Реформаторские идеи деятелей того времени 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Реформаторские идеи деятелей того времени



1. Серьезные изменения в политической, экономической, культурной жизни России, начавшиеся еще в середине XVII века и связанные с ее постепенным выходом из средневековой изоляции по отношению к Европе, продолжились и усилились в петровскую эпоху.

Экономические и политические преобразования в России сразу же по­требовали большого количества специально обученных людей - про­фессионалов: офицеров, моряков, артиллеристов, инженеров, врачей, ученых, государственных служащих, учителей. Это, в свою очередь, потребовало проведения реформы просвещения.

Петр I подчинил русскую церковь светской власти, превратил ее в свое послушное орудие. Одновременно церковь потеряла контроль над обра­зованием, которое перешло в руки государства. Таким образом, начался новый, "государственный", период в отечественном просвещении, когда все, что происходило в области образования, стало подчиняться государству и служить его интересам.

Этот процесс "огосударствления" способствовал новому пониманию образования, проникновению в отечественное педагогическое самосоз­нание новых начал.

2. История просветительской педагогики в России начинается с деятельно­сти двух академий - Могилянской в Киеве и Славяно-греко-латинской в Москве:

Киево-Могилянская коллегия, основанная еще в 1632 году, получила в 1701 году название академии и стала оплотом сохранения и дальнейшего развития славянской культуры там, где принудительно шел процесс ее ка-толизации;

Московская Славяно-греко-латшская академия была пронизана атмос­ферой западноевропейской образованности. Преподавание греческого языка было прекращено, резко ослаблено внимание к церковнославянс­кому и русскому. Их место занял латинский язык, в школьный обиход были введены схоластические учебники и учебные пособия европейс­кого типа на латинском языке.

3. И. Т. Посошков изложил свои реформаторские философско-педагоги-ческие идеи в сочинении "Книга о скудости и богатстве" (1724), в час­тности, мысль о том, что основным путем к просвещению народа и к общему подъему русской православной культуры являются:

• распространение грамотности среди населения;

• создание профессиональных и общеобразовательных учебных заведений. Идея организации общедоступных школ для крестьянства нашла отра­жение в тех проектах, которые были представлены И.Т. Посошковым Петру I. Однако его предложения не были приняты во внимание при осуществлении реформ просвещения.

3. И.Т. Посошков, как и многие мыслители того времени, пытался соеди­нить традицию старинного благочестия и воспитания с таким новым для Руси явлением, как государственная школа. Это отчетливо видно в его сочинении "Завещание отеческое к сыну своему" (1705), которое даже названо в духе древнерусской традиции, идущей от Владимира Мономаха.

Ф. Салтыков исходил из того, что дело организации сети просветитель­ских учреждений должно быть обязанностью царя и все должны руко­водствоваться его указами. В каждой губернии он предлагал открыть одну или две "академии". Содержание обучения мыслилось им достаточно широко:

• языки - латинский, греческий, немецкий, английский, французский;

• грамматика русского языка, риторика, поэтика;

• философия, богословие, общая история;

•арифметика, геометрия, тригонометрия, навигация, фортификация, ар­тиллерия, механика, статистика, оптика, музыка, скульптура, рисование.

Обучение родному языку Ф. Салтыков советовал проводить не по цер­ковным книгам, а используя светскую литературу. Ф. Салтыков считал необходимым развивать и женское образование. Кроме того, он предла­гал учреждать ремесленные и торговые училища.

Феофан Прокопович по поручению Петра I и при личном его участии в 1721 году составил "Духовный регламент".

Утверждая главенство государства над церковью, Ф. Прокопович при­знавал необходимость образования для духовенства и нравственных на­ставлений для народа. В его трактовке государственная, светская идея преобладала над религиозной.

Ф. Прокопович хотел придать новой школе научный характер и считал необходимым:

• одновременное изучение различных предметов,

• наглядность при обучении,

• наличие библиотеки, ибо "без библиотеки как без души академия". По его предложению учебный план академии включал:

• грамматику с историей и географией;

• арифметику и геометрию;

• логику и диалектику;

• риторику с учением о стихосложении;

• физику с краткой метафизикой;

• краткую политику;

• богословие (время на его изучение сокращалось с 4 до 2 лет).

Иностранные языки (латынь - обязательно; греческий и еврейский - если будут учителя) предполагалось преподавать в урочное время между другими предметами.

Главную обеспокоенность вызывали у Ф. Прокоповича количество и качество преподавателей.

Всего на учение отводилось 8 лет. По окончании курса выпускники мог­ли поступать как на духовную, так и на гражданскую службу.

Кроме академии и духовной семинарии, в "Регламенте" говорилось и об элементарной школе, которую каждый епископ должен иметь при сво­ем доме для детей священников, чтобы готовить из них также священ­нослужителей.

