Важнейшие черты педагогической теории Я.А. Коменского: 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Важнейшие черты педагогической теории Я.А. Коменского:



демократизм,

гуманизм,

народность.

Использованные источники:

1. Латышина Д. И. История педагогики. С. 26 - 27.

2. Пискунов А. И. Хрестоматия по истории зарубежной педагогики: Учебное пособие для студентов пед. ин-тов. - М.: Просвещение, 1981. С. 79.

 

Вопрос 28. Школа и ее назначение по Я.А. Коменскому

 

1. "Великая дидактика"

Школа - мастерская гуманизма

1. "Великая дидактика" Коменского выходит за рамки теории обучения, это, по сути, есть вся педагогика, включающая и образование, и воспи­тание.

В отличие от дидактики как теории обучения, свою "Великую дидак­тику" Коменский определяет как универсальное искусство всех учить все­му, учить с верным успехом, быстро, основательно, приводя учащихся к добрым нравам и глубокому благочестию.

2. Коменский называет школу мастерской человечности, мастерской гума­низма.

С его точки зрения,

обучать детей целесообразнее в школах, а не в семье;

основное назначение школы состоит в том, чтобы распространить все­общую мудрость;

в школе всеобщей мудрости обучаются все всему, что нужно для насто­ящей и будущей жизни;

в школе молодежь совершенствуется нравственно, поэтому школа яв­ляется мастерской гуманности и истинной человечности. Это учреждения, где учащиеся готовятся к труду, к жизни, это "мастерские трудолюбия".

 В "Великой дидактике" (гл. XII) Ян Амос Коменский определил те кон­кретные принципы, которые нужно учесть при создании школ: образование должно получить все юношество, за исключением разве тех, кому Бог отказал в разуме;

юношество обучалось бы всему тому, что может сделать человека мудрым, добродетельным, благочестивым;

образование должно быть закончено еще до наступления зрелости; • образование должно происходить весьма легко и мягко, как бы само собою - без побоев и суровости или какого-либо принуждения;

юношество должно получить образование не кажущееся, а истинное,

не поверхностное, а основательное;

образование не должно требовать больших усилий, а должно быть чрез­вычайно легким.

3. Весь цикл воспитания и образования человека, по замыслу Коменского, должен распределяться на четыре периода по шесть лет каждый. Ступени школьной системы:

материнская школа - для детства (до 6 лет); должна быть в каждом доме. Для нее Коменский составил методическое руководство "Материнская школа" - наглядное наставление о том, как благочестивые родители частью сами, частью с помощью нянек должны заботиться о детях;

школа родного языка, элементарная школа - для отрочества (до 12 лет); должна быть в каждой общине, обязательна для всех детей. В школе род­ного языка каждого нужно учить тому, без чего нельзя обойтись в жизни;

латинская школа - для юношества (до 18 лет); должна быть в каждом городе. Здесь обучение следует начать также с родного языка, затем еще какие-либо иностранные языки, физика, география, естествознание, математика. Традиционные "семь свободных искусств", мораль состав­ляют программу латинской школы. Каждый из шести классов имеет свое название: грамматический, физический, математический, этический, диалектический и риторический;

академия - для зрелости (до 24 лет). Самые одаренные из кончающих латинскую школу завершают свое образование в академии, которая имеет обычные для того времени три факультета: богословский, юридический и медицинский.

Использованные источники:

Латышина Д.И. История педагогики. С. 28 - 29.

 

Вопрос 29. Дидактические идеи Я.А. Коменского

 

Классно-урочная система

2. Общие требования к обучению

Дидактические принципы

Роль учителя

1. Новое решение предложил Коменский для организации обучения. Это классно-урочная система, которая предполагает:

• неизменный состав учащихся одного возраста;

• проведение занятий в точно определенное время по расписанию;

одновременную работу учителя со всем классом по одному предмету.

Занятия необходимо проводить ежедневно по 4 - 6 часов, после каждо­го часа перерыв.

Начинать обучение нужно в детстве: "образование человека нужно на­чинать в весну, т. е. в детстве, ибо детство изображает собой весну, юность -лето..." и т. д.

Коменский рекомендует заниматься только в школе. "На дом ничего не следует задавать, кроме того, что имеет отношение к развлечениям". Так как школа называется учебной мастерской, именно здесь и следует добиваться успехов в науке.

2, В "Великой дидактике" определены четыре основных общих требования к обучению.

успешность обучения достигается при условии, если учить вещам раньше слов; учить от простейших начал, доходя до сложных; учить по кни­гам, предназначенным для данного возраста;

легкость обучения достигается, если обучение начнется в раннем возрас­те; учитель в преподавании следует от более легкого к более трудному, от более общего к более частному; ученики не перегружаются знаниями, продвигаясь вперед не спеша; изучаемое в школе увязывается с жизнью;

основательность обучения предполагает, что ученики станут заниматься действительно полезными вещами; последующее будет основываться на предыдущем; все материалы изучения должны быть взаимосвязаны, и все изученное будет закрепляться постепенными упражнениями;

быстрота обучения возможна тогда, когда все преподается основательно, кратко и ясно; все происходит в неразрывной последовательности, ког­да сегодняшнее закрепляет вчерашнее, а занятия в классе ведет со всеми один учитель.

