Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вопрос 36. Ж.Ж. Руссо: краткий биографический очерк,

Поиск

основные педагогические идеи

1. Краткий биографический очерк

2. Основные педагогические идеи

1. Ж.Ж.Руссо (1712 - 1778) родился в Женеве в семье часовщика. В жизни переменил много разных профессий: был учеником нотариуса, а потом - гравера; служил лакеем и секретарем; домашним воспитателем и учите­лем музыки. Систематического школьного образования он не получил, немного занимался самообразованием. В 1741 году он поселился в Пари­же, где познакомился со многими выдающимися людьми того времени. По своим воззрениям близок просветителям типа Д.Дидро.

2. Руссо резко критиковал современное ему воспитание, подавлявшее лич­ность ребенка, не учитывавшее ни возрастных и индивидуальных осо­бенностей детей, ни потребностей жизни, и подверг осуждению мно­гие предрассудки, пороки и социальные несправедливости, порожденные феодальным строем, в своих главных произведениях:

• "Способствовал ли прогресс наук и искусств улучшению или ухудше­нию нравов?" (1750);

• "Рассуждение о происхождении и основаниях неравенства между людь­ми" (1755);

• "Общественный договор" (1762);

• "Эмиль, или О воспитании" (1762);

• "Юлия, или Новая Элоиза" (1761).

Он является основоположником теории естественного, свободного воспи­тания, сообразного с законами физического, умственного и нравствен­ного развития детей. Важнейшие положения этой теории:

• человек от рождения добр и готов к счастью, он наделен природными задатками, и назначение воспитания - сохранить и развить природные данные ребенка. Идеалом представляется неиспорченный обществом и воспитанием человек в его естественном состоянии;

• естественное воспитание осуществляется прежде всего природой, при­рода есть лучший учитель, все окружающее ребенка служит ему учебни­ком. Уроки дает природа, а не люди. Чувственный опыт ребенка лежит в основе познания мира, на его основе воспитанник сам создает науку;

• свобода есть условие, естественного воспитания, ребенок делает то, что ему захочется, а не то, что ему предписывают и приказывают. Но хочет он того, чего хочет от него воспитатель;

• воспитатель незаметно для ребенка возбуждает у него интерес к заняти­ям и желание учиться;

• ребенку ничего не навязывается: ни наука, ни правила поведения; но он, движимый интересом, приобретает опыт, из которого и формули­руются выводы; i/ чувственное познание и опыт становятся источниками научного зна­ния, что ведет к развитию мышления. Развить ум ребенка и способность самому приобретать знания, а не вдолбить их готовыми - этой задачей следует руководствоваться в учении; • воспитание есть деликатное, без применения насилия, направление сво­бодной деятельности воспитуемого, развитие у него естественных за­датков и возможностей. Использованные источники:

1. История педагогики и образования. С. 214.

2. Латышина Д. И. История педагогики. С. 55 - 56.

3. Пискунов А. И. Хрестоматия по истории зарубежной педагогики. С. 202.

 

Вопрос 37. Концепция воспитания Ж.Ж. Руссо

Общая характеристика концепции

Четыре периода жизни ребенка

Религиозное воспитание

Руссо о воспитании девочек

1. Основным педагогическим сочинением Руссо является роман-трактат "Эмиль, или О воспитании", целиком посвященный изложению его взгля­дов на воспитание.

В романе действуют два персонажа - Эмиль (от рождения до 25 лет) и воспитатель, выполняющий роль родителей и воспитывающий Эмиля все эти годы вдали от развращающего людей общества, вне социальной среды, на лоне природы.

В современном Руссо обществе бытовало понимание воспитания как пе­ределывание ребенка взрослыми по установленному образцу с помощью литературы, религии и т. п. и превращение его путем обучения в такого человека, который нужен для соответствующего "места" в обществе. Руссо противопоставил такому воспитанию личность, воспитанную сред­ствами природы, с собственными естественными интересами, руководствующуюся в жизни собственными природными способностями. Разумное воспитание понимается Руссо как способ общественного пе­реустройства. По утверждению Руссо, существуют три источника воспитания: приро­да, вещи, люди, но результат в воспитании достигается тогда, когда они не противоречат друг другу:

природа - природные данные ребенка, которые он имеет от рождения. Это развитие мало поддается влиянию воспитателя, но следует воспи­тывать ребенка согласно его природе;

вещи - окружающий мир, от которого ребенок получает много. Ребенок появляется на свет "чувственно восприимчивым" и получает различные впечатления от окружающего; по мере роста у него накапливается все больше знаний, они расширяются и укрепляются;

люди - родители, воспитатели, учителя. От них зависит основное воспи­тание. Им предстоит позаботиться о том, чтобы природа человека прояви­лась наиболее полно.

