Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

I . Педагогическая деятельность Л.Н. Толстого

Поиск

2. Педагогическая концепция Л.Н. Толстого

1. Лев Николаевич Толстой (1828 - 1910) - гениальный писатель, мысли­тель, педагог.

В первый период педагогической деятельности (1859 - 1862), названный Толстым временем "трехлетнего страстного увлечения педагогическим делом", жил в Ясной Поляне, преподавал в созданной им бесплатной начальной школе для крестьянских детей, способствовал открытию бо­лее 20 начальных школ в Тульской губернии, учителям которых всячес­ки помогал.

В 1860 - 1861 гг. предпринял поездку по странам Западной Европы с целью изучения состояния педагогических наук и народного образова­ния. По возвращении из путешествия Толстой писал о своем полном неприятии увиденного.

После завершения работы над романом "Война и мир" (1869) начался второй период педагогической деятельности Толстого, содержанием ко­торого было создание "Азбуки" - комплекса учебных книг для началь­ной школы с методическими указаниями для учителя (кн. 1 - 4, 1872). При переработке "Азбуки" были изданы как самостоятельные пособия "Арифметика" (1874), "Новая Азбука" (1875), "Русские книги для чте­ния" (1875). В первой половине 70-х гг. Толстой возобновил работу в Яснополянской школе.

После завершения романа "Анна Каренина" наступил третий период педагогических исканий Толстого (конец 1880-х гг. - 1910), связанный с разработкой религиозно-нравственного учения Толстого.

2. Педагогические идеи Толстого могут быть поняты только в контексте его творчества, стержневой проблемой которого был вопрос о смысле жизни человека и человечества.

Толстой и в своих педагогических сочинениях предстает, с одной сто­роны, как учитель-новатор, практик: и организатор, с другой - мысли­тель, стремящийся решать кардинальные философские и психологи­ческие проблемы: единства сознания и жизни, взаимосвязи конечного и бесконечного, развития самосознания, генезиса индивидуального и общественного сознания и ряд других.

Стержнем всего педагогического творчества Толстого стала проблема духовно-нравственных основ развития личности. Становление личности Толстой понимал как формирование ее нравственной сферы в различ­ных видах деятельности.

В статьях Толстого на темы воспитания существенное значение имеют высказывания о методах педагогического исследования. Особо важную роль он придавал изучению опыта, превращению каждой школы в "лабораторию творческого труда учителей и учащихся".

Образование, включающее обучение и воспитание, по мнению Толсто­го, столь же объективный процесс, как и явления природы. Толстой обратил внимание на то, что обычно "развитие ошибочно при­нимается за цель", что педагоги содействуют развитию, а не гармонии развития, и в этом заключается "вечная ошибка всех педагогических теорий". Первообразом гармонии, правды, красоты и добра является, по мнению писателя, родившийся ребенок, все его дальнейшее психи­ческое развитие "есть не только не средство для достижения того идеала гармонии, который мы носим в себе, но есть препятствие... к достиже­нию высшего идеала гармонии". Ребенку нужен "только материал для того, чтобы пополняться гармонически и всесторонне". В качестве главной задачи обучения и воспитания Толстой выдвигал развитие творческого мышления, утверждал необходимость полноцен­ного научного образования.

Исходя из своего практического опыта, Толстой подчеркивал роль уме­лого использования образного, конкретного и отвлеченного в обуче­нии, предупреждал об опасности оперирования терминами до того, как ребенок освоил соответствующие понятия, т. к. это может тормозить его умственное развитие.

Отстаиваемая Толстым идея свободного развития ребенка предполагала формирование нового типа общения учителей и учащихся, который способствовал бы познавательной активности и творчеству детей, оп­ределяя стиль школы в целом.

В религиозно-нравственном учении Толстого центральное место заняла идея духовного роста человека.

Обращаясь к таким важнейшим нравственным постулатам, как Бог, добро, вера, душа, совесть, любовь, жизнь, благо, в последней боль­шой работе "Путь жизни" Толстой рассматривал самосознание и духовное совершенствование как те пути, на которых человек реализует свои творческие возможности. Учить воспитанника жизни - значит помогать ему построить себя как личность, в согласии с совестью и разумом. Нравственное воспитание, являющееся, по Толстому, формой духовно­го саморазвития человека, осуществляется бессознательно и сознатель­но. Эффективность бессознательного пути зависит от того окружения и атмосферы, в которых ребенок растет и принимает ценностные ориен­тации. Толстой подчеркивал особую опасность двойной морали в семье и обществе.

Сознательное воспитание раскрывает возможности достижения постав­ленных целей с помощью волевых усилий и заложенную в каждом че­ловеке способность к самостроительству.

Педагогическое творчество Толстого утверждало идею о том, что вос­питание оправдано лишь как самовоспитание, а самовоспитание есть постоянная устремленность, прорыв к новым уровням бытия, этически более значимым горизонтам человеческого существования.

Использованные источники:

Российская педагогическая энциклопедия. С. 441 - 443.

 

Вопрос 71. Развитие педагогических идей в России (вторая половина XIX века)



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-15; просмотров: 121; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.1.100 (0.008 с.)