Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Методика предметного преподавания и технологияСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Широко распространенные понятия «методика обучения и воспитания» и, в частности, методики предметного преподавания представляют отраслевые педагогические макро- технологии. Понятие «методика обучения (воспитания)» имеет большое сходство с «техно- логией». Так же, как и «технология», «методика» выступает в трех четко выраженных областях: как теория, как регламент (алгоритм) деятельности и как педагогическая практика. Методика преподавания учебной дисциплины представляет, так же, как и технология, часть педагогической науки, исследует закономерности процесса обучения, но она рассматривает передачу (изложение и усвоение) учащимся содержания только определенной дисциплины. Она характеризуется отношением «преподавание – предметное содержание – учение». Педагогическая технология разрабатывает более общие закономерности формирования личности обучающихся, применимые к широкому кругу специальных областей, рассматри- вает отношения «преподавание – учение». Название методике дает соответствующая научная дисциплина. Название технологии определяется той научной основой, которая используется в учебно-воспитательном процессе (ведущей парадигмой, принципом, подходом, основными методами и формами, закономер- ностями). Пример: технология развивающего обучения, технологии КСО. Приоритетный вопрос методики – «как», а технологии – «как это сделать оптимально». Методика преподавания какой-либо дисциплины состоит из двух частей: общей и частной методики. Первая имеет общедидактическое содержание и может считаться метатехнологи- ей. Вторая является цепочкой методических приемов (модульных и локальных технологий). Известная триада «дидактика – общая методика – частная методика преподавания» пере- крывает иерархию «метатехнология – отраслевая макротехнология – модульно-локальная технология». Поэтому эти понятия – методика преподавания и технология преподавания дан- ной дисциплины – часто употребляются как синонимы: разница между ними заключается прежде всего в расстановке акцентов. В технологии более представлена целевая, процессу- альная, количественная и расчетная компоненты, в методике – содержательная, качественная и вариативная стороны. Технологии обучения данной дисциплины от соответствующих частных методик отличают: а) Большая степень обобщенности, более широкая область применения. б) Четкость формулировки целей, их диагностичность. в) Более глубокая теоретическая разработанность. 41 г) Высокий уровень системного проектирования (наличие концепции, проработанность методологического, инструментального и личностного аспектов). д) Более высокий уровень регламентации, алгоритмизации. е) Более высокий уровень воспроизводимости. ж) Более высокая степень устойчивости (гарантированности) результатов. Но картина взаимосвязи терминов «методика» и «технология» осложняется тем, что термин «методика» имеет множество значений, отличающихся по уровню и области применения. Методика преподавания учебной дисциплины содержит большое количество модульных и локальных методик (методики преподавания модулей, разделов, тем; методики организа- ции и проведения различных форм занятий и мероприятий, методики формирования ЗУН, СУД, СЭН и др.). В еще более узком значении термин «методика» применяется для обозначения некоторых микротехнологий и представляет собой алгоритм, инструкцию, руководство по содержанию и последовательности действий для получения какого-либо локального результата (методика отработки навыка, решения задач, написания сочинений, проведения опытов, методика пси- холого-педагогических тренингов и т.д.). Все это существующее разнообразие приводит к тому, что иногда методики входят в со- став технологий, а иногда, наоборот, те или иные технологии – в состав методик обучения. Пример: методика расчета погрешности входит в состав технологии лабораторных ра- бот, а технология лабораторных работ является частью методики преподавания предмета. В содержании глав «Энциклопедии» при характеристике отдельной технологии применяют- ся заголовки «Особенности методики», или «Методические особенности». Термин «мето- дика» здесь имеет собирательное значение как совокупность характерных особенностей при- меняемых в данной технологии методов и средств, локальных и микротехнологий, методик и методических приемов.
Технология и содержание образования В настоящее время в педагогике утвердилось представление о единстве содержатель- ных и процессуальных компонентов образовательной системы: целей, содержания, мето- дов, форм и средств обучения. В процессе совершенствования и модернизаций педагогиче- ских технологий их компоненты проявляют различную степень консервативности: чаще всего варьируются процессуальные аспекты обучения, а содержание изменяется лишь по структуре, дозировке, логике. При этом содержание образования как сущностная часть об- разовательной технологии во многом определяет и ее процессуальную часть, хотя, с другой стороны, кардинальные изменения методов и форм влекут и глубокие преобразования целей и содержания. Таким образом, процессуальная и содержательная части образовательной тех- нологии взаимосвязаны и стремятся к адекватному отражению друг друга. Между ними есть еще один опосредующий компонент - важнейшее дидактическое сред- ство – школьный учебник, играющий важнейшую роль в определении и содержания образо- вания, и процессуальной части технологии и в реализации их единства. В последние годы со- здано большое количество вариативных учебников, что в сочетании с разнообразием выбора педагогических технологий теоретически делает возможным дальнейшее повышение каче- ства образования. Более того, совокупность оригинальных, выдающихся, новых качеств учебника (учебного комплекса) позволяет выделять некоторые из них в качестве авторских технологий.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-12-09; просмотров: 88; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.15.72.229 (0.008 с.) |