Модель ключевых компетентностей личности (компетентностная модель личности) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Модель ключевых компетентностей личности (компетентностная модель личности)



Для жизни, деятельности индивида важно не наличие у него накоплений впрок, запаса ка- кого-то внутреннего багажа всего усвоенного, а проявление и возможность использования того, что есть, т.е. не структурные, морфологические, а функциональные, деятельностные ка- чества. Поэтому для фиксации образовательного результата возникла более подходящая ха- рактеристика – компетентность.

Понятие компетентности значительно шире понятия знания, или умения, или навыка, оно включает не только когнитивную (знания) и операционально-технологическую (умения) со- ставляющие, но и мотивационную, этическую (ценностные ориентации), социальную и пове- денческую. Овладение компетентностью требует ментальной организованности, значитель- ного интеллектуального развития: абстрактного мышления, саморефлексии, определения своей собственной позиции, самооценки, критического мышления и др.

Личность можно представить как совокупность ряда компетентностей, выступающих как мера способности человека включаться в деятельность. Компетентности также образуют определенную иерархию. Важнейшие, основные, ключевые компетентности многофункцио- нальны, надпредметны, многомерны.

Ключевые компетентности основываются на свойствах личности и проявляются в опреде- ленных способах поведения, которые опираются на психологические функции человека, вклю- чают широкий практический контекст, обладают высокой степенью универсальности.

 

 

Рис. 4. Ключевые компетентности.

Классификация компетентностей (рис. 4). Вершину иерархии компетентностей можно представить как гипотетическую общую компетентность человека, которая, очевидно, есть совокупность нескольких самых обобщенных составляющих – ключевых суперкомпетентно- стей.

Для школьной образовательной практики можно выделить следующие ключевые супер- компетентности:

математическая компетентность – умение работать с числом, числовой информацией

– владение математическими умениями;

коммуникативная (языковая) компетентность – умение вступать в коммуникацию с целью быть понятым, владение умениями общения;

информационная компетентность – владение информационными технологиями – уме- ние работать со всеми видами информации;

автономизационная – умения саморазвития и самопрезентации – способность к само- определению, самообразованию, конкурентоспособность;

социальная компетентность – умение жить и работать вместе с другими людьми, с близкими, в трудовом коллективе, команде;

продуктивная компетентность – умение работать и зарабатывать, способность к созда- нию собственного продукта, умение принимать решения и нести ответственность за них;

нравственная компетентность – готовность, способность и потребность жить по обще- человеческим нравственным законам.

Подобный состав ключевых суперкомпетентностей имеется в рекомендациях ЮНЕСКО и в «Концепции модернизации российского образования».

Компетентности есть деятельностные характеристики человека, поэтому их классифика- ция прежде всего должна быть адекватна классификации деятельностей. В самом общем пла- не это есть трудовая, учебная, игровая и коммуникативная компетентности. Сюда же мож- но отнести и


20

– классификацию компетентностей по объекту, на который направлена деятельность (Э.- Климов); она дает компетентности в областях: 1) человек – человек, 2) человек – техника,

3) человек – художественный образ, 4) человек – природа, 5) человек – знаковая система;

профессиональную компетентность в области отдельных классов и групп профессий;

предметную компетентность специалиста в конкретном деле (специальности),

– а также (в свете современной ориентации школы на профильное обучение) профиль- ную компетентность.

Особые компетентности требуются в различных сферах общественной жизни: в сфере быта, гражданско-общественной, в области искусства, в спорте и т.д.

Компетентности имеют также знаниевый аспект и классифицируются по областям обще- ственного знания (компетентности в области наук – в математике, в физике, в гуманитарных науках, в биологии и т.д.), по отраслям общественного производства (в области энергетики, в области транспорта, в области связи, в области обороны, в сельском хозяйстве и т.д.).

Как психологическая характеристика понятие компетентности включает не только когни- тивную (знания) и операционально-технологическую (деятельностную) составляющую, но и мотивационную (эмоциональную), этическую, социальную и поведенческую.

Поскольку по определению основу компетентности составляют способности, то каждой из способностей должна отвечать своя компетентность. Самым общим видам способностей будут соответствовать виды компетентностей: в физической культуре, в умственной сфере, общеучебная, практическая, исполнительская и творческая, художественная и техническая, а также педагогическая, психологическая, социальная и т.п.

