Технология, педагогическая техника, мастерство 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Технология, педагогическая техника, мастерство



Одна и та же технология может осуществляться различными исполнителями с большим или меньшим мастерством, более или менее технично, точно по инструкции или творчески, что и обусловливает различие результатов. Здесь на сцену выступают педагогическое ма- стерство, педагогическая техника исполнителя, учителя.

Понятия педагогическое мастерство, педагогическая техника до сих пор не имеют об- щепринятой трактовки идостаточно четкого разграничения ни в теории, ни на практике.

Педагогическое мастерство – 1) высокий уровень развития профессиональных умений (Н.В. Кузьмина, В.А. Сластенин), 2) комплекс качеств (способностей) личности (Ю.Н. Ку- люткин), 3) мастерство часто отождествляют с понятием «искусство» (С.И. Ожегов). В гу- манистической педагогике мастерство учителя включает признание детства, заботу о каждом ученике и его личностном развитии на основе учета индивидуальности и предоставления свободы выбора ребенку в сложившейся ситуации.

И.А.Зязюн определяет педагогическое мастерство как комплекс свойств личности, обеспе- чивающий высокий уровень самоорганизации профессиональной педагогической деятельно- сти и выделяет следующие его элементы:

– гуманистическую направленность (интересы, ценности, идеалы);

профессиональное знание (предмета, методики его преподавания, педагогики, психоло- гии);

– педагогические способности (коммуникативность, перцептивные способности, дина- мизм, эмоциональная устойчивость, оптимистическое прогнозирование, креативность);

– педагогическую технику (умение управлять собой, умение взаимодействовать).

Современная трактовка и применение понятия педагогическая техника также достаточно широка: 1) комплекс профессиональных умений, приемов, методов и средств взаимодействия с объектами обучения или воспитания (пример: техника урегулирования конфликтов); 2) педаго- гическое мастерство; 3) методика или локальная технология (пример: техника демонстраци- онного эксперимента); 4) микротехнология (пример: техника интервьюирования).

Итак, в исполнении технологии (процессов обучения, воспитания) неизбежно присутствует индивидуальность, личностная специфика учителя (его мастерство, педагогическая техника), хотя определяющей является компонента, характеризующая закономерности усвоения матери- ала, состав и последовательность действий учащихся. Естественно, результаты применения од- ной и той же технологии различными педагогами будут различными, однако близкими к неко- торому среднему статистическому значению, характерному для данной технологии. Таким об- разом, педагогическая технология опосредуется педагогической техникой и свойствами личности педагога, его мастерством.

Иногда педагог-мастер использует в своей работе элементы нескольких технологий, при- меняет оригинальные методические приемы. В этом случае следует говорить об «авторской» технологии данного педагога.


 

К сожалению, сегодня в педагогике отсутствует общепринятый категориальный тезаурус, в педагогической практике встречается применение не совсем корректных терминов-ярлы- ков, утвердившееся за некоторыми технологиями (коллективный способ воспитания, систе- ма Базарного, методика Макаренко и др.). Поэтому избежать терминологических неточно- стей, затрудняющих понимание, удается далеко не всегда.

 

 

Нечто есть благодаря своему качеству то, что оно есть, и, теряя свое качество, оно пере- стает быть тем, что оно есть.

Гегель

Для описания таких сложных объектов, какими являются педагогические технологии, сле- дует прежде всего выделить их основные общие качества.

 

Системность.

Важнейшим качеством любой технологии выступает системность как особое качество множества определенным образом организованных компонентов, выражающееся в наличии у этого множества интегральных свойств и качеств, отсутствующих у его компонентов. Технологический процесс включает цели, содержания, методы и формы взаимодействия участников, достигаемые при этом результаты. Между ними существуют многообразные причинно-следственные, генетические, исторические и другие содержательные и функцио- нальные связи. Новые интегральные качества технологии как системы проявляются в новых образовательных результатах, отношениях, качествах субъектов деятельности и т.д.

Комплексность. Многофакторность и содержательное разнообразие педагогических про- цессов делает педагогические технологии комплексными, требующими координации и взаи- модействия различных педагогических, психологических, организационно-управленческих и др. элементов.

Целостность. Целостность педагогической технологии заключается в наличии у нее об- щих интегративных качеств при сохранении специфических свойств составляющих элемен- тов. Целостность представляет также единство компонентов технологии на основе общей цели и концептуальной основы и структурную взаимосвязь входящих в нее обособленных подсистем.

 

Научность.

Педагогическая технология как научно-обоснованное решение педагогической проблемы включает анализ и использование опыта, концептуальность, прогностичность и др. качества, представляет собой синтез достижений науки и практики, сочетание традиционных элемен- тов прошлого опыта и того, что рождено общественным прогрессом, гуманизацией и демо- кратизацией общества.

Концептуальность. Педагогический процесс всегда совершается во имя каких-то гло- бальных социальных целей на основе:

· представлений о процессе и его закономерностях;

· выбора методологических, идейно-философских позиций, на которых основывается технология;

· выдвижения гипотезы о механизме освоения общественного опыта.

