Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Вопрос управления школьной системой
6. Проблема всеобщего, обязательного образования 7. Целесообразность двух ступеней образовательной школы 1. Полемика вокруг вопроса о реформе системы образования в западной педагогике вступила в XIX веке в новую фазу. Руководители государств обратили внимание на школу как на важный фактор национального развития. Педагоги и деятели образования имели общие подходы к решению основных проблем, трактуемые в зависимости от условий каждой страны. Обсуждались следующие проблемы организации школьной системы: • общественная роль и функции школьного образования; • создание национальных систем школы и связанные с этим принципы всеобщего, обязательного, светского обучения; • организация общественных учебных заведений начального и среднего уровней; • взаимоотношения между ступенями и типами учебных заведений. Требования создания национальной школьной системы были прогрессивными по сравнению с требованиями сословной школы. Однако образование для большей части населения ограничивалось рамками начальной школы. Средняя школа рассматривалась многими педагогами как ступень, доступ к которой был обеспечен лишь детям имущих классов и небольшому числу наиболее способных выходцев из низов. 2. Вопрос об общественной роли школьного образования рассматривался педагогикой как вопрос о социальной цели воспитания. По мнению И.Г. Песталоцци, "разумная школа" должна обучать "порядку, который необходим для собственного благосостояния и благосостояния близких". Считалось, что в школе следует готовить два различных типа личности: • "практический тип" - массовая школа должна формировать политически лояльное поколение; • "лидер", будущий руководитель общества - школа повышенного образования. Виднейшие ученые и педагоги Запада (Д. Бентам, Г. Спенсер - Англия, И.Ф. Гербарт, В. Гумбольдт - Германия, О. Греар, В. Дюрюи - Франция, Р. Корэм, Н. Вебстер, Г. Манн - США и др.) разделяли этот взгляд и говорили о необходимости для лидеров не только классического гуманитарного образования, но и знания современных естественных, физико-математических, социально-политических наук. 3. В XIX веке крупные педагоги (А. Белл, Дж. Ланкастер, Д. Бентам, Г. Спенсер - в Англии, К.Ф. Вандер, В. Гумбольдт, И.Ф. Гербарт, И. Г. Фихте, Ф.В.Э. Шлейермахер - в Германии, Ф. Гизо, Л.Н. Карно, Ж. Мишле - во Франции, Р. Корэм, Н. Вебстер, Г. Манн - в США и др.) развивали идею Просвещения и Французской революции о праве на образование всех общественных классов.
С другой стороны, противники распространения образования среди населения стремились устранить из нормативных государственных документов даже упоминание о всеобщем праве на образование: • английская Палата общин в 1807 и 1820 гг. отклоняла проекты о повсеместном создании начальных школ; • консерваторы во Франции в 1800 году отвергли "проект Шапталя" об организации во всех коммунах начальных школ. 4. Принципы участия церкви в школьном деле также пересматривались: • правящие круги добивались создания светских общественных учебных заведений, обосновывая право светского государства на контроль над школьным делом; • но одновременно допускали фактическую монополию церкви в частных школах, рассматривая церковь и религию как необходимые средства социальной политики. Религиозное обучение и воспитание признавались как данность, поскольку западное общество в значительном большинстве не стояло на атеистических позициях. Основная часть педагогов и деятелей образования разделяла идею продолжения сотрудничества школы с церковью: • в Англии за такое сотрудничество выступали обе ведущие политические партии - тори и виги; • в Германии многие педагоги, в том числе и те, кто не придерживался какой-либо конфессии, полагали верным, что школьное воспитание должно строиться на религиозной основе. Однако часть педагогических и общественных кругов в обстановке распространения социалистических доктрин активно обсуждала идею секуляризации школы и ликвидации религиозного обучения: • в Германии примером такого подхода могут служить взгляды К.Ф. Ван-дера (1803 - 1879); • во Франции постоянная борьба между сторонниками и противниками светской школы шла на протяжении всего столетия. 5. При решении вопроса управления школьной системой столкнулись две ориентации: • с одной стороны, на жесткую централизацию школьной системы;
• с другой - на ее децентрализацию. Во Франции педагоги и политики сходились на необходимости создания централизованной школьной системы. В Англии и США признавалась целесообразность организации местного самоуправления. В Германии шла полемика между защитниками централизации и сторонниками автономии школьного дела. 6. Вопрос о введении всеобщего, обязательного образования также занимал важное место в полемике по школьному вопросу. За положительное решение высказывались представители либеральных общественных и педагогических кругов Запада, приводя в пользу реформы аргументы прежде всего экономического порядка: всеобщее образование - условие "индустриального прогресса" и успехов в торговле, поскольку позволит обеспечить промышленность и сферу коммерции необходимыми кадрами. Сторонники обязательного образования сходились на требовании ограничить такую обязательность начальной школой. Большая часть педагогов склонялась к сохранению платы за обучение, хотя некоторые настаивали на бесплатном обязательном обучении. "Проект Дюрюи" (1860) во Франции и "проект Робака" (1833) в Англии -примеры школьных реформ, решенных в этом ключе. 7. Западная педагогика обосновывала целесообразность создания двух ступеней общеобразовательной школы - начальной и средней: • начальная школа должна была реализовать идею практического образования; • средняя школа - идеи "классического" и "современного" образования. Например, Г. Спенсер предлагал модернизировать классическую школу, не отрицая при этом значения греко-латинского образования. В Германии шла интенсивная разработка еще более дробной типологии общеобразовательных учебных заведений - здесь педагоги не ограничивались выделением двух основных ступеней общего образования. В работе "О воспитании" Ф. Шлейермахер предложил свою типологию общеобразовательной школы: • для детей из низов - школа народная, где будет даваться начальное, практически полезное для будущего работника образование; 116 • для средних слоев - городская - историческое, лингвистическое и естественнонаучное образование; • для избранных - гимназия - классическое образование на греко-латинской основе. Использованные источники: Джуринский А.Н. История зарубежной педагогики. С. 191 - 198.
Вопрос 57. Главные направления развития школы в XIX веке
1. Становление национальных систем школьного образования
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-12-15; просмотров: 60; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.140.242.165 (0.01 с.) |