Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
V Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей.
Особенности содержания и организации Положительные стороны ТО: систематический характер обучения; упорядоченная, ло- гически правильная подача учебного материала; организационная четкость; постоянное эмо- циональное воздействие личности учителя; оптимальные затраты ресурсов при массовом обучении. Технократизм. Содержание образования в традиционной массовой школе сложилось еще в годы советской власти (оно определялось задачами индустриализации страны, погоней за уровнем технически развитых капиталистических стран, общей ролью научно-технического прогресса) и по сей день является технократическим. Знания адресуются, в основном, к рассудочному, а не эмоциональному содержанию личности, не к ее духовности, нравствен- ности. 75% учебного плана школы направлено на развитие левого полушария, на эстетиче- ские предметы отводится лишь 3%, а духовно-нравственному воспитанию уделяется совсем мало внимания. Монофилия. Традиционная технология остается единообразной, невариативной, несмот- ря на декларацию о свободе выбора и вариативности. Планирование содержания обучения - централизовано. Базисные учебные планы основываются на единых для страны стандартах. Учебные дисциплины (основы наук) определяют «коридоры», внутри которых (и только вну- три) предоставлено двигаться ребенку («туннельное образование»). 71 Приоритет обучения над воспитанием. Обучение обладает подавляющим приоритетом перед воспитанием. Учебная и воспитательная деятельность слабо взаимосвязаны. Клубные формы работы занимают в объеме финансирования школы 3% от академических. В воспитательной работе процветает педагогика мероприятий. Цели воспитания неопреде- ленны, противоречивы, расплывчаты.
Методические особенности Технология традиционного обучения представляет собой прежде всего авторитарную пе- дагогику требований, ученье весьма слабо связано с внутренней жизнью ученика, с много- образными запросами и потребностями его личности, отсутствуют условия для проявления ее индивидуальных интересов и творческих способностей. Авторитаризм процесса обучения проявляется в: – регламентации деятельности, принудительности обучающих процедур (школа «насилу- ет» личность, Т. Акбашев);
– централизации контроля в руках учителя; – ориентации на среднего ученика (школа «убивает» таланты, И.П. Волков). Субъект-объектные отношения: · Учитель - субъект учебного процесса, командир, единственное инициативное лицо, су- дья, «всегда прав», стиль «разящие стрелы». · Ученики - только объекты, неполноценные еще личности (школа воспитывает послуш- ных, «винтиков»). Позиции учителя и ученика в традиционном обучении: · учитель учит, и ученики учатся; · учитель знает все, и учащиеся не знают ничего (или только кое-что); · учитель думает и показывает учащимся, как думать; · учитель говорит, и учащиеся слушают и не сомневаются в его словах; · учитель поддерживает дисциплину, и учащиеся дисциплинируются; · учитель выбирает и обосновывает свой выбор, и учащиеся соглашаются; · учитель действует, и учащиеся имеют иллюзию действия через действия учителя; · учитель выбирает содержание учебной программы, и учащиеся принимают его; · учитель смешивает авторитет знания со своим собственным профессиональным автори- тетом, который он противопоставляет свободе учащихся. Методы усвоения знаний основываются на: – сообщении готовых знаний (отсутствие самостоятельности); – обучении по образцу; – индуктивной логике: от частного к общему; – механической памяти (зубрежке); – рассказе, беседе, вербальном изложении информации (вербализм, абстрактность); – опросных методах – репродуктивном воспроизведении (репродуктивность); – внешней оценке (стимулировании) результатов (бихевиоризм). Основной формой учебного процесса является урок. Он мыслится как систематический, алгоритмически последовательно организованный процесс, в котором нет возможности сле- довать интересу или вопросу, разворачивать возникающее спонтанное действие, действовать проблемно. Рождение нового знания предопределено программой. Событийность, экзистен- ция, выбор, творчество – все эти феномены оказываются вне урока. Цикл учебной деятельности обучаемого. Процесс обучения как деятельность в ТО характе- ризуется отсутствием самостоятельности, слабой мотивацией учебного труда школьника. В цикле учебной деятельности ребенка:
· отсутствует самостоятельное целеполагание, цели обучения ставит учитель; · планирование деятельности ведется извне, навязывается ученику вопреки его желанию; · итоговый анализ и оценивание деятельности ребенка производятся не им, а учителем, другим взрослым. 72 Большинство частей урока допускает «тихое» (неактивное) бездействие ученика, «безде- лье за партой» (В.А. Сухомлинский). В этих условиях этап реализации учебных целей (работы над учебным материалом) превращается в труд «из-под палки» со всеми его негативными последствиями (отчуждение ребенка от учебы, воспитание лени, обмана, конформизма (школа «уродует» личность – Т. Акбашев)). Оценивание деятельности учащихся. В педагогике традиционного обучения разработа- ны критерии количественной пятибалльной оценки знаний, умений и навыков учащихся по учебным предметам, требования к процессу оценивания: индивидуальный характер, диффе- ренцированный подход, систематичность контроля и оценивания, всесторонность, разнооб- разие форм, единство требований, объективность, мотивированность, гласность. Однако в школьной практике традиционного обучения обнаруживаются отрицательные стороны традиционной системы оценивания. Негативизм. Оценка страдает негативизмом: нормы оценивания основываются на подсчете недостатков. Средство принуждения. Количественная оценка – отметка – часто становится сред- ством принуждения, орудием власти учителя над учеником, психологического и социаль- ного давления на ученика. Ярлык. Отметка как результат познавательной деятельности часто отождествляется с личностью в целом, сортирует учащихся на «хороших» и «плохих». Названия «троечник», «двоечник» вызывают чувство ущербности, унижения, либо при- водят к индифферентности, равнодушию к учебе. Ученик по своим посредственным или удовлетворительным оценкам сначала делает заключение о неполноценности своих знаний, способностей, а затем и своей личности (отрицательная Я-концепция). Трагедия. Особо существует проблема двойки. Она является отрицательной, незачетной, непереводной оценкой, основанием второгодничества и отсева, т.е. решает во многом судьбу личности, и в целом представляет большую социальную проблему. Конфликт. Текущая двойка вызывает отрицательные эмоции, рождает психологический конфликт ученика с самим собой, с учителем, предметом, школой. Итак, в современной оценке технология ТО имеет следующие позитивные и негативные стороны:
|
||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-12-09; просмотров: 80; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.220.114 (0.009 с.) |