Концепция педагогики сотрудничества 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Концепция педагогики сотрудничества



v Педагогика сотрудничества - это совместная развивающая деятельность взрослых и де- тей, скрепленная взаимопониманием, проникновением в духовный мир друг друга, совмест- ным анализом хода и результатов этой деятельности.

v Концепция технологии, называемой «педагогика сотрудничества», в первоначальном ва- рианте была опубликована в виде манифестов – групп тезисов-идей в «Учительской газете».

 

I. Манифест «Педагогика сотрудничества» (Учительская газета, 18.03.86)

1-1. Отношения с учениками. В условиях среднего всеобуча отношения учителя с учени- ками являются важнейшим фактором, определяющим результаты учебно-воспитательного процесса: это должны быть отношения сотрудничества, создающие у детей положительные эмоции удовлетворения и успеха в школьном учении, общении, труде.

1-2. Учение без принуждения. Педагогика сотрудничества предполагает исключение ав- торитарных методов, принуждающих к учению, как негуманных и не дающих результатов в современной школе. Вместо них широко применяются методы положительного стимулиро- вания, требовательность, основанная на доверии, активности, сознательности, влияние на ученика через коллектив товарищей.

1-3. Идея трудной цели. Сотрудничество учителей и учащихся возможно лишь при на- личии и осознании общей, большой, общественно значимой, а потому трудной цели и веры в ее достижение.

1-4. Идея опоры. Для того чтобы каждый, даже слабый, ученик имел возможность свобод- но участвовать в общей работе класса, необходимо предоставить ему достаточную ориенти- ровочную основу - опору, подсказку, помощь.

1-5. Опорные сигналы Шаталова. Систематизирующие схемно-конспективные структу- ры учебного материала, учитывающие особенности ассоциативной памяти учащихся и игра- ющие роль опор, могут значительно повысить эффективность процессов усвоения знаний, умений, навыков.

1-6. Оценка работ. В основе оценки работ учащихся должны лежать понимание детского незнания, щадящий (гуманный) подход, бесконфликтность учебной ситуации, вера в творче- ские силы детей.

1-7. Идея свободного выбора. Возможность свободного выбора ряда элементов (объектов, направлений, составляющих) учебной деятельности есть необходимое условие развития ини- циативы и творческого мышления (поведения) учащихся.

1-8. Идея опережения. Для возможно более полного и глубокого усвоения знаний большое значение имеет их «вызревание» в сознании, которому способствует опережающее программу знакомство с учебным материалом.


94

1-9. Идея крупных блоков. Способ подачи учебной информации укрупненными дозами (блоками) дает возможность использовать резервы абстрактного мышления ребенка и приво- дит к улучшению результатов обучения.

1-10. Идея соответствующей формы. Дидактическая форма подачи учебного материала должна быть адекватна его содержанию.

1-11. Идея самоанализа. Каждое школьное дело, достижение, результат работы и поведе- ния ученика должны быть проанализированы коллективом и самим учащимся с целью фор- мирования правильных оценок, самооценок и взглядов личности.

1-12. Интеллектуальный фон класса. Сила и эффективность учебно-воспитательного воздействия на учеников определяются во многом качествами учебного коллектива: его идейно-нравственным уровнем, интеллектуальным фоном, развитостью коллективистских отношений.

1-13. Коллективное творческое воспитание. Эффективнейшим средством осуществле- ния принципов коллективного воспитания в современных условиях является включение де- тей в коллективную творческую деятельность по улучшению и совершенствованию окружа- ющей их жизненной обстановки, обучение их коллективному общественному творчеству.

1-14. Творческий производительный труд. Производительный труд ребят должен быть обязательно творческим, т. е. направленным на улучшение, обновление, совершенствование окружающего мира.

1-15. Творческое самоуправление. Воспитание коллективов и коллективистов подразуме- вает участие ребят во всех делах и общественной жизни класса, школы вместе со взрослыми, на творческих началах соуправления.

1-16. Сотрудничество с родителями. Дружелюбные, товарищеские, взаимоуважитель- ные и доверительные отношения учителей с детьми в школе должны быть перенесены и в сферу семейных отношений. Необходимо сделать семью союзником в воспитании и обуче- нии детей.

