Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Предтечи, разновидности, последователи
Организационно-деятельностные игры (Г.П. Щедровицкий). Применяются для реше- ния реальных вопросов текущей деятельности или для развития конкретного учреждения, а также для повышения квалификации непосредственно в учреждении с использованием ре- ального информационного материала. Одна из основных характеристик ОДИ – активная, де- ятельностная включённость в работу всех участников (коллективная мыследеятельность). Основной акцент в ней делается на рефлексии. Причём учащийся делает собственную дея- тельность объектом своего активного воздействия: он изменяет, совершенствует или заново вы- страивает её. Акцент на рефлексии в ОДИ определяет соответствующий эффект данной формы игры, который, как правило, рассматривается в трех аспектах: 1) познавательном, 2) развития мыслительных способностей и 3) аспекте общепсихологического развития учащихся. ОДИ отличается тем, что основной акцент в ней делается на рефлексии участниками соб- ственной деятельности и той ситуации, в которой эта деятельность осуществляется. Причём учащийся делает собственную деятельность объектом своего активного воздействия: в ходе игры он изменяет, совершенствует или заново выстраивает её. Игротехник должен представить членам группы проблемное задание, т.е. перед участни- ками игры ставится задача на поиск, а точнее на изобретение нового способа решения об- суждаемой проблемы. В ОДИ приобретается способность к объективированию (или отстранению) собственной деятельности в ходе ее рефлексивного анализа. Объективация предполагает выход субъекта в особую рефлексивную позицию, внешнюю по отношению к нему самому, что расширяет его возможности адекватной оценки собственной деятельности и ситуации. Развитие учащихся проявляется прежде всего в изменении уровня притязаний, самооцен- ки и мотивации в учебной деятельности, которые становятся более адекватными, благодаря рефлексии учащийся начинает более беспристрастно анализировать собственную деятель- ность, объективно смотреть на себя со стороны. Работа с группой ведётся по следующей схеме: проигрывание игрового эпизода, обеспе- чивающего включённость участников в игру на эмоциональном и поведенческом уровнях. После проигрывания игротехник задаёт членам группы вопросы, выводя их в область при- чинно-следственных связей, заставляя анализировать своё и чужое поведение в только что разыгранной сценке, инициируя таким образом их рефлексию. Каждая группа в результате должна выйти на фиксированные заранее точки обсуждения. При этом игротехнику надо со- действовать проявлению анализирующей активности членов группы, помогать делать выво- ды, находить причинно-следственные связи, видеть новые проблемы. Игротехник должен иг- рать роль «пытливого исследователя», пытающегося понять вместе с другими членами его группы суть только что проигранной ситуации.
Ассистенты игротехников: фиксируют проявления рефлексии у членов групп в ходе анализа проигранных ситуаций; а также активизация проявлений рефлексии у участников с позиции «критика», «наблюдателя», «эксперта». 136 Работа разбивается на три части: подготовительную, игровое исполнение, аналитическую разборку. Подготовительная часть предполагает создание (конструирование, проектирование) того, что будет затем разыграно в виде одной из общих схем, и отработку плана действий (опе- рации и процедуры) самого игрового исполнения. В соответствии с этими схемами и плана- ми происходит самоопределение учащихся. Учащиеся (они же участники игровой имита- ции) проходят инструктаж и тренировки по исходным схемам перед игровым исполнением, и те, кто принимает предложенные условия, могут «включиться» в игровые процессы. Приня- тие игровой роли, места, позиции требует от участников игры готовности меняться, быть раско- ванными и ироничными к самим себе. Игра – это не тренажер, участникам нужно понять, принять и поверить в смысл игрового действия, в разумность и ценность возможных результатов. Фаза игрового действия делает организаторов и участников игры равными в условиях си- туативных столкновений. Педагог здесь такой же игрок, как и все остальные. Никто не знает, каким будет конечный продукт игры, поэтому никто и не может быть в позиции инструктора. Все играющие входят в предложенную педагогом схему, но сами игровые процессы начинают эту схему расшатывать и иногда ломать. Если педагог движется вместе с игрой, то он может в ходе игры конструктивно обогатить собственные представления и схемы.
В самом содержании игровых процессов также выделяются три этапа: – представление в ролевых схемах и сценарных заготовках педагога; – установление правил взаимодействия по ходу разворачивания игровых событий; – борьба без правил за сохранение своей точки зрения, собственного интереса, собственных целей. Третья, завершающая фаза игровой имитации – аналитический разбор. Разбор позволяет уже не в игровой ситуации произвести анализ и критику исходных схем, их развертыва- ние и обогащение. Педагоги и учащиеся за счет этого могут увидеть направления реше- ния проблем, накопить опыт работы. Те, кто не проводит аналитического разбора, получа- ют в результате прохождения игрового процесса лишь поверхностное знакомство со схе- мами организации мышления, но оказываются неспособными применять их в дальней- шем самостоятельно. Школа-театр. Ни один праздник, ни одно традиционное мероприятие не обходятся без театрализации. Театр – это устойчивая и социально принятая форма игры. Театральные формы обучения проникают на уроки, причем не только на литературу и ис- торию, но и на такие, казалось бы, строгие дисциплины, как математика, физика или химия. В этих случаях коллектив руководствуется следующими концептуальными положениями. v Если игра вообще и драматическая игра в частности занимает такое большое место в жизни детей, если стремление к инобытию, к перевоплощению является одной из основных особенностей детской природы, то, очевидно, школа и воспитание не имеют права проходить мимо этой особенности. v Детское драматическое творчество должно занять очень видное место в жизни школы, но с тем содержанием и с теми формами, которые близки детской душе. v Театр имеет право на существование в школе не в качестве приложения к какому-ни- будь предмету (иностранный, литература, МХК), а в качестве самоценного, творческого (зна- чит, и образовательного!) явления. v Воспроизведение избранного ребенком образа должно быть исключительно делом его собственного драматического творчества, результатом его способности отдаваться драмати- ческой иллюзии. v Необходимость выдвинуть на первый план не результат работы (спектакль, вечер, ра- зыгрывание сюжета в оконченном виде), а самый процесс работы. v Никакого натаскивания, никакой выучки ни в интонации, ни в жесте, ни в мизансцене;
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-12-09; просмотров: 42; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.220.64.128 (0.006 с.) |