Произношение согласных звуков в заимствованных словах 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Произношение согласных звуков в заимствованных словах



 

В русском языке согласные перед буквой Е произносятся мягко. Однако во многих заимствованных словах в этой позиции согласный звук часто произносится твердо, а иногда возможны оба варианта: мягкий и твердый.

Например:

а) по «твердому» варианту произносятся слова: барт е р, бизн е с, бизн е см е н, бут е рброд гр е йпфрут, дет е ктив, диспанс е р, инд е ксация, инт е рвал, компьют е р, конгр е сс, лаз е р, мен е джер,, про е кт, продюс е р, прот е кция, р е йтинг, резюм е, т е мп, т е нд е нция, т е зис, т е ст, т е рмос, свит е р, эн е ргия, эн е ргетика;

б)по «мягкому» варианту произносятся слова: юриспруд е нция, т е рмин, гипот е нуза, пат е нт, пр е сса, шин е ль;

в) возможно вариантное произношение в словах: агр е ссия, басс е йн, д е зинформировать, д е кан, д е пр е ссия, д е фис, м е неджер, прет е нзия, прогр е сс, с е ссия, с е рвис, т е рапевт.

2.3. Особенности русского ударения

Ударение в русском языке имеет ряд особенностей. Оно является:

1. Силовым (динамическим): ударный слог выделяется среди других большей звучностью за счет повышения мускульного напряжения, сопровождаемого усилением выдоха. Силовое ударение отличается  от тонического (музыкального), при котором ударный слог выделяется среди других изменением высоты тона, и квантитативного (количественного), при котором ударный слог выделяется среди других увеличением длительности.

2. Разноместным (свободным, нефиксированным), то есть оно может падать на любой по счёту слог слова. Для сравнения: во французском языке ударным всегда является последний слог, в польском – предпоследний, то есть в этих языках фиксированное ударение.

3. Подвижным и неподвижным. При подвижном ударении оно может перемещаться в разных формах одного слова с одного слога на другой (зéркало – зеркалá), при неподвижном во всех формах слова остается на одном и том же слоге (тóрт – тóртов).

4. Вариативным, то есть в русском языке есть слова с разными вариантами ударения (например, марке́тинг и ма́ркетинг). Варианты могут быть равноправными, но, как правило, один из вариантов отражает строгую литературную норму и является предпочтительным, а другой используется в непринужденной речи, в неофициальном общении.

При наличии у слова вариантов ударения в разных словарях               (в орфографическом, в толковом) следует опираться                           на специализированные орфоэпические словари. Например, можно использовать электронный словарь «Русское словесное ударение»    на портале «Грамота.ру».

В официальной деловой коммуникации рекомендуется следовать строгой литературной норме произношения.

Лексические нормы

Лексические нормы – это правила, которые регулируют употребление слов в речи в соответствии с их лексическим значением, стилистической окраской, оценочными свойствами и с учетом правильной сочетаемости слов. Благодаря соблюдению лексических норм текст становится точным и ясным.

Для того чтобы соблюдать лексические нормы, необходимо использовать толковые и фразеологические словари, словари синонимов, антонимов, паронимов и лексической сочетаемости, словари трудностей русского языка. Чтобы избежать лексических ошибок, следует знать их основные виды.

Рассмотрим примеры лексических ошибок.

Употребление слова

в несвойственном ему значении

Чаще всего этот вид ошибки возникает при употреблении иностранных слов. Например, говоря консилиум преподавателей, мы допускаем лексическую ошибку, так как слово консилиум имеет значение «собрание врачей». Чтобы избежать подобных ошибок, следует использовать словари иностранных слов.

Неверный выбор слова

из ряда подобных

Например, у синонимов бывают дополнительные значения, неучет которых приводит к лексическим ошибкам.

Так, слова ошибка, просчёт, оплошность, погрешность стилистически нейтральны, общеупотребительны; проруха, накладка ─ просторечные, косяк ─ разговорное, ляп ─ жаргонизм. Употребление одного                    из синонимов без учёта его стилистической окраски может привести        к лексической ошибке: Совершив косяк, директор завода сразу же стал его исправлять (правильно ─ просчёт).

Можно допустить ошибку и в употреблении синонимичных предлогов. Следует говорить: ввиду предстоящего отъезда, но вследствие прошедших дождей (предлоги ввиду и вследствие являются синонимами, но они различаются оттенками значений: ввиду ─            о предстоящих событиях, вследствие – о прошедших).

