![]() Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву ![]() Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Предтечи, разновидности, последователиСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Нетрадиционные типы урока: – интегрированные уроки, основанные на межпредметных связях: объединенные двух-, трех- и четырехпредметные, урок-погружение, -экскурсия, -поход, -путешествие; – уроки в форме соревнований и игр: урок-конкурс, -турнир, -эстафета (лингвистический бой), -дуэль, -деловая или ролевая игра, -кроссворд, -викторина, -аукцион; – уроки творчества: урок-исследование, -изобретательство, -эврика, -анализ первоисточни- ков, -поиск, -проект, -комментарий, -мозговая атака, -интервью, -репортаж, -рецензия, КТД; – уроки на основе нетрадиционной организации учебного материала: урок мудрости, урок любви, откровение (исповедь), урок-презентация, урок-«дублер начинает действовать»; – уроки с имитацией публичных форм общения: урок - пресс-конференция, -аукцион, -бенефис, -митинг, -регламентированная дискуссия, -диспут, -сражение, -панорама, -телепе- редача, -телемост, -рапорт, -«живая газета», -устный журнал; – уроки с использованием фантазии: урок-сказка, урок-сюрприз, урок-подарок от вол- шебника, урок на тему инопланетян, урок открытых мыслей; – уроки, основанные на имитации деятельности учреждений и организаций: урок-суд, -следствие, -дебаты в парламенте, -цирк, -патентное бюро, -ученый совет, -выборы; – уроки, имитирующие общественно-культурные мероприятия: урок-заочная экскурсия в прошлое, -путешествие, -литературная прогулка, -гостиная, -интервью, -репортаж, -спек- такль, -кино; – перенесение в рамки урока традиционных форм внеклассной работы: урок-КВН, -«Следствие ведут знатоки», -«Что? Где? Когда?», -«Эрудицион», -утренник, -спектакль, -концерт, -инсценировка, -диспут, -«посиделки», -«клуб знатоков» и др.
О мир, как дивно круг ты совершаешь – Ломаешь то, а это исправляешь! Абу аль Касим Фирдоуси С самого возникновения классно-урочной системы начались попытки ее улучшения, усо- вершенствования. Ж.-Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци, Ф. Гербарт, Д. Дьюи, Р. Оуэн, П. Ферреро, П. Гудман, Н.В. Пирогов, Н.В. Лобачевский, Н.К. Крупская, А.В. Луначарский, П.Ф. Лес- гафт, П.Ф. Каптерев, А.П. Пинкевич, П.П. Блонский, С.Т. Шацкий и многие другие внесли свой вклад в совершенствование содержания и методов школьного образования. Современная школа далеко ушла от моделей прошлого века как по содержанию, так и по средствам, и по методам обучения. Появилось много новых образовательных технологий, улучшающих, оптимизирующих, рационализирующих отдельные аспекты ТО. Но все они не затрагивали основных принципов и организационной классно-урочной структуры ТО.
Эти технологии будем называть модернизационными. Их число постоянно растет, они яв- ляются результатом инновационной деятельности учителей и ученых. Наиболее распространены ныне в российской школе модернизации традиционного обуче- ния, которые заключаются в гуманизации и демократизации учебного процесса. Идеи но- вого гуманно-демократического педагогического мышления распространяются и на содержа- ние образования, и на взаимоотношения участников педагогического процесса. На этой базе родились педагогика сотрудничества, инновационное общественно-педагогическое движе- ние педагогов-новаторов, образовались авторские школы. Резервы традиционной организации учебного процесса используются в модернизациях, основанных на активизации и интенсификации деятельности детей. Это игровые техноло- гии, технологии проблемного, проектного, коммуникативного обучения. Особенно высокого уровня интенсификация учебной деятельности детей достигает в технологиях В.Ф. Шатало- ва, Е.И. Пассова, И.П. Волкова и других частнопредметных технологиях. Интенсификация происходит за счет организационных нововведений: форма преподнесения материала, опор- ный конспект, уплотненный контроль и т.д. Отдельная линия модернизации представлена технологиями, изменяющими и улучшаю- щими управление педагогическим процессом и познавательной деятельностью учащихся. Это технологии программированного обучения, групповой и коллективный способы обуче- ния, организация нелинейной структуры занятий и др. Часть нововведений направлено на дидактическое реконструирование и изменение су- ществующего содержания образования: – изменение его качественного состава - учебных планов, программ, содержания учебни- ков, учебно-методического сопровождения; – реконструкцию дидактической структуры на основе идей генерализации и интеграции знаний; – идеи комплектования информации в укрупненные дидактические единицы, в различные блоки и модули и т.д.