Однако в целом идеи и замыслы Ф. Прокоповича не находили поддержки у большей части духовенства, препятствовавшей петровским реформам.

Использованные источники:

История педагогики и образования. С. 233 - 240.

 

Вопрос 41. Школьное дело при Петре I

Общая характеристика

Цифирные школы

3. Другие типы школ профессиональной подготовки

Духовные учебные заведения

1. Все представленные на рассмотрение Петру I проекты организации обра­зования в полной мере реализованы не были. Однако под влиянием этих проектов единый тип образования, характерный для допетровского вре­мени, разделился на два направления - церковное и светское, причем в

рамках последнего возникли различные профессиональные школы.

Главные характеристики новой организации образования:

профессиональная направленность,

преобладание сословности - внутренняя политика Петра I характеризо­валась стремлением к возвышению дворянского сословия.

2. Первой попыткой петровского правительства создать в России сеть го­сударственных начальных школ, доступных достаточно широким на­родным слоям, было открытие цифирных школ. Они учреждались со­гласно указу царя от 1714 года для детей от 10 до 15 лет с целью подготовки части народа к государственной светской и военной службе в качестве низшего обслуживающего персонала, для работы на заводах, верфях. Цифирные школы рассматривались также как подготовительный этап для последующей профессиональной подготовки.

В содержание обучения входили грамота, арифметика, начальная гео­метрия.

В качестве учителей использовались ученики московской Школы ма­тематических и навигацких наук.

Цифирные школы не получили поддержки практически среди всех со­словий и не могли стать базовым типом новой русской школы. Трудно­сти материального плана постепенно привели к почти повсеместному их закрытию. Однако опыт их создания, безусловно, обогатил отече­ственную педагогическую практику.

3. Для обучения детей солдат и матросов в начале XVIII века открывались гарнизонные и адмиралтейские школы, цель которых состояла в подго­товке младшего командного состава армии и флота, мастеров по строи­тельству, обслуживанию кораблей. Первая гарнизонная школа начала работу еще в 1698 году при артиллерийской школе Преображенского полка. В ней обучали грамоте, счету, бомбардирскому (артиллерийско­му) делу, а в 1721 году вышел указ о создании такого рода школ при каждом полку.

В это же время создавались горнозаводские школы, в которых готовили квалифицированных рабочих и мастеров. Первая была открыта в 1716 году на Петровском заводе в Карелии, куда собрали 20 детей из бедных дворянских семей и стали обучать их чтению-письму, геометрии, ариф­метике, артиллерии, горному делу.

В 1701 году в Москве под руководством Якова Вилимовича Брюса (1670 -1735) начала работу государственная артиллерийско-инженерная школа для обучения "пушкарских и иных посторонних чинов людей детей их словесной письменной грамоте, цифири и иным инженерным наукам". Однако постепенно школу стали посещать почти исключительно дво­рянские дети. Школа делилась на две ступени: нижняя, или "русская", учила письму, чтению, счету; верхняя - арифметике, геометрии, три­гонометрии, черчению, фортификации и артиллерии.

В начале XVIII века преимущественно для дворянских детей последова­тельно открывались новые учебные заведения - Московская инженер­ная школа (1703), Петербургская инженерная школа (1719), Петербур­гская артиллерийская школа и др.

В 1707 году в Москве при военном госпитале была открыта школа для подготовки врачей - Хирургическая школа. В содержание обучения вхо­дили анатомия, хирургия, фармакология, латынь, рисование; обуче­ние велось преимущественно на латинском языке. Теоретическая подго­товка сочеталась с практической работой в госпитале. При школе имелся "аптекарский огород", на котором учащиеся выращивали лекарственные растения. Был свой анатомический театр.

Проблема профессиональной подготовки коснулась и государственного аппарата. Для удовлетворения этой потребности открывались школы, где готовились канцелярские служащие (1721).

Образцом служила Школа математических и навигацких наук, открытая в Москве в помещении Сухаревой башни. Личным указом Петра I в 1707 году здесь была введена жесткая система наказаний учащихся за провинности разного рода. В 1715 году школа была переведена в Петер­бург и переименована в Морскую академию.

4. Значительные преобразования произошли в петровское время и в тра­диционных для России духовных учебных заведениях, через которые

еше в XVII веке в страну стало проникать западноевропейское образо­вательное влияние.

Сначала доступ в епархиальные школы и духовные семинарии был до­статочно открытым. Однако по мере возникновения светских, профес­сиональных школ эти учебные заведения стали восприниматься как профессиональные.

