Предтечи, разновидности, последователи 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Предтечи, разновидности, последователи



Гуманистическая психология, возникшая в 60-х гг. ХХ в. (К. Роджерс, А. Маслоу, Э. Эриксон) как психотерапевтическая практика, получила широкое признание в образовании, медицине, политике. На идеях и принципах гуманистической психологии оформилась особая новая педагогическая практика – гуманно-личностные педагогические технологии. В них про- возглашаются новые, гуманистические отношения между миром взрослых и миром детства.

Таблица 3. Сравнение традиционных и гуманистических отношений

Традиционные педагогические отношения Гуманистические отношения
Принцип субординации: мир детства – это часть мира взрослых, часть, не равноценная целому и подчиненная ему, его целям, его установкам и ценностям. Принцип монологизма: мир детства – это мир учеников и воспитанников, мир взрослых – мир учителей и воспитателей; мир детства – чистая потенция, лишенная своего собственно- го и ценного для взрослых содержания; мир взрослых существует, тогда как мир детства лишь взрослеет, усваивая содержание мира взрослых; содержание взаимодействия транс- лируется только в одном направлении – от взрослых к детям. Принцип произвола: мир взрослых всегда Принцип равенства: мир детства и мир взрослости – совершенно равноправные ча- сти мира человека, их «достоинства» и «недо- статки» гармонично дополняют друг друга. Принцип диалогизма: взаимодействие мира детства и мира взрослости должно строиться как диалогичный и целостный «учебно-воспитательный процесс». Принцип сосуществования: мир дет- ства и мир взрослости должны поддержи- вать обоюдный суверенитет, исходить из идеи невмешательства, ненавязывания друг другу своих ценностей и законов. Принцип свободы: мир взрослости дол- жен исключить все виды контроля над

Гуманистическая педагогика Януша Корчака (1878 - 1942). Польский педагог и врач, руководитель детских приютов – «Дома сирот» и «Нашего дома» в Варшаве. Я. Корчак - че- ловек-легенда, символ бескорыстия и самопожертвования. В 1942 г., отказавшись от личного помилования, был казнен фашистами вместе со своими детьми в газовой камере.

Концептуал.

Народная, свободная, трудовая школа. Воспитание трудом.

Самоуправление в школе.

Мир делится не на богатых и бедных, мир делится на два неравных класса - на взрослых, которые имеют все, и детей, которые не имеют ничего. Необходимо равенство детей и взрослых во всем.

Экологическое воспитание.

Изменение мира путем изменения системы воспитания.

Воспитание.

Воспитание – процесс постепенного познания ребенка и развитие его врожденных способ- ностей.

Детство - это не подготовка к жизни, а сама жизнь детей. Ребенок не когда-нибудь, не завтра, а уже сейчас человек.

Воспитание при помощи коллектива.

В ребенке изначально заложены положительные качества. Первое условие воспитания – знание ребенка.

Познайте себя прежде, чем захотите познать детей.

Обучение.

Природные наклонности детей - верные ориентиры, чему их учить и как.

Уважайте незнание ребенка.

Не опускаться до понятий ребенка, а подниматься до их чувств. Знайте ребенка; все дети философы и поэты.

Самовоспитание детей.

Методу принуждения противопоставлялось самоуправление. Детский товарищеский суд – учил детей считаться с нормами человеческого общежития и обдумывать свои поступки. Детский суд чести – суд без наказаний. Воспитание не окриком, а мирно и спокойно.

Дети сами вольны выбирать свой путь.


Основа воспитательной системы Корчака – два необходимых инструмента самовоспита- ния детей: детский совет самоуправления и детский сейм.

Учитель.

Знайте наперед реакцию ребенка и не раздражайтесь, не сердитесь. Пусть вас не покидает сознание, что вы можете ошибаться.

Задача воспитателя - завоевать для ребенка право быть ребенком.

Издание журнала «Малы Пшеглёнд» (до 1939 г.). При журнале образовались творческие группы «Поможем друг другу», «Ты мой друг и я твой друг», «Придумай сам», «Поиграем вместе». Дискуссия на тему «Мальчик и девочка». Корреспонденты получали открытки с благодарностью. Картотека. В «Доме сирот» выходила газета.

Московский молодежный корчаковский центр (И.Д. Демакова) разрабатывает гумани- стическую идею поддержки детства как очень сложного и трудного для ребенка периода на основе идей Я. Корчака.

