второй ступени Кондорсе считал нужным создавать библиотеки и кабинеты, оснащенные оборудованием, необходимым для изучения естественных наук. Такая школа должна была открываться в каждом административном округе и каждом городе с населением свыше 4 тысяч жителей; • институты. На третьей ступени обучения должны были преподаваться предметы, связанные с практической деятельностью: сельским хозяйством, промышленностью, военным искусством, медициной и т. п. Такие учебные заведения должны были быть учреждены в каждом департаменте; • лицеи. На четвертой ступени образования должны были готовить ученых. На всю Францию Ж.А. Кондорсе считал достаточным создание девяти лицеев. Возглавлять всю систему образования, по замыслу Ж.А. Кондорсе, должно было Национальное общество наук и искусств. 2. Л.М. Лепелетье в своем "Плане национального воспитания" полагал, что нужно решить проблему, состоящую из двух частей: народу нужно дать: • во-первых, воспитание; • во-вторых, образование. И если образование, даже и доступное для всех, является собственностью ограниченного числа членов общества, то воспитание должно быть общим для всех. Цель своего проекта он усматривал в организации воспитания • действительно национального, •действительно республиканского, • действительно доступного для всех. Для этого, считал Л.М. Лепелетье, необходимо издать декрет, по которому всем мальчикам от 5 до 11 лет, без всякого различия и без всякого исключения, обеспечивалось бы общественное воспитание за счет республики. Период с 5 до 12 лет Л.М. Лепелетье считал решающим для физического и морального развития человека. Именно поэтому за детьми в этом возрасте необходимы постоянные наблюдения, оказание им помощи. До пяти лет ребенок должен быть предоставлен заботам матери. По мнению Л.М. Лепелетье, в пятилетнем возрасте отечество получит ребенка из рук природы, а в двенадцать лет оно сделает его членом общества. Этот период наиболее подходит для общественного воспитания, наиболее пригоден для изучения не только различных ремесел, но и наук. Кроме того, ребенок уже в состоянии выбрать себе будущую профессию и начать ее изучение. На этом этапе общее воспитание и образование должно закончиться, так как каждую профессию нужно изучать отдельно. Л.М. Лепелетье предлагал в городах и сельской местности создавать дома национального воспитания, каждый из которых вмещал бы от 400 до 600 учеников. Эти учреждения должны находиться недалеко от места проживания детей, с тем чтобы родители могли часто навещать их. На одного учителя должно приходиться по 50 учеников, что не будет обременительно для него, если старшие дети будут помогать в воспитании младших. Задачей таких школ должно было стать "приготовление первичного вещества", вооружение детей сведениями, "одинаково полезными гражданам в любом положении". После долгих дискуссий Конвент принял решение о создании домов национального воспитания, но спустя несколько месяцев это решение было отменено. Использованные источники: История педагогики и образования. С. 221 - 225.
Вопрос 39. Тенденции развития школьного образования и новые типы учебных заведений 1. Общая характеристика 2. Развитие учреждений начального обучения 3. Полное общее образование 1. В период с середины XVII до конца XVIII вв. масштабы образования расширялись - для дворянства и духовенства, а также для верхов третьего сословия. Принцип сословности образования делался все более ощутимым фактором ослабления интеллектуального потенциала наций, так как наилучшие школы предназначались лишь первым двум сословиям. Духовным и организационным центром школьного дела оставалась церковь, которая препятствовала попыткам реформировать школу на светских началах. Соперничество католической и протестантской ветвей христианства вело к усложнению задач и программ обучения, к повышению результативности деятельности учебных заведений. Школа классического типа становилась основным типом школьного образования. 2. Развитие учреждений начального обучения в Западной Европе и США во второй половине XVIII века представляло собой сложную картину борьбы нового со старым. Несмотря на то, что масштабы и результативность начального обучения быстро увеличивались, начальная школа не справлялась со своими задачами - основная масса населения (в первую очередь крестьяне) оставалась неграмотной. Главная причина - острая нехватка профессиональных преподавателей: количество учебных заведений для подготовки преподавателей элементарной школы исчислялось единицами. Представители движения Реформации в Германии, Англии и Франции внесли живительную струю в организацию школ начального обучения: • в Германии для многих соответствующих учебных заведений каноном сделался яркий образец программы элементарных школ, создававшихся деятелями Реформации - Готский школьный устав (1642). В этом документе явственно ощущается воздействие педагогических идей Я.