Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Навыки. Навыки – это способность выполнять какие-либо действия автоматически,Содержание книги
Поиск на нашем сайте
22 без поэлементного контроля. Поэтому иногда говорят, что навык – это автоматизиро- ванное умение. Сложное умение включает и использует и знания, и относящиеся сюда навыки личности. Навыки и умения характеризуются разной степенью обобщенности и классифицируются по различным логическим основаниям. Так, по характеру преобладающих психических про- цессов выделяют двигательные (моторные), чувственные (сенсорные) и умственные (ин- теллектуальные). ЗУНы определяют так называемую «обученность» личности, т.е. объем сведений, инфор- мации, имеющихся в памяти, и элементарных умений и навыков по их воспроизведению. Ин- теллектуальные умения по применению и творческому преобразованию информации отно- сятся уже к другой группе качеств личности – способам умственных действий. Обученность – уровень и качество знаний, прочных умений и навыков учащихся; со- стояние и сформированность реальной учебной деятельности – «умения учиться», при- емов самостоятельного поиска знаний и самообразования. Следует заметить, что из триединства «знания – умения – навыки» (ЗУН) в школе почти исчезли умения – навыки (УН), которые, по сути, являются прямым мостом к компетентно- стям.
Ребенок - не кувшин, который надо напол- нить, а лампада, которую следует зажечь. Средневековые гуманисты Все живые организмы стремятся решить задачи существования, удовлетворения первич- ных потребностей в пище, продолжении рода, безопасности. Человек преуспел в решении этих задач, создав уникальную цивилизацию – синтез науки, техники, культуры, искусства. Психологический индивидуальный процесс, который привел человечество к современно- му уровню цивилизации – это мышление. Мышление представляет собой процессы познания человеком объектов и явлений окружающего мира и их связей, решения жизненно важных задач, поиска неизвестного, предвидения будущего. Мышление – это процесс работы сознания, переработки мозгом хра- нящихся в нем знаний и поступающей информации и получения результатов: управленче- ских решений, продуктов творчества, новых знаний. ЗУНы – хранящиеся в памяти эмоцио- нальные и знаковые образы и их связи – являются базой, средством для мышления. Способы, которыми осуществляется мышление, называются способами умственных действий (СУД). Их можно классифицировать следующим образом: 1) по характеру преобладающих средств мышления: предметно-действенные, нагляд- но-образные, абстрактные, интуитивные; 2) по логической схеме процесса: сравнение, анализ, абстрагирование, обобщение, синтез, классификация, индукция, дедукция, инверсия, рефлексия, антиципция, гипотеза, экспери- мент и др.; 3) по форме результата: создание нового образа, определение понятия, суждение, умоза- ключение, теорема, закономерность, закон, теория; 4) по типу логики мышления: рассудочно-эмпирические (классически-логические) и ра- зумно-теоретические (диалектико-логические, по В.В. Давыдову). Кроме термина «способы умственных деятельности (действий)» (СУД), в педагогических технологиях применяется и близкий к нему термин «способы учебной работы» (Яки- манская И.С.), которым обозначается область процессуальных умений, играющих исключи- тельно важную роль для успешного научения. Важнейшими общеучебными способами работы (общеучебными умениями и навыками) являются: 23 I. Умения и навыки планирования учебной деятельности: осознание учебной задачи; постановка целей; выбор рационального и оптимального пути их достижения; определение последовательности и продолжительности этапов деятельности; построение модели (алго- ритма) деятельности; планирование самостоятельной работы на уроке и дома; планирование на день, неделю, месяц. II. Умения и навыки организации своей учебной деятельности: организаций рабочего ме- ста в классе - наличие и состояние учебных средств, их рациональное размещение, создание благоприятных гигиенических условий; организация режима работы; организация домашней самостоятельной работы; определение порядка и способов умственных действий. III. Умения и навыки восприятия информации, работа с различными источниками ин- формации (коммуникативные): чтение, работа с книгой, конспектирование; библиографиче- ский поиск, работа со справочниками, словарями; слушание речи, запись прослушанного; внимательное восприятие информации, управление вниманием; наблюдение; запоминание. Особую группу образуют умения и навыки работы с компьютером. IV. Общелогические умения и навыки: осмысливание учебного материала, выделение главного; анализ и синтез; абстрагирование и конкретизация; индукция – дедукция; класси- фикация, обобщение, систематизация доказательств; построение рассказа, ответа, речи, аргу- ментирование; формулирование выводов, умозаключений; написание сочинений; решение задач, проблем. V. Умения и навыки оценки и осмысливания результатов своих действий: самоконтроль и взаимоконтроль результатов учебной деятельности; оценка достоверности изложения, вер- ности решения; оценка различных сторон явлений: экономической, экологической, эстетиче- ской, этической; умение проверить правильность и прочность теоретических знаний, практи- ческих навыков; рефлексивный анализ. Таким образом, СУД входят важнейшей составной частью в способы учебной работы как более широкое понятие, включающее и внешние действия учащегося (в дальнейшем понятие СУД будет употребляться также в расширительном значении, включающем и внутреннюю работу мозга, и общеучебные умения, включающие некоторые внешние действия). На школьном этапе развития личности уровень СУД определяет так называемую «обучае- мость» ребенка, т.