Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Значение умения выступать публично в деловом общенииСодержание книги
Поиск на нашем сайте
«Если бы все мои таланты были отняты у меня, а мне был бы оставлен шанс сохранить лишь один, я, не колеблясь, попросил бы разрешить оставить мне искусство говорить, так как, используя его, я быстро восстановил бы все остальные». Это высказывание принадлежит известному американскому политику и величайшему оратору XIX века Дэниелу Уэбстеру. В его словах звучит убежденность в том, насколько важно для человека умение говорить, которое, прежде всего, проявляется в умении выступать публично. Талантом публичного выступления обладают не только политики, актеры и писатели, бизнесмены. Многие ученые-физики известны как талантливые ораторы. К ним можно, например, отнести российских физиков-теоретиков А.Д. Сахарова и Ю.Б. Харитона, лауреата Нобелевской премии по физике Ричарда Фейнмана ─ американского ученого, прославившегося в области теоретической физики. Они были уверены в то, что навыком публичного выступления надо дорожить, его обязательно надо развивать. Их известность и успешность как ученых во многом связана с тем, что они обладали этими навыками. Для человека любой профессии умение публично выступать, представлять результаты своей работы, увлекать слушателей новыми идеями – один из факторов профессионального роста. Трудоустройство, доклад на совещании, переговоры, продвижение своей идеи, реализация проекта, научный доклад на конференции, сообщение на семинаре, защита дипломной работы и многие другие ситуации делового общения требуют владения практическими навыками публичного выступления. Иногда одно публичное выступление может стать важным толчком к карьерному росту, так как человек смог благодаря ему показать большому количеству людей свои профессиональные и личностные качества, что не смог сделать при других условиях. Востребованность этого навыка во всех сферах деловой жизни привела к появлению нового термина – спикер (в переводе с английского speak – говорить). Спикером называют человека, произносящего речь перед публикой. Раньше этот термин широко использовался в сфере политики, а сейчас он получил распространение во всех сферах деятельности. Термин скипер начинает вытеснять другой термин – оратор, латинское по происхождению. Можно уверенно сказать, что умение выступать публично позволяет человеку быть успешным в построении своего карьерного пути, в налаживании полезных деловых контактов, в целом в жизни. Однако установлено, что 95 % людей испытывают страх перед публичным выступлением. Многие боятся выглядеть глупо, быть бесполезными своей аудитории и отвергнутыми ею. Чтобы публичное выступление прошло удачно, чтобы преодолеть страх и чувствовать себя уверенно, надо знать: · что является самым важным в подготовке публичного выступления; · тщательно продумать содержание речи и форму (подачу материала); · понимать, что навыки публичного выступления тренируются. Надо использовать любую возможность для его тренировки, например, студентам как можно чаще выступать на практических занятиях, на конференциях, задавать вопросы во время лекций, обсуждения творческих работ. Причем для движения вперед нужны сотни часов осознанного развития, а не бездумного повторения. Как говорится: «Если ты боишься летать, то тебе надо как можно больше летать».