Предлоги из-за и благодаря – синонимы, но есть разница в их смысловых оттенках: благодаря указывает причину, вызвавшую желательный результат (правильно: благодаря правильному лечению; неверно: благодаря болезни).

Фразу может делать нелогичной и неоправданное сочетание слов                     с антонимичным значением. Например: Жидкость в стенках капилляра опускается на высоту, определяемую формулой....

Самой распространенной лексической ошибкой в современной деловой речи при выборе слова из ряда подобных является неверный выбор паронима.

Паронимы – это однокоренные слова одной части речи, похожие           по написанию и произношению, но имеющие разное значение.

 

Паронимы не являются взаимозаменяемыми словами. Например, можно сказать жилой дом, но нельзя – жилищный дом.

Нарушение

лексической сочетаемости

Лексическая сочетаемость – это способность слов соединяться друг      с другом. Можно выделить несколько причин возникновения лексической несочетаемости:

· Слова не сочетаются по традиции. Правильными являются сочетания: играть роль – иметь значение, предпринять действия – принять меры, уделять внимание ─ придавать значение, ошибочными ─ играть значение, предпринять меры, уделять значение. Причиной ошибки является, как правило, ассоциация с близким по значению словосочетанием, в результате чего возникает смешение сходных выражений.

· Слова не сочетаются по эмоциональной или экспрессивной оценке.Например,нельзя сказать обречен на успех, так как первое слово относится к чему-то положительному, а второе ─ к отрицательному.

· Слова не сочетаются по принадлежности к разным стилям речи. Например, ошибочным является сочетание дефицит налички, так как первое слово относится к официально-деловому стилю речи, а второе – к разговорному.

·  Слова противоречат друг другу по смыслу. Например, нельзя сказать высоченный домик.

· Слова относятся к лексике разных эпох. Например, ошибочным будет предложение: Во времена Ивана Грозного процветала коррупция (вместо слова коррупция нужно употребить слово взятничество).

· Слова применяются в узкой сфере. Например: Вы не можете инкриминировать ему желание нарушить традицию вуза (слово инкриминировать означает «обвинить, поставить в вину», но используется только в юриспруденции).

Речевая избыточность (многословие)

В речи встречаются следующие виды многословия:

а) плеоназм (от греч. pleonasmos – излишество) – смысловая избыточность, например: человек двадцать людей, свободная вакансия;

б) тавтология (от греч. tauto – то же самое, logos – слово) – смысловой повтор: повторение одного и того же корня или повторение сказанного иными словами, не уточняющими смысла (например, следует следующее).

Речевая недостаточность

Речь идет о лексической неполноте высказывания – пропуске слов          в ущерб содержанию высказывания. Пример: Рентгеновский кабинет               в праздничные дни делает только срочные переломы (то есть принимает исключительно больных с переломами).

Двусмысленность

Этот вид ошибки возникает при употреблении многозначных слов. Например: Аудитория не соответствовала требованиям преподавателя (аудитория ─ помещение или слушатели?).

Ошибки в употреблении фразеологизмов

Фразеологизм это устойчивый оборот речи, значение которого           не складывается из значений составляющих его слов.

 

Так как фразеологизмы устойчивы по смыслу, составу                          и грамматическому строению, любые изменения приводят                   к лексическим ошибкам.

Наиболее распространенными ошибками являются:

1) употребление фразеологизма без учета его значения;

2) замена стержневого или зависимого слова сходным по смыслу (Всё возвращается на спирали своя; вместо – на круги своя);

3) вставка во фразеологизм дополнительного компонента (Пора уж за свой ум браться);

4) пропуск компонента фразеологизма (Хоть об стенку бейся – опущен компонент – головой);

5) смешение компонентов двух фразеологизмов: Язык не поднимается говорить об этом (смешение компонентов двух фразеологизмов: рука не поднимается и язык не поворачивается);

6) изменение грамматической формы слов в составе фразеологизма Например: Не за горой тот день, когда мы окончим университет; правильно – не за горами).

Грамматические нормы

Грамматические нормы – это совокупность морфологических                 и синтаксических норм.