Липецкий опыт (Липецкая образовательная гуманистическая инновационная система Константина Александровича Москаленко – ЛОГИС). Был началом учебного сотрудничества учителей и учеников (конец пятидесятых годов).

Главным объектом этой инновации был объединённый урок. Его особенности состояли в том, что:

– в учебном процессе объединён опрос учащихся по изученному учебному материалу с объяснением нового;

– школьники работали каждый в своём темпе;

– новое проблемное начало (зачин) урока;

– комментированные упражнения, идея которых – думанье вслух;

– новый темп урока;

– поурочный балл;

– ответы с места (без вставания);

– обучающие тетради;

– активизация самостоятельной работы детей;

– опорные сигналы обучения;

– игровые упражнения;

– обучающий опрос.

На уроках разрешалось отвечать сидя, можно было спорить, дополнять, предлагать свои варианты, поддерживать понравившуюся мысль, критиковать. Любая активность мысли учи- тывалась и оценивалась поурочным баллом. Цель урока по Москаленко – сделать обучение интересным, плодотворным, гуманным.

К.А. Москаленко понял, что у многих ребят все силы уходят на борьбу со своей неуспеш- ностью, а на рост и развитие сил уже не остаётся. Поэтому дети перестают задавать во- просы, спорить с учителем, высказывать своё мнение. Не подчинение, а согласование ин- тересов учителя и ребёнка – таково кредо К.А. Москаленко.

Действия комментированного обучения по образцу:

1) Индивидуальное и коллективное проговаривание учебного текста.

2) Коллективное отслеживание (под руководством учителя) правильности речевых, орфо- графических, грамматических, математических, физических и других учебных действий уча- щихся (рефлексия).

3) Оценочное сопровождение негласными промежуточными баллами и суммарным глас- ным поурочным баллом, выставляемым (иногда коллективно) каждому школьнику в конце урока за результат и творческое отношение к уроку.

Опыт липецкой школы доказал исключительную роль и значимость соединения рефлексии с целью и действием в обучении.

Малые действия, малые успехи как слагаемые общего успеха окрыляют ребят, повышают их уверенность и интерес к учению, способствуют образованию мотивогенной ситуации.


119

«Справедливое сообщество» Лоуренса Кольберга - это воспитательная система, где свойственная большинству школ «нравственность принуждения» заменяется на «нравствен- ность сотрудничества», где учитель и ученик имеют равное право голоса в решении всех основных проблем, а управление осуществляется органами, выбранными демократическим путем. Это сообщество живет по собственному кодексу поведения, построенному на основе принципов справедливости и заботы друг о друге. Нравственное развитие стимулируется дискуссиями во время собраний, демократическим принятием решений.

Наиболее значительной чертой «справедливых сообществ» является также их акцент на фор- мирование чувства сообщества (читай – коллектива). Эти идеи нашли отражение в практике американских школ и университетов, а также разного рода исправительных учреждений.

Обучение в сотрудничестве (cooperative learning) было разработано американскими педагогами – групповая технология, основанная на идеях кооперации, взаимодействия, со- трудничества (см. п. 6.6.).

«Школа без неудачников» У. Глассера представляет гуманистическую систему, где в центре – личность ребенка, его интересы, успехи. И задачу школы У. Глассер видит прежде всего в «обеспечении такой системы, где успех был бы делом не только возможным, но и ре- альным, где дети успешно учились и могли бы реализовать свои способности».

Причину очень многих социальных и личных бед американский ученый видит в проблеме неудачников. Отсюда и концепция воспитательной системы «школы успеха».

Технология «Школа Жизни». В постсоветский период Ш.А. Амонашвили разработал технологию, в которой встал на позиции сближения светского и религиозного воспитания. Она изложена в «Трактате о начальной ступени образования, основанного на принципах гу- манно-личностной педагогики» - «Школа Жизни». Положения, основанные на допущении в процессе образования подрастающего поколения четвертого измерения, которое заключа- ется в признании Души ребенка как реальной субстанции, реальности духовного мира, Высших Сил.

Это принципиальнейшее стержневое «допущение» уже давно прорывается в практику ра- бот общеобразовательной школы.

