Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Появлениевысшихначальных-училищСодержание книги
Поиск на нашем сайте Подготовка учителей начальных школ 4. Частные экспериментальные учебно-воспитательные учреждения 1. На протяжении 1890-х гг. и до начала 1900-х гг. заметно расширилась сеть начального образования. В нее входили: • сельские одноклассные и двухклассные народные училища, • городские училища, • одноклассные и двухклассные церковноприходские школы, • а также школы различных ведомств. В большинстве губерний увеличилось число земских народных училищ и городских школ. Возросло количество начальных учебных заведений повышенного образования - 5 - 6-летних городских училищ, а также начальных школ и обучавшихся в них детей. Изменились приоритеты развития разных видов начальных школ. 2. В 1912 году появились высшие начальные училища с 4-годичным курсом обучения (после 3 - 4-летней элементарной школы), в которые были преобразованы прежние городские училища (созданные по Положению 1872 года). Их открывали не только в городах, но и в селах. Общее число высших начальных училищ достигло в 1915 году 1,5 тыс. Однако подавляющее число начальных школ (около двух третей) были учебными заведениями с 3-летним курсом обучения. 3. Происходящие изменения требовали увеличения масштабов подготовки учителей начальных школ. Растет число курсов подготовки учителей для земских училищ: в 1890 -1896 гг. было устроено 8 таких курсов, в 1897 - 1902 гг. - 34. Возрастает количество учительских институтов и семинарий. Возникают неправительственные высшие педагогические учебные заведения - Шелапутинский педагогический институт в Москве, Педагогическая академия в Петербурге, Высшие Фребелевские курсы в Киеве и Петербурге. 4. Стали появляться частные экспериментальные учебно-воспитательные учреждения: "Дом свободного ребенка"(1906 - 1909), "Сеттльмент" (1907 -1908), "Детский труд и отдых" (1909 - 1918). "Дом свободного ребенка" был создан в Москве по инициативе К.Н. Вен-тцеля. В нем находились дети в возрасте от 5 до 12 лет. Основой их жизни был провозглашен свободный, творческий труд как путь развития и совершенствования личности. В "Доме свободного ребенка" старались создать благоприятную семейную атмосферу воспитания. Имелась столярная мастерская, дети занимались лепкой, картонажными работами и пр. Внедрялось самообслуживание. "Сеттльмент" - просветительно-воспитательное учреждение, созданное в Москве А.У. Зеленко и СТ. Шацким. В нем юноши и подростки могли получать профессиональную подготовку и учиться в начальной школе. В 1909 году был возрожден СТ. Шацким под названием "Детский труд и отдых". В этом учреждении детский труд рассматривался как средство воспитания, способ организации коллектива. Особое значение придавалось связям обучения и воспитания с окружающим социокультурным окружением. Была создана сквозная система воспитания - от воспитания детей дошкольного возрастало воспитания взрослых. Детская жизнь организовывалась на основе производительного труда. Использованные источники: Джуринский А.Н. История педагогики. С. 353 - 355.