Морфологические нормы

Основные морфологические ошибки в деловой речи связаны                   с нарушением употребления форм разных частей речи (существительных, прилагательных, числительных и др.)

Для того чтобы не допускать морфологических ошибок, нужно        знать, какие аспекты современного русского языка являются наиболее проблемными с точки зрения соблюдения этого типа норм.

Определение рода

иноязычных существительных

Например, склоняемые существительные аэрозоль, тюль, рельс, шампунь – мужского рода, а бандероль, туфля, фальшь – женского рода.

Употребление форм существительных

им. падежа мн. числа

Окончание Ы имеют существительные: бухгалтеры, инженеры, конструкторы, лекторы, порты, ректоры, столяры, торты, тренеры, шоферы; окончание А имеют существительные: доктора, директора, кузова, мастера, ордера, отпуска, паспорта, профессора, повара, сорта.

Употребление форм существительных

род. падежа. мн. числа

1. Нулевое окончание имеет большинство существительных мужского рода, обозначающих:

· парные предметы: пара погон, сапог, чулок (НО: носков, рельсов;

· названия национальностей:жить среди: армян, грузин, осетин, татар, турок, НО: таджиков, узбеков);

· названия мер и единиц измерения: в счетных формах                 (с численными обозначениями количества) возможны равноправные варианты у слов грамм, килограмм (например, 100 грамм и100 граммов),НО: четырех ампер, киловатт, вольт, гигабайт.   Вне «измерительного» контекста используется форма с окончанием -ов: несколько граммов, килограммов, амперов, киловаттов, вольтов, гигабайтов.

Употребление

сравнительной степени прилагательных

Морфологические нормы русского языка не допускают соединения форм простой и составной степеней сравнения. Правильно: он умнее или он более умный; ошибочно: он более умнее.

Употребление

форм числительных

1. Собирательные числительные не употребляются                                         с существительными, обозначающими лиц женского пола, то есть нельзя сказать двое студенток, но можно двое студентов.

2. У составных количественных числительных склоняется каждое слово (с 3525 рублями – с тремя тысячами пятьюстами двадцатью пятью рублями); у составных порядковых числительных – только последнее слово (в 2021 году – в две тысячи двадцать первом году).

3. Числительные полтора, полтораста  имеют во всех косвенных падежах, кроме винительного, формы полутора, полутораста. Правильно: о полутора днях, в полутораста километрах.

4. Составные числительные, оканчивающиеся на 2, 3, 4,                           не употребляются с существительными, имеющими только форму мн. числа (неправильно: 22 сутки – правильно: 22 дня; неправильно:               23 ножницы – правильно: 23 штуки ножниц).

5. В сочетаниях числительных, состоящих из целых и дробных единиц, с существительными (10,5 процент а ) существительными управляет дробная часть, поэтому они стоят в форме род. падежа ед. числа.

6. В деловой письменной речи следует обратить внимание на правила записи цифровой информации:

· Простые количественные числительные, обозначающие однозначное число (без указания меры), воспроизводятся словом: изделий не более четырех. Если однозначное число сопровождается обозначением меры, то оно воспроизводится цифрой: 4 кг гвоздей. Многозначные числа принято записывать цифрами.

· При перечислении величин единицы измерения ставятся только после последней цифры: 5, 15 и 30 л.

· При записи количественных числительных не используют буквенные наращения (падежные окончания), например, правильно писать:     в 30 группах.

· Порядковые числительныепри записи цифрами имеют буквенные наращения: студенты 1-го курса, студенты 1 и 2-го курсов, 26-й элемент, 14-е правило, 40-е годы, о 40-х годах, 2-е издание.

У порядковых числительных не указывают падежные окончания       в следующих случаях:

а) числительное стоит после существительного: в гл. 2; т. 3; вып. 4),

б) при записи римскими цифрами (ХХ век);

в) при записи календарных дат (25 января 2021 года).

Синтаксические нормы

Для того чтобы не допускать синтаксических ошибок, нужно        знать, какие аспекты современного русского языка являются наиболее проблемными с точки зрения соблюдения этого типа норм.

 

Согласование подлежащего и сказуемого

1. В составе подлежащего есть слова, указывающие на количество или совокупность предметов.

