Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Классификационные параметры системы Е.Н. Ильина

Поиск

Уровень и характер применения: по содержанию – частнопредметный, по значению – общепедагогический.

Философская основа: гуманистическая.

Методологический подход: социокультурный, ситуативный, коммуникативный.

Ведущие факторы развития: социогенные + психогенные.

Научная концепция освоения опыта: ассоциативно-рефлекторная с элементами суггестии.

Ориентация на личностные сферы и структуры: эмоциональная сфера (СЭН).

Характер содержания: обучающий + воспитательный, светский, гуманистический, об- щеобразовательный.

Вид социально-педагогической деятельности: социализации.

Тип управления учебно-воспитательным процессом: система малых групп.


111

Организационные формы: традиционная классно-урочная, групповая с элементами инди- видуального подхода.

Преобладающие средства: вербальные + практические.

Подход к ребенку и характер воспитательных взаимодействий: личностно-ориентиро- ванный.

Преобладающие методы: объяснительно-иллюстративные с элементами диалога, проблемности, творчества.

Направление модернизации: гуманизация и демократизация педагогических отношений.

Категория объектов: массовая + продвинутая.

 

Целевые ориентации

 Нравственное и эмоциональное воспитание личности, в процессе которого осуще- ствляется необходимое обучение.

 Преподавание литературы как искусства.

 

Концептуальные позиции

v Усвоение основ наук, составляющих главное содержание учебных предметов, создает возможность для формирования у учащихся научного мировоззрения, взглядов и убеждений, необходимых современному человеку.

v Принцип гуманизации: нравственный потенциал книг порождает особую систему гу- манистических знаний – убеждений.

v Художественность: «об искусстве – языком искусства»; урок литературы строится по законам искусства (художественный анализ художественного произведения), закон трех о: очаровать книгой, окрылить героем, обворожить писателем.

v Принцип обучающего воспитания: обучение - не доминирующий абсолют, а состав- ная часть программы воспитания; анализ литературного произведения должен вырастать в этическую проблему.

v В процессе учебной деятельности у школьников могут быть воспитаны нравственные основы и важнейшие качества личности, такие как патриотизм, потребность в непрерывном самообразовании и саморазвитии, эмоциональная чувствительность, эстетические вкусы, уважение и готовность к труду.

v Идти к ребятам не только с темой урока, а с жгучей проблемой.

v Знание через общение и общение через знание - это двуединый процесс нравственного развития.

v Сама личность учителей, классных руководителей, руководителей школ, их нравствен- ный облик, идейная убежденность и педагогическое мастерство могут оказать самое большое влияние на формирование личности учащихся, на воспитание у них лучших качеств граждан своей родины.

v Педагогика экспрессии: «слово + чувство».

v Формула личностного подхода: любить + понимать + принимать + сострадать + помогать.

V Метод духовного контакта.

v Демократизм: общение с учеником как с личностью, духовно равной учителю.

v Учитель – предметник, художник, врач, создатель самой тонкой – душевной культуры ребенка.

v Работу и жизнь учителя-словесника нельзя расчленять.

 

Особенности содержания

Каждое художественное произведение, изучение которого входит в программу школьного курса литературы, содержит множество нравственных проблем, которые так или иначе в нем ставятся. Вопрос-проблему, которая служит ядром урока, Ильин ставит так, чтобы:

а) вопрос был для современных учащихся жгучим, злободневным, личностно значимым;


б) был по возможности обращен не вообще к учащимся, а именно к школьникам данного класса или даже к конкретному ученику (ученице);

в) ответ на него, разрешение проблемы, содержащейся в вопросе, требовали тщательного изучения произведения, учебника и дополнительной литературы, ознакомления с историей изучаемого произведения и с биографией автора.

 

Особенности методики

В обучении предмету формула развития выглядит так: от опыта Личности – к Анализу

художественного произведения и от него – к Книге.

Особенности метода преподавания литературы Ильина – внимание к деталям. Этот своего рода дедуктивный метод исследования литературы оказывается чрезвычайно эвристичным для учеников, активизируя их собственный поиск и понимание.

Способ введения ученика в структуру материала через «деталь» – «вопрос» – «проблему» универсален и может быть использован всеми учителями для создания проблемных ситуа- ций. Ответ на поставленные проблемы организуется в форме коллективного поиска, раскре- пощенного обсуждения, дискуссии, организуемых и инициируемых учителем.

Урок литературы – это:

– человекоформирующий процесс; урок – общение, а не просто работа, это искусство, а не только учебное занятие, жизнь, а не часы в расписании;

– своеобразный одноактный спектакль с несколькими явлениями, сотворчество двух мо- ралистов – писателя и учителя;

открытия, а не аргументы и факты;

совместная деятельность учителя и ученика на творческой основе, духовном равен- стве и межличностном общении.

Жизнь. Всякий школьник учится по двум программам. Одну из них предлагает школа, а другую, как правило, более реальную – соседка по квартире, друзья по двору, иногда соб- ственный отец, сбившийся с пути. Учителю надо учитывать обе эти программы.

Воздействие на «вторую программу» идет на каждом уроке: здесь и сочинения о своих друзьях, родных и близких, и индивидуальное воздействие на личность яркими примерами из литературы, и оригинальные домашние «нравственные задания», беседы «по душам» на уроке и вне урока и многое другое.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-09; просмотров: 55; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.203.242 (0.007 с.)