Проект «Подлинно гуманная педагогика» (Д. Яцутко). Реальное воплощение педаго- гики сотрудничества требует талантливого учителя, который смог бы осуществлять это самое сотрудничество без ущерба для собственно педагогики, для воспитательного и образо- вательного процесса. А без этого получается не сотрудничество, а подельничество, суть ко- торого в том, что учителя сами не готовятся к урокам, не повышают собственного уровня, напротив, забывая постепенно даже то немногое, чему научились в пединститутах, и детям позволяют подобным же образом филонить.

Гуманность, человечность принято понимать как потакание человеческим слабостям и по- рокам, Т.е. школьник или студент ленив, глуп, бездарен, не хочет ничего знать, кроме, допу- стим, хип-хопа и футбола, а мы это терпим и потакаем этому, потому что мы, дескать, гуман- ные и раскрываем то, к чему стремится личность ребёнка. Чушь это -всё и преступление. Это не человечность, а лицемерная маскировка собственного непрофессионализма и собственной же лени. Это боязнь возникновения конфликтных (а точнее, собственно педагогических) си- туаций, потому что достойно решать их самостоятельно и ненасильственно большинство ны- нешних педагогов не умеют и не хотят.

Нынешние учителя в большинстве своём чрезвычайно редко ставят «двойки». На вопро- сы, почему так, отвечают, что, мол, «жалко детей». Подобно лекарю, неспособному вылечить болезнь, но боящемуся показаться некомпетентным, а потому убеждающему больного в том, что тот абсолютно здоров, нынешние педагоги, которых самих в своё время «пожалели», пе- дагоги, не умеющие научить, но понимающие, что к ним возникнет много вопросов, если у их учеников будут сплошь одни двойки, «жалеют» теперь своих питомцев, в результате чего каждое следующее поколение выглядит ещё более жалким, чем предыдущее. Они говорят:

«Ну, зачем я буду ставить ему двойку и ломать тем самым жизнь, когда знаю, что алгебра эта ему в жизни никогда не пригодится...»


120

Пора прервать эту эстафету жалости и выпустить из школ и вузов одно честное поколе- ние! То есть поставить всем именно те оценки, которых они на самом деле заслуживают. Пусть будет одно честное поколение, которое сделает всё то же самое, но без липовых оце - нок в аттестате, липовых медалей и лживых дипломов. Поколение, которое фактом своего существования покажет, что можно и так, что весь этот мыльный пузырь никому, по большо- му счёту, не нужен и раздувает сам себя.

Подлинная гуманность должна включать в себя определённый компонент если не жесто- кости, то жёсткости и уж во всяком случае – честности. И именно такое её понимание следу- ет сделать официальным и внедрять в школьные программы и в умы учителей.

 Технология успешного обучения.

Успех как регулятор отношения к учебной деятельности в целом и познавательной актив- ности в частности необходим в учении. Переживание успеха может быть вызвано различны- ми причинами.

He случайно в зарубежной психологии выделилось такое направление, как позитивное мышление, основанное на технологии суггестии, внушения. Думай о себе: «Я – умный, способный; у меня есть все данные для преодоления любых препятствий» и пр. – и ты дей- ствительно станешь таким.

Успех сугубо индивидуален. Значимость его пока все же определяется нормами, установ- ленными заранее, учащийся каждый раз вынужден сверять свои достижения с предложен- ным уровнем.

Итак, ситуация успеха создается педагогом (или психологом) в учебной деятельности. Но, как и любую деятельность, учение можно представить в виде достаточно простой последова- тельной цепи: установка на деятельность (эмоциональная подготовка ученика к решению учебной задачи); обеспечение деятельности, операций (создание условий для успешного ре- шения); сравнение полученных результатов с предполагаемыми (осознанное отношение к ре- зультату своего учебного труда).

Следовательно, если ситуация успеха создается учителем последовательно и сознательно, она должна включать в себя все перечисленные компоненты.

Этапы создания ситуации успеха

1. Мотивационный этап. Учитель ставит задачу сформировать у учащегося установку на успешное выполнение учебного задания, при этом ощутить себя «творцом обстоятельств», преодолеть трудности, которые могут встретиться в ходе работы, другими словами, сфор- мировать мотив достижения.

– стремление самостоятельно решить интересные задачи;

– попытаться завоевать авторитет в глазах своих товарищей, стать первым;

– рассматривать свою деятельность с точки зрения ее пользы для других людей;

– установить новые контакты в ходе выполнения и т. д.