· Согласование сказуемого с подлежащим, выраженным существительным с собирательным количественным значением (большинство, часть, ряд и т.д.), определяется следующими факторами:

а) если существительное не имеет при себе управляемых слов или управляемое слово стоит в единственном числе, а также                  во множественном числе, но обозначает неодушевленный предмет, то сказуемое употребляется в единственном числе: Большинствоподдержало инженера. Ряд напряжений (мн. число) для металлов выглядит (ед. число) так….

б) если управляемое слово стоит во множественном числе                и обозначает одушевленный предмет, то сказуемое ставится                во множественном числе: Большинство инженеров (мн. число) поддержали (мн. число) начальника цеха.

· При словах много, немного, мало, немало, сколько, столько сказуемое употребляется в ед. числе: много птицсидело на ветвях.

· При числительных 2, 3, 4 сказуемое употребляется во мн. числе: (три книги лежат), при числительных тысяча, миллион – в ед. числе (и согласуется в роде): получена тысяча книг, получен миллион рублей.

· Правильно: прошло две недели, десять часов, 15 лет (сказуемое употребляется в форме ед. числа); 21 ученик окончил школу, так как числительное оканчивается на цифру 1.

2. В составе подлежащего есть имя собственное, называющее лицо женского пола. Для деловой речи правильным является вариант: Выдающийся математик Софья Ковалевская написала….  

3. В составе подлежащего есть сложное (составные) наименование.

1) Сказуемое согласуется с главным словом – более широким понятием (машина-фургон привлекла внимание, книга-справочник полезна).

2) Если первая часть слова не склоняется, то определение осуществляется по роду второй части слова (вторая часть – ведущее слово), например: мультимедиа-курс (м. р.).

3) Если первая часть слова склоняется, то определение осуществляется по роду первой части слова (первая часть – ведущее слово), например: сумка-холодильник (ж. р.).

4. В составе подлежащего есть аббревиатуры (сложносокращенные слова). Следует определить род стержневого слова аббревиатры: МГУ (университет → м.р.), следовательно, правильным будет вариант: МГУ объявил. Однако у этого правила есть много исключений, поэтому род аббревиатур рекомендуется уточнять в словарях.

                                   Нормы управления

Управление – способ подчинительной связи, при котором зависимое слово ставится при главном в определенном падеже.

Правильно: Эти параметры характерны (для чего?) для данных генераторов. – Неправильно: Эти параметры характерны (чему?) данным генераторам.

 

Правильно:

обращать внимание на кого, на что – уделять внимание кому, чему; удивляюсь кому, чему – удивлен кем, чем;

описывать кого, что – рассказывать о ком, о чем;

уплатить (заплатить) за кого, за что – оплатить что;

руководитель чего – заведующий, управляющий чем.

Употребление предлогов

1. После предлогов согласно, благодаря, вопреки существительные употребляются в дат. падеже (согласно приказу).

2. В сочетании с предлогом по в значении после существительные употребляются в предл. падеже: по окончани и, по завершени и,           по истечени и, по приезд е (предл. падеж).

3. Предлог в целях требует после себя существительное (в целях обеспечения), предлог с целью – инфитинив (с целью обеспечить).

 

Построение предложений

с однородными членами

1. Нельзя употреблять общее зависимое слово при однородных членах предложения, требующих разного управления. Например: Специалисты энергетической области поддержали и проголосовали за это непростое решение. Глагол поддержали управляет В.п. без предлога (кого?), а глагол проголосовали – В.п. с предлогом за (за кого?). Правильный вариант: Специалисты энергетической области поддержали это непростое решение и проголосовали за него.

2. При однородных членах можно опускать только одинаковые предлоги: На выставке теплового оборудования можно познакомиться с тепловыми пушками, тепловыми завесами, конвекторами и инфракрасными обогревателями последних моделей.

3. Не используются в качестве однородных существительное и инфинитив (Я люблю шахматы и конструировать), краткая и полная форма прилагательного (дом каменный и прочен).

Употребление

несогласованных определений

При употреблении несогласованных определений распространена ошибка, получившая название нанизывание падежей.

Нанизывание падежей это расположение цепочкой нескольких одинаковых падежных форм.

Чаще всего происходит нанизывание родительного падежа: Для решения задачи изменения стратегии развития атомной энергетики необходимо разрабатывать наднациональные стандарты безопасности.