Группа технологий, основанных на применении новых современных информационных средств наиболее близко подходит к замене (отмене) основных атрибутов традиционной техно- логии - класса и урока. В ряде технологий модернизация состоит в усилении социально-воспитательных функ- ций школы. Это особенно проявляется в воспитательных технологиях. Наивысшей степенью модернизации отличаются альтернативные технологии, которые предполагают изменение каких-либо глубинных, кардинальных основ, принципов, пара- дигм образования. В современной педагогике альтернативными технологиями называются такие, которые отказываются от каких-либо концептуальных оснований традиционного педагогического процесса (социальных, философских, психологических), предлагая принципиально другие. Так, одной из сущностных характеристик традиционного обучения является авторитар- ность, подчиненное положение ребенка по отношению к школе и к педагогу. Альтернатива этому свойству – свободное образование (Л. Толстой, М. Монтессори, А. Нейлл и др.). Они провозглашают в качестве основной концепции освоения культурного опыта - обеспечение ребенку самостоятельного, независимого свободного выбора деятельности в процессе об- разования. Еще одной альтернативой традиционной педагогики выступают развивающие техноло- гии, основанные на субъектности позиции ребенка в учебно-воспитательном процессе и при- оритетности целей формирования способов мышления (СУД). Важнейшей стороной традиционной технологии образования является групповая, фронтальная – классно-урочная организация учебного процесса. Альтернативу такой органи- зации представляют некоторые формы дифференциации и индивидуализации (см. гл. 6), дея- тельность разновозрастных групп, различные формы внеурочной работы, а также такие, ко- торые вообще отказываются от классно-урочной системы. Сегодня эти и другие альтернативные идеи являются одним из источников новой, рожда- ющейся парадигмы образования XXI века, целью которого будет свободный саморазвиваю- щийся и самосовершенствующийся творческий человек. В данной книге логика изложения материала основана на классификации образовательных технологий по направлениям модернизации традиционной системы обучения. Модернизация и альтернативизация различных аспектов традиционной классно-урочной технологии представлена в таблице 2. Таблица 2. Модернизация и альтернативизация различных аспектов традиционной Классно-урочной технологии
Большинство указанных в таблице технологий описаны в данном пособии; более подроб- ное их освещение содержится в рекомендованной педагогической литературе.
Рекомендуемая литература 1. Белухин Д.А. Основы личностно ориентированной педагогики (курс лекций). – М.: Институт практической психологии, 1996. 2. Горячев Б. В. Управление лекционно-семинарской и зачетной системой в школе. - М., 1994. 3. Гребенкина Л.К., Анциперова Н.С. Технология управленческой деятельности заместителя директора школы. – М.: Центр «Педагогический поиск», 2000. 4. Гриндер М. Исправление школьного конвейера, или НЛП в педагогике. - М., 1995. 5. Гузеев В.В. К формализации дидактики: системный классификатор организационных форм обучения (уро- ков) // Школьные технологии. – 2002. – № 4.