2. Организационный этап. Задача учителя: обеспечить учащемуся условия для успешно- го выполнения задания (с учетом индивидуальных способностей и личностных качеств), за- интересовать ученика самим познавательным процессом.

На этом этапе у некоторых детей непосредственный интерес к работе переживает состоя- ние конфликта: с одной стороны, необходимость выполнить работу, а с другой — недостаток условий для реализации задачи. Психологи и педагоги к таким условиям относят четыре ас- пекта: недостаток способностей, трудность задания, отсутствие везения, слабость волевых усилий. Первые два условия могут быть учтены учителем заранее, стоит лишь подобрать за- дачи в соответствии с индивидуальными способностями ученика.

Везение зависит от внешних условий, в то время как волевые усилия являются фактором подконтрольным (прежде всего для самого субъекта деятельности), в отличие от способно- стей, везения и трудности задания. Следовательно, волевое усилие, или самоорганизация, яв- ляется единственной контролируемой попыткой улучшить результат деятельности. Здесь осо- бо нужна помощь учителя, а точнее, организованная им специальная ситуация, которая помо- жет ребенку правильно включиться в работу, преодолеть утомление, усталость, сомнения.


Конкретные обстоятельства обусловливают использование тех или иных приемов ситуа- ции успеха. К ним, в частности, относятся эмоциональная разгрузка, смена задания по жела- нию учащегося, помощь класса; обращение к учителю, к более сильному ученику и пр.;

«подсказка» (работа с учебником) и т.п.

3. Итоговый этап. Перед учителем стоит задача организовать работу таким образом, что- бы обратить результат выполненной работы в стимул, в осознанный мотив для следующего учебного задания.

Как показывает практика, результативный этап оказывается наиболее болезненным. Итог учебной работы обычно сводится к отметке.

Другими словами, ученик ждет, что оценят не только итог, но и его усилия в процессе дея- тельности.

Очень важно отметить достижения учащегося, показать свое уважительное отношение к труду, чтобы у него появилось желание с охотой учиться дальше.

Сегодня важным условием осознанного отношения не столько к отметке, сколько к ре- зультатам учебной деятельности является рефлексия: размышления о себе, своей работе, ди- намике познания.

Итоговый этап, синтезируя черты первых двух, носит психолого-педагогический харак- тер, поскольку логически следует из результатов исполнительного этапа и служит основой для формирования мотивов будущей деятельности. Особого внимания требуют к себе слабо- успевающие ученики, к которым можно применить завышенную, или авансированную оцен- ку, позитивное рецензирование и т. п., соблюдая при этом чувство меры, чтобы ученик не переоценил свои способности.

Как показала практика, в силу индивидуальных различий учащиеся по-разному реагируют на предложенные учителем ситуации. Для некоторых групп школьников ситуация успеха должна быть повторена неоднократно, до тех пор пока не реализуется основная задача: уче- ник испытывает чувство удовлетворения не только от итога деятельности, но и от самого процесса овладения знаниями.

Эффективность ситуации успеха в учебной деятельности проверяется не только наличием активного отношения к учебе, но и умением самого школьника создавать себе условия для успешной деятельности (именно этому учат многочисленные и популярные в последнее вре- мя теории «Как стать счастливым», «Как добиваться успеха» и т. д.).

Учитель не столько учит, сколько помогает найти области знания, необходимые для раз- вития личности конкретного ученика.

В итоге стоит подчеркнуть, что ситуация успеха только тогда становится действенным средством оптимизации образовательного процесса, когда она:

• организуется на всех этапах учебного процесса;

• усложняет учебные и воспитательные задачи, стоящие на каждом этапе;

• реализуется с учетом индивидуальных особенностей учащихся, что находит свое отра - жение в подборе приемов и средств в работе с конкретным учеником;

• формирует у субъекта положительные эмоции в деятельности → чувство успеха, вызван- ное преодолением трудностей, предложенных учителем → эмоции радости, интеллектуаль- ного подъема в процессе решения учебных задач → удовлетворение, вызванное преодолени- ем трудностей, выбранных самим учащимся → осознание недостаточности уровня своих зна- ний, умений в ситуациях преодоления → формирование устойчивой потребности в самооб- разовании.


Таблица 4. Цикличность алгоритма ситуации успеха

Цик- лы



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-09; просмотров: 33; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.106.232 (0.046 с.)