По сообразности ступени социальной зрелости (социального развития) и образова- тельному статусу можно выделить:

– компетентность готовности ребенка к школе;

– компетентность (социальной зрелость) выпускника школы;

– компетентность (социальной зрелость) молодого специалиста (выпускника профессио- нального заведения);

– компетентность (социальной зрелость) специалиста со стажем работы.

Наряду с существующей классификацией компетенций, существуют, очевидно, также и уровни компетентности. Они простираются от «полной некомпетентности», то есть не- способности справиться с появляющимися проблемами и требованиями, до «высокой компе- тентности» – конкурентоспособности, талантливости.

Психолого-педагогический инструментарий для определения этих уровней для педагоги- ческой практики пока не разработан, но это – дело ближайшего времени.

 

 

То, что мы знаем, – ограниченно, а то, что мы не знаем, – бесконечно.

П. Лаплас

Знания и их классификация. Знания – проверенные практикой результаты познания окружающего мира, его верное отражение в мозге человека. Существует много различных классификаций ЗУН. Для анализа педагогических процессов имеют значение следующие (рис. 5).

 

Рис. 5. Знания, умения, навыки.

По локализации выделяют следующие группы знаний (ЗУН):

· индивидуальные знания (сознание) – совокупность запечатленных памятью чувствен- ных (образных) и умственных (знаковых) образов и их связей, возникавших при  взаимодей-


21

ствии индивида с действительностью, его личный опыт познания, общения, способов дея- тельности;

· общественные знания – продукт обобщения, объективизации, обобществления ре- зультатов индивидуальных познавательных процессов, выраженный в языке, науке, технике, материальных и духовных ценностях, созданных поколениями людей, цивилизацией.

Обучение представляет собой «перевод» общественных ЗУН в индивидуальные. По форме отражения:

· образные, представленные в образах, воспринятых органами чувств;

· знаковые, вербальные знания, закодированные в знаковой, языковой форме, теоретиче- ские знания;

· вещественные, существующие в предметах труда, искусства – овеществленные ре- зультаты деятельности;

· процедурные – те, которые заключены в текущей деятельности людей, их умениях и на- выках, в технологии, процедуре трудового и творческого процесса.

По области и предмету познания: гуманитарные и точные математические науки, фило- софия, живая и неживая природа, общество, техника, искусство, литература.

По психологическому уровню выделяют: знание – узнавание, – воспроизведение, – пони- мание, – применение, – убеждение – потребность.

По степени обобщенности: факты, связи-ассоциации, понятия, категории, законы, тео- рии, методологические знания, оценочные знания.

Современный обязательный минимум требований к уровню подготовки выпускников (проект В.В. Фирсова, 2001 г.) предполагает, что за время учебы в начальной школе ученик должен:

· усвоить около 200 новых понятий;

· выучить более 150 правил по математике и русскому языку;

· выполнить более 3500 заданий по математике;

· около 2000 упражнений по русскому  языку;

· прочитать более 500 произведений, не считая внеклассное чтение.

В основной школе ученики должны изучить:

· по биологии – 1624 понятия, 656 фактов, запомнить около 350 определений;

· по географии – изучить около 600 понятий и почти 700 географических объектов;

· по математике – изучить 270 понятий, около 100 теорем (из них 45 с доказа- тельством), более 100 правил и свойств, запомнить около 100 приемов решения задач и прорешать 9000 упражнений;

· по физике – знать 97 различных физических величин и единиц их измерения, запо- мнить названия 54 физических приборов;

· по химии – 190 понятий, физические свойства 17 веществ, химические свойства 73 веществ.

Пример. Шестиклассник на одном уроке биологии по теме «Строение цветка» должен изучить 22 понятия и 15 примеров. А на уроке географии по теме «Река» – познакомиться с 16 понятиями, 15 географическими объектами и раскрыть 4 причинно-следственные связи.

Умения и навыки. Особую часть общечеловеческого опыта представляет сам процесс, способ деятельности. Он лишь частично может быть описан с помощью языка. Воспроизве- сти его можно только в самой деятельности, поэтому владение им характеризуется особыми качествами личности – умениями и навыками. Умение определяется как способность лич- ности к эффективному выполнению определенной деятельности на основе имеющихся знаний в измененных или новых условиях. Умение характеризуется прежде всего способно- стью с помощью знаний осмысливать имеющуюся информацию, составлять план достиже- ния цели, регулировать и контролировать процесс деятельности.

Простые умения при достаточном упражнении могут автоматизироваться, переходить в



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-09; просмотров: 144; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.237.255 (0.011 с.)