Содержание речи
Выступая публично, надо уделять должное внимание как содержанию речи, так и его подаче. О важности содержания в публичном выступлении говорят многие факты. Приведем один из них: выступление профессора Массачусетского технологического института Лорена Грэхэма на экономическом форуме в 2016 году в Санкт-Петербурге («Молоко без коровы: почему в России нет инноваций») набрало более двух миллионов просмотров в Интернете, хотя спикер сидел на сцене и почти не отрывался от бумажки. Что же сделало его выступление столь привлекательным, хотя оно не соответствовало привычным стандартам? Именно содержание, интересное аудитории, глубокое знание предмета речи. Отличное знание того, о чем говоришь, ─ это главное требование к человеку, который выступает публично. Под знанием при этом мы понимаем не просто осведомленность в материале или понимание его, а осознание того, какие знания о мире и о себе этот материал дает, как он помогает в решении практических задач. В ходе исследования, которое провел профессор психологии Стэнфордского университета Стивен Косслин (Список Косслина 2012) выяснилось, что в первую очередь раздражает слушателей во время публичных выступлений. Из 11 факторов по результатам этого исследования на ключевых позициях оказались недостатки, связанные с содержанием речи: · главная мысль замусорена несущественными деталями; · недостаточно доказательств в поддержку главной мысли; · спикер слишком медленно выдает информацию; · отсутствует главная мысль; · спикер говорит о теме, которая не волнует аудиторию; · не было четкого заключения в конце. Конкретность информации
Главное требование к информации в публичном выступлении в ситуации делового общения – она должна быть конкретной. Вместо общего тезиса, надо приводить конкретный, сопровождающийся иллюстрациями, примерами практического применения, содержащими цифровую информацию. Приведем пример:
Если общий тезис дополнить примером (иллюстрацией), то он становится конкретным. Ориентация на аудиторию
Очень часто выступающие забывают о своей аудитории. Это происходит из-за отсутствия опыта или из-за сильного погружения в свои переживания. Волнение и страх мешают сосредоточиться на аудитории. В связи с этим стоит обратить внимание на высказывание, которое поможет с этим справиться: «Относитесь серьезно к своему делу, а не к себе». Оно принадлежит Морвину Бауэру – американскому бизнесмену, создателю знаменитой концепции лидерства и целого научного направления – управленческого консалтинга. Смысл этого высказывания применительно к публичному выступлению может быть объяснен так: надо постараться сосредоточить все внимание на слушателях и на том, что надо им сказать, а не на своих переживаниях и волнениях. Речь должна быть актуальной и содержательной с точки зрения аудитории. Чтобы этого достичь, важно уметь составлять «портрет» своей аудитории, понимать, перед кем ты будешь выступать, к кому обращаться с речью. Выступления перед студентами, специалистами в энергетической сфере, военными, пенсионерами будут различаться по содержанию. Это разная аудитория. Первый вопрос, который надо задать себе перед выступлением Отбирая конкретную информацию для выступления, следует задать вопрос: «Для кого эта информация?», (Каковы потребности и интересы аудитории, перед которой предстоит выступить?) Например, во время собеседования при приеме на работу речь кандидата на вакантную должность должна быть построена с учетом интересов работодателя и отвечать на вопрос: «Чем я могу быть полезен компании?» Говоря о своем образовании, опыте работы и профессиональных навыках, личных качествах, нужно учитывать потребности работодателя. Именно поэтому рекомендуется перед собеседованием узнать как можно больше информации о той компании, в которой вы хотели бы работать.
Второй вопрос, который надо задать себе перед выступлением Второй вопрос, который следует задать себе, что должна аудитория с этой информацией сделать после вашего выступления, то есть нужно привязать информацию к цели. Очень важно с самого начала ее правильно сформулировать. Цель должна объединять говорящего и его аудиторию. Она рождается на пересечении «Я хочу» и «Нам нужно». Учет позиции слушателя при подготовке к выступлению Если подойти к формулировке цели с позиции слушателя, то он должен дать ответы на следующие вопросы: 1. Сформулирована ли цель в терминах действия аудитории? 2. Достаточно ли она конкретная? 3. Ясно ли, что мы хотим от него? 4. Что он должен сделать после нашего выступления? Рассмотрим формулировки цели, исходя их этих рекомендаций.
После выступления слушатели должны понять, какие проблемы оно помогает им решить, как помогает им быть более успешными в жизни. Они должны понимать, чем им было полезно (выгодно) это выступление, на которое они потратили свое время. Ответ на этот вопрос делает речь более емкой и лаконичной, помогает ее структурировать. Таким образом, стремясь к тому, чтобы речь была ориентирована на аудиторию, надо ответить на три вопроса: · Для кого эта речь? · Что должна сделать аудитория с этой информацией после выступления? · Какова польза аудитории от выступления? Структура текста Публичное выступление имеет трехчастную структуру: вступление, основная часть и заключение. Назначение вступления – подготовка к восприятию основного содержания: введение в тему, проблему, постановка цели. В основной части формулируется тезис и дается его аргументация. Заключение, как правило, содержит выводы. Применительно к деловому общению, основная часть, как правило, представляет собой такую структуру: формулировка проблемы и пути ее решения. Для отработки умения структурировать деловую информацию можно использовать формат питча. Питч – это короткое выступление, целью которого является самопрезентация, презентация своей команды, проекта, плана и т.д.
