Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Мыслители – социалисты о воспитанииСодержание книги
Поиск на нашем сайте
2. II. Л. Кропоткин о понятии "взаимопомощь" 3. Педагогические воззрения Д.И.Менделеева 4. Работы по истории педагогики 1. В 60 - 70-е гг. XIX века оригинальные мысли о воспитании были высказаны и профессиональными революционерами. Влияние их на русское учительство эпохи "хождения" в народ и после было довольно значительно. Среди этих мыслителей прежде всего следует назвать Михаила Александровича Бакунина (1814 - 1876), взгляды которого во многом формировались под влиянием западников 40-х гг. XIX века. В 60-е гг. он возглавил анархическое направление в русской революционно-демократической мысли, а в 70-е гг. - движение революционных народников. М.А. Бакунин: • последовательно выступал против идеи религиозного воспитания, объявив себя сторонником рационального образования, дающего людям силу; • анархическое переустройство общества снизу вверх могло бы создать равные условия для всеобщего образования, ликвидируя гнет "былых авторитетов"; • конечная цель воспитания должна состоять в формировании людей свободных, полных уважения и любви к свободе других; • выступал за полное разрушение имеющихся в России школ. Вместо них должны быть организованы центры "взаимного обучения", созданные самим народом, так называемые "вольные академии". Близкую позицию занимали и такие мыслители, как Петр Лаврович Лавров (1823 - 1900), Николай Константинович Михайловский (1842 -1904), которые полагали, что человек активен и добр по своей природе и готов действовать на благо людей. Поэтому воспитание должно лишь раскрыть эту заложенную природой особенность человеческой природы, которая станет основой формирования общественно-активной личности, исповедующей рациональную философию действия и постоянного самосовершенствования. 2. Педагогические идеи Петра Алексеевича Кропоткина (1842 - 1921) явились частью его социальной утопии. Центральным понятием в его теории анархического коммунизма явилось понятие "взаимопомощь". По его мысли, чтобы добиться развития взаимопомощи в совместной деятельности, необходимо воспитывать в детях "инстинкт общительности" как основы нравственности. Эта мысль находит последующее развитие в идее коллективизма и коллективного воспитания. 3. Дмитрий Иванович Менделеев (1834 - 1907) в своих педагогических статьях "О направлении русского просвещения и о необходимости подготовки учителей", "О народном просвещении в России" высказал ряд интересных мыслей: • о высокой роли народного образования в развитии и процветании страны и народа; • об изучении в средней школе основ наук, прежде всего математики и естествознания; • о соединении теории с практическими занятиями; • о включении в содержание образования ручного труда, пения и физического воспитания. 4. В конце XIX века появились крупные работы по истории педагогики. Зачинателем этого направления в отечественной педагогике был друг и соратник К.Д. Ушинского, учитель и детский поэт Лев Николаевич Модзалевский (1837 - 1896), автор историко-педагогического исследования "Очерки истории воспитания и обучения с древнейших до наших времен", одного из первых исследователей педагогического наследия Я.А. Коменского. Вслед за Л.Н. Модзалевским историко-педагогические проблемы исследовали Михаил Иванович Демков (1859 - 1939) и Петр Федорович Каптер ев(1849- 1922). Использованные источники: История педагогики и образования. С. 370 - 372. Вопрос 72. Движение за реформу школьного дела в странах Западной Европы и США в конце XIX века
1. Отставание старой школы 2. Основные проблемы национальных систем образования 3. Концепции и течения в общественно-педагогической мысли конца XIX в. 4. Проблема модернизации содержания и методов образования и воспитания 1. Конец XIX века отмечен вступлением крупнейших стран Западной Европы и США в такую стадию общественно-экономических отношений, которая потребовала научного и технического перевооружения производства и совершенствования социальных институтов. В этих условиях стало более явным уже ранее ощущавшееся несоответствие традиционной школы, практики воспитания и обучения новым экономическим и политическим требованиям развития этих стран. Противоречия между состоянием школьного дела и новыми экономическими условиями вызвали появление педагогических движений, требовавших реформирования школы всех ступеней. Основными поворотными моментами в истории школы явились создание в последней трети XIX века национальных систем народного образования, поиски направления и путей реформирования самой школы. 2. Перед всеми странами Западной Европы и США стояла одна и та же задача - привести школу в соответствие с экономическими и политическими требованиями эпохи. Однако в каждой из национальных систем образования возникали и свои проблемы: • в США - резкое отставание сельской школы от городской, не отвечающие требованиям времени учебные планы и программы средней школы; • в Англии - децентрализация народного образования, переполненность массовых школ, крайний утилитаризм начального образования, традиционализм классического среднего образования; • в Германии - сохранявшиеся догматизм и вербализм в содержании и методах обучения, интенсивное вмешательство церкви в дело народного просвещения; • во Франции - заметное отставание от других западноевропейских стран в области развития профессионального образования. 3. Многочисленные концепции и течения в общественно-педагогической мысли конца XIX века, стремившиеся к коренному изменению характера деятельности школы, часто подводятся под общее понятие "реформаторская педагогика", или "движение нового воспитания". Среди этих течений наиболее известными были движения сторонников: • "свободного воспитания", • "трудовой школы", • "школы действия", • "социальной, педагогики", • "прагматической педагогики", • "прогрессивного воспитания". Весьма трудным представляется дать классификацию всех течений, поскольку в их концепциях были и общие идеи, и специфические, присущие каждому из них особенности. 4. Проблема модернизации содержания и методов образования и воспитания вызывала бурные споры как между представителями классического и естественнонаучного образования, так и среди тех, кто пытался соединить оба эти направления. Педагогическая проблематика оказалась в центре общественных дискуссий той эпохи. Для разрешения актуальнейших проблем педагогики того времени нужны были новые теоретические подходы, квалифицированные специалисты, серьезная переоценка предшествующего развития педагогической теории и образовательной практики. Использованные источники: История педагогики и образования. С. 374 - 375. Латышина Д.И. История педагогики. С. 376.
Вопрос 73. Представители социальной педагогики
Э. Дюркгейм Концепция В. Дильтея
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-12-15; просмотров: 56; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.219.203 (0.009 с.) |