Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Никакому обучению «игре» Под артиста не должно быть места в школе.
137 v Педагогически правильно, чтобы в работе по драматизации принимали участие не из- бранные я талантливые, но по мере сил и способностей ВСЕ дети данной возрастной группы. v Драматическая игра ребенка только игра; игра актера - зрелище. v «Смысл существования в юных годах заключается в игре...» (Карл Гроос). v Театр – искусство синтетическое, включающее в работу всех муз. Драматизация (все виды воспроизведения в лицах) является лучшей школой эстетического воспитания. Она дает ребенку огромное количество разнообразных практических навыков и умений, знакомит его со свойствами и употреблением предметов окружающего мира. Драматизации творчески упражняет и развивает самые разнообразные способности и функции: речь, интонацию, воображение, память, наблюдательность, внимание, ассоциации, технические и художественные способности (работа над сценой, бутафорией, костюмами, декорациями), двигательный ритм, пластичность и т.д., благодаря этому расширяет творче- скую личность ребенка. Драматизация развивает эмоциональную сферу, тем самым обогащая и уточняя личность; развивает симпатию, сострадание, нравственное чувство, воспитывая способность перево- площаться в других, жить их жизнью, чувствовать их радость и горе. Драматизация как метод преподавания дает ребенку активное, действенное природосооб- разное восприятие знаний. Живой и яркий образ, глубокое и живое переживание она ставит на место сухого усвоения. Вместо односторонней работы ума она привлекает к работе всю личность ребенка: ум, чувства, воображение, волю. Игровая технология интеллектуально-творческого развития детей 3–7 лет «Ска- зочные лабиринты игры» (Воскобович В.В.). Технология «Сказочные лабиринты игры» представляет собой систему поэтапного вклю- чения авторских развивающих игр в деятельность ребенка и постепенного усложнения об- разовательного материала. Ее принципиальными особенностями являются: • Эффективное развитие психических процессов внимания, памяти, воображения, мыш- ления, речи. • Широкий возрастной диапазон участников игр. С одной и той же игрой могут занимать- ся дети и трех, и семи лет, а иногда и ученики средней школы. Это возможно потому, что к простому физическому манипулированию присоединяется система постоянно усложняю- щихся развивающих вопросов и познавательных заданий.
• Многофункциональность развивающих игр. С помощью одной игры можно решать большое количество образовательных задач. • Творческий потенциал каждой игры. Развивающие игры В. Воскобовича дают возмож- ность проявлять творчество и детям, и взрослым. • Игровое обучение. Незаметно для себя малыш осваивает цифры или буквы; узнает и за- поминает цвет, форму; тренирует мелкую моторику рук; совершенствует речь, мышление, внимание, память, воображение. Технология «Сказочные лабиринты игры» включает различные формы организации дет- ского коллектива – занятия, совместную игровую деятельность малышей и взрослых, само- стоятельную игру детей. В условиях учреждения все игры и пособия концентрируются в одном месте – «интеллек- туально-игровом центре». Один из вариантов оформления «центра» – объемный или нарисо- ванный на стене Фиолетовый Лес, «населенный» сказочными персонажами. В. Воскобови- чем изобретены сотни игр и заданий: «Геоконт», «Квадраты Воскобовича», «Прозрачный квадрат», «Геовизор», «Конструкторы цифр и букв», «Шнур-затейник», «Чудо-цветик», «Чу- до-лукошко» и многие другие. В самостоятельных играх тренируются умения, совершенствуется ручная умелость и ин- теллект, и самое главное, появляется неограниченная возможность придумывать и творить. Для качественной реализации технологии рекомендуется психологическая диагностика, которая помогает определить уровни интеллектуального развития детей. 138 Внеклассные ролевые игры. Игра для детей – это способ познания мира и своего места в нём, и потому она необходима для развития их личности. Игра – это деятельность, цель ко- торой – сама эта деятельность. При таком подходе к играм, в которые играет большинство взрослых, можно отнести и театр, и кино, и политику, и многое другое. Особое место зани- мают здесь театральные ролевые игры. В настоящее время ролевые игры приобрели характер молодежного общественного движения. История ролевого движения начинается с того момента, когда около 20 человек собрались под Казанью, чтобы прожить несколько дней в мире, именуемом Средиземье (J.R.R. Tolkien
