Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Средства обучения и воспитанияСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Современные средства обучения и воспитания кладутся в основу классификации техно- логий по их типам: вербальные (аудио), наглядные (в т.ч. видеообучение), аудиовизуальные (в т.ч. СМИ), программированные, электронно-обучающие, компьютерные, телекоммуникаци- онные, дистанционные, спутниковые и разнообразные действенно-практические. Все эти средства являются внешними по отношению к обучаемому. Но в некоторых технологиях основными являются внутренние духовные силы ребенка – авторизованные средства. Подход к ребенку По подходу к ребенку и воспитательной ориентации (характеру воспитательных взаи- модействий) выделяется несколько типов технологий: субъект-объектные и субъект-субъ- ектные, авторитарные, технологии свободного воспитания, дидактоцентрические техно- логии, социоцентрические технологии, антропоцентрические и педоцентрические техноло- гии, личностно-ориентированные технологии, средо-ориентированные и деятельностно-о- риентированные технологии, технологии коллективного и индивидуального воспитания, со- трудничества, самовоспитания, эзотерические технологии. Ø Авторитарные технологии, в которых педагог является единоличным субъектом учебно-воспитательного процесса, а ученик есть лишь «объект», «винтик». Они отличаются жесткой организацией школьной жизни, подавлением инициативы и самостоятельности уча- щихся, применением требований и принуждения. Ø Технологии свободного воспитания делают акцент на предоставление ребенку свобо- ды выбора и самостоятельности в большей или меньшей сфере его жизнедеятельности. Осу- ществляя выбор, ребенок наилучшим способом реализует позицию субъекта, идя к результа- ту от внутреннего побуждения, а не от внешнего воздействия. Ø Высокой степенью невнимания к личности ребенка отличаются дидактоцентриче- ские технологии, в которых также господствуют субъект-объектные отношения педагога и ученика, приоритет обучения над воспитанием, и самыми главными факторами формирова- ния личности считаются дидактические средства. Дидактоцентрические технологии в ряде источников называют технократическими; однако последний термин, в отличие от первого, больше относится к характеру содержания, а не к стилю педагогических отношений. Ø Социоцентрические технологии нацелены на улучшение и преобразование социаль- но-педагогических условий и параметров жизнедеятельности ребенка. Ø Антропоцентрические и педоцентрические технологии, напротив, отличаются вы- сокой степенью внимания к ребенку, исходят из приоритета интересов и потребностей детей. Антропоцентризм – представление, согласно которому человек является центром Все- ленной и конечной целью мироздания. Согласно антропоцентристским моделям, ребенок – са- монастраивающаяся система, его внутренняя потребность саморазвития нуждается только в предоставлении возможностей для развития. Педология – наука, изучающая ребенка как предмет воспитания целостно на разных воз- растных этапах. Ø Личностно-ориентированные технологии ставят в центр всей школьной образова- тельной системы личность ребенка, обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопас- ных условий ее развития, реализацию ее природных потенциалов. Личность ребенка в этой технологии не только субъект, но и субъект приоритетный; она является целью образова- тельной системы, а не средством достижения какой-либо отвлеченной цели (что имеет место в авторитарных и дидактоцентрических технологиях). Личностно-ориентированные техноло- гии характеризуются антропоцентричностью, гуманистической и психотерапевтической направленностью и имеют целью разностороннее, свободное и творческое развитие ребенка. Ø Деятельностно-ориентированные технологии направлены на совершенствование де- ятельности субъектов и объектов образовательного процесса. Ø Средо-ориентированные технологии направлены на преобразование среды, создания благоприятных условий развития ребенка через окружающую среду. Ø Характер применяемых воспитательных воздействий на ребенка определяет также такие технологии, как коллективного и индивидуального воспитания, сотрудничества, субъек- т-объектного и субъект-субъектного взаимодействия, самовоспитания (самообразования). Направление модернизации Названия большого класса современных технологий определяются направлением и содер- жанием тех модернизаций и модификаций, которым в них подвергаются традиционная и су- ществующая образовательные системы. К этому классу относятся педагогические технологии: Ø Педагогические технологии на основе гуманизации и демократизации педагогиче- ских отношений. Это технологии с процессуальной ориентацией, приоритетом личностных отношений, индивидуального подхода, нежестким, демократическим управлением и яркой гуманистической направленностью содержания. К ним относятся педагогика сотрудниче- ства, гуманно-личностная технология Ш.А. Амонашвили, система преподавания литерату- ры как предмета, формирующего человека Е.Н. Ильина и др. Ø Педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельно- сти учащихся. Примеры: игровые технологии, проблемное обучение, технология обучения на основе конспектов опорных сигналов В.Ф. Шаталова, коммуникативное обучение Е.И. Пассова и др. Ø Педагогические технологии на основе эффективности организации и управления процессом обучения. Примеры: программированное обучение, технологии дифференциро- ванного обучения (В.В. Фирсов, Н.П. Гузик), технологии индивидуализации обучения (А.С. Гра- ницкая, И. Унт, В.Д. Шадриков), перспективно-опережающее обучение с использованием опор- ных схем при комментируемом управлении (С.Н. Лысенкова), групповые и коллективные спосо- бы обучения (И.Б. Первин, В.К. Дьяченко), компьютерные (информационные) технологии и др. Ø Педагогические технологии на основе методического усовершенствования и ди- дактического реконструирования учебного материала: укрупнение дидактических единиц (УДЕ) П.М. Эрдниева, технология «Диалог культур» В.С. Библера и С.Ю. Курганова, систе- ма «Экология и диалектика» Л.В. Тарасова, технология реализации теории поэтапного фор- мирования умственных действий Н.И. Талызиной и М.Б. Воловича и др. Ø Педагогические технологии на основе усиления социально-воспитательных функ- ций образовательных учреждений (технология адаптивной школы, здоровьесберегающие технологии и др.). Ø Педагогические технологии на основе современных информационно-телекоммуни- кационных средств (СМК): эта новая группа технологий выделена в силу того, что примене- ние данных средств не только значительно преобразует структуру учебного процесса, но со- здает небывалые условия для его интенсификации. Ø Педагогические технологии на основе усиления социально-воспитательных функ- ций образовательных учреждений подразумевают целенаправленно организованные воздей- ствия со стороны среды, социальных субъектов воспитания (семья, средства массовой ин- формации и т.п.). Ø Технологии развивающего образования. Ø Альтернативные, радикально изменяющие обучение. Ø Как особо яркие примеры альтернативных выделяются технологии свободного об- разования и природосообразные. Ø Наконец, можно выделить целостные политехнологии авторских школ (из наиболее известных – «Школа самоопределения» А.Н. Тубельского, «Русская школа» И.Ф. Гончарова, «Школа для всех» Е.А. Ямбурга, «Школа-парк» М. Балабана и др.).
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-12-09; просмотров: 81; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.249.119 (0.007 с.) |