Предтечи, разновидности, последователи 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Предтечи, разновидности, последователи



Частично-поисковый метод постепенно приобщает учеников к самостоятельному решению проблем; в ходе проблемных семинаров, практических занятий, эвристических бе- сед ученики под руководством преподавателя решают проблемы. Преподаватель придумыва- ет систему проблемных вопросов, ответы на которые опираются на имеющуюся базу знаний, но при этом не содержатся в прежних знаниях, т. е. вопросы должны вызывать интеллекту- альные затруднения учащихся и целенаправленный мыслительный поиск. Преподаватель


должен придумать возможные «подсказки» и наводящие вопросы, он сам подытоживает главное, опираясь на ответы учеников.

Технология учебного исследования обеспечивает творчество, продуктивную деятель- ность и наиболее эффективные и прочные знания (знания трансформации). Она предполага- ет, что ученики самостоятельно формулируют проблему и решают ее (на опыте, в проекте, в олимпиадной работе, в учебной научной работе и т.п.).

Алгоритм обучения как учебного исследования можно представить следующим образом:

– знакомство с литературой,

– выявление (видение) проблемы,

– постановка (формулирование) проблемы,

– прояснение неясных вопросов,

– формулирование гипотезы,

– планирование и разработка учебных действий,

– сбор данных (накопление фактов, наблюдений, доказательств),

– анализ и синтез собранных данных,

– сопоставление (соотнесение) данных и умозаключений,

– подготовка и написание (оформление) сообщения,

– выступление с подготовленным сообщением, переосмысление результатов в ходе отве- тов на вопросы,

– проверка гипотез, построение обобщений,

– построение выводов, заключений.

Первый и второй элементы в зависимости от ситуации могут меняться местами. Контроль преподавателя – минимальный.

Технология учебного исследования описана в работах Дж. Брунера, Д. Шваба, Г.С. Альт- шуллера, В. Бухвалова, М.В. Кларина, Б.Е. Райкова, Л.Я. Зориной и др.

Эвристическое обучение (см. п. 9.4.) имеет семь отличительных признаков по сравне- нию с проблемным обучением:

1. Большое внимание уделяется эвристическим вопросам, которые стимулируют творче- ское мышление учащихся и в зависимости от переформулировки вопроса позволяют увидеть проблему как бы с новой точки зрения.

2. Особое внимание уделяется эвристическим предписаниям, которые представляют собой ориентировочную основу третьего типа (по классификации Н.Ф. Талызиной). Например, при проведении наблюдений учащимся дается предписание: как рационально и эффективно его осуществить, при выдвижении гипотез: какие существуют приемы и правила выдвижения гипотез.

3. Специальные исследования показали, что возможно программирование учебно-иссле- довательской деятельности, особенностью которой является оптимизация сложности, труд- ности и проблемности учебно-исследовательских заданий в совокупности с поэтапной помо- щью в их выполнении, где также широко используются эвристики.

4. В условиях эвристического обучения одна из приоритетных стратегий ориентирует учи- теля на развитие методологической культуры учащихся в решении творческих задач.

5. В условиях эвристического обучения большое внимание уделяется стимулированию та- ких процедур творческой деятельности, как творческое воображение, генерация идей, твор- ческая рефлексия и др.

6. Эвристическое обучение большое внимание уделяет развитию способностей и прогно- зированию явлений, принятию оригинальных решений, развитию критического мышления, эмпатии.

 

Рекомендуемая литература

1. Брушлинский А.В. Психология мышления и проблемное обучение. - М.: Знание, 1983.

2. Булгаков В. И. Проблемное обучение - понятие и содержание // Воспитание школьников. -1985. - № 8.

3. Генц Н. и др. Проблемное обучение в системе образования. - М., 1980.

4. Дискуссия «Проблемное обучение - понятие и содержание»// Вестник высшей школы. -1976-1983.


5. Дьюи Дж. Образование и демократия. - М., 2000.

6. Дьюи Дж. Школа и общество. - М., 1925.

7. Идеи Дж. Дьюи и Чикагская лабораторная школа // Цырлина Т.В. На пути к совершенству. - М.: Сентябрь, 1997.

8. Ильина Т. А. Проблемное обучение // Вестник Высшей школы. - 1976. - №2.

9. Ильина Т.А. Что такое современная лекция? Как ей придать проблемный характер? // Вестник высшей шко- лы. - 1984. - № 9.

10. Ильницкая И.А. Проблемные ситуации и пути их создания на уроке. - М.: Знание, 1985.

11. Кабанова-Меллер Е.Н. Учебная деятельность и развивающее обучение. - М.: Знание, 1985.