«The Lord of the Rings»). Так состоялись первые «Хоббитские игры». Современное движение ролевых игр нельзя назвать толкиенистским, так как его участни- ки играют буквально во всё: от «Курочки Рябы» до «Перекрёстка» (игра, в которой в идеале участвуют литературные персонажи всех времен и народов) и от «Вавилона-5» (известный футуристический сериал) до «Валинорки» («Сотворение мира»). Ролевая игра – это процесс создания игрового мира с погружением в него игрока как самостоятельной личности. Роль может стать мощным стимулом к самовоспитанию. Многие игроки, которым их роли нравятся, продолжают придерживаться их и в повседневной жизни (например, дивные эльфы очищают от мусора ближайшие леса и парки). Глобальная цель ролевой игры заключается в том, чтобы устранить несоответствие меж- ду отдельно взятой личностью и окружающим её миром. Возможны два варианта снятия этого противоречия: надо изменить личность, чтобы она стала соответствовать миру, либо надо преобразовать мир, чтобы в нём стало хорошо данной личности. Организаторы игры и игроки могут ставить перед собой и конкретные задачи: – познавательные («как это было?» – характерна для исторических игр); – эстетические («мир прекрасен»); – обучающие («как это делать?» – в игре можно быть следопытом, корабелом, воином, монахом буддийского монастыря и т.п.); – этические («это наш мир» – проведение в жизнь некоторой системы моральных ценно- стей); – компенсаторные («всё было не так» – игры такого плана предполагают обязательный литературный или, реже, кинематографический источник); – структурирование времени («как здорово, что все мы здесь сегодня собрались» – это задача начинающих игроков). Организация игры начинается с её замысла. Основное внимание при этом должно быть уделено следующим моментам. Во-первых, задуманный мир должен быть целостным и пол- ным, но допускать множество различных ситуаций. Во-вторых, определяется продолжитель- ность игры. Определяется форма проведения игры: полигонная или кабинетная. Если игра полигон- ная, то определяются основные характеристики места игры. Обычно реальное количество участников бывает в 1,5-3 раза меньше заявленного. Следующий важный момент – подбор организаторов игры и создание команды мастеров. Её задача – разработка замысла игрового мира, подготовка к игре, контроль за её ходом и (в случае необходимости) защита игрового мира от неадекватных ему действий игроков. Команда на небольшую игру состоит обычно из 5-7 человек, но не больше 10. Команда должна создать командную легенду – историю изображаемого народа, города и т.п., описание современного состояния (кому сколько лет, кто что делает, в каких родствен - ных или иных отношениях состоит) – и материализовать задуманный имидж команды. Начало игры должно быть по возможности красивым и эффектным. Часто для этой цели проводят парад участников игры или устраивают вводное театральное действо. Финансово-экономические деловые игры. Цель таких игр – подготовка учащихся к рыночной экономике. Для этого моделируются определённые управленческие, экономичес- кие, финансовые, бизнес-ситуации, в которых формируются умения анализировать их и при- нимать оптимальные решения.
В школах деловые игры могут проводиться как на уроках, так и во внеклассных мероприя- тиях. Финансовая сторона игры может предусматривать введение собственной школьной валю- ты и активную деятельность банка, проводящего такие операции, как кредитование коммер- ческой деятельности фирм, проведение займов, введение личных лицевых счетов клиентов, а экономическая – моделировать организацию производительной деятельности в значительном объёме и разнообразных формах. Это частный бизнес, малые предприятия, кооперация, большой объём коммерческих услуг, торговля. Игровые автоматы. Прародительницей игровых автоматов считается игра в кости, известная еще древним египтянам: там тоже действует генератор случайных чисел. Первые механические устройства, играющие с человеком на деньги, появились в США в конце XIX века. Позднее родилась система главного приза – джекпота. Игроманию – страсть к игре относят к таким недугам, как алкоголизм и наркомания. Игромания чаще всего сопровождается асоциальным поведением, ростом правонаруше- ний, связанных с «долговой ямой» и угрозой тюрьмы. Могут происходить определенные из- менения личности, например аутизация (избегание общения). Эти люди склонны к де- прессии. И дети гораздо чаще, чем взрослые. Есть и общие для всех болезней зависимости последствия – разрушение всех социальных связей: семейных, профессиональных.
Рекомендуемая литература 1. Азаров Ю.П. Игра и труд. - М., 1973. 2. Азаров Ю.П. Искусство воспитывать. - М., 1979. 3. Аникеева Н.П. Воспитание игрой. - М., 1994. 4. Баев П.М. Играем на уроках русского языка. - М., 1989. 5. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Психология человеческих взаимоотношений. Люди, которые играют в игры. Психология человеческой судьбы. - М., 1988. 6. Газман О.С. и др. В школу - с игрой. - М., 1991. 7. Добринская Е.И., Соколов Э.В. Свободное время и развитие личности. - Л., 1983. 8. Журавлев А.П. Языковые игры на компьютере. - М., 1988. 9. Зак А.З. Поиск девятого: Игра на поиск закономерностей для детей 6-10 лет. – М.: НПО «Перспектива», 1993. 10. Зак А.З. Путешествия насекомых: Игра на планирование деятельности для детей 6-10 лет. – М., 1992. 11. Зак А.З. Развитие интеллектуальных способностей у детей 9 лет. – М.: Новая школа, 1996. 12. Занько С.Ф. и др. Игра и ученье. - М., 1992. 13. Игры для интенсивного обучения / Под ред. В.В. Петрусинского. - М.: Прометей, 1991.
