Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Концепция педагогики сотрудничестваСодержание книги
Поиск на нашем сайте
v Педагогика сотрудничества - это совместная развивающая деятельность взрослых и де- тей, скрепленная взаимопониманием, проникновением в духовный мир друг друга, совмест- ным анализом хода и результатов этой деятельности. v Концепция технологии, называемой «педагогика сотрудничества», в первоначальном ва- рианте была опубликована в виде манифестов – групп тезисов-идей в «Учительской газете».
I. Манифест «Педагогика сотрудничества» (Учительская газета, 18.03.86) 1-1. Отношения с учениками. В условиях среднего всеобуча отношения учителя с учени- ками являются важнейшим фактором, определяющим результаты учебно-воспитательного процесса: это должны быть отношения сотрудничества, создающие у детей положительные эмоции удовлетворения и успеха в школьном учении, общении, труде. 1-2. Учение без принуждения. Педагогика сотрудничества предполагает исключение ав- торитарных методов, принуждающих к учению, как негуманных и не дающих результатов в современной школе. Вместо них широко применяются методы положительного стимулиро- вания, требовательность, основанная на доверии, активности, сознательности, влияние на ученика через коллектив товарищей. 1-3. Идея трудной цели. Сотрудничество учителей и учащихся возможно лишь при на- личии и осознании общей, большой, общественно значимой, а потому трудной цели и веры в ее достижение. 1-4. Идея опоры. Для того чтобы каждый, даже слабый, ученик имел возможность свобод- но участвовать в общей работе класса, необходимо предоставить ему достаточную ориенти- ровочную основу - опору, подсказку, помощь. 1-5. Опорные сигналы Шаталова. Систематизирующие схемно-конспективные структу- ры учебного материала, учитывающие особенности ассоциативной памяти учащихся и игра- ющие роль опор, могут значительно повысить эффективность процессов усвоения знаний, умений, навыков. 1-6. Оценка работ. В основе оценки работ учащихся должны лежать понимание детского незнания, щадящий (гуманный) подход, бесконфликтность учебной ситуации, вера в творче- ские силы детей. 1-7. Идея свободного выбора. Возможность свободного выбора ряда элементов (объектов, направлений, составляющих) учебной деятельности есть необходимое условие развития ини- циативы и творческого мышления (поведения) учащихся. 1-8. Идея опережения. Для возможно более полного и глубокого усвоения знаний большое значение имеет их «вызревание» в сознании, которому способствует опережающее программу знакомство с учебным материалом. 94 1-9. Идея крупных блоков. Способ подачи учебной информации укрупненными дозами (блоками) дает возможность использовать резервы абстрактного мышления ребенка и приво- дит к улучшению результатов обучения. 1-10. Идея соответствующей формы. Дидактическая форма подачи учебного материала должна быть адекватна его содержанию. 1-11. Идея самоанализа. Каждое школьное дело, достижение, результат работы и поведе- ния ученика должны быть проанализированы коллективом и самим учащимся с целью фор- мирования правильных оценок, самооценок и взглядов личности. 1-12. Интеллектуальный фон класса. Сила и эффективность учебно-воспитательного воздействия на учеников определяются во многом качествами учебного коллектива: его идейно-нравственным уровнем, интеллектуальным фоном, развитостью коллективистских отношений. 1-13. Коллективное творческое воспитание. Эффективнейшим средством осуществле- ния принципов коллективного воспитания в современных условиях является включение де- тей в коллективную творческую деятельность по улучшению и совершенствованию окружа- ющей их жизненной обстановки, обучение их коллективному общественному творчеству. 1-14. Творческий производительный труд. Производительный труд ребят должен быть обязательно творческим, т. е. направленным на улучшение, обновление, совершенствование окружающего мира. 1-15. Творческое самоуправление. Воспитание коллективов и коллективистов подразуме- вает участие ребят во всех делах и общественной жизни класса, школы вместе со взрослыми, на творческих началах соуправления. 1-16. Сотрудничество с родителями. Дружелюбные, товарищеские, взаимоуважитель- ные и доверительные отношения учителей с детьми в школе должны быть перенесены и в сферу семейных отношений. Необходимо сделать семью союзником в воспитании и обуче- нии детей. 1-17. Личностный подход. Основным принципом отношений учителя с учеником должен являться личностный подход, основанный на гуманистических идеях деятельной любви к де- тям, веры в их творческие силы, духовной близости воспитателя и воспитуемых. 1-18. Сотрудничество учителей. Осуществление идей педагогики сотрудничества в дет- ском коллективе предполагает наличие адекватных отношений творческого сотрудничества на уровне педагогического коллектива школы.
