Особенности учебно-воспитательного процесса 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Особенности учебно-воспитательного процесса



Особенности индивидуального подхода. Малая наполняемость класса позволяет осуще- ствить индивидуальный подход к учащимся. Учитель имеет возможность установить, к ка- кой психофизиологической группе по степени уравновешенности нервных процессов воз- буждения и торможения относится ученик; изучить особенности развития, уровень знаний, умений и навыков, черты характера, склонности, интересы ученика. На этой основе учитель может наметить главные направления работы с ним: выбрать приемы развития и обучения, в наибольшей степени отвечающие особенностям восприятия, памяти, психики; приемы вос- питания, углубляющие положительные качества личности и нейтрализующие недостатки.

Однако, несмотря на условия почти индивидуального обучения, меньшую заорганизован- ность урока, ученики быстро устают, отключаются от учебной работы. Причина – в повы- шенной интенсивности общения, в увеличении числа актов взаимодействия: учитель часто обращается к ученику, а ученик часто отвечает. Учитель контролирует практически каждое действие ученика. Ученики, находящиеся в поле зрения учителя, не имеют возможности от- влечься, ослабить внимание, они постоянно ожидают вызова, пребывая в состоянии готовно- сти к ответу; не прерывается зрительный контакт с учителем.

Замкнутость отношений, узкий круг общения требуют обогащения урока за счет включе- ния разных методов и средств обучения, использующих преимущества малой наполняемости классов, например, преобладание групповой учебной деятельности или индивидуальной, в том числе самостоятельной; частичного или полного отказа учителя от плана, когда он ви- дит, что кто-то из учеников не разбирается в учебном материале.

Уроки в разновозрастной группе. Одним из способов решения обозначенных выше проблем в условиях малочисленности является организация занятий с несколькими класса- ми, то есть с разновозрастной группой детей. В зависимости от наполняемости классов, изу- чаемой темы и формы занятия возможно объединение, как показывает опыт, от 2 классов и более.


В малочисленных сельских школах уже давно используется объединение нескольких классов начальной школы, реже – в основной и средней школе. На таких занятиях дети из разных классов чаще всего работают независимо друг от друга и практически отсутствует совместная деятельность учащихся разного возраста, не реализуется воспитательный потен- циал разновозрастного взаимодействия.

Рассмотрим особенности урока в малокомплектной начальной школе, урока в разновоз- растной группе младших школьников.

Первая особенность – обязательная самостоятельная работа учащихся на каждом уроке.

Чтобы объяснить новый учебный материал учащимся одного из классов без ущерба для ребят другого класса, учителю надо занять детей из другого класса полезной работой, предложить им самостоятельно, без его непосредственного руководства, выполнить то или иное задание.

Самостоятельная работа ребят становится условием нормальной учебной деятельности учащихся и важнейшим обязательным компонентом урока в начальной малокомплектной школе, в объединённых классах основной и полной средней школы.

Вторая особенность урока: чередование работы учащихся под непосредственным руко- водством учителя, работы с учителем и самостоятельной по заданию учителя или собствен- ному выбору.

Третья особенность: зависимость объёма самостоятельной работы и времени, отводимо- го на её выполнение, от объёма и времени работы учителя с другим классом.

Итак, структура урока схематически выглядит как чередование двух чётко выраженных компонентов.

Но дробность самостоятельной работы разрушает целостность восприятия учебного мате- риала.

 

Нелинейная структура

В течение 45 минут учитель переключается с одного из составляющих общий урок на дру- гой, третий и так – неоднократно. А если он работает по разнопредметному расписанию, то ему приходится переключаться ещё и с одного предмета на другой.

В самом общем виде структуру уроков можно представить так.

Таблица 1. Структура уроков.

Этапы 1-й класс 2-й класс 3-й класс 4-й класс
I этап

Общий этап работы под руководством учителя

II этап Работа с учителем

Самостоятельная работа учащихся

III этап Самостоятельная работа Работа с учителем

Самостоятельная работа

IV этап

Самостоятельная работа

Работа с учителем Самостоятельная работа
V этап

Перемена, отдых

Самостоятельная работа Работа с учителем
VI этап

Общий этап работы с учителем – подведение итогов урока

В приведённых схемах в структуре урока определённое место занимает этап общей для всех классов работы под руководством учителя.