Вопрос 85. Развитие системы среднего образования в России (начало XX в.) 1. Изменения в системе среднего образования Принципы реформы средней школы Комиссия по средней школе План реформы средней школы 5. Экспериментальные учебно-воспитательные учреждения 1. На протяжении периода с конца XIX - начала XX вв. происходили количественные и качественные изменения и в системе среднего образования, где главным типом школы оставалась классическая гимназия. В 1908 - 1913 гг. число учебных заведений, гимназий, прогимназий и реальных училищ Министерства просвещения и количество учащихся в них увеличились с 1136 и 382,5 тыс. до 1630 и 526,5 тыс. соответственно. Кроме того, в стране также действовало свыше 350 частных средних учебных заведений, работали коммерческие училища, кадетские корпуса и среднетехнические училища для мальчиков. Несмотря на определенный прогресс по охвату населения средним образованием, Россия продолжала отставать от ведущих стран мира. 2. Комиссия 1900 года предложила: • создать при университетах педагогические курсы по подготовке учителей средней школы; • улучшить материальное положение преподавателей средней школы; • сохранить в качестве основных типов средних учебных заведений гимназии и реальные училища; • усилить нравственное, национальное и физическое воспитание в средних школах; • сократить объем изучения в гимназии латыни и греческого языка; • повысить статус реальных училищ; • облегчить возможности для перехода из гимназии в реальное училище и наоборот, из реального училища в гимназию. Предложения комиссии были реализованы только частично. 3. Новая Комиссия по средней школе (1901) пошла еще дальше в своих предложениях по ослаблению классического образования и усилению современного: • предусматривалось слияние гимназии и реального училища в единое учебное заведение; • было намечено оставить в сокращенном объеме и обязательным лишь для части учеников латинский язык. Необязательным предметом планировали сделать греческий язык; • предполагалось расширить подготовку по русскому языку и литературе, логике, математике, физике; • намечалось включить в программу ручной труд, образовательные экскурсии, увеличить объем физического воспитания. Вопреки сопротивлению сторонников классического направления определенные подвижки в сторону современного образования произошли в 1902 году. 4. Под руководством министра народного просвещения П.Н. Игнатьева был составлен План реформы средней школы (1916), которым намечалось создание единой школы (гимназии) с 7-летним курсом обучения и двумя ступенями (1-3-е и 4-7-е классы). После четвертого класса должны были следовать три ветви обучения: • новогуманитарное (с базовыми предметами литературой и языками), • гуманитарно-классическое (с углубленным изучением древних языков), • реальное (с двумя отделениями - естественных наук и математики). В 1916 году Игнатьев был отставлен с поста министра, и его плану не было дано хода. 5. Путь реформирования программ, форм и методов среднего образования открыли в начале XX века экспериментальные учебно-воспитательные заведения. По образцу "новых школ" Запада были устроены несколько учебных заведений: • школа в Царском Селе (1900 г., руководитель Е.С. Левицкая), • гимназия в Новочеркасске (1906 г., руководитель Е.Д. Петрова), • гимназия в Голицыне под Москвой (1910 г., руководитель О.Я. Яковлева). Наподобие западных "сельских воспитательных домов" под Москвой (станция Лосиноостровская) и Петербургом (станция Поповка) после 1905 года были созданы "сельские гимназии". Тогда же ряд нетрадиционных учебно-воспитательных учреждений появился в Москве: • новая школа М.Х. Свентицкой, • Детское училище Е.П. Залесской, • гимназия Е.А. Кирпичниковой, • гимназия Е.А. Репман. Использованные источники: Джуринскии А. Н. История педагогики. С. 355 - 358.