12. Кудрявцев Т.В. Проблемное обучение - истоки, сущность, перспективы. - М.: Знание, 1991

13. Курбатов Р. Педагогика ковчега // Частная школа. - 1995. - №3, 4, 5.

14. Матюшкин А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. - М., 1972.

15. Махмутов М.И. Проблемное обучение. - М.: Педагогика, 1975.

16. Мельникова Е.Л.Проблемный урок или как открывать знания с учениками.М.: АПК и ПРО,2002

17. Никандров Н.Д. Проблемное обучение // Воспитание школьников. - 1983. - № 12.

18. Оконь В. Основы проблемного обучения. - М., 1968.

19. Пойа Д. Как решать задачу. – М.: Учпедгиз, 1961.

20. Пойа Д. Математическое открытие. - М.: Наука, 1976.

21. Самарин Ю.А. Очерки психологии ума. - М., 1962.

22. Столяренко Л.Д. Основы психологии. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1999.

23. Шевкин В.С. Педагогика Дьюи на службе современной американской реакции. - М., 1959.

24. Якиманская И.С. Развивающее обучение. - М., 1979.

 

 


 

 

Проект – это:


Человек есть свой собственный проект.

Ж.П. Сартр


1) замысел переустройства того или иного участка действительности согласно определен- ным правилам. В переводе с латинского «проект» означает «брошенный вперед»;

2) разработанный план сооружения, конструкции, процесса, мероприятия, изготовления чего-либо. В этом случае «проект» есть результат некоторой – «проектной, проектировоч- ной» деятельности, целостный образ будущего объекта;

3) предварительный, предположительный текст какого-либо документа;

4) определенная форма организации совместной деятельности людей по осуществлению крупных, относительно самостоятельных начинаний, компаний, дел, имеющих определен- ные цели (пример: «атомный проект»);

5) название организации. В построении и реализации деловых проектов могут участвовать разные специалисты, образуя временную организацию, которую часто именуют  также

«проектом».

Проектность – определяющая черта современного мышления.

Проектное мышление, проектная деятельность - процесс обобщенного и опосредован- ного познания действительности, в ходе которого человек использует технологические, тех- нические, экономические и другие знания для выполнения проектов по созданию культур - ных ценностей.

Проект в контексте образования есть результативная деятельность, совершаемая в специ- ально организованных педагогом («лабораторных») условиях. Специально организованные педагогом условия дают ребенку возможность действовать самостоятельно, получать ре- зультат, но в безопасных условиях.

Проектное обучение отличается от проблемного обучения тем, что деятельность учащих- ся носит характер проектирования, подразумевающего получение конкретного (практическо- го) результата и его публичного предъявления.

Технология проектного обучения (метод проектов, проектное обучение) представляет собой развитие идей проблемного обучения, когда оно основывается на разработке и  созда-


нии учащимся под контролем учителя новых продуктов (товары или услуги), обладающих субъективной или объективной новизной, имеющих практическую значимость.

Теоретические концепции Дж. Дьюи послужили основой для разработки американскими педагогами У. Килпатриком и Э. Коллингсом метода проектов. Они учли то, что с большим увлечением выполняется ребенком только та деятельность, которая свободно вы- брана им самим; познавательная деятельность чаще строится не в русле учебного предмета, а опирается на сиюминутные интересы детей; реальное обучение никогда не бывает односто- ронним, важны и побочные сведения и др.

В России эти идеи первым реализовал С.Т. Шацкий.

Метод проектов – это способы организации самостоятельной деятельности учащихся по достижению определенного результата. Метод проектов ориентирован на интерес, на творче- скую самореализацию развивающейся личности учащегося, развитие его интеллектуальных и физических возможностей, волевых качеств и творческих способностей в процессе дея- тельности по решению какой-либо интересующей его проблемы.

Проектирование – это целенаправленная деятельность по нахождению решения проблем и осуществлению изменений в окружающей среде (естественной и искусственной).

Суть проектного обучения состоит в том, что ученик в процессе работы над учебным проектом постигает реальные процессы, объекты и т.д. Оно предполагает проживание уче- ником конкретных ситуаций преодоления трудностей; приобщение его к проникновению в глубь явлений, процессов, конструирование новых объектов, процессов и т.д.

Учебный творческий проектэто самостоятельно разработанный и изготовленный продукт (материальный или интеллектуальный) от идеи до ее воплощения, обладающий субъективной или объективной новизной, выполненный под контролем и консультировани- ем учителя.

В современной педагогике проектное обучение используется не вместо систематического предметного обучения, а наряду с ним, как компонент образовательных систем.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-09; просмотров: 56; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.151.158 (0.014 с.)