Рекомендуется разбивать цепь родительных падежей инфинитивом: Чтобы решить задачу изменения стратегии развития атомной энергетики, необходимо разрабатывать наднациональные стандарты безопасности. Цепочка несогласованных определений должна состоять не более чем из 3–4 слов.

 

Употребление причастий и причастных оборотов

1. Необходимо согласовывать причастия с определяемым словом. Правильно: Выработка электричества на таких электростанциях осуществляется за счет вращения лопастей, подключенных                             к генератору.

Неправильно: Выработка электричества на таких электростанциях осуществляется за счет вращения лопастей, подключенного к генератору.

2. Нельзя смешивать действительные и страдательные причастия. Правильно: тепловая энергия, подводимая к паровому котлу. Неправильно: тепловая энергия, подводящаяся к паровому котлу.

3. Определяемое слово должно стоять перед причастным оборотом или после него, но не внутри.

Правильно: Математическая модель, описывающаятурбулентное течение газа, включала в себя систему уравнений.

Неправильно: Описывающая математическая модель турбулентное течение газа, включала в себя систему уравнений.

Употребление деепричастных оборотов

1. Действие, которое выражается деепричастным оборотом, может относиться только к подлежащему – существительному или местоимению в именительном падеже.

Нельзя сказать: Мы верим, что, достигнув успеха, у человека повышается самооценка.

Правильный вариант: Когда человек достигает успеха, у него повышается самооценка.

2. Деепричастный оборот не может употребляться в безличном предложении, так как в нем нет подлежащего.

Нельзя сказать: Подходя к университету, мне стало холодно. Правильный вариант: Когда я подходил к университету, мне стало холодно.

Исключения составляют безличные инфинитивные предложения,       в которых употребление деепричастного оборота соответствует норме, например: Работая с онлайн-словарями, можно узнать много новой информации.

Задания к теме

«Нормы современного русского литературного языка»

Задание 1. Ответьте на вопросы.

 

1. Что такое орфоэпические нормы?

2. Что такое редукция? Какая орфограмма в русском языке связана            с этим понятием?

3. Каковы основные трудности в произношении заимствованных слов?

4. Как можно охарактеризовать особенности русского ударения?

 

Задание 2. В каком типе словаря фиксируются орфоэпические нормы? Какую конкретную информацию о произношении слова можно получить из словарной статьи в данном типе словаря? Приведите свои примеры.

 

Задание 3. С помощью орфоэпического словаря распределите слова       в три группы в зависимости от произношения согласного перед буквой Е:

1) твердое произношение;

2) мягкое произношение;

3) вариативное произношение.

 

Аксессуары, бассейн, бизнесмен, бутерброд, газель, дезинфекция, декан, декор, детектив, дефолт, ингредиент, интерфейс, компрессор, компьютер, купейный, лазер, патент, претензия, проект, сервис, сленг, стратегия, стресс, темп, терапевт, термин, юриспруденция.

*Задание 4. Изучите материалы акцентологического минимума. Подготовьтесь к написанию орфоэпического диктанта по данным словам. Источник информации – электронный словарь «Русское словесное ударение» (http://www.gramota.ru/slovari/info/zarva/).

Акцентологический минимум

А К Сосредото́чение
Алкого́ль Каучу́к (по) сре́дам (окружение) (по) среда́м (день недели)
Апостро́ф Кварта́л Сре́дства
Асимметри́я Краси́вее, краси́вейший Столя́р, столяры́
Б Креме́нь, Т
Балова́ть, балу́ю Ку́хонный Танцо́вщик(ца)
Бензопрово́д М То́рты (то́ртам, то́ртов)
Блоки́ровать Марке́тинг Ту́фля, ту́фель
В Мастерски́ У
Валово́й Ми́зерный (спец. мизе́рный) Уве́домить
Вероиспове́дание Мо́щностей Украи́нец, украи́нский
Включи́шь (-ит,-им, -ите,-ат) О Уме́рший
Г Облегчи́ть Упро́чение
Ге́незис Ободри́ть Усугу́бить
Гофриро́ванный Опе́ка Х
Д Опто́вый Хода́тайство, Хода́тайствовать
Диспансе́р Осве́домить(ся) Христиани́н
Догово́р и до́говор (разг.) Отку́порить Ц
До́гмат П Цеме́нт
Доне́льзя Парте́р Ч
Досу́г Пломбиро́ванный Че́рпать
З Подростко́вый Ш
Задо́лго Предвосхи́тить Ша́рфы
Заку́порить Премирова́ть, преми́рование, премиро́ванный Шасси́
Запле́сневеть Прину́дить Щ
Звони́ишь, звони́т Р Щаве́ль
Зубча́тый Разо́мкнутый Э
И С Экспе́рт
Избало́ванный Свёкла Я
Изы́ск Сиро́ты Языкова́я (норма) Языко́вый (салат)
И́конопись Сли́вовый Я́слей
И́скра Со́гнутый  
Исче́рпать (и исчерпа́ть) Созвони́мся  