  2. Воспитание детей начинается с их рождения. По мнению Руссо, время воспитания в соответствии с природными особенностями детей делит­ся на 4 периода:

младенчество - от рождения до 2 лет;

детство - от 2 до 12 лет;

отрочество - от 12 до 15 лет;

юношество - от 15 до вступления в брак.

В каждом возрасте природные задатки проявляются по-разному, ме­няются с годами потребности ребенка. На примере взросления Эмиля Ж.Ж. Руссо подробно описывает цели и задачи воспитания в каждом возрасте.

Первые годы жизни - это время физического развития, когда ребенок нуждается в движении, поэтому нельзя стеснять его свободы, нужно позволить ему свободно двигаться, не затягивая его пеленками. В эти годы нужно укреплять физические силы, закаливать ребенка. В детском возрасте (от 2 до 12 лет) происходит накопление чувственного опыта, без которого деятельность ума лишена всякого содержания. Ноги, руки, глаза являются первыми учителями Эмиля, до наступления ра­зумного возраста ребенок воспринимает "не идеи, но образы"; ребенка поражает все, что он видит и слышит, все окружающее его служит ему книгой. Искусство воспитания и состоит в том, чтобы отобрать те пред­меты, которые он может познать благодаря чувствам, а созданный за­пас знаний пополнится впоследствии.

В отроческом возрасте (12 - 15 лет) происходит переход от ощущений ребенка к идеям, знаниям. От чувственно воспринимаемых предметов ребенок переходит к науке. Но особенность ее изучения состоит в том, что он не выучивает науку, а выдумывает ее, открывает ее сам. Задача I воспитателя не в том, чтобы преподать науку Эмилю, а вызвать в нем интерес, дать ему методы изучения.

Юношеский возраст (от 15лет): если до этого укреплялось тело Эмиля, развивались его внешние чувства и мозг, то теперь настало время для воспитания его сердца. В это время особое значение для человека имеют  чувства. Ребенок по природе расположен к доброте и благожелательно относится к окружающим. Первое его чувство - любовь к себе, а второе - к тем, кто его окружает. Теперь его воспитание имеет в виду развитие морали и религиозности.

3. Эмиль постепенно и естественно приходит сам к познанию Божествен­ного начала, к мысли о Творце мира.

В рассмотрении религии Руссо выступил скептиком, опровергающим догматы церкви, и обличителем неискренности священников, чем и вызвал гнев церкви, расправу над книгой, свое изгнание.

4. Концепция воспитания девочек раскрыта в пятой книге романа, назван­ной "Софи, или Женщина". Основная функция женщины, по мнению Руссо, быть женой и мате­рью, ей не нужно давать широкого научного образования, но надо за­ботиться о ее физическом развитии, эстетическом воспитании, при­учать к ведению домашнего хозяйства и т. п.  

Использованные источники:

Латышина Д.И. История педагогики. С. 48 - 55.

Вопрос 38. Проекты реформ народного образования в эпоху Великой французской революции

 

1. Доклад об общей организации народного образования

План национального воспитания

I. В эпоху Великой французской революции (1789 - 1794) политические и общественные деятели новой, республиканской Франции воспринимали революцию как начало новой эры человечества, большое социальное значение при этом придавая обновлению культуры, в том чи,сле и обра­зования.

Ж.А.Кондорсе в своем "Докладе об общей организации народного образо­вания" (1792) предлагал сделать систему образования независимой от любого политического давления.

В целом проект Ж.А.Кондорсе был весьма прогрессивен:

• преемственность ступеней образования,

• равенство в праве на образование всех людей,

• светскость школы,

•бесплатность обучения,

•усиление роли естественных наук.

Цель образования Ж.А. Кондорсе видел в открытии людям способов удов­летворения своих потребностей, в обеспечении своего благосостояния, познания и использования своих прав и обязанностей, усовершенствования в своей профессии, в выполнении общественных обязанностей. Таким образом, полагал он, каждый человек сможет использовать и развивать свои природные таланты, и в результате будет достигнуто фактическое равенство всех граждан.

Школы должны быть государственными, а обучение - бесплатным и без­религиозным.

Образование должно быть всеобщим, одинаковым для всех, но в то же время должно предоставлять возможность наиболее одаренной части граж­дан получать более высокое образование, углублять и расширять его.