3, Одним из важнейших звеньев дидактики Коменского являются ди­дактические принципы, т. е. положения общего характера, на которые опираются обучение и учение и которые диктуют применение в обучении конкретных приемов и методов:

наглядность - предполагает усвоение учащимися знаний путем наблюденийза предметами и явлениями, т. е. благодаря чувственному восприятию;

последовательность и систематичность. "Ум в познании вещей идет по­степенно", поэтому "обучение должно вестись последовательно". Это значит, что все последующее в обучении необходимо основывать напредыдущем, соединяя эти части раскрытием причины;

прочность усвоения учебного материала. Этот принцип не является но­вым в педагогике, еще Конфуций и древние греки считали необходи­мым добиваться прочности изучаемого в школе, для чего нужны постоян­ные упражнения и повторения. Коменский считает упражнения полезными тогда, когда материал понят учеником. Добиваясь прочности знаний, учителю прежде всего нужно обеспечить возможность чувственного восприятия. Следующим условием, обеспечивающим проч­ность усвоения, являются упражнения в практической деятельности;

самостоятельность и активность. Обучать юношество не значит вбивать в головы учеников знания, но раскрывать способности понимать вещи. Нужно, чтобы "каждый ученик все изучал сам, собственными чувства­ми", обдумывал самостоятельно и применял знания на практике.

3. Оценивая назначение, роль учителей, Коменский пишет: они "постав­лены на высоко почетном месте", "им вручена превосходная должность, выше которой ничего не может быть под солнцем". Учитель, по утверждению Коменского, сравним с садовником, акуше­ром, пастухом, полководцем, и счастливы те школы, которые имеют настоящих учителей.

Использованные источники:

Латышина Д.И. История педагогики. С. 30 - 33.

 

Вопрос 30. Школа и педагогическая мысль в Североамериканских Штатах

Развитие школы

 2. Педагогическая мысль американского Просвещения

1. В эпоху Просвещения (последняя треть XVII - конец XVIII в.) в Североамериканских Штатах в результате просветительской деятельности об­щин появились в значительном количестве воспитательные учреждения:  

• для маленьких детей,

• приходские школы,

• грамматические школы,

• благотворительные заведения, основанные миссионерами, и т. д. Огромное влияние на развитие школ в Америке оказала ставшая популярной в то время идея видного английского экономиста Уильяма Петти (1623 - 1687) о создании образовательных трудовых домов для детей всех сословий, в которых помимо элементарного образования учащимся давались бы специальные знания, полезные с экономической точки зрения, и предусматривалось их участие в производительном труде.

К началу XVIII века в штатах Пенсильвания и Нью-Джерси стали открываться школы, учебная программа которых приближалась к требованиям жизни. В них предусматривались 4 часа учебных занятий в день и 4 часа работы в мастерских.

Начало среднему образованию в США было положено еще в 1635 году открытием церковной общиной в Бостоне латинской грамматической школы европейского типа. Идея создания таких школ быстро распространилась и в других городах.

Гордостью поселенцев Новой Англии стал Гарвардский колледж, от­крытый в 1636 году и получивший свое название в честь английского министра Дж. Гарварда, эмигрировавшего в Америку и завещавшего кол­леджу половину своего имущества и библиотеку. Программа обучения в нем в основном соответствовала европейскому образованию. Позже сам Гарвардский колледж приобрел статус университета.

По проекту Б. Франклина, в 1751 году в Филадельфии была открыта Академия - общеобразовательная школа, состоявшая из трех отделений: латинского, дававшего строго классическое образование, английской грамматической школы, имевшей филологическую направленность, и математического. Таким образом, учащимся предоставлялась возмож­ность выбора интересующего их типа образования.

Эти школы были частными, в них учились как мальчики, так и девочки. Школы такого типа стали быстро распространяться по всей Америке, позднее их ученики стали готовиться к работе учителями в начальной школе.

С целью создания условий для развития просвещения и стимулирова­ния самообразования широких народных масс по инициативе Т. Джефферсона в штате Виргиния была открыта первая публичная библиотека. Позже в этом же штате был основан университет, ректором которого стал сам Т. Джефферсон.

К концу XVIII века в американских штатах сложилась общеобразова­тельная школа с бесплатным девяти или двенадцатилетним сроком обу­чения, состоявшая из:

• начальной школы, в программу которой входили чтение, письмо, ариф­метика, пение и труд;

• школы средней ступени, где преподавались грамматика, литература, языки, естественная история, география;

• старшей школы, называвшейся по-разному - дополнительной, избран­ной, соединительной и т. д. Изучались геометрия, химия, всеобщая ис­тория, риторика и другие предметы. Она готовила к поступлению в выс­шую школу.

2. Одной из самых оригинальных и самобытных фигур раннего периода американского Просвещения был Бенджамин Франклин (1706 - 1790).