е. его способность к усвоению знания, учебного материала, возможность применять индивидуальную систему знаний, способность решать теоретические и практиче- ские задачи. Обучаемость – восприимчивость к обучающим воздействиям в новой ситуации (в ши- роком смысле); показатели темпа и качества усвоения знаний, умений и навыков (в уз- ком смысле). Обучаемость – индивидуальная способность к усвоению человеком знаний, умений и навыков в процессе обучения. Рис. 6. Способы умственных действий. Если человек не умеет управлять собой, им начинают управлять другие. Х. Алиев Управление и регулирование любых процессов, в том числе и социально-воспитательных, педагогических, основаны на принципе обратной связи: субъект управления (руководитель учреждения, социальный работник, учитель) посылает команды исполнителю (объекту уп- равления – учреждению или отдельному индивиду, ученику) и должен получать информа- 24 цию о результате деятельности. Без такой обратной связи невозможно выработать дальней- шие корректирующие и планирующие решения, с надежностью достичь цели деятельности. Человек по отношению к своей деятельности является и объектом, и субъектом управле- ния (встречая на пути яму, он принимает решение, дает сам себе команду, обходит или пере - прыгивает ее, при этом контролируя свои действия). Такое совмещение функций объекта и субъекта управления называют самоуправлением. Человек – весьма совершенная самоуправляющаяся и саморегулирующаяся система. Уро- вень самоуправления – одна из главных характеристик личностного развития. Психологический механизм самоуправления развитием личности довольно сложен, но со- вершенно очевидно, что личность выборочно относится к внешнему воспитательному или обучающему воздействию, принимает или отвергает его, являясь тем самым активным регу- лятором собственной психической деятельности. Всякое изменение, всякий шаг в развитии личности происходят как ее собственный эмоциональный выбор или сознательное решение, то есть регулируются личностью «изнутри». Основу внутреннего саморегулирующего механизма представляют четыре интегральных группы качеств (психогенные факторы развития): потребности, способности, направлен- ность, Я-концепция (рис. 7).
Рис. 7. Самоуправляющие механизмы личности. Потребности. Потребности – это фундаментальные свойства индивида, выражаю- щие его нужду в чем-либо и являющиеся источником психических сил и активности че- ловека. Потребности являются основой мотивов действий и поступков человека. Потребно- сти можно разделить на материальные (в пище, одежде, жилье), духовные (в познании, в ис- тине, в эстетическом наслаждении), физиологические и социальные (в общении, труде, об- щественной деятельности). Духовные и социальные потребности формируются обществен- ной жизнью человека. Способности. Способностями называют качества личности, которые обеспечивают успешность и продуктивность той или иной деятельности. По существу, каждой по- требности соответствует своя способность. Знание человеком своих способностей, наличие определенного положительного опыта их использования также во многом определяют его выборы поведения и жизнедеятельности. Направленность. Направленность представляет собой совокупность устойчивых и относительно независимых от наличных ситуаций мотивов, ориентирующих действия и поступки личности. Как уже говорилось выше, в нее входят интересы, взгляды и убежде- ния, социальные установки, ценностные ориентации, наконец, мировоззрение. Интересы – осознанная форма познавательной потребности, служащая побудительной причиной действия личности. Познавательный интерес – стремление к изучению, познанию объекта. Социальный интерес – основа социальных действий индивидов или социальных групп, связанная с объективными условиями их существования. Убеждения, взгляды – субъективные отношения личности к окружающей действительно- сти и своим поступкам, связанные с глубокой и обоснованной уверенностью в истинности знаний, принципов и идеалов, которыми человек руководствуется. Социальные установки – готовность, предрасположенность к определенным социально- принятым способам поведения. Ценностные ориентации – направленность сознания и поведения на общественные, мате- риальные и духовные ценности, предпочтительное отношение к тем или иным из них. Мировоззрение – упорядоченная система взглядов и убеждений личности (политических, философских, эстетических, этических, естественнонаучных и других), включая сформиро- ванную естественнонаучную картину мира.
|
||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-12-09; просмотров: 128; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.148.117.240 (0.008 с.) |