Эта основа и составляет концепцию технологии - систему взглядов на педагогический процесс, идей, принципов, на основе которых организуется деятельность.

Развивающий характер современных педагогических технологий состоит в:


· направленности на совершенствование педагогического процесса, на развитие личности ребенка;

· выделении и использовании психогенных факторов развития индивида;

· выборе и использовании личностного подхода к ребенку и личностной ориентации вос- питательного процесса;

· разработке направлений развития (модернизации) процесса.

 

Структурированность.

Структурированность означает наличие определенной внутренней организации системы (цели, содержания), системообразующих связей элементов (концепция, методы), устойчивых взаимодействий (алгоритм), обеспечивающих устойчивость и надежность системы.

Иерархичность. Четыре иерархически соподчиненных класса (уровня) педагогических технологий, о которых говорилось выше, адекватных организационным уровням социально- педагогических структур деятельности и образуют модель «матрешки» (рис. 15).

 

 

Рис. 15. Иерархия педагогических технологий.

1) Метатехнологии (социально-политический уровень).

2) Отраслевые макротехнологии (общепедагогический и общеметодический уровень).

3) Модульно-локальные мезотехнологии: частнометодический (модульный) и узкомето- дический (локальный) уровни.

4) Микротехнологии (контактно-личностный уровень).

Логичность. Формально-описательный аспект технологии выражается в логике и четко- сти действий, зафиксированных в различных документах (проект, программа, положение, устав, руководство, технологическая схема, карта) и учебно-методическом оснащении (учеб- но-методическое пособие, разработки, планы, диагностические и тренинговые методики).

Алгоритмичность пространственной структуры данной технологии состоит в разделении на отдельные содержательные участки (ступени, шаги, кадры, порции и т.п.), которые совер- шаются в определенном пространственном и временном порядке, по алгоритму.

Преемственность. Любая из нижерасположенных в иерархии технологий является ча- стью вышерасположенной, т.е. связана с ней узами преемственности: принимает идеологию, решает определенную часть общей задачи, координируется по содержанию, времени и дру- гим параметрам.

Системные качества педагогических технологий выступают также в единстве научного, процессуально-действенного и формально-описательного аспектов.

В деятельностном аспекте технологии выступают также качества субъекта (профессиона- лизм) и качества объекта (способности, потребности).

Вариативность и гибкость технологии основывается на изменении последовательности, порядка, цикличности элементов алгоритма в зависимости от условий осуществления техно- логии.

 

Процессуальность

Процессуальность (временной алгоритм). Педагогическая технология рассматривается как процесс - развивающееся во времени взаимодействие его участников, направленное на достижение поставленных целей и приводящее к заранее запланированному изменению со- стояния, преобразованию свойств и качеств объектов. Развитие целенаправленного и управ- ляемого технологического процесса включает последовательные этапы целеполагания, пла- нирования, организации, реализации целей и аналитический.

Управляемость. Управление исходит из стратегической направленности технологии, определяемой ее ценностями и целями. Оно предполагает возможность диагностического це- леполагания, планирования, проектирования педагогического процесса, варьирование сред-


ствами и методами с целью коррекции, адаптации и т.д. Цели и управление рассматриваются как системообразующие факторы педагогических технологий.

Инструментальность – инструментальная обеспеченность комплексом учебно-методи- ческих, дидактических средств и инструментов, сопровождающих основные операции об- разовательного процесса (учебники, методические материалы на всех видах носителей ин- формации, оборудование, ИКС и т.п.)

Диагностичность выражается в диагностически сформулированных целях, в возможно- сти получения информации о ходе процесса и контроля его отдельных этапов, возможности мониторинга результатов.

Прогнозируемость результатов является обобщенным качеством любой технологии, и выражается в частности в «гарантированности» достижения определенных целей.

Своеобразие обучения как системы управления состоит прежде всего в том, что управляе- мый процесс учения, усвоения осуществляется всегда конкретной личностью, но сложность и многообразие личностных факторов так велики, что при осуществлении основной техноло- гии обучения они не всегда могут быть учтены.

Поэтому педагогические процессы отличаются вероятностным характером и подчиняются статистическим законам, а не детерминистским. Прогнозируемый результат характеризуется степенью его вероятности и допустимыми отклонениями. Гарантия может быть дана лишь с определенной степенью вероятности и в пределах определенного доверительного интервала значений результата.

Эффективность. Под эффективностью технологии понимается отношение результата к количеству израсходованных ресурсов. Современные педагогические технологии существу- ют в конкурентных условиях и должны быть эффективными по результатам и оптимальными по затратам.

Оптимальность – это достижение максимума результата при минимуме затрат; опти- мальная технология представляет лучшую из возможных для данных условий.

Воспроизводимость подразумевает возможность применения (переноса, повторения, вос- произведения) педагогической технологии в других условиях и другими субъектами.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-09; просмотров: 83; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.145.114 (0.016 с.)