Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Классификационные параметры технологии Ш.А. Амонашвили

Поиск

Уровень и характер применения: общепедагогический. Философская основа: гуманистическая + религиозная. Методологический подход: личностно ориентированный. Ведущие факторы развития: социогенные + биогенные.

Научная концепция освоения опыта: ассоциативно-рефлекторная.

Ориентация на личностные сферы и структуры: эмоционально-нравственная: 1) СЭН +

2) ЗУН.

Характер содержания: обучающий + воспитательный, светский с элементами религиоз- ной культуры, гуманитарный, общеобразовательный, человекоориентированный.


Вид социально-педагогической деятельности: поддержки (сопровождения) ребенка.

Тип управления учебно-воспитательным процессом: система малых групп.

Преобладающие методы: объяснительно-иллюстративные, игровые с элементами проблемности, творчества.

Организационные формы: традиционная классно-урочная с элементами дифференциации и индивидуализации.

Преобладающие средства: вербальные + практические.

Подход к ребенку и характер воспитательных взаимодействий: гуманно-личностный, педагогика сотрудничества.

Направление модернизации: на основе гуманизации и демократизации.

Категория объектов: массовая и продвинутая на основе личностного подхода к детям.

 

Векторы целей

 Становление, развитие и воспитание в ребенке благородного человека путем раскрытия его личностных качеств.

 Облагораживание души и сердца ребенка.

 Развитие и становление познавательных сил ребенка.

 Обеспечение условий для расширенного и углубленного объема знаний и умений.

 Стремление к идеалу воспитания – самовоспитанию.

 

Концептуальные положения

v Приоритет гуманизма над информационно-технологическим содержанием обучения.

v Воспитание должно опережать обучение знаниям.

v Сердечное общение.

v Все положения личностного подхода педагогики сотрудничества.

v Ребенок как явление несет в себе жизненную миссию, которой он должен служить.

v Ребенок - высшее творение Природы и Космоса и несет в себе их черты - могущество и безграничность.

v Целостная психика ребенка включает три страсти: страсть к развитию, к взрослению и к свободе.

v Игровые методы – основа учебного процесса.

v Принципы педагогической деятельности: 1) любить ребенка; 2) очеловечить среду, в которой живет ребенок; 3) прожить в ребенке свое детство.

 

Особенности содержания

Важнейшие умения и способности и соответствующие им дисциплины или уроки:

– познавательное чтение;

– письменно-речевая деятельность;

– лингвистическое чутье (уроки родного языка);

– квазичтение и квазиписьмо;

– приемы материализации процессов чтения и письма;

– литературное творчество детей;

– математическое воображение;

– осмысление высоких математических понятий (бесконечность, вечность, мироздание, многообразие и др.);

– постижение прекрасного (уроки о природе);

– планирование деятельности;

– общение; иноязычная речь;

– шахматы;

– духовная жизнь;

– осмысление высоких духовных материй и ценностей (Дух, Душа, Сердце, Благо, Любовь, Жизнь, Смерть и др.);


– постижение красоты всего окружающего (музыка, изобразительное искусство, балет, те- атр и др.);

– общечеловеческие качества.

 

Особенности методики

Перечисленные знания и умения и качества личности ребенка формируются с помощью специального содержания и огромного количества методов и методических приемов, кото- рые можно объединить в определенные группы:

гуманизм воспитания: искусство любви к детям, детское счастье, свобода выбора, ра- дость познания;

 

Рис. 23. Гуманизм воспитания по Ш.А. Амонашвили

индивидуальный подход: изучение личности, развитие способностей, углубление в себя, педагогика успеха;

 

Рис. 24. Индивидуальный подход по Ш.А. Амонашвили

личностный подход: заповеди учителя, воспитателя, обязанности Мастера;

 

Рис. 25. Личностный подход по Ш.А. Амонашвили

мастерство общения: закон взаимности, гласность, его величество – вопрос, атмосфе- ра романтики;