Все образование Ж.А. Кондорсе предлагал разделить на четыре ступени:

начальные школы. На первой ступени детей должны были учить тому, что необходимо для самостоятельной деятельности: чтению, письму, элементам грамматики, правилам арифметики, простым методам из­мерения, сведениям о сельском хозяйстве и ремеслах, первым понятиям о морали, этике и принципах общественного строя. Для развития физических сил ребенка предполагалось использовать гимнастические упражнения. Такую школу и одного учителя должны были иметь каждые 400 жителей;

школы второй ступени. Для детей из более или менее состоятельных се­мей. Здесь дети должны были получать знания, необходимые в ремеслах. При школах второй ступени Кондорсе считал нужным создавать биб­лиотеки и кабинеты, оснащенные оборудованием, необходимым для изучения естественных наук. Такая школа должна была открываться в каждом административном округе и каждом городе с населением свы­ше 4 тысяч жителей;

институты. На третьей ступени обучения должны были преподаваться предметы, связанные с практической деятельностью: сельским хозяй­ством, промышленностью, военным искусством, медициной и т. п. Та­кие учебные заведения должны были быть учреждены в каждом депар­таменте;

лицеи. На четвертой ступени образования должны были готовить ученых. На всю Францию Ж.А. Кондорсе считал достаточным создание девяти лицеев.

Возглавлять всю систему образования, по замыслу Ж.А. Кондорсе, дол­жно было Национальное общество наук и искусств.

2. Л.М. Лепелетье в своем "Плане национального воспитания" полагал, что нужно решить проблему, состоящую из двух частей: народу нужно дать:

• во-первых, воспитание;

• во-вторых, образование.

И если образование, даже и доступное для всех, является собственнос­тью ограниченного числа членов общества, то воспитание должно быть общим для всех.

Цель своего проекта он усматривал в организации воспитания

• действительно национального,

•действительно республиканского,

• действительно доступного для всех.

Для этого, считал Л.М. Лепелетье, необходимо издать декрет, по кото­рому всем мальчикам от 5 до 11 лет, без всякого различия и без всякого исключения, обеспечивалось бы общественное воспитание за счет рес­публики.

Период с 5 до 12 лет Л.М. Лепелетье считал решающим для физического и морального развития человека. Именно поэтому за детьми в этом воз­расте необходимы постоянные наблюдения, оказание им помощи. До пяти лет ребенок должен быть предоставлен заботам матери.

По мнению Л.М. Лепелетье, в пятилетнем возрасте отечество получит ребенка из рук природы, а в двенадцать лет оно сделает его членом общества.

Этот период наиболее подходит для общественного воспитания, наибо­лее пригоден для изучения не только различных ремесел, но и наук. Кроме того, ребенок уже в состоянии выбрать себе будущую профес­сию и начать ее изучение. На этом этапе общее воспитание и образова­ние должно закончиться, так как каждую профессию нужно изучать отдельно.

Л.М. Лепелетье предлагал в городах и сельской местности создавать дома национального воспитания, каждый из которых вмещал бы от 400 до 600 учеников. Эти учреждения должны находиться недалеко от места про­живания детей, с тем чтобы родители могли часто навещать их. На од­ного учителя должно приходиться по 50 учеников, что не будет обреме­нительно для него, если старшие дети будут помогать в воспитании младших.

Задачей таких школ должно было стать "приготовление первичного ве­щества", вооружение детей сведениями, "одинаково полезными граж­данам в любом положении".

После долгих дискуссий Конвент принял решение о создании домов национального воспитания, но спустя несколько месяцев это решение было отменено.

Использованные источники:

История педагогики и образования. С. 221 - 225.

 

Вопрос 39. Тенденции развития школьного образования

и новые типы учебных заведений

1. Общая характеристика

2. Развитие учреждений начального обучения

3. Полное общее образование

1. В период с середины XVII до конца XVIII вв. масштабы образования расширялись - для дворянства и духовенства, а также для верхов третье­го сословия.

Принцип сословности образования делался все более ощутимым факто­ром ослабления интеллектуального потенциала наций, так как наилуч­шие школы предназначались лишь первым двум сословиям. Духовным и организационным центром школьного дела оставалась цер­ковь, которая препятствовала попыткам реформировать школу на свет­ских началах.

Соперничество католической и протестантской ветвей христианства вело к усложнению задач и программ обучения, к повышению ре­зультативности деятельности учебных заведений. Школа классического типа становилась основным типом школьного об­разования.

2. Развитие учреждений начального обучения в Западной Европе и США во второй половине XVIII века представляло собой сложную картину борьбы нового со старым.

