Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Классификационные параметры технологии
Уровень и характер применения: принцип проблемности является глобальным всепро- никающим основанием любой человеческой деятельности. На нем сегодня построены все метатехнологии социальной политики; в области же педагогики проблемному обучению сегодня отведена довольно скромная роль в модульно-локальных технологиях для построе- ния ограниченного круга учебно-воспитательных задач. Философская основа: прагматическая + приспосабливающаяся. Методологический подход: исследовательский. Ведущие факторы развития: биогенные (по Дьюи) + социогенные + психогенные. Научная концепция освоения опыта: ассоциативно-рефлекторная + бихевиористская. Ориентация на личностные сферы и структуры: 1) ЗУН + 2) СУД. Характер содержания: обучающий, светский, общеобразовательный, гуманистический + технократический, проникающий. Вид социально-педагогической деятельности: развивающая. Тип организации и управления учебно-воспитательным процессом: система малых групп + самостоятельная работа с книгой. Преобладающие методы: проблемные. Организационные формы: индивидуальная + групповая, академическая + клубная. Преобладающие средства: вербальные + программированные. Подход к ребенку и характер воспитательных взаимодействий: свободного воспита- ния + антропоцентрический + деятельностно ориентированный. Направление модернизации: активизация и интенсификация деятельности учащихся. Категория объектов: массовая + все категории.
Целевые ориентации Приобретение (усвоение) ЗУН учащимися. Повышение прочности знаний. Усвоение способов самостоятельной деятельности (СУД). Формирование поисковых и исследовательских умений и навыков. Развитие познавательных и творческих способностей.
Концептуальные положения (по Д. Дьюи) v Ребенок в онтогенезе повторяет путь человечества в познании. v Усвоение знаний есть спонтанный, неуправляемый процесс. v Ребенок усваивает материал, не просто слушая или воспринимая органами чувств, а как результат удовлетворения возникшей у него потребности в знаниях, являясь активным субъектом своего обучения. v Условиями успешности обучения являются: – проблематизация учебного материала (знания - дети удивления и любопытства);
– активность ребенка (знания должны усваиваться с аппетитом); – связь обучения с жизнью ребенка, игрой, трудом.
Особенности содержания Проблемное обучение основано на создании особого вида мотивации – проблемной, поэтому требует адекватного конструирования дидактического содержания материала, кото- рый должен быть представлен как цепь проблемных ситуаций. Сама логика научных знаний в генезисе представляет логику проблемных ситуаций, поэтому часть учебного материала содержит исторически правдоподобные коллизии из исто- рии науки. Однако такой путь познания был бы слишком неэкономичен; оптимальной струк- турой материала будет являться вариант сочетания традиционного изложения с включением в него проблемных ситуаций (который и называется проблемным обучением). Проблемные ситуации могут быть различными по характеру неизвестного, по интерес- ности содержания, по уровню проблемности, по виду рассогласования информации, по дру- гим методическим особенностям (рис. 32).
Рис. 32. Классификация проблемных ситуаций. По содержанию решаемых проблем различают три вида проблемного обучения: 142 • решение научных проблем (научное творчество) – теоретическое исследование, т.е. по- иск и открытие обучаемым нового правила, закона, доказательства; в основе этого вида проблемного обучения лежит постановка и решение теоретических учебных проблем; • решение практических проблем (практическое творчество) – поиск практического реше- ний, т.е. способа применения известного знания в новой ситуации, конструирование, изобре- тение; в основе этого вида проблемного обучения лежит постановка и решение практических учебных проблем; • создание художественных решений (художественное творчество) – художественное отображение действительности на основе творческого воображения, включающее рисование, игру, музицирование и т.п.
Особенности методики Проблемные методы - это методы, основанные на создании проблемных ситуаций, ак- тивной познавательной деятельности учащихся, состоящей в поиске и решении сложных во- просов, требующих актуализации знаний, анализа, умения видеть за отдельными фактами и явлениями их сущность, управляющие ими закономерности.
Различают два типа проблемных ситуаций: педагогическую и психологическую. Первая представляет особую организацию учебного процесса, вторая касается деятельности учеников. Педагогическая проблемная ситуация создается с помощью активизирующих действий, выдвижения учителем вопросов, подчеркивающих противоречия, новизну, важность, красо- ту и другие отличительные качества объекта познания. Создание психологической проблемной ситуации - сугубо индивидуальное явление: это «вопросное состояние», поисковая деятельность сознания, психологический дискомфорт. Ни слишком трудная, ни слишком легкая познавательная задача не создает проблемной ситуа- ции для учеников. Проблемные ситуации могут создаваться на всех этапах процесса обуче- ния: при объяснении, закреплении, контроле. Технологическая схема цикла проблемного обучения (постановка и разрешение проблем- ной ситуации) показана на рис. 33.