Основная задача питча – вызвать интерес к себе. Например, можно использовать формат «The Elevator Pitch» ─ формат лаконичной презентации за 90 секунд. Речь должна не превышать 150 слов и соответствовать четырем критериям: · быть лаконичной, · быть легкой для понимания, · быть увлекательной, · не вызывать сомнений в пользе. Содержанием питча являются ответы на четыре вопроса в заданной последовательности «Кто?» «Что?» «Зачем?» «Как?»:
1. Кто вы? (представление себя: сказать, чем занимаетесь, отобрать то, что значимо в связи с вашей идеей) 2. Что вы делаете? (рассказ о своей идее) 3. Зачем слушателю это надо, какая польза? 4. Как вы это будете делать?
Такой подход позволяет структурировать текст и сделать его понятным и для себя, и для слушателя. Навыки в произнесении питчей позволят хорошо подготовиться к собеседованию с работодателем, к переговорам во многих ситуациях делового общения. Подача материала Контакт с аудиторией
В течение всего выступления важно поддерживать контакт с аудиторией, с первых слов нужно стремиться к установлению контакта со слушателями как словами, так и паравербальными средствами – голосом, интонацией. Это позволяет вызвать доверие к себе и настроить слушателей на восприятие информации. Также нужно стараться поддерживать зрительный контакт с аудиторией, отслеживать реакцию слушателей и отвечать на вопросы: Понятно ли им, что вы говорите? Не скучно ли им? Поддерживать контакт с аудиторией помогают риторические вопросы, словно обращенные к самому себе, как, например, это делал Стив Джобс в знаменитой презентации первого смартфона Apple Iphon: ─ Как же мы решили эту проблему? ─ Мы придумали мышь! ─ Да кто вообще хочет пользоваться стилусом? ─ Никто не хочет. Для того чтобы поддерживать контакт с аудиторией во время выступления, существует только одно правильное расположение выступающего – лицом к аудитории, а не лицом к презентации на экране или к своим листочкам с записанным текстом. Докладчик сразу теряет контакт со слушателями, если читает текст с экрана или с листа. Во время презентации слушатели читают про себя быстрее, чем выступающий говорит вслух, кроме того, они не могут делать два дела одновременно, а следовательно, перестают слушать.
Техника речи Устная речь – звучащая, поэтому сила ее воздействия зависит не только от содержания, но и от техники речи, от умения пользоваться паравербальными средствами, связанными с характеристиками голоса. Особенно возрастает роль паравербальных средств при онлайн-общении, которое занимает все больше место в деловой коммуникации. К этим средствам относятся громкость, темп, дикция, паузы, частота дыхания, интонация. Специалисты по речи утверждают, что голосом можно передать даже наше желание чего-либо, например, во время собеседования желание работать в определенной должности и в этой компании, а на экзамене ─ желание хорошо ответить и получить высокий балл. Речь должна быть свободной, то есть не тихой и монотонной (такая речь обычно ассоциируется со сдержанностью, скромностью, нехваткой жизненной силы), а гибкой, вариативной в зависимости от того, что мы говорим, что мы хотим передать своей речью. Если речевой аппарат зажат, то речь будет медленной, монотонной, тихой, слова при произношении будут «вязнуть» и не смогут вызывать эмоционального отклика у слушателей. Для того чтобы добиться свободной речи и снять зажатость речевого аппарата, необходимо выполнять специальные упражнения на правильное речевое дыхание. Они одновременно помогают справиться с волнением и дрожью в голосе. Также, подобно актерам, нужно делать специальные упражнения на расслабление всех элементов речевого аппарата (челюсти, мышц языка и др.). Для того чтобы увидеть результативность подобных упражнений, можно посмотреть американский художественный фильм «Король говорит!», номинированный на премию «Золотой глобус». Режиссер Том Хупер рассказывает в нем об избавлении короля Великобритании Георга VI с помощью специалиста-тренера от своих проблем с речью. Вопрос о том, как добиться живой, искренней интонации, непрост. Считается, что один из наиболее действенных способов добиться такой интонации ─ использовать «киноленту видений». Этот совет принадлежит К.С. Станиславскому. Он заключается в том, чтобы в своем воображении во время речи переместиться в ту ситуацию, о которой вы говорите и которая вас эмоционально трогает, словно вы в момент рассказа «видите» все события. Нужно увидеть все до мельчайших деталей, подключить свое воображение и только потом начинать говорить.