1-17. Личностный подход. Основным принципом отношений учителя с учеником должен являться личностный подход, основанный на гуманистических идеях деятельной любви к де- тям, веры в их творческие силы, духовной близости воспитателя и воспитуемых.

1-18. Сотрудничество учителей. Осуществление идей педагогики сотрудничества в дет- ском коллективе предполагает наличие адекватных отношений творческого сотрудничества на уровне педагогического коллектива школы.

 

II. Манифест «Демократизация личности» (Учительская газета, 17.10.87)

2-1. Процесс демократизации. Только демократизацией школы, ее атмосферы и каждой личности можно добиться сотрудничества; только сотрудничество может сформировать лю- дей, способных жить и работать в подлинно демократическом обществе.

2-2. Развитие личности. Педагогика сотрудничества, признавая ребенка не только объектом, но и субъектом педагогического процесса, должна обеспечить свободное развитие личности - всех ее способностей и душевных сил.

2-3. Содержание личности. Особой заботой педагогики сотрудничества является нрав- ственное (с акцентом на созидающие личность понятия - совесть, честь, достоинство, стыд), культурное (гуманитарное, эстетическое и этическое воспитание), политическое (на базе нравственного, культурного и профессионального кругозора) и мировоззренческое содержа- ние личности учителя и личности каждого ученика.

2-4. Способности творческие и исполнительские. Во всей многообразной работе с детьми необходимо четко выделять развитие исполнительских и творческих способностей детей и заботиться о развитии вторых не меньше, чем первых.

2-5. Зона ближайшего развития. Совместная работа с детьми имеет наивысший ре- зультат, если она проводится не в зоне уже достигнутых ими возможностей, а в зоне их бли- жайшего развития, т. е. там, где учитель нужен ребенку, где без учителя ученик не справит - ся, где работа представляется ученику притягательным испытанием.


95

2-6. Детская половина дня. Решать проблемы на уроке, учить главным образом на уроке, не быть зависимым от домашних уроков - вот чего должен добиваться учитель, оставляя вто- рую половину дня детям, их занятиям по интересам.

2-7. Идея ответственности. Основа демократической личности - диалектическое единство свободы и ответственности, которое формируется сочетанием личностного и кол- лективного подходов, воспитания и самовоспитания, управления и самоуправления.

2-8. Идея самоуважения. Самоуважение, положительное отношение к себе и адекватная оценка себя являются необходимыми условиями правильного формирования личности.

2-9. Идея саморегуляции. Процесс саморегуляции личности, выводящий ее на уровень осознания собственного достоинства, чести, долга, наиболее эффективно происходит в усло- виях предоставления самостоятельности и инициативы, на основе правила «от работы к по- ведению», а не «от поведения к работе».

2-10. Идея уникальности. Личность - уникальное явление мира, поэтому она достойна уважения, даже если не является примером.

2-11. Отпор или диалог. Чтобы вести учеников к социальной, политической зрелости, учитель должен овладеть искусством долгого убеждения - демократическим диалогом с уче- никами.

2-12. Молодежная философия. В общении с детьми необходимо соединить линию марк- систско-ленинской философии с сегодняшними заботами и конкретными трудностями моло- дых.

2-13. Игра как средство демократизации личности. Игра должна занять в школе место как одна из основных форм учебно-воспитательного процесса: в игре, без административно- го давления дети развиваются наиболее естественно и успешно.

2-14. Школа и общественные отношения. Школа и школьный коллектив не могут быть демократизированы, если не будут налажены прочные связи и взаимодействие с, обществом, общественными организациями, предприятиями, колхозами и совхозами.

2-15. Без компромиссов. В воспитании нельзя идти ни на какие компромиссы за счет детей.

2-16. Идея выбора. Сегодня учитель должен выбрать: либо он за педагогику сотрудниче- ства и демократизацию, либо - против, третьего не дано. В процессе общественного обсужде- ния идей, высказанных на встречах учителей-экспериментаторов, к ним добавились еще две яркие идеи.

 

III. Манифест «Методика обновления» (Учительская газета, 19.03.88)

3-1. Идея воодушевляющего управления. Руководители народного образования всех ран- гов своей деятельностью должны воодушевлять подчиненных на отношения сотрудничества и творчества, сплачивать коллективы на принципиальной педагогической основе, не отсту- пать от единства слова и дела.