Вопрос 86. Система высшего образования и развитие профессионально-технического обучения в России (начало XX в.) 1. Система высшего образования 2. Развитие профессионального и технического обучения 1. В системе высшего образования к началу XX века насчитывалось более 60 учебных заведений. Подавляющая их часть (60%) находилась в Москве и Петербурге. Студентов насчитывалось около 29 тыс.; из них женщины составляли около 4%. К началу первой мировой войны число студентов в государственных высших учебных заведениях выросло втрое и составило около 90 тыс. Было также 6 коммерческих вузов, которые на 94 % финансировались из местных средств. Для развития высшей школы предпринимались определенные шаги. На некоторые факультеты университетов были допущены женщины (1916). Открылся университет в Саратове. Предполагалось создать ряд новых высших учебных заведений: 10 медицинских факультетов, университет в Ростове-на-Дону, высшие женские курсы в Екатеринославле. Эти меры должны были в какой-то мере восполнить нехватку высших школ, особенно в провинции. Частично эти меры удалось осуществить Временному правительству в 1917 году. В ходе революции 1905 года были приняты Временные правила (август 1905). Согласно этому документу восстанавливались выборность профессоров и автономия университетов, ослаблялся надзор за студентами. Была начата подготовка нового университетского устава. Однако наступившая в 1908 году реакция привела к возврату к Уставу 1884 года. 2. Важным новым явлением в сфере начального и среднего образования стало развитие профессионального и технического обучения. Оно шло в двух основных направлениях: • расширение преподавания ручного труда в начальной школе, • учреждение ремесленных и низших технических училищ. Вопрос о введении ручного труда в общеобразовательной школе находился в центре обсуждения участников трех всероссийских съездов по тех- ническому и профессиональному образованию, состоявшихся в 1889 -1890, 1895 - 1896, 1903 - 1904 гг. В конце XIX - начале XX вв. сложилась система технического образования, состоявшая из начальных ремесленных училищ, низших и средних технических училищ. Накануне первой мировой войны, в 1913 - 1914 учебном году, средние и низшие профессиональные учебные заведения посещало более 100 тыс. учащихся. Поступательное развитие школы было приостановлено первой мировой войной. Использованные источники: Джуринскии А.Н. История педагогики. С. 358 - 359.
Вопрос 87. Педагогическая концепция и деятельность П.Ф. Каптерева
1. Петербургский период 2. Педагогическая деятельность и технические средства обучения 1. Петр Федорович Каптерев (1849 - 1922) - видный педагог и психолог. В петербургский период (1872 - 1918): • разрабатывал проблемы дошкольной педагогики и семейного воспитания, дидактики, истории, русской педагогики, педагогической психологии; • выступил в защиту общественных дошкольных учреждений и теоретически обосновал их роль в формировании личности гражданина; • сформулировал главные принципы взаимоотношений между детским садом и семьей; • разработал основы семейного воспитания. Под редакцией Каптерева издана "Энциклопедия семейного воспитания и обучения" (1898 - 1910, 59 вып.; автор 10 вып.); •работал над теорией общего образования, определил сущность и содержание образовательного процесса, формы и методы общего образования; • общим основанием педагогики считал антропологию (прежде всего физиологию и психологию); •обосновал необходимость вариативности общеобразовательных школ, дифференциации учебных курсов и всей структуры учебного процесса, а также целесообразность деления школ на классы, исходя из положения о существовании различных "типов ума"; •выдвинул идею автономности педагогического процесса, свободного от давления государства и церкви. Необходимыми условиями такой свободы считал школьное самоуправление, независимость педагогического персонала, т. е. сосредоточение руководства школой в руках педагогического совета, а не директора, свободу союзов и собраний для учительства, улучшение материального и правового положения педагогов. С этих позиций: • разработал вопросы теории педагогического процесса, выявил его роль в формировании личности свободного гражданина и общественного деятеля. По Каптерову, общечеловеческое содержание педагогического идеала должно преобладать над "народными" ценностями, которые различны для каждого сословия; • исследовал важнейший период в истории отечественной педагогики и школы - судьбу народного образования в России после отмены крепостного права (1861); • охарактеризовал общие периоды развития русской школы и педагогики за время существования Российского государства; • проанализировал источники движения теории и практики школьного воспитания и всей системы народного образования; • с демократических позиций критиковал политику самодержавия в области народного образования и существовавшую систему школ. 2. С 1921 года профессор Воронежского университета и Института народного образования, после преобразования которого в педагогический факультет университета (1922) стал его первым деканом. Одновременно заведовал педагогическим техникумом. В ряде статей, опубликованных в журнале "Педагогическая мысль" (1918 - 1922), - "О школьном самоуправлении и о школьной дисциплине", "Педагогика и политика", "Педагогическое образование" - изложил свою программу обновления общего образования в России. Подчеркивая активный характер педагогики, утверждал, что она учит знанию ради действия. Однако, несмотря на естественную связь педагогики с политикой, обусловленную, по Каптереву, общественным характером человеческого бытия, полагал, что школа должна быть вне влияния политических партий, а учителю в своей работе следует руководствоваться педагогическими, а не политическими задачами. Каптерев придавал особое значение дисциплине, основанной на целесообразной системе школьного самоуправления. Эти идеи Каптерева определялись его прежней педагогической концепцией, в которой ведущая роль отводилась универсальным, общечеловеческим началам в воспитании. Использованные источники: Российская педагогическая энциклопедия. С. 417.