Тайминг
Тайминг – это понятие, отражающее точное планирование времени, подразумевающее указание дат и часов, а также сроков выполнения.
Выступая публично, следует помнить об отведенном тебе времени. Не попадать в тайминг неприятно. Говорящий чувствует себя неудобно, начинает торопиться и в результате портит впечатление от выступления. Кроме того, затягивание со временем – это проявление неуважение к другим, посягательство на их право выступить. Поэтому рекомендуется заранее проговаривать свою речь, чтобы проверить свою готовность уложиться во времени. Задания к теме «Основы публичного выступления» Задание 1. Оцените работы студентов по замене общего тезиса на конкретный. Какой балл от 0 до 5 вы бы поставили за первую и вторую работу? Обоснуйте свою оценку.
Конкретный тезис |
|||||||||||||||||
Работа 1 | ||||||||||||||||||
Я обладаю хорошей физической формой | Я каждый день занимаюсь спортом, три раза в неделю посещаю спортзал, каждое утро выхожу на пробежку в парк, а зимой часто катаюсь на лыжах. | |||||||||||||||||
Работа 2 | ||||||||||||||||||
Мне интересно всё, что связано с компьютерами | Я сделал две сборки компьютера, помогаю знакомым справляться с различными неисправностями компьютера, в школе активно помогал учителю информатики по технической части компьютеров. | |||||||||||||||||
Задание 2. Прочтите тезисы. Выберите один, который ближе вам. Замените общий тезис на конкретный. (Или предложите свой общий тезис, заменив его затем на конкретный).
1. Я коммуникабельный человек.
2. Я ориентирован на результат.
3. Я могу поладить с любым коллективом.
4. Я обладаю хорошей физической формой.
5. Я сохраняю спокойствие в стрессовых ситуациях.
6. За время учебы в университете мои коммуникативные навыки заметно выросли.
7. У меня есть лидерские качества.
8. Я давно занимаюсь спортом.
9. Мне интересно все, что связано с компьютерами.
10. Иваново ─ молодежный город.
11. ИГЭУ – лучший вуз в Иванове.
12. Иваново сегодня нельзя называть текстильным краем.
Задание 3. Оцените работы студентов. Им было предложено написать яркие конкретные факты о себе, отличающие их от других. При этом запрещалось использовать слова «хорошо умею», «люблю», «лучше всех», «нормально» и требовалось определить, для какой аудитории эта информация будет актуальна.
Какой балл от 0 до 5 вы бы поставили за первую и вторую работу? Обоснуйте свою оценку.
Факты о себе | Для какой аудитории? | |
Работа 1 | ||
1. Дружелюбный. 2. Имею чувство юмора. 3. Интеллигентный. 4. Целеустремленный. 5. Ответственный | 1. Для работодателя. 2. Для одногруппников. 3. Для волонтеров
| |
Работа 2 | ||
1. Ходил в поход на 36 километров. 2. Знаю, как собрать фильтр из подручных средств в лесу. 3. Имею необходимое снаряжение для выживания на природе. | Для участников турклубов | |
Задание 4. Напишите 3─5 ярких конкретных фактов о себе, отличающих вас от других. Не используйте слова «хорошо умею», «люблю», «лучше всех», «нормально».
Определите, для какой аудитории можно будет использовать эту информацию о себе. Обоснуйте свой ответ.
Задание 5. Прочитайте примеры неудачных формулировок целей публичного выступления перед студенческой аудиторией.
Выберите один из примеров. Переформулируйте цель правильно с учетом информации данного учебного пособия. Обоснуйте свой ответ.