3-2. Идея гармонизации и гуманитаризации образования. Содержание среднего образо- вания должно быть приведено в соответствие с основной целью коммунистического воспита- ния - формирования гармонично развитой, общественно активной личности, сочетающей в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство.

3-3. Идея реализма целей воспитания. Всестороннее развитие учащихся есть идеальная цель школы; реальной целью на сегодня является воспитание социалистической личности и разностороннее развитие с учетом ее способностей и интересов.

3-4. Идея совместной жизнедеятельности детей и взрослых. Подлинной сутью воспи- тания является не назидательное воздействие взрослых на детей, а процесс их совместной жизнедеятельности, построенный на началах сотрудничества.

3-5. Идея самоопределения. Важнейшая цель воспитательной работы есть формирование культуры жизненного самоопределения человека.

3-6. Идея личностной направленности воспитания. В центре всей воспитательной ра- боты школы должны быть не программы, не мероприятия, не формы и методы, а сам ребе- нок, подросток, юноша.


96

3-7. Идея добровольности. Без собственной доброй воли, желания детей не могут быть осуществлены ни идея развития (преодоление, возвышение себя), ни идея сотрудничества.

3-8. Идея коллективной направленности. Предстоит восстановить в школе коллективы высокого уровня развития, соответствующие макаренковским требованиям воспитания «в коллективе, через коллектив и для коллектива».

 

IV. Манифест «Войдем в новую школу» (Учительская газета, 18.10.88)

4-1. Переломная точка. Наступило время, когда никакие «усилить» и «повысить» не по- могают школе; ей необходимо глубокое и принципиальное качественное обновление.

4-2. Концепция новой школы. Концепция новой школы строится на основе педагогики сотрудничества и развития, отделяющей старую школу застоя от обновляющейся школы эпо- хи перестройки.

4-3. Человечность во все века. Школа - не подготовка к жизни, а сама жизнь ребят, во многих отношениях более богатая, чем жизнь взрослых; именно в ней рождаются потреб- ность в добре, справедливости, красоте. Новую школу и должны одухотворять эти человече- ские, во все века живые добродетели.

4-4. Педагогика развития. Приоритетная задача школы - развить ребенка, чтобы он мог и хотел добывать (а не только получать) знания, умения и навыки.

4-5. Непрерывное образование. Новая школа будет не просто учить, не только учить до- бывать знания, а еще прививать личности потребность в постоянном совершенствовании, без которой немыслимо никакое дальнейшее непрерывное образование.

4-6. Условия развития. Развитие - не только приращение знаний и умений личности, а превращение их в способности, в возможность свободной деятельности; оно происходит в поисках, сомнениях, творчестве, что и должно составлять основу новых методик.

4-7. Развитие культуры. Знание могут передать и технические средства, культуру же – только человек; учитель должен быть наиболее развитым, образованным, культурным, гу- манным человеком в окружении ребенка.

4-8. Художественное развитие. Качества личности столько же определяются ее эмоцио- нальным, сколько и интеллектуальным развитием. Поэтому одна из главных особенностей новой школы - забота об эстетическом, художественном развитии детей, гуманитаризация всего учебно-воспитательного процесса.

4-9. Разделение учащихся по интересам. Без такого разделения невозможно развивать детей, для его осуществления школа должна обеспечить широкие возможности выбора раз- личных вариантов и направлений учебной и клубной деятельности детей.

4-10. Трудовое развитие. Задачи трудового воспитания учащихся, очевидно, могут быть решены на путях организации самостоятельной производственной деятельности школы (на принципах хозрасчета и кооперации).

4-11. Школьный клуб. Клубная, добровольная форма школьной жизни предоставляет ши- рокие возможности для развития живой пионерской и комсомольской работы, перестраивае- мой на принципах коммунарской методики.

4-12. Новая школа и наука. Научно-педагогические исследования должны сопровождать- ся разработками методическими, оказывать непосредственную помощь учителю, воспитате- лю, руководителю.

4-13. Школа и народовластие. Школа должна освободиться от авторитарности, широко привлекать к управлению общественность, родителей, использовать возможности само- управления учащихся.

4-14. Реализм целей. Новая школа реальна и жизненна, так как она ставит цели и называ- ет средства: гуманизация, сотрудничество, развитие, демократизация.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-09; просмотров: 70; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.125.7 (0.02 с.)