*Задание 5. Прочтитефразы-помощники или двустишия, помогающие быстрее запомнить правильное ударение. Придумайте свои двустишия или фразы-помощники к другим проблемным словам.

Подарок выбрать мне помог Один хороший каталóг   Тот из нас счастливее, В ком душа краси́вее  

Задание 6. Поставьте ударение в подчеркнутых словах. Прочитайте текст вслух. Следите за ударением.

 

Этот оптовый магазин посещают люди всех возрастов. Чтобы сюда попасть, надо пройти квартал мимо диспансера и новых яслей. Здесь всегда есть каталог новых товаров. В магазине можно купить свежие овощи, например свеклу, торты, и не платить втридорога. Здесь есть уютный бар с новыми жалюзи. Барменмастерски разливает напитки, предлагает выпить свежий сливовый сок. Он может с легкостью откупорить любую бутылку. Ему нравится здесь работать, так как у него нормированный рабочий день, хотя и мизерная зарплата. Раньше он работал столяром. Он всегда вежлив, ничто не может принудить его быть грубым. Мне завидно, что у него такая выдержка. Мой друг, завсегдатай этого красивейшего бара, ходит сюда по средам. Он иногда звонит мне и предлагает его посетить. За истекший месяц мы были здесь дважды.

Задание 7. Выберите из скобок прилагательное с верным ударением. При необходимости используйте словари.

Склад (о́птовый, опто́вый), капитал (уста́вный, уставно́й), гвоздь (за́гнутый, загну́тый), магазин (джи́нсовый, джинсо́вый), выход (запасно́й, запа́сный).

Задание 8. А) Объясните значение заимствованных слов. При необходимости используйте словарь иностранных слов.

Бренд, гастарбайтер, дедукция, диаспора, дилетант, истеблишмент, компетенция, лаконизм, легитимно, ликвидность, менталитет, миграция, мониторинг, превалировать, саммит, толерантность.

*Б) Составьте свой список иностранных слов (не менее пяти), активно использующихся в тех дисциплинах, которые вы сейчас изучаете, или в социальных сетях. Объясните происхождение слов и их значение. Приведите примеры употребления. Напишите историю одного из слов.

Задание 9. Выберите пароним из слов, данных в скобках. Обоснуйте свой выбор. Объясните разницу в значении паронимов. Запишите полученное предложение. В случае затруднения обращайтесь                      к словарям паронимов.

1. Сообщение этого студента на семинаре было (информативным, информационным).

2. На днях мы получили (информативный, информационный) бюллетень.

3. При приеме на работу у вас с собой должно быть (рекомендательное, рекомендованное) письмо.

4. В конце пособия приведен список (рекомендатель­ной, рекомендованной) литературы.

5. В этом районе ведется (типичное, типовое) строительство

6. Перед нами пример (типичного, типового) ученого, посвятившего свою жизнь науке.

7. Кредиторы потребовали срочно (заплатить, выплатить, оплатить) долги.

Задание 10. Составьте свои предложения с приведенными ниже паронимами. Объясните разницу в значении паронимов. В случае затруднения обращайтесь к словарям паронимов.

Жилищный ─ жилой, информативность ─ информатизация, информация ─ информированность, националистический ─ национальный, недостаток ─ недостаточность, ограниченный ─ ограничительный, признание ─ признательность, совершенство ─ совершенствование, требование ─ требовательность, экономический ─ экономичный ─ экономный, эффективность ─ эффектность.

Задание 11. В приведенных ниже словосочетаниях найдите выражения, нарушающие лексическую сочетаемость. Уточняйте информацию    на портале «Грамота.ру».

Запишите исправленные варианты. Составьте с ними предложения.