Неправильно | Правильно |
1. Рассказать о нашем университете | |
2. Рассказать, почему важно пробовать выступать публично | |
3. Рассказать, почему надо заниматься спортом | |
4. Рассказать, как я делал свой сайт | |
5. Рассказать о любимой компьютерной игре | |
6. Чтобы задумались о судьбе стариков в доме престарелых | |
7. Чтобы задумались о чистоте родного города |
Задание 6. Прочитайте питчи преподавателей и студентов ИГЭУ. Найдите в них ответы на вопросы «Кто?» «Что?» «Зачем?» «Как?» Разделите тексты на абзацы в соответствии со структурой питча. Озаглавьте тексты. Начните заготовок так: «Как…».
Текст 1
Меня зовут Галина Вячеславовна. Я окончила аспирантуру Санкт-Петербургского университета, где защитила кандидатскую диссертацию. В течение 12 лет преподавала русский язык литовским студентам в Вильнюсском университете. Сейчас ─ доцент кафедры русского и иностранных языков одного из лучших энергетических вузов России. Преподаю будущим инженерам и экономистам дисциплину «Основы деловой коммуникации». За свою жизнь я обучила более трех тысяч студентов навыкам эффективной речи. Мой опыт дает мне основания утверждать, что занятия по моей дисциплине очень полезны для студентов, помогают им уверенно выступать с сообщениями на любой дисциплине, а также на конференциях, защите дипломной работы, общаться с девушками и друзьями. Когда-то мне было трудно подойти к незнакомому человеку и спросить его: «Который час?». Но я бросила вызов своей слабости и сделала умение эффективно общаться своим ориентиром. Если вы тоже этого хотите, приходите на мои занятия, и мы вместе с вами разберемся, как это сделать лучше для вас. Мои контакты – кафедра русского и иностранных языков ИГЭУ, аудитория А-301. Я не просто верю, я знаю, что это возможно, если вы тоже этого хотите!
Текст 2
Меня зовут Дударева Наталья Анатольевна. Большую часть своей профессиональной жизни я преподаю английский язык в Ивановском государственном энергетическом университете. 25 лет назад я основала кафедру интенсивного изучения английского языка и разработала программу «Переводчик в сфере профессиональной коммуникации», чтобы научить будущих инженеров, программистов и экономистов свободно говорить по-английски и работать на этом языке. Более 800 выпускников нашей кафедры разлетелись по всей стране и за ее пределы – работают, учатся, живут и путешествуют, не зная, что такое языковой барьер. Английский стал частью их жизни и открыл перед ними весь мир. А вы когда-нибудь мечтали научиться говорить на английском языке, на котором разговаривает две трети человечества? Я утверждаю, что это возможно (но не за 3 недели, как иногда обещают). Изучение иностранного языка – огромный труд. Но также это увлекательное путешествие по глубинам английской грамматики, тонкостям лексики, это знакомство с историей и культурой стран англоязычного мира. Я приглашаю вас в это путешествие – вас, увлеченных, готовых преодолевать трудности ради амбициозной, но достойной цели, – овладеть английским языком. Приходите учиться на кафедру интенсивного изучения английского языка.
Текст 3
Меня зовут Андрей Колобов. Я студент первого курса электроэнергетического факультета ИГЭУ. Раньше я очень часто опаздывал на занятия, из-за чего были конфликты с преподавателями. В какой-то момент я понял, что это нужно исправлять и успешно справился с этим. За последние два года я всегда приходил вовремя, будь то учебное занятие или дружеская встреча. Вы спросите: «Зачем мне это нужно?». Я отвечу, что ждать никто не любит. Когда вы заставляете человека ждать, он расценивает это как неуважение и думает о вас хуже, чем если бы вы пришли вовремя. Можно лишиться работы, если постоянно опаздывать, или не успеть прийти на собеседование. Поэтому лучше выработать эту привычку именно сейчас. Если вы тоже не хотите иметь конфликтов с начальством или друзьями из-за постоянных опозданий, вы всегда можете обраться ко мне, и я вам подробно расскажу, как перестать опаздывать. Пишите мне ВКонтакте.
Задание 7. Составьте питч на одну из предложенных тем. Его структура должна соответствовать ответам на вопросы «Кто?» «Что?» «Зачем?» «Как?». Если данные формулировки не близки вам, предложите свою тему и составьте по ней питч. Выступите с питчем в своей группе.
1. Как найти работу, продолжая учиться?
2. Как отлично провести каникулы с бюджетом в 10 тысяч рублей?