А. Коменского и В. Ратке. Планировалось обучение в трех классах: низшем, среднем и старшем. В первых двух классах обучали по Катехизису; предметы - родной язык (чтение и письмо), счет, церковное пение. В старшем классе добавлялись изучение обычаев, начала естествознания, местной географии - "мирские предметы". Начальный возраст ученика определялся в 5 лет; учиться школьник мог до тех пор, пока не сдавал экзамен, но не дольше чем до 14 лет. Все предметы, кроме "мирских", преподавал один учитель - шульмейстер. "Мирским предметам" обучали специальные учителя; •в Англии на протяжении XVII - XVIII вв. под эгидой англиканской церкви создавались благотворительные и воскресные школы для бедняков. Стремление римско-католической церкви и католических монархий противостоять влиянию Реформации в сфере элементарного образования привело к распространению католических начальных школ. Во Франции в XVII - XVIII вв.: • активную деятельность развернула католическая конгрегация "Братьев христианских школ", основанная Ж.Б. Лассалем (1651 - 1719); • появились первые уставы католических начальных школ - Шалон-на-Марне (1676), Отона (1685), Аксерра (1695). Эти документы сочетали в себе авторитарный и консервативный дух - запрет смешанных школ, необходимость телесных наказаний ("розга необходима, ибо рождает мудрость") - с влиянием новых дидактических идей ("дети усвоят хорошо текст лишь тогда, когда прочтут его самостоятельно"). 3. Полное общее образование в Западной Европе и США в XVII - XVIII вв. существенно видоизменилось. На первый план выдвигаются учреждения классического типа, предназначенные для имущих слоев общества: • в Германии - городская (латинская) школа и гимназия. В течение XVII века было учреждено свыше ста городских школ (многие из которых впоследствии были преобразованы в гимназии), а в конце XVIII века в одной лишь Пруссии насчитывалось до 380 городских школ и гимназий; • в Англии и США - грамматическая школа; • во Франции - коллеж. В деятельности этих учебных заведений просматриваются как прогрессивные традиции Возрождения, Реформации и Просвещения, так и консервативные традиции. В Германии необходимо отметить заслуги в развитии современного образования и в создании учебно-воспитательных учреждений нового типа: • сторонников неогуманизма (Ф.А. Вольф и др.); • педагогов-филантропинистов, деятельность которых проходила под заметным влиянием руссоизма. Первое учебное заведение - филантропин, основанное И.Б. Базедовом в 1774 году в Дессау, отличалось межконфессиональной терпимостью. В Англии грамматические школы создавались по образцам германских городских школ и гимназий, в том числе девять больших публичных школ -Винчестер, Вестминстер, Итон, Борроу, Лондон и др. В больших публичных школах получали знания представители аристократии, поэтому здесь в общем насчитывалось не более трех тысяч учащихся. Во Франции в конце XVIII века было 562 коллежа с 73 тыс. учащихся - коллеж стал основным типом общеобразовательного учреждения еще на рубеже XVII - XVIII вв. Наиболее интересны с точки зрения педагогического опыта: • школы Пор-Рояля - были учреждены группой педагогов, получившей наименование "кружка Пор-Рояля", в который входили П. Николь (1625/28 -1695), К. Лансело (1615 - 1695), А. Арно (1612 - 1694) и др. Названы по предместью Парижа, где в 1637 году была открыта первая такая школа. Давали элементарное, общее и частично высшее образование. В курс входили французский язык, древние и новые языки, история, география, математика, риторика, философия. Школьные классы были небольшими - 5 - 6 учеников на 1 - 2 учителей. Педагоги Пор-Рояля ставили цель формирования прежде всего рассудочного мышления; были против оценок, полагая, что это побуждает учащихся к нездоровому соперничеству; особое внимание уделяли религиозному воспитанию; • заведения католического ордена "Оратория '. Возникли одновременно с орденом того же названия, основанным в 1611 году кардиналом П. де Берюлем. Ораторианцы готовили по преимуществу приходских кюре. В 1719 году насчитывалось уже свыше двадцати таких школ. Особым влиянием они пользовались в 60-е гт. XVIII века. Затем, однако, конгрегация была распущена, а ее школы влились в разряд остальных коллежей. В Северной Америке в XVII - XVIII вв. школьное образование развивалось под сильным воздействием европейского опыта, в первую очередь английского. Использованные источники: Джуринский А.Н. История зарубежной педагогики. С. 167 - 176. История педагогики и образования. С. 205.
Вопрос 40. Просвещение в России в начале XVIII века
1. Общая характеристика 2. Развитие Киевской и Московской академий
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-12-15; просмотров: 119; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.148.130 (0.01 с.) |