V Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

V Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей.



 

Особенности содержания и организации

Положительные стороны ТО: систематический характер обучения; упорядоченная, ло- гически правильная подача учебного материала; организационная четкость; постоянное эмо- циональное воздействие личности учителя; оптимальные затраты ресурсов при массовом обучении.

Технократизм. Содержание образования в традиционной массовой школе сложилось еще в годы советской власти (оно определялось задачами индустриализации страны, погоней за уровнем технически развитых капиталистических стран, общей ролью научно-технического прогресса) и по сей день является технократическим. Знания адресуются, в основном, к рассудочному, а не эмоциональному содержанию личности, не к ее духовности, нравствен- ности. 75% учебного плана школы направлено на развитие левого полушария, на эстетиче- ские предметы отводится лишь 3%, а духовно-нравственному воспитанию уделяется совсем мало внимания.

Монофилия. Традиционная технология остается единообразной, невариативной, несмот- ря на декларацию о свободе выбора и вариативности. Планирование содержания обучения - централизовано. Базисные учебные планы основываются на единых для страны стандартах. Учебные дисциплины (основы наук) определяют «коридоры», внутри которых (и только вну- три) предоставлено двигаться ребенку («туннельное образование»).


71

Приоритет обучения над воспитанием. Обучение обладает подавляющим приоритетом перед воспитанием. Учебная и воспитательная деятельность слабо взаимосвязаны. Клубные формы работы занимают в объеме финансирования школы 3% от академических.

В воспитательной работе процветает педагогика мероприятий. Цели воспитания неопреде- ленны, противоречивы, расплывчаты.

 

Методические особенности

Технология традиционного обучения представляет собой прежде всего авторитарную пе- дагогику требований, ученье весьма слабо связано с внутренней жизнью ученика, с много- образными запросами и потребностями его личности, отсутствуют условия для проявления ее индивидуальных интересов и творческих способностей.

Авторитаризм процесса обучения проявляется в:

– регламентации деятельности, принудительности обучающих процедур (школа «насилу- ет» личность, Т. Акбашев);

– централизации контроля в руках учителя;

– ориентации на среднего ученика (школа «убивает» таланты, И.П. Волков).

Субъект-объектные отношения:

· Учитель - субъект учебного процесса, командир, единственное инициативное лицо, су- дья, «всегда прав», стиль «разящие стрелы».

· Ученики - только объекты, неполноценные еще личности (школа воспитывает послуш- ных, «винтиков»).

Позиции учителя и ученика в традиционном обучении:

· учитель учит, и ученики учатся;

· учитель знает все, и учащиеся не знают ничего (или только кое-что);

· учитель думает и показывает учащимся, как думать;

· учитель говорит, и учащиеся слушают и не сомневаются в его словах;

· учитель поддерживает дисциплину, и учащиеся дисциплинируются;

· учитель выбирает и обосновывает свой выбор, и учащиеся соглашаются;

· учитель действует, и учащиеся имеют иллюзию действия через действия учителя;

· учитель выбирает содержание учебной программы, и учащиеся принимают его;

· учитель смешивает авторитет знания со своим собственным профессиональным автори- тетом, который он противопоставляет свободе учащихся.

Методы усвоения знаний основываются на:

– сообщении готовых знаний (отсутствие самостоятельности);

– обучении по образцу;

– индуктивной логике: от частного к общему;

– механической памяти (зубрежке);

– рассказе, беседе, вербальном изложении информации (вербализм, абстрактность);

– опросных методах – репродуктивном воспроизведении (репродуктивность);

– внешней оценке (стимулировании) результатов (бихевиоризм).

Основной формой учебного процесса является урок. Он мыслится как систематический, алгоритмически последовательно организованный процесс, в котором нет возможности сле- довать интересу или вопросу, разворачивать возникающее спонтанное действие, действовать проблемно. Рождение нового знания предопределено программой. Событийность, экзистен- ция, выбор, творчество – все эти феномены оказываются вне урока.

Цикл учебной деятельности обучаемого. Процесс обучения как деятельность в ТО характе- ризуется отсутствием самостоятельности, слабой мотивацией учебного труда школьника. В цикле учебной деятельности ребенка:

· отсутствует самостоятельное целеполагание, цели обучения ставит учитель;

· планирование деятельности ведется извне, навязывается ученику вопреки его желанию;

· итоговый анализ и оценивание деятельности ребенка производятся не им, а учителем, другим взрослым.


72

Большинство частей урока допускает «тихое» (неактивное) бездействие ученика, «безде- лье за партой» (В.А. Сухомлинский).

В этих условиях этап реализации учебных целей (работы над учебным материалом) превращается в труд «из-под палки» со всеми его негативными последствиями (отчуждение ребенка от учебы, воспитание лени, обмана, конформизма (школа «уродует» личность – Т. Акбашев)).

Оценивание деятельности учащихся. В педагогике традиционного обучения разработа- ны критерии количественной пятибалльной оценки знаний, умений и навыков учащихся по учебным предметам, требования к процессу оценивания: индивидуальный характер, диффе- ренцированный подход, систематичность контроля и оценивания, всесторонность, разнооб- разие форм, единство требований, объективность, мотивированность, гласность.

Однако в школьной практике традиционного обучения обнаруживаются отрицательные стороны традиционной системы оценивания.

Негативизм. Оценка страдает негативизмом: нормы оценивания основываются на подсчете недостатков.

Средство принуждения. Количественная оценка – отметка – часто становится сред- ством принуждения, орудием власти учителя над учеником, психологического и социаль- ного давления на ученика.

Ярлык. Отметка как результат познавательной деятельности часто отождествляется с личностью в целом, сортирует учащихся на «хороших» и «плохих».

Названия «троечник», «двоечник» вызывают чувство ущербности, унижения, либо при- водят к индифферентности, равнодушию к учебе. Ученик по своим посредственным или удовлетворительным оценкам сначала делает заключение о неполноценности своих знаний, способностей, а затем и своей личности (отрицательная Я-концепция).

Трагедия. Особо существует проблема двойки. Она является отрицательной, незачетной, непереводной оценкой, основанием второгодничества и отсева, т.е. решает во многом судьбу личности, и в целом представляет большую социальную проблему.

Конфликт. Текущая двойка вызывает отрицательные эмоции, рождает психологический конфликт ученика с самим собой, с учителем, предметом, школой.

Итак, в современной оценке технология ТО имеет следующие позитивные и негативные стороны:

Позитивные стороны Негативные стороны
Систематический характер обучения • Шаблонное построение, однообразие • Технократизм содержания
Упорядоченная, логически правиль- ная подача учебного материала • Нерациональное распределение времени урока • Лишение учащихся функций целеполагания, планирования, оценивания • На уроке обеспечивается лишь первоначальная ориентировка в материале, а достижение высоких уровней перекладывается на домашние задания
Организационная четкость • Учащиеся изолируются от общения друг с другом • Отсутствие самостоятельности, выбора
Постоянное эмоциональное воздей- ствие личности учителя • Пассивность или видимость активности учащихся • Слабая речевая деятельность (средне время говорения ученика 2 минуты в день) • Слабая обратная связь
Оптимальные затраты ресурсов при массовом обучении • Усредненный подход (который не подходит для всех) • Отсутствие индивидуального обучения • Возрастная сегрегация • В ТО почти нет места воспитанию • Негативизм методов оценивания

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-09; просмотров: 80; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.220.114 (0.009 с.)