Основы педагогической теории Песталоцци 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основы педагогической теории Песталоцци



I. В истории мировой педагогики Иоганн Генрих Песталоцци (1746 - 1827) известен как один из великих и благородных подвижников дела воспи­тания униженных и оскорбленных. За ним справедливо укрепилась сла­ва "народного проповедника", "отца сирот", создателя подлинно народ­ной школы.

И.Г. Песталоцци родился в Цюрихе в семье врача. Рано лишившись отца, он вместе с двумя сестрами был воспитан в дружной семье, постоянно терпевшей жизненные невзгоды.

Воспитательной деятельностью Песталоцци занялся под сильным вли­янием идей Руссо после прочтения "Эмиля".

В 1774 году Песталоцци учредил свой первый приют для бедных детей в Нейгофе. В планы Песталоцци входило научить крестьянских детей ра­циональным приемам сельскохозяйственного труда.

Воспитанники Нейгофа работали в поле и прядильно-ткацких мастерс­ких. Они приобретали также минимальное общее образование (учились письму, счету, чтению, пению). В сущности, это была попытка соеди­нить обучение с производственной деятельностью. В 1780 году школа в Нейгофе разорилась и была закрыта.

Отойдя на время от практической деятельности, Песталоцци пишет педагогический роман "Лингард и Гертруда".

В 1789 году у Песталоцци появилась возможность вернуться к любимым занятиям. Он открывает воспитательное учреждение для сирот и нищих в Станце.

Приют в Станце просуществовал недолго. Детей и воспитателя выгоня­ют на улицу. Но и это не сломило Песталоцци. Он вновь и вновь возоб­новлял педагогическую работу сначала в Бургдорфе (1800 - 1804), затем в приюте для бедных в Ивердоне (1805 - 1826).

На закате жизни Песталоцци пишет ряд сочинений, в которых обобща­ет свой опыт. Среди них - знаменитая "Лебединая песня".

2. Цель школы, с точки зрения Песталоцци, - всестороннее гармоничное развитие; оно предполагает обеспечение единства умственного, нрав­ственного и физического развития и подготовку к труду.

Песталоцци выделяет и характеризует составные части элементарного образования:

интеллектуальное, целью которого является всестороннее развитие ум­ственных задатков, самостоятельности суждений и владения навыками интеллектуальной работы;

физическое - всестороннее развитие физических задатков человека, что нужно для "физической самостоятельности" и владения "физическими навыками";

нравственное - всестороннее развитие нравственных задатков, необхо­димых для "обеспечения самостоятельности нравственных суждений и привития определенных нравственных навыков". Оно предполагает уме­ние и желание творить добро.

Только единство всех частей образования обеспечивает гармоничное развитие природных задатков человека.

Идея природосообразности в понимании Песталоцци - это развитие "сил и задатков человеческого сердца, человеческого ума и человеческих уме­ний". Сама человеческая природа определяет естественный ход развития. Каждая из природных сил развивается благодаря упражнению "внешних чувств", органов тела, актов мышления. Потребность в упражнениях за­ложена в самом человеке.

Моральные, умственные и практические силы человека "должны воспи­тываться внутри его". Так, вера укрепляется благодаря собственному убеждению, а не благодаря размышлениям о ней, любовь опирается на поступки, исполненные любви, а не на высокие слова о ней, мысль -на собственное мышление, а не на усвоение чужих мыслей.

Началом развития каждой из сторон личности выступает самопроизволь­ное желание индивидуумом деятельности.

Школа, учитель стоят перед задачей обеспечения детей соответствую­щими средствами и материалами для их деятельности.

Методы обучения Песталоцци вытекают из понимания им воспитания как последовательного развития ребенка путем соответствующих уп­ражнений, подобранных так, чтобы обеспечить гармонию в проявле­нии его природных задатков.

Дитя учится, развивается благодаря чувственному восприятию и соб­ственному опыту деятельности, "получая впечатления и обогащаясь опытом". Его опыт должен найти ясное выражение в словах.

Одной из важных задач педагогики Песталоцци является трудовое вос­питание.

Педагогические идеи Песталоцци нашли поддержку и дальнейшее развитие в западноевропейской педагогике, а опыт их проведения в жизнь в учреждениях, руководимых им, способствовал распространению и школь-ной практики знаменитого педагога.

Использованные источники:

Джуринский А.Н. История педагогики. С. 232 - 234.

Латышина Д. И. История педагогики. С. 60 - 62.

 

Вопрос 51. Педагогические воззрения Ф. Фребеля



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-15; просмотров: 38; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.44.108 (0.006 с.)