Временная (вертикальная) структура урока. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Временная (вертикальная) структура урока.



Дидактическая подструктура комбинированного урока состоит из 4 основных этапов-сту- пеней: 1) актуализация опорных ЗУН и зоны ближайшего развития; 2) формирование новых ЗУН, СУД; 3) закрепление и обобщение; 4) домашнее задание. Отсюда этот тип урока получил название четырехступенчатого.

Методическая подструктура подстраивается под дидактическую и включает: организацию начала урока, проверку домашнего задания, проблематизацию (постановку цели, задач); введе- ние новой информации; демонстрацию визуального ряда; упражнения, решение задач; контроль, коррекцию, обобщение.

Психологическая подструктура представлена психическими процессами: установление коммуникативного контакта; воспроизведение (известного); восприятие (нового); осознание, осмысление; присвоение, коррекция; применение (рис. 18).

Сегодня в школьном обучении объем научной информации огромен, а время обучения ограничено, поэтому одним из самых актуальных требований становится нахождение опти- мальных (в первую очередь с точки зрения затрат времени) содержания и методов обучения. Это требование относится к каждому уроку.


 


Поэтапные цели урока Действия учителя и учащихся
Организационное начало урока Предварительная организация класса Цели: – психологический настрой учащихся на предсто- ящее занятие – обеспечение нормальной обстановки на уроке – взаимное приветствие учителя и учащихся; – проверка отсутствующих; – проверка внешнего состояния помещения; – проверка рабочих мест; – организация внимания
Повторение (контроль) знаний учащихся Актуализация опорных знаний Цели: – выработка позитивной мотивации к новой теме – воспитание объективной самооценки – устный опрос; – самостоятельные работы; – контрольные работы; – зачеты
Изучение нового материала на уроке Цели: – усвоение фактов и основных идей – усвоение метода исследования изучаемого ма- териала – овладение     методикой     воспроизведения изучаемого материала – педагогические задачи отработки нового мате- риала; – объяснение материала учителем; – самостоятельное изучение материала на уроке
Закрепление пройденного Цели: – прочное усвоение знаний – текущий контроль усвоения – текущее повторение; – воспроизведение; – применение ЗУН; – обобщение и систематизация
Домашнее задание Цели: – развитие самостоятельности и творческого мышления – совершенствование методов самостоятельной работы – разъяснение домашнего задания; – индивидуализация домашнего задания; – проверка и оценка домашнего задания

Рис. 18. Поэтапная четырехступенчатая вертикальная структура урока.

Урок – это процесс, идущий во времени и в пространстве.

Рациональную структуру урока обеспечивают:

• комплексное планирование задач обучения, воспитания и развития;

• выделение в содержании урока и темы главного, существенного;

• определение целесообразной последовательности и дозировки материала и времени по- вторения, изучения нового, закрепления, домашнего задания;

• выбор наиболее рациональных методов, приемов и средств обучения;

• дифференцированный и индивидуальный подход к ученикам;

• создание необходимых учебно-материальных условий обучения.

Рационализация времени урока состоит в том, что львиная доля времени (20-30 мин.) должна посвящаться изучению нового материала («учить на уроке»). Чтобы новое прочно усвоилось, оно определяется в зону ближайшего развития, привязывается к старому, знакомому, которое вспоминается (актуализируется) перед объяснением. Отсюда название первой части – «актуали- зация» опорных знаний, умений и навыков, а не узкое «опрос».

В современных условиях используется гибкая структура урока, предусматривающая совокуп- ность и взаимодействие важнейших элементов и их целей на разных уровнях и в самых разнооб- разных сочетаниях, что приводит к инновационным типам урока.

Контрольная функция в уроке вообще не является самоцелью: она превращается в постоян- ную (интерактивную) обратную связь «ученик – учитель». Наконец, закрепление идет в формах творческого применения знаний.

Базовая структура современного комбинированного урока представлена на рис. 19.

 

 

Рис. 19. Базовая дидактическая структура комбинированного урока.


Методы обучения на уроке

Эффективность усвоения учебной информации во многом определяется применяемыми методами (рис. 20).

 

 

Рис. 20. Эффективность усвоения учебной информации (пирамида познания по Дж. Мартину).

Урок – это такое многообразное явление, в рамках которого могут существовать элементы самых разнообразных технологий, методов, приемов. И, «наоборот», – почти во всех совре- менных технологиях применяется урок как форма организации учебного процесса.

Методы и методические приемы определяют разнообразие видов уроков.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-09; просмотров: 66; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.29.219 (0.005 с.)