Наиболее известные представители 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Наиболее известные представители



3. Система сенсорного воспитания М.Монтессори

1. В основе теории свободного воспитания лежит принцип педоцентризма в воспитании: характер педагогического процесса определяется главным образом проявлением склонностей детей в процессе практической дея­тельности и поэтому для расширения возможностей индивидуализации обучения необходимы эффективные средства определения задатков, способностей и интеллектуального уровня каждого ребенка с тем, что­бы помочь ему выбрать свой будущий жизненный путь.

Педоцентристы доказывали, что планомерное, систематическое обу­чение и воспитание детей по заранее разработанным программам про­тиворечит природе развития ребенка, и поэтому организацию педаго­гического процесса следует строить, исходя из непосредственно возникающих интересов детей в процессе их деятельности. Главными представителями теории свободного воспитания считаются Эллен Кей, Фриц Гансберг и Людвиг Гурлитт.

2. Шведская писательница и педагог Эллен Кей (1849 - 1926) призывала общественность к борьбе за признание социальной важности материнс­ких функций и одной из наиболее актуальных задач современного обще­ства считала создание нового поколения образованных матерей, способ­ных уберечь своих детей от обезличивания. Только домашнее воспитание, по ее мнению, дает простор развитию индивидуальности ребенка. Школа, в свою очередь, также должна строить обучение и воспитание исходя из индивидуальности каждого ученика, обеспечивая при этом преемственную связь с домашним воспитанием, организуя широкую самодеятельность школьников и способствуя развитию у детей всех при­сущих им дарований.

Немецкие педагоги Фриц Гансберг (1871 - 1950) и Людвиг Гурлитт (1855 - 1931) разделяли эту точку зрения.

Ф. Гансберг видел путь формирования личности ребенка в стимулиро­вании его творческого саморазвития.

Л. Гурлитт обосновывал идею о том, что воспитание не должно пресле­довать практических целей (чего в большинстве своем требовала обще­ственность), а нужно преимущественно развивать все силы и активность детей. Систематические занятия в народной школе должны быть заме­нены спортом, играми, беседами, творческими работами, т. е. всем тем, что воспитывает независимость суждений, волю, дисциплину. Тради­ционное содержание учебных программ немецких школ он предлагал заменить широко трактуемым эстетическим воспитанием и занятиями различными видами ручной деятельности.

3. К тому же направлению реформаторской педагогики можно отнести идеи и деятельность итальянского врача-психиатра и педагога Марии Монтессори (1870 - 1952).

Основой обучения в дошкольном возрасте М. Монтессори считала сен­сорное развитие, которое осуществляла с помощью организации окру­жающей среды и занятий с дидактическим материалом.

Эффективность в обучении Монтессори связывала с выделением осо­бых (сензитивных) периодов повышенной восприимчивости детей к опре­деленным воздействиям окружающей среды.

В процессе развития ребенка Монтессори выделяет три фазы: 0 - 6, 6 -12 и 12 - 18 лет.

Первая фаза (от 0 до 6) является наиболее сензитивной для сенсорного развития. Она характеризуется глобальной ориентацией познавательной активности ребенка на формирование чувственного образа окружаю­щего мира. В соответствии с космическим планом ребенок "решает" внут­реннюю задачу своего развития, которая на данном этапе состоит в создании эмоционально окрашенной картины окружающего мира, себя самого и своего места в мире. Ребенок в возрасте от 0 до 3 лет является, образно говоря, "эмоциональным камертоном", сверхчувствительным резонатором эмоций родителей, главным образом матери. Его впитыва­ющее мышление вбирает в себя способы эмоционального реагирования взрослых по отношению к событиям, происходящим в мире. По этой причине наиболее подходящей окружающей средой, способствующей оптимальному детскому развитию, является родительский дом и забота.

Огромное внимание педагогов привлекают сенсорные материалы Мон­тессори. Игры, занятия, упражнения с дидактическими материалами позволяют развивать зрительно-различительное восприятие размеров, форм, цветов, распознавать звуки.

Использованные источники:

История педагогики и образования. С. 376 - 378.

 

Вопрос 78. Представители экспериментальной педагогики

1. Основные идеи экспериментальной педагогики

2. Педология

3. Бихевиоризм               

Педагогика действия

1. Введение в научный арсенал педагогики и психологии опытных мето­дов исследования явилось весьма важным фактором дальнейшего разви­тия этих наук.