Рис. 33. Технологическая схема цикла проблемного обучения. I этап – постановка педагогической проблемной ситуации, направление учащихся на вос- приятие ее проявления, организация появления у ребенка вопроса, необходимости реакции на внешние раздражители. Педагогическая проблемная ситуация создается с помощью раз- личных вербальных и технических средств. II этап – перевод педагогически организованной проблемной ситуации в психологиче- скую: состояние вопроса – начало активного поиска ответа на него, осознание сущности про- тиворечия, формулировка неизвестного. На этом этапе учитель оказывает дозированную по- мощь, задает наводящие вопросы и т.д. Трудность управления проблемным обучением в том, что возникновение психологической проблемной ситуации – акт индивидуальный, поэтому от учителя требуется использование дифференцированного и индивидуального подходов. III этап – поиск решения проблемы, выхода из тупика противоречия. Совместно с учи- телем или самостоятельно учащиеся выдвигают и проверяют различные гипотезы, привле- кают дополнительную информацию. Учитель оказывает необходимую помощь (в зоне бли- жайшего развития). IV этап – «Ага-реакция», возникновение идеи решения, переход к решению, разработка его, образование нового знания (ЗУН, СУД) в сознании учащихся. V этап – реализация найденного решения в форме материального или духовного продукта. VI этап – отслеживание (контроль) отдаленных результатов обучения. Методические приемы создания проблемных ситуаций: – учитель подводит школьников к противоречию и предлагает им самим найти способ его разрешения; 143 – сталкивает противоречия практической деятельности; – излагает различные точки зрения на один и тот же вопрос; – предлагает классу рассмотреть явление с различных позиций (например, командира, юриста, финансиста, педагога); – побуждает обучаемых делать сравнения, обобщения, выводы из ситуации, сопоставлять факты (побуждающий диалог); – ставит конкретные вопросы (на обобщение, обоснование, конкретизацию, логику рассу- ждения); – определяет проблемные теоретические и практические задания (например: исследова- тельские);
– формулирует проблемные задачи (например: с недостаточными или избыточными ис- ходными данными, с неопределенностью в постановке вопроса, с противоречивыми данны- ми, с заведомо допущенными ошибками, с ограниченным временем решения, на преодоле- ние «психологической инерции» и др.). Для успешной реализации технологии проблемного обучения необходимы: • построение оптимальной системы проблемных ситуаций и средств их создания (устного и письменного слова, мультимедиасредств); • отбор и использование самых актуальных, сущностных задач (проблем); • учет особенностей проблемных ситуаций в различных видах учебной работы; • наконец, в проблемном обучении исключительное значение имеют личностный подход и мастерство учителя, способные вызвать активную познавательную деятельность ребенка. Уровни проблемного обучения отражают не только разный уровень усвоения учащимися новых знаний и способов умственной деятельности, но и разные уровни мышления. Уровень обычной несамостоятельной активности – это восприятие учащимися объяс- нений педагога, усвоение образца умственного действия в условиях проблемной ситуации, выполнение самостоятельных работ, упражнений воспроизводящего характера. Уровень полусамостоятельной активности характеризуется применением усвоенных знаний в новой ситуации и участием учащихся в совместном с педагогом поиске способа ре- шения поставленной учебной проблемы. Уровень самостоятельной активности предусматривает выполнение самостоятельных работ репродуктивно-поискового типа, когда обучаемый самостоятельно работает по тексту учебника, применяет усвоенные знания в новой ситуации, конструирует решение задачи среднего уровня сложности, путем логического анализа доказывает гипотезы с незначитель- ной помощью педагога. Уровень творческой активности характеризует выполнение самостоятельных работ, требующих творческого воображения, логического анализа, открытия нового способа реше- ния, самостоятельного доказательства. На этом уровне делаются самостоятельные выводы и обобщения, изобретения; здесь же имеет место и художественное творчество. Урок. Логическая структура проблемного урока имеет не линейный характер (одно-, двух-, трехлинейный), а более сложный – спиралеобразный, «криволинейный» вид. Логика учебного процесса такова: если в начале урока, предположим, поставлена проблема, а после- дующий ход урока будет направлен на ее разрешение, то учителю и учащимся периодически придется возвращаться к началу урока, к тому, как она была поставлена.
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-12-09; просмотров: 48; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.225.35.81 (0.016 с.) |