6. Дайри Н.Г. Основное усвоить на уроке. – М.: Просвещение, 1987. 7. Дидактика средней школы / Под ред. М.Н. Скаткина. – М.: Просвещение, 1982. 8. Дреер А. Преподавание в средней школе США. - М., 1983. 9. Зотов Ю.Б. Организация современного урока: Кн. для учителя / Под ред. П.И. Пидкасистого. – М.: Просве- щение, 1984. 10. Ильина Т.А. Педагогика. - М., 1984. 11. Конаржевский Ю.А. Анализ урока. – М.: Центр «Педагогический поиск», 2000. 12. Константинов Н.А., Медынский Е.Н., Шабаева М.Ф. История педагогики. - М.: Просвещение, 1982. 13. Концепция общего среднего образования. - М., 1988. 14. Крылова Н. Методологические идеи Фрейре // Народное образование. – 2000. – № 8. 15. Культура современного урока / Под ред. Н.Е. Щурковой. – М., 1997. 16. Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. - М., 1981. 17. Лизинский В.М. О методической работе в школе. – М.: Центр «Педагогический поиск», 2002. 18. Лихачев Б.Т. Педагогика. - М.: Прометей, 1992. 19. Малькова З.А. Школа и педагогика за рубежом. - М.: Просвещение, 1983. 20. Махмутов М.И. Современный урок. - М., 1985. 21. Онищук В.А. Урок в современной школе. – М.: Просвещение, 1986. 22. Педагогика / Под ред. Ю.К. Бабанского. - М., 1983. 23. Педагогика / Под ред. С.П. Баранова, Т.В. Воликовой, В.А. Сластенина. - М., 1976. 24. Педагогика / Под ред. Б.П. Есипова. - М., 1967. 25. Педагогика / Под ред. П.И. Пидкасистого. - М.: Роспедагентство, 1996. 26. Педагогика / Под ред. Г.И. Щукиной, Е.Я. Голанта, К.Д. Радиной. - М., 1966. 27. Педагогика школы / Под ред. И.Т. Огородникова. - М., 1978. 28. Педагогика школы / Под ред. Г.И. Щукиной. - М., 1977. 29. Педагогический поиск / Сост. И.Н. Баженова. - М.: Педагогика, 1987. 30. Педагогический словарь: В 2-х т. - М.: Изд-во АПН, 1960. 31. Равкин З.И. Творцы и новаторы школы, рожденной Октябрем. - М.: Просвещение, 1990. 32. Российская педагогическая энциклопедия: В 2 т. - М., 1993. 33. Селевко Г.К. Тестовый аспектный анализ урока. – М.: РИПКРО, 1996. 34. Сидоркин А.М. Парад предрассудков. - М.: Знание, 1992. 35. Смоляницкий С. Три века Яна Амоса Коменского. - М.: Детская литература, 1987. 36. Современный урок физики в средней школе / Под ред. В.Г. Разумовского и Л.С. Хижняковой. – М.: Просвещение, 1983. 37. Суворова Г. Урок с несколькими классами // Сельская школа. – 2003. – № 2. 38. Теоретические основы содержания общего среднего образования / Под ред. В.В. Краевского, И.Я. Лернера. - М., 1983. 39. Фридман Л.М. Педагогический опыт глазами психолога. - М.: Просвещение, 1987. 40. Чередов И.М. Формы учебной работы в средней школе. - М.: Просвещение, 1988. 41. Чернявская А.П. Педагогическая техника в работе учителя. – М.: «Педагогический поиск», 2001. 42. Яковлев Н.М., Сохор А.М. Методика и техника урока в школе. – М.: Просвещение, 1985.
Вопросы и задания для самоконтроля 1. Какие стороны технологии традиционного обучения содержат в свете современных идей больше достоинств, чем недостатков: а) класс; б) урок; в) учитель; г) программы; д) массовость; е) учебники? Какие это достоинства? 2. Какие из атрибутов технологии ТО являются главными факторами (источниками) авторитарно- сти (субъект-объектности) отношений: а) класс; б) урок; в) программы; г) учитель; д) учебники? 3. Какие методы являются характерными для современного ТО: а) проблемные; б) словесные; в) практические; г) самостоятельной работы; д) репродуктивные? 4. Что является главной особенностью объяснительно-иллюстративного способа обучения: а) урок; б) рассказ учителя; в) наглядные средства; г) репродукция знаний; д) самостоятельная ра- бота; е) авторитаризм отношений учитель - ученик? 5. Какой подход характерен для технологии ТО: а) индивидуальный; б) коллективный; в) дифференцированный; г) усредненный; д) деятельност- ный; е) уравнительно-распределительный?