 

Рис. 26. Мастерство общения по Ш.А. Амонашвили

культ урока: урок достигает вершин единения учителя и учеников; урок – ведущая форма жизни детей (а не только процесса обучения), вбирающая всю и спонтанную, и орга- низованную жизнь детей. Урок – солнце, урок – радость, урок – дружба, урок – творчество, урок – труд, урок – игра, урок – встреча, урок – жизнь;

 

Рис. 27. Урок у Ш.А. Амонашвили

оценивание деятельности детей: использование отметки очень ограничено, ибо от- метки – это «костыли хромой педагогики»; вместо количественной оценки – качественное оценивание: характеристика, пакет результатов, обучение самоанализу, самооценка;

 

Рис. 28. Отметки у Ш.А. Амонашвили

резервы семейной педагогики: родительские субботы, геронтогогика, культ родителей.

 

Рис. 29. Резервы семейной педагогики по Ш.А. Амонашвили

Заповеди Ш.А. Амонашвили

Учитель, будь солнцем, излучающим человеческое тепло, будь благодатной почвой для развития человеческих чувств и сей знания не только в памяти и сознании твоих учеников, но в первую очередь в их душах и сердцах.

Только духовная общность - и ничего, что может расколоть эту общность;


только взаимность сотворчества, сотрудничества - и ничего, что может посеять в ней не- доверие;

только любовь, проявленная в тончайших формах педагогического мастерства - и ничего, что может отравить ее;

только уважение и утверждение личностного достоинства - и ничего, что может ущемить радость взросления в ребенке;

только оптимизм и глубокое понимание ребенка - вот чем облагораживается воспитатель- ное поле, на котором выращивается будущее человечества, куются судьбы и счастье людей.

 

Рекомендуемая литература

1. Амонашвили Ш.А. Здравствуйте, дети! – М., 1988.

2. Амонашвили Ш.А. Как живете, дети? – М., 1988.

3. Амонашвили Ш.А. Единство цели. – М., 1988.

4. Амонашвили Ш.А. Созидая человека. - М., 1982.

5. Амонашвили Ш.А. В школу – с 6 лет // Педагогический поиск. – М., 1987.

6. Амонашвили Ш.А. Письма к дочери. – М.: Знание, 1988.

7. Амонашвили Ш.А. Воспитательная и образовательная функции оценки учения школьника. – М., 1984.

8. Амонашвили Ш.А. Гуманно-личностный подход к детям. – М.: Институт практической психологии, 1998.

9. Амонашвили Ш.А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса. – Минск, 1990.

10. Амонашвили Ш.А. Обучение. Оценка. Отметка. – М.: Знание, 1980.

11. Амонашвили Ш.А. Отметки на костре // Учительская газета. – 18.08.1987.

12. Амонашвили Ш.А. Размышления о гуманной педагогике. - М., 1996.

13. Амонашвили Ш.А. Человек с эврикой // Учительская газета. – 17.05.1988.

14. Амонашвили Ш.А. Школа жизни. – М.: Народное образование, 1998.

15. Амонашвили Ш.А. Улыбка моя, где ты? // Учительская газета. – 25.09.2001.

16. Педагогический поиск / Сост. И.Н. Баженова. - М., 1987.

17. Соловейчик С.Л. Принцип Амонашвили // Учительская газета. – 4.12.1986.

18. Уроки Шалвы Амонашвили // Советский Союз. - 1987. - №7.

 

 

Умножать, а не только уважать человека в человеке.

  фотография
Е.Н. Ильин

Ильин Евгений Николаевич (р. 1929) – учитель литературы 84-й школы г. Санкт-Петербурга. Создал оригинальную концепцию препода- вания литературы как искусства и нравственно-этического курса, по- могающего каждому ученику состояться Человеком.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-09; просмотров: 69; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.119.34 (0.009 с.)