Принцип самоценности детства 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Принцип самоценности детства



Особенности учебно-воспитательного процесса

Принцип свободы

Принцип учета социальной среды

Идея детского труда

1. Наиболее яркими представителями концепции свободного воспитания были Константин Николаевич Вентцель (1857 - 1947) и Станислав Тео-филович Шацкий (1878 - 1934). Они видели богатство личности в ее не­повторимости, самоценности, а понятие "личность" ими нередко упот­реблялось как синоним понятия "индивидуальность" и понималось не как сумма определенных свойств и черт ребенка, а как нечто целост­ное, как "реальный факт", по словам К.Н. Вентцеля.

Отсюда вытекала направленность воспитания - на сохранение и разви­тие "я" ребенка.

К.Н. Вентцель и СТ. Шацкий сформулировали ряд принципов, иерархи­чески зависимых друг от друга, одним из которых стал принцип самоценно­сти детства. Этот принцип исходил из огромной роли детства в жизни человека, его своеобразия, развития по своим особым законам, требую­щим специфического подхода к каждому из отдельных возрастных этапов. Разрабатывая принцип самоценности детства, авторы этой концепции  сосредоточивали свое внимание на необходимости исходить из детского мироощущения в организации воспитательно-образовательного про­цесса, из уважительного отношения к внутреннему миру ребенка.

2. Весь учебно-воспитательный процесс должен был строиться только в соответствии с закономерностями развития ребенка, в тесной взаимосвя­зи с окружающей средой. Это соответствует и принципу природосообразности, позволяя обеспечить развитие личности сообразно с ее внутрен­ней сущностью.

Важнейшим природосообразным путем воспитания признавалось включение ребенка в свободную творческую деятельность:

• познавательную,

• художественно-творческую,

• игровую,

• труд,

• общение.

Сторонники свободного воспитания, рассматривая ребенка как биосо­циальное существо, сформулировали основные положения, учет кото­рых в образовательно-воспитательном процессе должен был способство­вать более эффективному развитию личности:

• требования среды законны, необходимо дать им свободно проявиться в процессе обучения и воспитания,

 • однако сам учебно-воспитательный процесс должен быть направлен на всестороннее развитие личности, а не на ее приспособление к конкрет­ным узким социальным рамкам жизни,

• школа может и должна участвовать в преобразовании среды (Шацкий),

• воспитание должно быть нацелено на формирование в личности ка­честв социального творца (Вентцель),

• в условиях негативного влияния среды на свободное творческое разви­тие личности ребенка возможно организовать воспитание и обучение в особо созданной среде для детской жизни.

3. Важнейшим условием реализации концепции свободного воспитания рассматривалась свобода, понимавшаяся как запрет на целенаправлен­ные воздействия с целью сформировать личность по заданному образцу.

Принцип свободы предполагал:

• отличную от государственной школы организацию всего учебно-воспи­тательного процесса;

• отказ от всех внутришкольных факторов давления на ребенка: обучение без отметок, экзаменов;

• создание атмосферы доброжелательности;

• вера в силы ребенка и его возможности;

• опора на естественные мотивы в обучении;

• отсутствие у детей страха перед физическим наказанием или мораль­ным унижением;

• предоставление ученикам свободы выбора вида деятельности, учителя, метода учения и т. д.

Сторонники свободного воспитания заявляли о необходимости осво­бождения школы из-под контроля государства, независимости от клас­совых, политических, церковных интересов. Наиболее радикальной в этом плане была позиция Вентцеля.

4. Сторонников концепции свободного воспитания отличало понимание важности социальной среды, в том числе различных социальных инсти­тутов, в процессе становления и развития личности.

Принцип учета социальной среды позволял им решать проблемы социа­лизации ребенка, предполагая необходимость помощи детям в их адап­тации к условиям конкретной социальной среды, в ее освоении, в ов­ладении ценностями, нормами, присущими данному обществу, и в то же время в сохранении своей автономности, своей внутренней свобо­ды, своего "я". Наиболее ярко это требование было сформулировано Вентцелем.

5. Особое внимание Вентцель уделял производительному творческому труду как средству развития воли, как условию, при котором наибольший рас­цвет получают умственные, физические и нравственные силы ребенка. Идея детского труда проходит через всю теоретическую и практическую деятельность Шацкого. Концептуально осмысливая место труда в детс­кой жизни, он пришел к мысли, что на раннем этапе детства труд должен быть связан с искусством и игрой. Но чем старше становится ребенок, тем серьезнее он должен относиться к трудовой деятельности. Труд, игра, искусство - эти три элемента детской жизни неотделимы друг от друга и являются обязательным условием социализации и раз­вития личности ребенка.

Использованные источники:

История педагогики и образования. С. 417 - 422.

Латышина Д.И. История педагогики. С. 419.

 

  Вопрос 90. Представители экспериментальной педагогики

 

1. Разработка новых психолого-педагогических методов исследования ребенка    2. Теоретические взгляды А.П.Нечаева на личность ребенка                                                                                                                                                                               3.  Разработка А.Ф. Лазурским естественного эксперимента



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-15; просмотров: 81; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.140.242.165 (0.005 с.)