В первой четверти XVIII века была создана сеть новых духовных школ. Они получили название архиерейских, были только начальными и от­крывались по инициативе тех духовных служителей, которые поддер­живали преобразования в государстве. Такие школы были созданы в Чер­нигове, Тобольске, Ростове, Смоленске. Вскоре епископов обязали открывать школы для подготовки священников при всех архиерейских домах. Предполагалось, что в них будут обучать детей чтению, письму, славянской грамматике, арифметике и геометрии.

Наиболее значительной была деятельность Новгородской архиерейской школы.

Использованные источники:

История педагогики и образования. С. 240 - 245.

 

Вопрос 42. Педагогическая деятельность Л.Ф. Магницкого и дальнейшее развитие школ

Л.Ф.Магницкий

2. Навигащая и Пушкарская школы

3. Частные школы

1. Выдающимся деятелем просвещения в петровскую эпоху был видный математик, преподаватель Школы математических и навигацких наук в Москве Леонтий Филиппович Магницкий (1669 - 1739). Он внес огром­ный вклад в методику светского школьного обучения своего времени и в дело развития профессионального образования.

По традиции, шедшей еще от мастеров грамоты Московской Руси, он создал собственный учебник - "Арифметика, сиречь наука числительная".

Труд Магницкого - это солидный том в 360 страниц, содержащий пол­ный курс арифметики, основ алгебры и геометрии, а также необходи­мые сведения для навигатора (приложение математики к навигации).

Автор (исходя из положений науки и методики обучения начала XVIII века) тесно связывает теорию с практикой. Он учит, главным образом, как производить действия, а не объясняет причины того или иного мате­матического закона, приводит множество "прикладов" (примеров).

Математические знания изучались последовательно по принципу от про­стого к сложному; математические расчеты были тесно связаны с про­фессиональной подготовкой.

Учебник Магницкого был крупным вкладом в учебную и научную ли-тературу того времени, и его появление было событием выдающимся. В процессе обучения Л.Ф. Магницким широко применялись разнообраз­ные средства наглядности - различные таблицы и макеты, наглядные пособия.

Л.Ф. Магницкий осуществлял руководство всей учебной работой Нави-гацкой школы с первой ее ступени.

2. Для подготовки учеников к обучению в собственно Навигацкой школе при ней были организованы два начальных класса, носивших название "русской школы", где учили чтению и письму по-русски, и "цифирной школы", где детей знакомили с началами арифметики, а для желающих преподавали еще фехтование.

Все учебные предметы изучались в Навигацкой школе последовательно, переводных и выпускных экзаменов не было, ученики переводились из класса в класс по мере выучки, а само понятие "класс" означало не элемент классно-урочной системы, которой в России еще не было, а содержание обучения: класс навигации, класс геометрии и т. п. Учение в Навигацкой школе приравнивалось к службе. Одновременно с Навигацкой школой, в том же 1701 году, по ее образ­цу в Москве была открыта Артиллерийская, или Пушкарская, школа, которая должна была готовить специалистов для армии и флота. Уча­щихся в нее набирали в возрасте от 7 до 25 лет, обучали русской грамо­те, счету и сразу же начинали готовить к профессии инженера. Преподавателей и для Навигацкой, и для Пушкарской школ готовили прямо на месте из наиболее способных и соответствующих этой функ­ции учеников.

3. При достаточно поспешном учреждении школ в петровскую эпоху орга­низация их зачастую не была удовлетворительна.

Акцент на профессиональную подготовку в начале XVIII века привел к тому, что государственных школ действительно общеобразовательного характера в России долго не создавалось.

Эту задачу пытались решить школы частные. Пользовавшиеся в то время субсидиями от государства, именно они во многом послужили основой для последующего развития школьного дела в России.

В 1705 году в Москве была открыта собственная школа Э. Глюка. В ней должны были учиться дети бояр, чиновников, купцов..В школе обучали географии, этике, политике, истории, поэтике, фи­лософии; латинскому, французскому и немецкому языкам. Уделялось внимание и "светским наукам" - танцам, светским манерам, верховой езде. Желающие могли изучать шведский и итальянский языки.

Занятия в школе начинались в 8 часов утра и заканчивались в 6 часов вечера для младших классов и в 8 часов вечера для старших.

Распорядок дня школы позволяет сделать вывод, что здесь применялись элементы новой для российских школ формы организации обучения - классно-урочной, при которой дети одной возрастной группы объединя­лись для изучения того или иного предмета; практиковались уроки для повторения и запоминания уже изученного материала, являвшиеся обязательной формой учебной работы для учителей и учеников.

Использованные источники:

 История педагогики и образования. С. 245 - 250.

Латышина Д.И. История педагогики. С. 226 - 227.

 

Вопрос 43. В.Н. Татищев и начало профессионального образования

1. Педагогическая деятельность В.Н. Татищева

2. Санкт-Петербургская академия наук



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-15; просмотров: 41; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.251.154 (0.031 с.)