Направление было представлено группой немецких ученых во главе с Эрнстом Мейманом (1862 - 1915) и Вильгельмом Августом Лаем (1862 -1926). Благодаря им стали создаваться научно-экспериментальные лабо­ратории и был введен в научный обиход термин "педагогический экспе­римент". Целью представителей этого направления было получение опыт­ным путем необходимых достоверных данных для усовершенствования педагогического процесса.

Экспериментальная педагогика старалась опираться:

• на результаты изучения детей с помощью эмпирических методов, таких как наблюдение, анкетирование;

• на данные тестов на определение возрастных возможностей детей, ко­торые были впервые разработаны французским психологом Альфредом Вине (1857 - 1911);

• на изучение поведения ребенка в различных учебных и внеучебных ситу­ациях, использование разработанной американским психологом Эдуардом Торндайком (1874 - 1949) системы количественного измерения уровня интеллектуального развития ребенка с помощью стандартных тестов. Эксперименталисты полагали, что использование этих методик дает возможность выработать педагогические и психологические нормати­вы, на основе которых можно организовать процесс обучения и воспи­тания объективно и научно.

Содержание экспериментальной педагогики представляло собой, по су­ществу, свод различных сведений из анатомии, физиологии, психоло­гии, психопатологии, педагогики.

2. Возникновение экспериментальной педагогики послужило важным им­пульсом развития науки о детях - педологии, которая представляла со­бой синтез психологических, биологических и социологических знаний о ребенке и основывалась на представлении о нем как о субъекте, судь­ба которого предопределена наследственностью и влиянием общественной среды. Необходимо лишь изучить и измерить оба эти фактора, чтобы направить воспитание в нужное русло.

Педология пыталась разработать такие методы, которые помогли бы в результате комплексного изучения получить знание о ребенке в целос­тном виде.

Наибольший вклад в развитие педологии внесли психологи Э. Торндайк, С. Холл, А. Вине и представители экспериментальной педагогики. Опора реформаторских направлений педагогики на уже существовав­шие в педагогике и психологии теории особенно четко прослеживается во взаимодействии экспериментальной педагогики с одним из ведущих психологических направлений США - бихевиоризмом, согласно кото­рому поведение человека есть совокупность ответных реакций организма на разнообразные раздражения, поступающие из окружающей среды.

Бихевиористская формула "стимул - реакция" объясняла все побуди­тельные мотивы человеческой деятельности. Методом проб и ошибок каждый ребенок, согласно этой концепции, самостоятельно вырабаты­вает для себя определенный комплекс реакций, обеспечивающий его адаптацию к среде. При этом он руководствуется главным образом врож­денными инстинктами и стихийно сложившимися привычками. Он при­бегает к анализу только в новых, особенно сложных ситуациях. В этой связи функция воспитания якобы ограничивается наблюдением за пове­дением ребенка, обобщением данных о его поступках в различных си­туациях и выведением так называемых "нормативов" для педагогической практики.

4. Немецкий педагог Вильгельм Август Лай (1862 - 1926) был видным представителем реформаторской педагогики конца XIX - начала XX вв. Основываясь на данных биологии и экспериментальной педагогики, он попытался создать так называемую педагогику действия, которая харак­теризовалась чрезмерной биологизацией воспитательно-образовательного процесса.

Лай исходил из того, что в основе воспитания и обучения должны ле­жать реакции-действия:

ребенок испытывает влияния извне, умственно их перерабатывает,

и сложившиеся представления выражает с помощью различных средств (слово, рисунок, эксперимент, работа на школьном участке, в мастер­ской и т. п.).

Главное место в этой триаде "восприятие, переработка, выражение' Лай отводил особую роль третьему компоненту - выражению, которое и явля­ется собственно реакцией, действием, направленным на приспособле­ние ребенка к окружающим условиям среды, в том числе и социальным.

Из такой трактовки воспитания и обучения у Лая вытекает известная переоценка педагогической роли различных видов деятельности школь­ников.

Для того чтобы ребенок научился правильно реагировать на окружаю­щую обстановку, Лай считал необходимым организовать в стенах шко­лы такую социальную микросреду, которая вынуждала бы учащихся согласовывать свои действия с законами природы и с волей данного сообщества людей. Школа, по его мнению, должна готовить лояльных граждан.

Важное место в этом воспитании Лай отводил религии.

Использованные источники:

История педагогики и образования. С. 378 - 380.

Пискунов А. И. Хрестоматия по истории зарубежной педагогики. С. 501.

 

Вопрос 79. Педагогика прагматизма



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-15; просмотров: 64; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.194.84 (0.012 с.)