От учителя требуется соблюдение методического правила, по которому вопросы и зада- ния предлагаются всему классу, а отвечать на них начинают младшие.

Особенность урока в объединённом классе – наличие отвлекающих факторов: зритель- ных, слуховых, настенных карт, таблиц, видео- и аудиозаписей, натуральных объектов.

Пример старших естественно стимулирует развитие младших.

Общий этап в середине урока, как правило, включает упражнения на релаксацию (рас- слабление); кратковременные физические упражнения; действия, дающие отдых глазам, слу- ху; стимулирующие энергию, иными словами – физкультминутка, общая для всех.


Общий этап в конце урока – подведение итогов: анализ выполнения или невыполнения плана уроков, словесная поощрительная оценка работы класса и каждого ученика – указание на продвижение, успех; разъяснение общего домашнего задания.

Чтобы повысить эффективность уроков в разновозрастной группе, применяются следую- щие рекомендации.

 

Рекомендации по повышению эффективности урока в разновозрастной группе

Оптимальный возрастной диапазон для эффективного взаимодействия учащихся – не бо- лее 3-4 лет. При таком диапазоне имеются возможности для взаимодействия на основе со- трудничества, достаточно высокая срабатываемость детей в группе Больший диапазон может привести к излишней опеке младших, а иногда и подавлению со стороны старших, сниже- нию активности младших, создать дополнительные проблемы в организации совместной ра- боты учащихся разного возраста.

В зависимости от содержания учебного материала разновозрастные занятия могут быть

Однотемные и разнотемные.

Педагогизация учебной деятельности детей, что означает делегирование страшим уче- никам ряда педагогических функций (контроль, объяснение нового материала, помощь млад- шим товарищам в преодолении учебных трудностей и др.).

Взаимопомощь и взаимообучение, выполнение каждым учеником роли обучаемого и обучающего, что предполагает использование различных вариантов объединения классов (V - VI, VI - VII, VII - VIII, V - VII, VII - IX и др.), предусматривающих изменение ролевых позиций учащихся. Например, на разновозрастном занятии VII и VIII классов «Три агрегат- ных состояния вещества» восьмиклассники выступают в роли помощников учителя в прове- дении урока, оценивают знания младших учащихся; однако, на занятиях с классом на  тему

«Тепловые двигатели» восьмиклассники осваивают новый материал под руководством деся- тиклассников.

Регулирование взаимодействия учащихся разного возраста, обеспечение динамики ко- личественного и качественного состава микрогрупп, сменяемость ролевых позиций; четкое и конкретное определение содержания деятельности, функции, роли старших и младших на каждом этапе учебного занятия.

Одним из условий успешной работы учителя с учащимися является изменение стиля обще- ния от официального до доверительного в течение одного урока или серии уроков. Достижению доверительных отношений помогают всевозможные изменения пространственного расположения

«учитель – ученик» в зависимости от решения разных педагогических задач.

Объединение классов целесообразно при организации «уроков-зачетов, при тренировоч- ных упражнениях, направленных на закрепление и углубление знаний, при организации за- нятий по отработке общеучебных умений на уроках развития речи, русского и родного язы- ка, математики.

В VIII-IX классах возможен еще один вариант организации учебных занятий – соединение нескольких уроков в единый блок. Небольшая по объему тема программы или относительно за- конченная часть большого раздела планируется так, что на первом уроке учитель излагает глав- ные вопросы темы или ее части, а на последующих ученики самостоятельно прорабатывают весь учебный материал, конкретизируя главное, основное. Такая блочная форма организации учебных занятий направлена на усиление познавательной самостоятельности учащихся, на сни- жение одновременно гиперопеки и гиперконтроля за учениками со стороны учителя.

Разнообразие средств и методов преподавания: изменение места проведения занятий, при- влечение к процессу урока специалистов сельских хозяйств, работников культурных центров, библиотекарей, медиков, интеграция средств учебной и внеучебной деятельности.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-09; просмотров: 40; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.23.130.108 (0.008 с.)