Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Ведущий фактор развития личностиСодержание книги
Поиск на нашем сайте
По ведущему фактору психического развития различаются: биогенные, социогенные, пси- хогенные и идеалистские технологии. Сегодня общепринято, что развитие индивида есть ре- зультат совокупного влияния биогенных, социогенных и психогенных факторов, но конкрет- 55 ная технология может учитывать или делать ставку, опираться на какой-либо из них, считать его основным. Научная концепция освоения опыта По научной концепции процессов обучения, воспитания и социализации (освоения опыта и отражения окружающего мира) выделяются: ассоциативно-рефлекторные, деятельност- ные, развивающие, интериоризаторские, бихевиористские, гештальттехнологии, техноло- гии нейролингвистического программирования, суггестивные, психоаналитические, генети- ческие, социоэнергетические и др. Ориентация на сферы и структуры индивида По целевой ориентации на сферы и структуры индивида: информационные технологии - формирование знаний, умений, навыков по основам наук (ЗУН); операционные - формиро- вание способов умственных действий (СУД); эмоционально-художественные и эмоциональ- но-нравственные - формирование сферы эстетических и нравственных отношений (СЭН), технологии саморазвития - формирование самоуправляющих механизмов личности (СУМ); эвристические - развитие сферы творческих способностей (СТВ), практические - формиро- вание действенно-практической сферы (СДП) и сферы психофизиологического развития (СПФР), а также различные ключевые компетентности личности. Характер содержания По характеру содержания и структуры называются технологии: светские и религи- озные, общеобразовательные и профессионально-ориентированные, гуманитарные и техно- кратические, валеологические и экологические, различные отраслевые (частнопредметные), можно выделять также монотехнологии, комплексные (политехнологии) и проникающие тех- нологии, жесткостандартные и адаптивно-вариативные и др. Вид социально-педагогической деятельности По основному виду социально-педагогической деятельности в настоящее время разли- чают: Ø обучающие (дидактические), воспитательные и развивающие технологии; Ø технологии педагогической поддержки (сопровождения), заключающиеся в совместной с ребенком деятельности по определению его интересов, возможностей и путей развития; технологии реабилитации как восстановления каких-либо утраченных способностей или функций; технологии педагогической помощи - традиционный вид деятельности учителя; Ø технологии, направленные на создание условий эффективной социализации - самостоя- тельного освоения ребенком общественных норм и ценностей; возможны акценты в этих тех- нологиях на социальную адаптацию (приспособление) к условиям среды, на социальную автоно- мизацию (сохранение и развитие самостоятельности и индивидуальности), на социальное зака- ливание (подготовленность к встрече с неблагоприятными обстоятельствами); Ø управленческие, охватывающие не только целостный педагогический процесс, но и его отдельные части; к ним примыкают технологии диагностики, мониторинговые, а также коррекционные (компенсирующие); Ø наконец, педагогическая деятельность в некоторых технологиях неотделима от пси- хологической, социальной, медицинской, культурологической, экономической: отсюда возни- кают соответствующие названия технологий. Тип управления По типу управления учебно-воспитательным процессом академиком В.П. Беспалько предложена такая классификация педагогических технологий (по В.П. Беспалько - систем). Взаимодействие учителя с учеником (управление) может быть разомкнутым (неконтролиру- емая и некорректируемая деятельность учащихся), цикличным (с контролем, самоконтролем и взаимоконтролем), рассеянным (фронтальным) или направленным (индивидуальным) и, на- конец, ручным (вербальным) или автоматизированным (с помощью учебных средств). Кро- ме того, необходимо учесть направление педагогического взаимодействия (учитель → уче- 56 ник, ученик → учитель, ученик → ученик, учитель → класс, учитель → малая группа (вну- три класса), ученик → класс, класс → ученик; в роли субъекта может отдельно выступать книга или компьютер). Обобщая предложенную В.П. Беспалько классификацию педагогических систем по типу организации и управления познавательной деятельностью на все виды учебно-воспитатель- ных взаимодействий и деятельности педагогов и учащихся (субъектов и объектов), можно представить следующие виды педагогических технологий: Ø классическое традиционное, классно-урочное лекционное обучение (управление - разо- мкнутое, рассеянное, ручное; учитель → класс); Ø современное традиционное обучение с помощью учебной книги (цикличное, направлен- ное, ручное; книга → ученик) - самостоятельная работа; Ø классическое традиционное обучение (лекция + самостоятельная работа) Ø обучение с применением лекции, книги и аудиовизуальных технических средств (цик- личное, рассеянное, автоматизированное; учитель → класс) - современное традиционное обучение; Ø система «малых групп» (цикличное, рассеянное, ручное + автоматизированное; учи- тель → малая группа) - коллективные, групповые, дифференцированные способы обучения и воспитания; Ø система «консультант» (разомкнутое, направленное, ручное; учитель → ученик) - ин- дивидуальные консультации без обратной связи; Ø система «репетитор» (цикличное, направленное, ручное + автоматизированное; учи- тель → ученик) - индивидуальное обучение и воспитание; Ø компьютерное обучение (цикличное, направленное, автоматизированное; компьютер → ученик); Ø программное, или программированное обучение (цикличное, направленное, автомати- зированное; учитель, компьютер → ученик), для которого имеется заранее составленная про- грамма – «персонифицированное образование». Ø Следует еще выделить не попадающие под классификацию В.П. Беспалько самоуправ- ление (самостоятельная работа, самообразование, самовоспитание) - сознательное управле- ние учащимся своей деятельностью, взаимоуправление (общение в паре) и управление с по- мощью средств массовой коммуникации (СМК). Ø И, наконец, особое место занимают технологии административного управления педа- гогическими коллективами, учреждениями, образовательными объектами. В практике обычно выступают различные комбинации этих «монодидактических» систем. Методы и способы Методы и способы обучения и воспитания определяют названия многих существующих технологий: догматические, репродуктивные, объяснительно-иллюстративные, принужде- ния, свободного выбора, программированного образования, проблемные, поисковые, исследо- вательские, развивающие, саморазвития, групповые, коллективные, информационные, диа- логические, коммуникативные, интерактивные, игровые, трудовые, творческие, арт-техно- логии и др. Организационные формы По организационным формам учебно-воспитательного процесса наиболее яркими типа- ми технологий являются: классно-урочные и альтернативные им, академические и клубные, индивидуальные и групповые, открытые и закрытые, коллективные способы обучения и вос- питания, дифференцированное обучение.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-12-09; просмотров: 114; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.116.61 (0.007 с.) |