Несмотря на то, что масштабы и результативность начального обучения быстро увеличивались, начальная школа не справлялась со своими за­дачами - основная масса населения (в первую очередь крестьяне) ос­тавалась неграмотной. Главная причина - острая нехватка профессио­нальных преподавателей: количество учебных заведений для подготовки преподавателей элементарной школы исчислялось единицами. Представители движения Реформации в Германии, Англии и Франции внесли живительную струю в организацию школ начального обучения:

  • в Германии для многих соответствующих учебных заведений каноном сделался яркий образец программы элементарных школ, создававшихся деятелями Реформации - Готский школьный устав (1642). В этом доку­менте явственно ощущается воздействие педагогических идей Я.А. Коменского и В. Ратке. Планировалось обучение в трех классах: низшем, среднем и старшем. В первых двух классах обучали по Катехизису; пред­меты - родной язык (чтение и письмо), счет, церковное пение. В стар­шем классе добавлялись изучение обычаев, начала естествознания, ме­стной географии - "мирские предметы". Начальный возраст ученика определялся в 5 лет; учиться школьник мог до тех пор, пока не сдавал экзамен, но не дольше чем до 14 лет. Все предметы, кроме "мирских", преподавал один учитель - шульмейстер. "Мирским предметам" обучали специальные учителя;

•в Англии на протяжении XVII - XVIII вв. под эгидой англиканской цер­кви создавались благотворительные и воскресные школы для бедняков.

Стремление римско-католической церкви и католических монархий противостоять влиянию Реформации в сфере элементарного образова­ния привело к распространению католических начальных школ.

Во Франции в XVII - XVIII вв.:

• активную деятельность развернула католическая конгрегация "Братьев христианских школ", основанная Ж.Б. Лассалем (1651 - 1719);

• появились первые уставы католических начальных школ - Шалон-на-Марне (1676), Отона (1685), Аксерра (1695). Эти документы сочетали в себе авторитарный и консервативный дух - запрет смешанных школ, необходимость телесных наказаний ("розга необходима, ибо рождает мудрость") - с влиянием новых дидактических идей ("дети усвоят хоро­шо текст лишь тогда, когда прочтут его самостоятельно").

3. Полное общее образование в Западной Европе и США в XVII - XVIII вв. существенно видоизменилось.

На первый план выдвигаются учреждения классического типа, предназ­наченные для имущих слоев общества:

• в Германии - городская (латинская) школа и гимназия. В течение XVII века было учреждено свыше ста городских школ (многие из которых впоследствии были преобразованы в гимназии), а в конце XVIII века в одной лишь Пруссии насчитывалось до 380 городских школ и гимназий;

• в Англии и США - грамматическая школа;

• во Франции - коллеж.

В деятельности этих учебных заведений просматриваются как прогрессив­ные традиции Возрождения, Реформации и Просвещения, так и кон­сервативные традиции.

В Германии необходимо отметить заслуги в развитии современного об­разования и в создании учебно-воспитательных учреждений нового типа:

• сторонников неогуманизма (Ф.А. Вольф и др.);

педагогов-филантропинистов, деятельность которых проходила под за­метным влиянием руссоизма. Первое учебное заведение - филантропин, основанное И.Б. Базедовом в 1774 году в Дессау, отличалось межкон­фессиональной терпимостью.

В Англии грамматические школы создавались по образцам германских городских школ и гимназий, в том числе девять больших публичных школ -Винчестер, Вестминстер, Итон, Борроу, Лондон и др. В больших пуб­личных школах получали знания представители аристократии, поэтому здесь в общем насчитывалось не более трех тысяч учащихся.

Во Франции в конце XVIII века было 562 коллежа с 73 тыс. учащихся - коллеж стал основным типом общеобразовательного учреждения еще на рубеже XVII - XVIII вв. Наиболее интересны с точки зрения педагогического опыта:

школы Пор-Рояля - были учреждены группой педагогов, получившей наименование "кружка Пор-Рояля", в который входили П. Николь (1625/28 -1695), К. Лансело (1615 - 1695), А. Арно (1612 - 1694) и др. Названы по предместью Парижа, где в 1637 году была открыта первая такая школа. Давали элементарное, общее и частично высшее образование. В курс вхо­дили французский язык, древние и новые языки, история, география, математика, риторика, философия. Школьные классы были небольшими - 5 - 6 учеников на 1 - 2 учителей. Педагоги Пор-Рояля ставили цель формирования прежде всего рассудочного мышления; были против оценок, полагая, что это побуждает учащихся к нездоровому соперничеству; особое внимание уделяли религиозному воспитанию;

заведения католического ордена "Оратория '. Возникли одновременно с   орденом того же названия, основанным в 1611 году кардиналом П. де Берюлем. Ораторианцы готовили по преимуществу приходских кюре. В 1719 году насчитывалось уже свыше двадцати таких школ. Особым влиянием они пользовались в 60-е гт. XVIII века. Затем, однако, конгрегация была распущена, а ее школы влились в разряд остальных коллежей. В Северной Америке в XVII - XVIII вв. школьное образование развивалось под сильным воздействием европейского опыта, в первую очередь английского.

Использованные источники:

Джуринский А.Н. История зарубежной педагогики. С. 167 - 176.

История педагогики и образования. С. 205.

 

Вопрос 40. Просвещение в России в начале XVIII века

 

1. Общая характеристика           

2. Развитие Киевской и Московской академий



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-15; просмотров: 119; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.148.130 (0.01 с.)