 

Играть значение, обеспечить потребности, оказать конкуренцию, одержать успехи, дать поддержку, поднять тост, приобрести уважение, оказать заботу, дешевые цены, удешевить стоимость, осуществлять функции.

Задание 12. Исправьте ошибки, связанные с нарушением лексической сочетаемости. Запишите правильные варианты.

 

1. В российской энергетике большое значение играют гидравлические электростанции, сооруженные на Ангаре.

2. Важно уделять самое большое значение модернизации энергетики.

3. Помимо общих функций, некоторые устройства могут производить специфические функции.

4. Микронаушник представляет из себя радиоприемник миниатюрных размеров.

5. Необходимо оказывать большее внимание развитию атомной энергетики и использованию альтернативных источников энергии.

6. Новая парогазовая установка оказала на присутствующих большое впечатление.

7. Газовая промышленность оказала заметную конкуренцию гидроэнергетике во всем мире.

8. Выступление ведущего инженера-энергетика до глубины души удивило меня.

9. В последнее время заметно подорожали цены на электроэнергию.

10. Главный энергетик должен удовлетворять следующим квалификационным требованиям: иметь высшее техническое образование и стаж работы по специальности не менее 5 лет.

Задание 13. Подготовьтесь к написанию лексического диктанта. Устраните в данных словосочетаниях плеоназм (исключите лишние      по смыслу слова).

А Н
Автоматический рефлекс Наглядно демонстрировать
Акватория водных объектов Наследие прошлого
Б Народный фольклор
Бесполезно пропадает Негодовать от возмущения
Бесплатный подарок Необычный феномен
Бестселлер продаж Неустойчивый дисбаланс
Биография жизни О
Бывший экс - чемпион Объединиться воедино
В Огромная махина
Взаимный диалог Онлайн-вебинар в Интернете
Ведущий лидер Ответная реакция
Вернуться назад П
Визуальное изображение Перспектива на будущее
Всенародный референдум Письменное делопроизводство
Возвращаться обратно Повторить снова
В конечном итоге Повседневная обыденность
Г Планы на будущее
Героический подвиг Популярный шлягер
Главная суть Полный аншлаг
Главный приоритет Полное фиаско
Госпитализация в больницу Предварительное планирование
Д Предупредить заранее
Демобилизоваться из армии Промышленная индустрия
Дополнительный бонус Р
Другая альтернатива Равная половина
И С
Избитая банальность Саммит на высшем уровне
Интерактивное взаимодействие Скриншот с экрана монитора
К Совместное соглашение
Кивнул головой Совместное сотрудничество
Коллега по работе/по профессии Соединить воедино
Коммуникативное общение Странный парадокс
Краткое резюме Т
М Тайный аноним
Меню блюд Торжественная церемония
Мимика лица Тридцать человек инженеров
Молодая девушка Трудоустройство на работу

Задание 14. Найдите примеры плеоназмов. Исправьте ошибки. Запишите полученные предложения.

1. Доходы в виде благотворительных пожертвованийна ремонтные работы надо учитывать отдельно от тех доходов, которые получают    от коммерческой деятельности.

2. Результатом встречи двух президентов стало определение перспектив на будущее.

3. Необходимо представить отчет за истекший период времени.

4. В докладе проанализирован практический опыткомпании                              в разработке нового оборудования.

Задание 15. Отредактируйте предложения, устранив плеоназм                           и тавтологию. Запишите полученные предложения.

1. В своих действиях руководство нашей компании руководствовалось определенными принципами.

2. За выполнение услуг, оговоренных в пункте 1, заказчик производит оплату согласно прейскуранту цен на день оказания услуг.

3. Срок проведения данного мероприятия ограничивается апрелем месяцем.

4. Энергетическая компания объявила конкурс на замещение             свободных вакансий.

5. Необходимо устранить все имеющиеся дефекты и недостатки.

6. На совещании был зафиксирован полный кворум.

7. В процессе работы мы приобрели бесценный практический опыт строительства.

8. Было принято решение о выделении средств на развитие промышленной индустрии.

9. К документам нужно приложить свою автобиографию.

10. У вас найдется свободная минута времени?

Задание 16. Прочитайте предложения, в которых использованы фразеологические обороты и найдите самостоятельно в них ошибки. В случае затруднений используйте комментарий                      к ошибке. Запишите исправленные варианты.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 442; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.14.235 (0.145 с.)