14. Игры - обучение, тренинг, досуг... / Под ред. В.В. Петрусинского. - М., 1994. 15. Капитонов А.Н. Организационно-деятельностная игра в школе // Школьные технологии. – 2000. – № 2. 16. Коваленко В.Г. Дидактические игры на уроках математики. - М., 1990. 17. Куприянов Б.В. и др. Организация и методика проведения игр с подростками. - М.: ВЛАДОС, 2001. 18. Кэрролл Л. Логическая игра. - М., 1991. 19. Литова З.А. Деловые игры в школе // Школьные технологии. – 2000. – № 2. 20. Макаренко А.С. Некоторые выводы из педагогического опыта. Соч. т.V. - М., 1958. 21. Минкин Е.М. От игры к знаниям. - М., 1983. 22. Никитин Б.П. Ступеньки творчества, или развивающие игры. - М., 1990. 23. Озеркова И.А. Ролевые игры как технология самовоспитания // Школьные технологии. – 2000. – № 2. 24. Пидкасистый П.И., Хайдаров Ж.С. Технология игры в обучении и развитии. - М.: РПА, 1996. 25. Платов В.Я. Деловые игры: разработка, организация, проведение. - М.: Профиздат, 1991. 26. Прутченков А.С. Школа деловой игры // Школьные технологии. - 1991. - № 1, 2. - 1998. - № 4. 27. Самоукина Н.В. Организационно-обучающие игры в образовании. - М.: Народное образование, 1996. 28. Спиваковский А. С. Игра - это серьезно. - М., 1981. 29. Стронин М.Ф. Обучающие игры на уроках английского языка. - М., 1981. 30. Хейзинга И. В тени завтрашнего дня. - М., 1992. 31. Шмаков С.А. Игры учащихся - феномен культуры. - М., 1994. 32. Шмаков С.А. Культура - досуг - ребенок. - М., 1994. 33. Щуркова Н.Е. Классное руководство: игровые методики. – М.: Пед. общество России, 2004. 34. Эльконин Д.Б. Психология игры. - М., 1979. 35. Яновская М.Г. Творческая игра в воспитании младшего школьника. - М., 1974.
Знания - дети удивления и любопытства. Луи де Бройль
В нашей стране наибольший вклад в разработку теории проблемного обучения внесли А.М. Матюшкин, М.И. Махмутов, А.В. Брушлин- ский, Т.В. Кудрявцев, И.Я. Лернер и др. Технология проблемного обучения получила большое распростране- ние в 20-30-х годах в советской и зарубежной школе. Проблемное обу- чение основывается на теоретических положениях Дж. Дьюи, основавшего в 1894 г. в Чикаго опытную школу, в которой учебный план был заменен игровой и трудовой деятельностью. Занятия чтением, счетом, письмом проводились только в связи с потребностями - инстинкта- ми, возникавшими у детей спонтанно, по мере их развития - физиологического созревания. В целях обучения Дьюи выделял четыре важнейших потребности-инстинкта: социальный, конструирования, художественного выражения, исследовательский. Для удовлетворения этих инстинктов ребенку дошкольного возраста предоставлялись в качестве источников познания: слово (книги, рассказы), произведения искусства (картинки), технические устройства (игрушки), дети вовлекались в игру. В более старшем возрасте ре- бенку предлагались загадки, задачи, проблемы для решения, они вовлекались в практиче - скую деятельность - труд.
Впоследствии психолого-педагогические исследования в области творчества, творческого мышления и проблемного обучения позволили разработать общую технологию проблемного обучения. В педагогической литературе встречаются следующие родственные термины и понятия: – проблемный подход (Т.И. Шамова), принцип проблемности (В.Т. Кудрявцев, А.М. Ма- тюшкин), требующие обязательной организации проблемной ситуации; – проблемные методы (В. Оконь) как пути и способы решения педагогических задач; – проблемное обучение как тип обучения (М.И. Махмутов, М.Н. Скаткин), если рассмат- ривать его как относительно самостоятельную дидактическую систему. Сегодня под проблемным обучением (технологией проблемного обучения) понимается такая организация учебного процесса, которая предполагает создание в сознании учащихся под руководством учителя проблемных ситуаций и организацию активной самостоятельной деятельности учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овла- дение знаниями, умениями, навыками (ЗУН) и развитие мыслительных способностей (СУД).
|
||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-12-09; просмотров: 52; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.234.62 (0.044 с.) |