Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Общие принципы обучениея В. РаткеСодержание книги
Поиск на нашем сайте
3. Новый взгляд на природу и человека Р. Декарта 1. Английский ученый Френсис Бэкон (1561 - 1626) целью научного познания считал освоение сил природы путем последовательных экспериментов. Провозгласив власть человека над природой, Ф. Бэкон вместе с тем видел его частью окружающего природного мира, т. е. фактически признавал принцип природосообразного познания и воспитания. 2. Одним из основоположников педагогики Нового времени в Германии был, несомненно, Вольфганг Ратке (1571 - 1635), известный также под латинизированным именем Ратихий, или Ратихиус. Он стремился сделать обучение иностранным языкам легким и приятным для учащихся. От методов обучения иностранным языкам В. Ратке перешел к общим вопросам организации школьного дела и дидактики, высказывая нередко соображения социально-политического характера. Поставив вопрос о приоритете в школах родного языка, В. Ратке предложил методику одновременного обучения чтению и письму, что было для того времени большим новшеством. В. Ратке настоятельно предлагал сделать основой всей школьной системы "немецкую школу" - школу родного языка. В своей работе "Мемориал" В. Ратке затронул вопросы взаимоотношений школы и общества и набросал в общих чертах программу достижения национального, политического, культурного и религиозного объединения Германии. В книге "Всеобщее обучение по способу Ратихия" (1619) и дополнениях к ней, а также в ряде учебников (новых языков, логики, метафизики, Священного писания и др.) он изложил свои общедидактические и методические идеи, а также предложения относительно как содержания образования с акцентом на реальные знания, так и новых методов обучения, новой организации школы в целом. В. Ратке сумел вывести важнейшие общедидактические принципы, которые практически одновременно с ним, но гораздо обоснованнее сформулировал великий чешский педагог Ян Амос Коменский. Эти общие принципы обучения В. Ратке сводятся к следующим основным положениям, которыми должен руководствоваться каждый учитель: • обучение должно протекать в соответствии с ходом природы, не нарушая его; • обучение должно быть последовательным, нельзя изучать одновременно разные вещи; • в обучении следует постоянно использовать повторение; • первоначальное обучение должно обязательно вестись на родном языке учащихся; • обучение должно вестись без принуждения; • заучивать ученики должны только то, что ими понято; • в обучении следует идти от частного к общему, от известного к неизвестному; • в ходе обучения всегда нужно опираться на индукцию и опыт. 3. Новый взгляд на природу и человека с особой силой выразил французский философ Рене Декарт (1596 - 1650). В отличие от сенсуализма ф. Бэкона и Я.А. Коменского, Р. Декарт воспринимал природу как некий механизм, законы которого можно постичь лишь разумом. Он считал, что в процессе воспитания необходимо преодолевать издержки детского воображения, при котором предметы и явления видятся не такими, какие они есть на самом деле. Будучи убежденным в нравственном и интеллектуальном вреде детского эгоцентризма, Декарт советовал прилагать максимум усилий для развития у учащихся способности к суждениям - самостоятельному и верному осмыслению собственных поступков и окружающего мира. Использованные источники: 1. Джуринский А.Н. История педагогики. С. 170- 172. 2. История педагогики и образования. С. 179 - 181.
Вопрос 27. Теоретические основы педагогики Я.А. Коменского 1. Краткий биографический очерк 2. Взгляд на человека Этапы познания 4. Принцип природосообразности I. Ян Амос Коменский (1592 - 1670) - крупнейший педагог-демократ, выдающийся общественный деятель XVII века. Он родился в Южной Моравии (Чехословакия) в семье члена общины Чешских братьев. Образование получил традиционное для того времени - окончил латинскую школу, учился в Гернборнском и Гейдельбергс-ком университетах в Германии. После этого Коменский был проповедником, а потом и главой своей религиозной общины, занимался педагогической деятельностью в различных странах Европы - в Чехии, Польше, Венгрии, писал учебники для Швеции. Благодаря своим учебникам Коменский стал знаменит еще при жизни, по ним учились во многих странах мира, включая Россию. Последние издания его иллюстрированного учебника латинского языка, дававшего одновременно сведения об окружающем мире, относятся ко второй половине XIX века Коменский был основоположником педагогики Нового времени. В его теоретических трудах по вопросам обучения и воспитания детей - "Материнская школа", "Великая дидактика", "Новейший метод языков", "Пансофическая школа" и др. - рассмотрены все важнейшие педагогические проблемы. 2. Коменский признает божественное происхождение природы и человека и приписывает им божественные атрибуты. Вершина божественного творения, "чистейший образец своего создателя" - человек. Он есть "самое высшее, самое совершенное и превосходнейшее творение" ("Великая дидактика"), это микрокосмос в макрокосмосе. Он создан для познания предметов, нравственной гармонии и любви к Богу, Человек, созданный Богом по своему образу и подобию, обладает его качествами, в нем заложены исключительные и безграничные возможности и задатки. В этом утверждении Коменского содержится новый, передовой и смелый взгляд по сравнению со средневековым, когда человек объявлялся порочным и греховным от рождения. От рождения человек не имеет никаких знаний и идей. Врожденным является стремление человека к знанию. Душа, как часть божественного духа, способна к познанию. 3. Ступени познания: • чувственное познание; • обобщение, абстракция, научное знание; • осмысление, проверка практикой, мудрость. Характеризуя познание миа в его едитве, Коменский намечает такую последовательность: • человек, прежде всего, должен знать, что что-либо существует (ознакомление), • далее - что это такое по своим свойствам и причинам (понимание), • и, наконец, знать, как использовать свое знание. Отсюда вытекает представление Коменского о том, чему должны учить школы: • во-первых, теории, • во-вторых, практике. Этим путем можно воспитать пансофа-мудреца, а мудрость есть искусство жизни, т. е. знания нужны не для созерцания мира, а для того, чтобы служить человеку, достигать с их помощью благосостояния и счастья. 4. В основу педагогики Коменским положен принцип природосообразности: • природа едина, • в ней все происходит целесообразно, • царят гармония и порядок, • все протекает постепенно, • природа не терпит ничего бесполезного. Человек, являющийся частицей природы, подчиняется ее общим законам и развивается по естественным законам. У каждого периода жизни ребенка имеются свои природные закономерности. Воспитание ребенка должно идти сообразно с его, ребенка, природой. "Нет необходимости что-либо привносить человеку извне, но необходимо развивать, выяснять, что он имеет заложенным в себе самом".
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-12-15; просмотров: 158; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.184.207 (0.007 с.) |