Б. Франклин обосновывал необходимость такого образования, которое научило бы самостоятельно учиться, способствовало бы приобретению нужных в дальнейшем знаний. Он решительно критиковал схоластичес­кую систему образования, требуя, чтобы школа обучала учащихся на­укам, а не теологии, и разработал проект школы, в котором не только обосновывались структура и содержание образования, но и давались подробные рекомендации по организации и методике обучения, орга­низации физических упражнений учащихся:

в I классе дети должны изучать грамматику родного языка, обращая особое внимание на правописание, а для чтения использовать не тексты Священного писания, а нравоучительного и занимательного со­держания рассказы;

• II класс должен быть посвящен более глубокому изучению грамматики и ознакомлению с лучшими произведениями мировой литературы, с тем, чтобы дети смогли излагать прочитанное с пониманием его смысла;

• в III классе уже возможно изучение риторики, древней истории, есте­ствознания;

• в IV классе ученики должны приобрести познания из довольно широ­кого круга различных наук;

V класс отводился на прохождение курсов логики, философии и натур­философии;

• в VI классе, наконец, все время обучения должно быть посвящено толкованию произведений выдающихся классиков литературы антич­ного периода.

Видным деятелем американского Просвещения был третий по счету президент Америки, автор проекта Декларации независимости Томас Джеферсон (1743 - 1826). Он утверждал, что если неграмотная нация мечтает быть свободной, то она мечтает о том, чего никогда не было и никогда не будет.

Т. Джефферсон выдвинул идею создания такой системы образования и воспитания, которая помогла бы решить многие насущные проблемы страны. При его активном участии была разработана модель трехступен­чатой общеобразовательной школы:

• первая ступень представляла собой начальную трехлетнюю школу, имев­шую своей задачей научить детей чтению, письму и арифметике, а так­же познакомить с ремеслами, необходимыми им в обиходе;

• на второй ступени обучения школьники должны были получать знания, нужные для развивавшихся сельского хозяйства и промышленности;

• третья ступень являлась школой с трехгодичным сроком обучения для совершенствования знаний и практических умений по выбранному в школе второй ступени направлению.

Эта модель была первой попыткой освободиться от укоренившейся к тому времени в американских штатах европейской системы образования.

Использованные источники:

История педагогики и образования. С. 227 - 231.

 

Вопрос 31. Педагогические идеи Просвещения в Англии

Общая характеристика

2. Педагогические идеи Дж. Локка          

1. В Англии педагогические идеи Просвещения были развиты плеядой мыслителей: Дж.Мильтоном (1608-1674), У.Петти (1623-1687), Дж.Локком (1632-1704), Д.Беллерсом (1654-1725), Т.Пейном (1737-1809), Дж.Пристли (1733-1804) и др.

Многие из них настаивали на ликвидации сословной школы и создании демократической системы образования.

Джон Беллерс разработал проект изменения общества путем трудового воспитания всего народа, предложив для этого учреждать колледжи, в которых подростки и юноши - выходцы из всех социальных слоев – воспитывались бы в духе трудолюбия. Соответствующий план изложен в сочинении Беллерса "Предложения об учреждении трудового колледжа".

Демократическую идею бесплатного всеобщего обучения выдвинул То­мас Пейн в работе "Права человека". Главной задачей школы он считал нравственное воспитание молодежи.

Томас Пейн сыграл видную роль и в американском Просвещении. Его философский трактат "Век разума" дал название всей эпохе - оно на­столько емко определяло суть и своеобразие того времени, что с тех пор век Просвещения называется веком разума.

2. Джон Локк (1632 - 1704) - выдающийся английский философ-материа­лист и педагог. Он жил в ту историческую эпоху, когда борьба между молодой буржуазией и старым дворянством завершилась в Англии клас­совым компромиссом - установлением конституционной монархии, сторонником которой был Локк.

Большой заслугой Локка как философа была разработка идеи опытного происхождения человеческого знания.

Категорический отказ от традиционной точки зрения на врожденность человеческих идей и представлений, защита сенсуалистической теории познания, большое внимание к эмпирической психологии позволили Локку разработать интересную педагогическую систему, оказавшую очень большое влияние на дальнейшее развитие педагогики.

Педагогические идеи Дж. Локка можно кратко представить следующим образом:

ребенок от рождения не несет в себе никаких врожденных идей и поро­ков;

• все, что есть в сознании человека, получено им благодаря ощущениям и собственному опыту;

• воспитание всесильно, только от него зависит, каким вырастет ребенок;

• основная цель воспитания - счастье человека, опирающееся на добро­детель;

• здоровье ребенка - первая задача воспитания;

• пример окружающих, упражнения ребенка действеннее всяких слов;

• следует отказаться от принуждения в воспитании;

• польза - вот принцип, которым следует руководствоваться в воспитании и обучении.

Локк внес в педагогику новые принципы:

опыт как основа воспитания,

• практицизм,

• рационализм.

Использованные источники:

Джуринский А.Н. История педагогики. С. 179.

Пискунов А.И. Хрестоматия по истории зарубежной педагогики. С. 162.

Вопрос 32. Школы пиетистов



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-15; просмотров: 79; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.137.218 (0.04 с.)