Все школы, какие бы они ни были, делятся на две группы: те, в которых любят детей, и те, в кото- рых не любят детей. С. Соловейчик Один из главнейших признаков, по которому различаются все педагогические технологии, – это мера ее ориентации на ребенка, подход к ребенку. Либо технология исходит из могуще- ства педагогики, среды, других факторов, либо она признает главным действующим лицом ре- бенка – личностно ориентирована. Термин «подход» более точен и более понятен: он имеет деятельностный, практический смысл. Термин «ориентация» отражает преимущественно идейный аспект. В центре внимания личностно-ориентированных технологий - уникальная целостная лич- ность растущего человека, которая стремится к максимальной реализации своих возможно- стей (самоактуализации), открыта для восприятия нового опыта, способна на осознанный и ответственный выбор в разнообразных жизненных ситуациях. Ключевыми словами личност- но ориентированных технологий образования являются «развитие», «индивидуальность», «свобода», «самостоятельность», «творчество». Это понятие разбирается в гуманисти- ческой психологии (К. Роджерс, А. Маслоу, Дж. Фабр), основанной на понимании человека как целостной личности, взаимодействующей со своим окружением, на декларации веры в челове- ка как в высшее существо, способное воспринимать и конструировать мир, принимать реше- ния и формировать жизненные стратегии, изменяться при наличии определенных позитив- ных условий. Признаками гуманно-личностной ориентации применительно к образовательным техноло- гиям являются: – доминирование в работе учреждения целей личностного, интеллектуального, деятель- ностного и профессионального развития ребенка; – акцент на мотивацию его достижений и успехов, направленность на поддержку инди- видуального развития; – акцент на самопроектирование и самоуправление; – партнерское взаимодействие участников образовательного процесса; – диалог как форма и средство обмена информацией, личностными оценками и ценно- стями; – предоставление учащимся свободы выбора и личная ответственность за принятые ре- шения всех участников образовательного процесса; – эмоциональная сопричастность и проживание образовательных ситуаций и событий. Достижение личностью таких качеств провозглашается главной целью образования в от- личие от целей формализованной передачи учащемуся знаний и социальных норм в традицион- ной технологии. Своеобразие парадигмы личностно-ориентированного образования заключается в ориен- тации на имманентные свойства личности, ее развитие не по чьему-то заказу, а в соот- ветствии с природными способностями, в претворении идеи субъект-субъектных отноше- ний учителя и ученика в педагогическую технологию. Такая ориентация достигается с помощью: – обращения к субъектному опыту ребенка, соединения его с обучением, согласования со всеми субъектами воспитания; – учета психологических закономерностей; – применения гибкой системы активного стимулирования учащихся к образовательной деятельности; – структурирования, дидактического преобразования материала учебника. Личностно ориентированные технологии пытаются найти методы и средства обучения и воспитания, соответствующие индивидуальным особенностям каждого ребенка: берут на вооружение психодиагностические методики, изменяют отношения и организацию дея- тельности детей, применяют разнообразные средства обучения (в том числе компьютер), перестраивают содержание образования. Личностно ориентированный подход – это методологическая ориентация в педагоги- ческой деятельности, позволяющая посредством опоры на систему взаимосвязанных поня- тий, идей и способов действий обеспечить и поддержать процессы самопознания, само- строительства и самореализации личности ребенка, развитие его неповторимой индивиду- альности (Е.Н. Степанов). Содержание и методы образования представляют собой среду, в которой происходит становление и развитие личности ребенка. Если эта среда обращена к человеку, и ей свой- ственна гуманистическая направленность, то личностная ориентация педагогического про- цесса становится гуманно-личностной. Гуманистическая направленность образования выражается следующими идеями: – современное образование исходит из общечеловеческих ценностей и основано на их согласовании с конкретными ценностями разных социокультурных сообществ; – цель образования есть становление и развитие самореализующейся личности, для которой характерна гуманистическая направленность ее ценностей; – развитие личности происходит целостно, в единстве разума и чувства, души и тела; – все права человека, в том числе и его право на свободный выбор содержания образова- ния, находятся под защитой; – групповая работа в школе сочетается с индивидуальной работой, причем особое вни- мание уделяется развитию индивидуального стиля деятельности ребенка; – образование как деятельность личности основано на внутренней мотивации, а так- же на полноценном общении учителя и учащихся, причем участие школьников в совместном принятии решении уважается и поощряется; – наиболее успешно образование осуществляется в обстановке заботы, внимания, со- трудничества, а не формального руководства. Гуманно-личностно-ориентированные технологии противостоят авторитарному, обезли- ченному и обездушенному подходу к ребенку в технологии традиционного обучения, создают ат- мосферу любви, заботы, сотрудничества, условия для творчества и самоактуализации лично- сти. В данной главе описаны (упоминаются) следующие технологии: Педагогика сотрудничества
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-12-09; просмотров: 74; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.183.165 (0.017 с.) |