Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Основные положения педагогической теории
1. А.С. Макаренко (1888 - 1939) пришел в педагогическую науку как блестящий практик: • в 1917 - 1919 гг. он заведовал школой в Крюкове; • в 1920 году принял руководство детской колонией под Полтавой (в дальнейшем колония имени Горького); • в 1928 - 1935 гг. работал в детской коммуне имени Дзержинского в Харькове. Со второй половины 1930-х гг. Макаренко фактически был отстранен от педагогической практики и в последние годы жизни занимался научным и писательским трудом. Из-под его пера вышли ставшие уже классикой сочинения: "Педагогическая поэма", "Флаги на башнях", "Книга для родителей" и др. И. Начальный этап всего воспитательного процесса - педагогическое проектирование. Цель воспитательной работы предусматривает ''программу человеческой личности", тот образец, идеал, к которому стремится в своей работе педагог. Проектируемые качества личности Макаренко разделяет на две категории: • типичные, общие для всех; • индивидуальные, вытекающие из особенностей каждого воспитанника, учитывающие его склонности, способности, наклонности. Целью является воспитание боевого, активного, жизненного характера. Воспитанник должен иметь чувство долга и понятие чести, ощущать свои обязательства перед обществом, должен уметь подчиняться товарищу и приказать ему, быть вежливым, суровым, добрым в зависимости от условий жизни. Он должен быть активным организатором; быть настойчив и закален, уметь владеть собой и влиять на других. Он должен быть веселым, бодрым, подтянутым, способным бороться и строить, способным жить и любить жизнь, он должен быть счастлив. И таким он должен быть не только в будущем, но и в каждый свой нынешний день. Успешное достижение воспитательных целей требует от педагога выбора соответствующих средств, определения всего содержания жизни и деятельности детей. Сердцевиной, ядром педагогической теории Макаренко является его учение о коллективе. Макаренко ввел термин "коллектив" в профессионально-педагогическую лексику, понимая под ним определенную организацию детей. Коллектив способствует воспитанию энергичных и активных членов общества, способных найти верные нравственные критерии для своих личных поступков и потребовать от других поведения в соответствии с такими критериями. Коллектив проходит в своем развитии три стадии:
• коллектива еще нет, а педагог в это время выполняет роль диктатора, выступая с требованиями к воспитанникам; • возникает актив - группа наиболее деятельных воспитанников, желающих принять-участие в различных видах работы, поддерживающих начинания педагога и его требования к воспитанникам; • складываются органы самоуправления, коллектив становится способным самостоятельно решать самые разнообразные учебные, хозяйственные, культурные и другие вопросы, требования идут к отдельному воспитаннику от всего коллектива. В зависимости от того, на каком этапе развития находится коллектив, определяются и особенности педагогического руководства им, позиция педагога' и взаимоотношения с воспитанниками. Прочие принципы: • традиции закрепляют все ценное в опыте коллектива, создавая в то же время его самобытность; • мажор - основное качество жизни коллектива; • ощущение собственного достоинства и гордости за свой коллектив; • идея защищенности каждого в коллективе; • присутствие игры в жизни коллектива. Узловой пункт теории Макаренко - тезис параллельного действия, т. е. органического единства воспитания и жизни общества, коллектива и личности. При параллельном действии обеспечиваются "свобода и самочувствие воспитанника", который выступает творцом, а не объектом педагогического воздействия. Успех в работе по созданию коллектива зависит от ясности и четкости в представлениях о завтрашнем дне каждого воспитанника и учреждения {перспектива). Перспективы могут быть: • близкими - близкая перспектива особенно нужна для детей младшего возраста и на первых стадиях развития коллектива: это кино, концерты, вечера, прогулки и экскурсии и др.; • средними - это радостное коллективное событие, несколько отодвинутое во времени; • дальними - это будущее учреждения. Использованные источники: Джуринский А.Н. История педагогики. С. 386. Латышина Д.И. История педагогики. С. 533 - 544.
Вопрос 100. Разработка проблем организации школьного дела в 1921 году
1. Общая характеристика 2. Педагогические взгляды В.Н. Шульгина и А.К.Гастева 1. Теоретическая разработка проблем организации школьного дела, образования, обучения и воспитания была сконцентрирована преимущественно в рамках деятельности научно-педагогической секции ГУСа, созданной в 1921 году и возглавлявшейся Н.К. Крупской. К работе в этой секции были привлечены все наиболее теоретически мыслящие педагоги, готовые сотрудничать с Наркомпросом на основе марксистско-ленинской идеологии. В составе этой секции можно назвать: • Павла Петровича Блонского (1884 - 1941), психолога и педагога, который был уже широко известен в педагогических кругах еще до революции; • Николая Николаевича Иорданского (1863 - 1941), первого российского школоведа, крупного организатора народного образования; • Марию Васильевну Крупенину (1892 - 1950), занимавшуюся проблемами детского коммунистического движения, ученического самоуправления, связи обучения с производительным трудом; • Альберта Петровича Пинкевича (1884 - 1939), который был одним из первых теоретиков советской педагогики, автором книги "Педагогика" в двух частях (1924- 1925). В 1924 году А.П. Пинкевич был избран ректором Второго Московского государственного университета, а с 1926 года стал одновременно директором Института научной педагогики. В 1930 году на базе 2-го МГУ был создан Московский государственный педагогический институт, кафедру педагогики в котором возглавлял тот же А.П. Пинкевич. На кафедре в разное время работали выдающиеся ученые той эпохи - Евгений Николаевич Медынский (1885 -1957), Алексей Георгиевич Калашников (1893 -1962), Иван Андреевич Кандов (1893 - 1978), Иван Фомич Свадковский и др. 2. В педагогическом творчестве Виктора Николаевича Шульгина (1894-1965) отразились романтико-радикалистские настроения значительной части педагогов 1920-х гг. Автор теории отмирания школы, он полагал, что педагогика должна изучать не только организованное воздействие на личность, но и всякое другое. Рациональное зерно теории Шульгина заключалось в утверждении необходимости изучать соотношение в воспитании стихии и организации, в предложении создать школу, открытую социуму. В целом, однако, Шульгин возлагал на педагогику утопическую функцию организации всей социальной среды в целях воспитания. Он неоправданно отвергал школу как центр социального воспитания, предлагая взамен закрытые спецучреждения. Противоположностью романтико-педагогическим доктринам выглядели идеи Алексея Капитоновича Гастеза (1882 - 1941). Они были сформулированы в начале 1920-х гг. и оживленно обсуждались до конца 1930-х гг. Гастев задался целью разработать индустриальную педагогику. Эта педагогика должна была быть направлена на профессиональную подготовку, на определение общественной и трудовой педагогической технологии, противостоящей идеологизированному воспитанию. Предназначение образования Гастев видел прежде всего в подготовке "машинизированного поколения", способного адаптироваться к новейшей технике, зараженного "бесом изобретательства". Использованные источники: Джуринский А.Н. История педагогики. С. 380 - 381. История педагогики и образования. С. 466.
Вопрос 101. Педагогические воззрения мыслителей русского зарубежья 1. "Основы педагогики" СИ.Гессена
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-12-15; просмотров: 50; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.238.70 (0.007 с.) |