II. Манифест «Демократизация личности» (Учительская газета, 17.10.87) 2-1. Процесс демократизации. Только демократизацией школы, ее атмосферы и каждой личности можно добиться сотрудничества; только сотрудничество может сформировать лю- дей, способных жить и работать в подлинно демократическом обществе. 2-2. Развитие личности. Педагогика сотрудничества, признавая ребенка не только объектом, но и субъектом педагогического процесса, должна обеспечить свободное развитие личности - всех ее способностей и душевных сил. 2-3. Содержание личности. Особой заботой педагогики сотрудничества является нрав- ственное (с акцентом на созидающие личность понятия - совесть, честь, достоинство, стыд), культурное (гуманитарное, эстетическое и этическое воспитание), политическое (на базе нравственного, культурного и профессионального кругозора) и мировоззренческое содержа- ние личности учителя и личности каждого ученика. 2-4. Способности творческие и исполнительские. Во всей многообразной работе с детьми необходимо четко выделять развитие исполнительских и творческих способностей детей и заботиться о развитии вторых не меньше, чем первых. 2-5. Зона ближайшего развития. Совместная работа с детьми имеет наивысший ре- зультат, если она проводится не в зоне уже достигнутых ими возможностей, а в зоне их бли- жайшего развития, т. е. там, где учитель нужен ребенку, где без учителя ученик не справит - ся, где работа представляется ученику притягательным испытанием. 95 2-6. Детская половина дня. Решать проблемы на уроке, учить главным образом на уроке, не быть зависимым от домашних уроков - вот чего должен добиваться учитель, оставляя вто- рую половину дня детям, их занятиям по интересам. 2-7. Идея ответственности. Основа демократической личности - диалектическое единство свободы и ответственности, которое формируется сочетанием личностного и кол- лективного подходов, воспитания и самовоспитания, управления и самоуправления. 2-8. Идея самоуважения. Самоуважение, положительное отношение к себе и адекватная оценка себя являются необходимыми условиями правильного формирования личности. 2-9. Идея саморегуляции. Процесс саморегуляции личности, выводящий ее на уровень осознания собственного достоинства, чести, долга, наиболее эффективно происходит в усло- виях предоставления самостоятельности и инициативы, на основе правила «от работы к по- ведению», а не «от поведения к работе». 2-10. Идея уникальности. Личность - уникальное явление мира, поэтому она достойна уважения, даже если не является примером. 2-11. Отпор или диалог. Чтобы вести учеников к социальной, политической зрелости, учитель должен овладеть искусством долгого убеждения - демократическим диалогом с уче- никами. 2-12. Молодежная философия. В общении с детьми необходимо соединить линию марк- систско-ленинской философии с сегодняшними заботами и конкретными трудностями моло- дых. 2-13. Игра как средство демократизации личности. Игра должна занять в школе место как одна из основных форм учебно-воспитательного процесса: в игре, без административно- го давления дети развиваются наиболее естественно и успешно. 2-14. Школа и общественные отношения. Школа и школьный коллектив не могут быть демократизированы, если не будут налажены прочные связи и взаимодействие с, обществом, общественными организациями, предприятиями, колхозами и совхозами. 2-15. Без компромиссов. В воспитании нельзя идти ни на какие компромиссы за счет детей. 2-16. Идея выбора. Сегодня учитель должен выбрать: либо он за педагогику сотрудниче- ства и демократизацию, либо - против, третьего не дано. В процессе общественного обсужде- ния идей, высказанных на встречах учителей-экспериментаторов, к ним добавились еще две яркие идеи.
