Мыслители – социалисты о воспитании 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Мыслители – социалисты о воспитании



2. II. Л. Кропоткин о понятии "взаимопомощь"

3. Педагогические воззрения Д.И.Менделеева

  4. Работы по истории педагогики

1. В 60 - 70-е гг. XIX века оригинальные мысли о воспитании были выска­заны и профессиональными революционерами. Влияние их на русское учительство эпохи "хождения" в народ и после было довольно значи­тельно.

Среди этих мыслителей прежде всего следует назвать Михаила Алексан­дровича Бакунина (1814 - 1876), взгляды которого во многом форми­ровались под влиянием западников 40-х гг. XIX века. В 60-е гг. он возгла­вил анархическое направление в русской революционно-демократической мысли, а в 70-е гг. - движение революционных народников.

М.А. Бакунин:

• последовательно выступал против идеи религиозного воспитания, объя­вив себя сторонником рационального образования, дающего людям силу;

• анархическое переустройство общества снизу вверх могло бы создать равные условия для всеобщего образования, ликвидируя гнет "былых авторитетов";

• конечная цель воспитания должна состоять в формировании людей сво­бодных, полных уважения и любви к свободе других;

•  выступал за полное разрушение имеющихся в России школ. Вместо них должны быть организованы центры "взаимного обучения", созданные самим народом, так называемые "вольные академии". Близкую позицию занимали и такие мыслители, как Петр Лаврович Лавров (1823 - 1900), Николай Константинович Михайловский (1842 -1904), которые полагали, что человек активен и добр по своей природе и готов действовать на благо людей. Поэтому воспитание должно лишь раскрыть эту заложенную природой особенность человеческой приро­ды, которая станет основой формирования общественно-активной лич­ности, исповедующей рациональную философию действия и постоян­ного самосовершенствования.

2. Педагогические идеи Петра Алексеевича Кропоткина (1842 - 1921) яви­лись частью его социальной утопии. Центральным понятием в его теории анархического коммунизма явилось понятие "взаимопомощь". По его мысли, чтобы добиться развития взаимопомощи в совместной деятель­ности, необходимо воспитывать в детях "инстинкт общительности" как основы нравственности. Эта мысль находит последующее развитие в идее коллективизма и коллективного воспитания.

3. Дмитрий Иванович Менделеев (1834 - 1907) в своих педагогических ста­тьях "О направлении русского просвещения и о необходимости подго­товки учителей", "О народном просвещении в России" высказал ряд интересных мыслей:

• о высокой роли народного образования в развитии и процветании стра­ны и народа;

• об изучении в средней школе основ наук, прежде всего математики и естествознания;

• о соединении теории с практическими занятиями;

о включении в содержание образования ручного труда, пения и физи­ческого воспитания.

4. В конце XIX века появились крупные работы по истории педагогики.

Зачинателем этого направления в отечественной педагогике был друг и соратник К.Д. Ушинского, учитель и детский поэт Лев Николаевич Модзалевский (1837 - 1896), автор историко-педагогического исследо­вания "Очерки истории воспитания и обучения с древнейших до на­ших времен", одного из первых исследователей педагогического на­следия Я.А. Коменского.

Вслед за Л.Н. Модзалевским историко-педагогические проблемы иссле­довали Михаил Иванович Демков (1859 - 1939) и Петр Федорович Каптер ев(1849- 1922).

Использованные источники:

История педагогики и образования. С. 370 - 372.

Вопрос 72. Движение за реформу школьного дела в странах Западной Европы и США в конце XIX века

 

1. Отставание старой школы

2. Основные проблемы национальных систем образования

3. Концепции и течения в общественно-педагогической мысли конца XIX в.

4. Проблема модернизации содержания и методов образования и воспитания

1. Конец XIX века отмечен вступлением крупнейших стран Западной Евро­пы и США в такую стадию общественно-экономических отношений, которая потребовала научного и технического перевооружения произ­водства и совершенствования социальных институтов. В этих условиях стало более явным уже ранее ощущавшееся несоответствие традицион­ной школы, практики воспитания и обучения новым экономическим и политическим требованиям развития этих стран.

Противоречия между состоянием школьного дела и новыми экономи­ческими условиями вызвали появление педагогических движений, тре­бовавших реформирования школы всех ступеней. Основными поворотными моментами в истории школы явились созда­ние в последней трети XIX века национальных систем народного обра­зования, поиски направления и путей реформирования самой школы.

2. Перед всеми странами Западной Европы и США стояла одна и та же задача - привести школу в соответствие с экономическими и политичес­кими требованиями эпохи.

Однако в каждой из национальных систем образования возникали и свои проблемы:

• в США - резкое отставание сельской школы от городской, не отвечаю­щие требованиям времени учебные планы и программы средней школы;

• в Англии - децентрализация народного образования, переполненность массовых школ, крайний утилитаризм начального образования, тради­ционализм классического среднего образования;

• в Германии - сохранявшиеся догматизм и вербализм в содержании и методах обучения, интенсивное вмешательство церкви в дело народно­го просвещения;

• во Франции - заметное отставание от других западноевропейских стран в области развития профессионального образования.

3. Многочисленные концепции и течения в общественно-педагогической мысли конца XIX века, стремившиеся к коренному изменению характера деятельности школы, часто подводятся под общее понятие "рефор­маторская педагогика", или "движение нового воспитания".

Среди этих течений наиболее известными были движения сторонников:

• "свободного воспитания",

•  "трудовой школы",

• "школы действия",

• "социальной, педагогики",

• "прагматической педагогики",

  "прогрессивного воспитания".

Весьма трудным представляется дать классификацию всех течений, по­скольку в их концепциях были и общие идеи, и специфические, прису­щие каждому из них особенности.

4. Проблема модернизации содержания и методов образования и воспита­ния вызывала бурные споры как между представителями классического и естественнонаучного образования, так и среди тех, кто пытался соеди­нить оба эти направления. Педагогическая проблематика оказалась в центре общественных дискуссий той эпохи. Для разрешения актуаль­нейших проблем педагогики того времени нужны были новые теорети­ческие подходы, квалифицированные специалисты, серьезная переоцен­ка предшествующего развития педагогической теории и образовательной практики.

Использованные источники:

История педагогики и образования. С. 374 - 375.

Латышина Д.И. История педагогики. С. 376.

 

Вопрос 73. Представители социальной педагогики

 

Э. Дюркгейм

Концепция В. Дильтея



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-15; просмотров: 41; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.128.94.171 (0.006 с.)