Вопрос 88. Вклад В.И. Вахтерова и П.Ф. Лесгафта в развитие педагогической теории 1. Педагогическая концепция В. И. Вахтерова 2. П.Ф. Лесгафт -создатель оригинальной системы физического воспитания 1. Василий Порфирьевич Вахтеров (1853 - 1924) - известный учитель народного образования, педагог и методист. Опираясь наэволюционную теорию Ч. Дарвина, Вахтеров разрабатывал самостоятельную педагогическую концепцию, которая получила название эволюционной ("новой", "научной") педагогики. Ее основу составляла идея развития, т. е. трактовка обучения и воспитания как поступательного движения, соединенная с убеждением, что образование во всех его видах и формах является одним из важнейших факторов общественного прогресса. По Вахтерову, формирование ребенка зависит от внутреннего стремления к развитию и от влияния окружающей среды. Задача педагога -способствовать благоприятному сочетанию этих условий, изучать индивидуальные особенности ребенка. Научный принцип Вахтеров выдвигал как определяющий при решении вопросов содержания школьного образования, методов обучения и воспитания. Обосновывал самостоятельность педагогики как науки, своеобразие методов педагогического исследования. Для сравнения эффективности различных методов обучения детально разработал и теоретически обосновал методику естественного эксперимента, обеспечивавшего объективность оценки организационных форм, средств, приемов обучения и при этом не нарушавшего естественного хода учебного процесса. Вахтеров как теоретик и методист начального обучения следовал общепедагогическим идеям К.Д. Ушинского. Сторонник развивающего обучения, Вахтеров выступал за обновление и расширение содержания обучения в народной школе, за активные методы, способствующие развитию самостоятельного мышления ребенка. Составленный им "Русский букварь" (1898) выдержал свыше 100 изданий. 2. Идея обновления педагогической теории за счет новых данных о физиологическом развитии человека была плодотворно осуществлена Петром Францевичем Лесгафтом (1837 - 1909). Идеально воспитанный человек, по Лесгафту, прежде всего разумен и мудр. Такой человек осознанно относится к своему поведению, в состоянии соединить прошлый и настоящий опыт, "предвидеть последствия своих действий и отношений к другому лицу, выяснять причинную связь наблюдаемых им явлений". Мудрость человека должна помочь ему подняться над личными интересами и "подсказать, что его долг в содействии совершенствованию общества". Лесгафт оставил капитальный труд по истории и теории физического воспитания школьников. В нем изложены целесообразные принципы и условия физического воспитания: • естественность, • сознательность при выполнении, • постепенность и последовательность физических упражнений и др. Лесгафт выделил в развитии человека пять основных периодов: • хаотический, в котором пребывает новорожденный; • рефлекторно-опытный (до появления речи); • подражательно-реальный (до школьного возраста); • подражательно-идейный (до 20 лет); • критико-творческий (период взрослой жизни). В каждом из этих периодов необходимо соблюдать определенные правила воспитания. Для первых трех периодов главные факторы воспитания следующие: • соблюдение гигиены; • соответствие между словом и делом воспитателя; • отказ от произвола в отношении воспитанника; •уважение ребенка, его права личной неприкосновенности. Использованные источники: Джуринский А.Н. История педагогики. С. 365 - 366. Вопрос 89. Представители концепции свободного воспитания
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2021-12-15; просмотров: 181; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.62.10 (0.01 с.) |