III. Манифест «Методика обновления» (Учительская газета, 19.03.88) 3-1. Идея воодушевляющего управления. Руководители народного образования всех ран- гов своей деятельностью должны воодушевлять подчиненных на отношения сотрудничества и творчества, сплачивать коллективы на принципиальной педагогической основе, не отсту- пать от единства слова и дела. 3-2. Идея гармонизации и гуманитаризации образования. Содержание среднего образо- вания должно быть приведено в соответствие с основной целью коммунистического воспита- ния - формирования гармонично развитой, общественно активной личности, сочетающей в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство. 3-3. Идея реализма целей воспитания. Всестороннее развитие учащихся есть идеальная цель школы; реальной целью на сегодня является воспитание социалистической личности и разностороннее развитие с учетом ее способностей и интересов. 3-4. Идея совместной жизнедеятельности детей и взрослых. Подлинной сутью воспи- тания является не назидательное воздействие взрослых на детей, а процесс их совместной жизнедеятельности, построенный на началах сотрудничества. 3-5. Идея самоопределения. Важнейшая цель воспитательной работы есть формирование культуры жизненного самоопределения человека. 3-6. Идея личностной направленности воспитания. В центре всей воспитательной ра- боты школы должны быть не программы, не мероприятия, не формы и методы, а сам ребе- нок, подросток, юноша. 96 3-7. Идея добровольности. Без собственной доброй воли, желания детей не могут быть осуществлены ни идея развития (преодоление, возвышение себя), ни идея сотрудничества. 3-8. Идея коллективной направленности. Предстоит восстановить в школе коллективы высокого уровня развития, соответствующие макаренковским требованиям воспитания «в коллективе, через коллектив и для коллектива».
IV. Манифест «Войдем в новую школу» (Учительская газета, 18.10.88) 4-1. Переломная точка. Наступило время, когда никакие «усилить» и «повысить» не по- могают школе; ей необходимо глубокое и принципиальное качественное обновление. 4-2. Концепция новой школы. Концепция новой школы строится на основе педагогики сотрудничества и развития, отделяющей старую школу застоя от обновляющейся школы эпо- хи перестройки. 4-3. Человечность во все века. Школа - не подготовка к жизни, а сама жизнь ребят, во многих отношениях более богатая, чем жизнь взрослых; именно в ней рождаются потреб- ность в добре, справедливости, красоте. Новую школу и должны одухотворять эти человече- ские, во все века живые добродетели. 4-4. Педагогика развития. Приоритетная задача школы - развить ребенка, чтобы он мог и хотел добывать (а не только получать) знания, умения и навыки. 4-5. Непрерывное образование. Новая школа будет не просто учить, не только учить до- бывать знания, а еще прививать личности потребность в постоянном совершенствовании, без которой немыслимо никакое дальнейшее непрерывное образование. 4-6. Условия развития. Развитие - не только приращение знаний и умений личности, а превращение их в способности, в возможность свободной деятельности; оно происходит в поисках, сомнениях, творчестве, что и должно составлять основу новых методик. 4-7. Развитие культуры. Знание могут передать и технические средства, культуру же – только человек; учитель должен быть наиболее развитым, образованным, культурным, гу- манным человеком в окружении ребенка. 4-8. Художественное развитие. Качества личности столько же определяются ее эмоцио- нальным, сколько и интеллектуальным развитием. Поэтому одна из главных особенностей новой школы - забота об эстетическом, художественном развитии детей, гуманитаризация всего учебно-воспитательного процесса. 4-9. Разделение учащихся по интересам. Без такого разделения невозможно развивать детей, для его осуществления школа должна обеспечить широкие возможности выбора раз- личных вариантов и направлений учебной и клубной деятельности детей. 4-10. Трудовое развитие. Задачи трудового воспитания учащихся, очевидно, могут быть решены на путях организации самостоятельной производственной деятельности школы (на принципах хозрасчета и кооперации). 4-11. Школьный клуб. Клубная, добровольная форма школьной жизни предоставляет ши- рокие возможности для развития живой пионерской и комсомольской работы, перестраивае- мой на принципах коммунарской методики. 4-12. Новая школа и наука. Научно-педагогические исследования должны сопровождать- ся разработками методическими, оказывать непосредственную помощь учителю, воспитате- лю, руководителю. 4-13. Школа и народовластие. Школа должна освободиться от авторитарности, широко привлекать к управлению общественность, родителей, использовать возможности само- управления учащихся. 4-14. Реализм целей. Новая школа реальна и жизненна, так как она ставит цели и называ- ет средства: гуманизация, сотрудничество, развитие, демократизация.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-12-09; просмотров: 103; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.209.231 (0.009 с.) |