3. Как успешно продолжить учебу после демобилизации?
4. Как нравиться девушкам?
5. Как найти свою вторую половинку, учась в университете?
6. Как сделать продающийся блог?
7. Как избавиться от прокрастинации?
8. Как избавиться от депрессии?
9. Как научиться позитивно относиться к себе и к окружающим?
10. Как избавиться от сильной зависимости от соцсетей?
11. Как успешно сдать сессию?
12. Как заслужить доверие преподавателя?
13. Как получить стажировку для учебы за границей.
14. Как убедить девушку, будущую маму, не курить?
15. Как презентовать себя, чтобы понравиться другому человеку?
Задание 8. Трансформируйте тексты: создайте позитивный контекст вместо негативного.
Перед выполнением задания прочтите дополнительную информацию по технике его выполнения.
Дополнительная информация
Позитивный контекст создается с помощью слов, за которыми стоит вера в себя и в успех (сможем, добьемся, успех, получится), негативный ─ с помощью негативно окрашенных слов (сложно, вряд ли, не получится).
Тексты
1. Это очень сложно. Далеко не каждый может с этим справиться. Не знаю, как мы это сделаем и хватит ли нам опыта. У нас это вряд ли получится. Нам не стоит браться за этот проект.
2. Я не смогу сдать экзамены. Всё валится из рук. Не знаю, сколько ещё я выдержу. Все предметы слишком сложные.
3. Сегодня вряд ли будет хорошая погода. Синоптики не обещали ничего хорошего. Наверняка будет гроза и дождь, поэтому у нас не получится сходить в парк аттракционов. Из-за этого весь день пропадет. Он будет самым скучным на неделе.
4. Взрослая жизнь очень трудна. Далеко не каждый в ней может добиться успеха. Ты не станешь тем, кем когда-то мечтал быть. Не стоит пытаться что-то изменить, от тебя ничего не зависит.
5. Этот день рождения получился не особо хорошим. Пришло мало гостей. Погода на улице была пасмурная, шел дождь. Получил мало позитивных эмоций и подарков. Не удалось снять дом или заказать стол в кафе. Просидели весь вечер дома.
6. Я не хочу участвовать в этом мероприятии. Я забуду слова и собьюсь. Надо мной все будут смеяться. В меня никто не верит. Я боюсь выходить на сцену.
Тема 7.
Умение убеждать
План
1. Понятие убеждения.
2. Структура аргументации.
3. Виды аргументов.
4. Количество и очередность аргументов.
5. Демонстрация.
6. Универсальные правила убеждения.
7. Рекомендации по развитию умения убежать.
1. Понятие убеждения
Любому человеку в деловом и личном общении необходимо умение убеждать. Без него невозможно обосновать свое мнение, доказать свою позицию, аргументировать свою точку зрения и, в итоге, быть успешным в деловой коммуникации.
Убеждение – это воздействие на сознание, волю, чувства людей с целью изменить их взгляды, представления, отношение к чему-либо.
При убеждении используется доказательство или опровержение.
Доказательство – это убеждение в истинности тезиса с помощью аргументов, а опровержение – это убеждение в ложности тезиса с помощью контраргументов.
Убеждение следует отличать от внушения, то есть навязывания готового мнения другому человеку путем воздействия на подсознание.
Прежде чем приступить к убеждению, надо ответить на три вопроса:
· Кого я хочу убедить? (Нарисовать для себя портрет аудитории, человека, которых предстоит убеждать.)
· В чем я конкретно хочу убедить другого человека?
· Зачем я хочу его убедить?
Структура аргументации
В структуре аргументации выделяют три элемента:
· Тезис – это положение, которое доказывается с помощью аргументов.
· Аргументы – это доводы, с помощью которых мы доказываем тезис.
· Демонстрация – способ доказательства, система организации аргументов.
Аргументация
| |||||
Тезис Что доказываем? (Мысль, высказывание) | Аргументы На основании чего? (Доказательная база) | Демонстрация Каким образом? | |||
Сначала надо правильно сформулировать тезис и подобрать аргументы. Тезис должен быть:
1) ясным;
2) одним и тем же на протяжении всего доказывания.
Чтобы аргументы были эффективными, надо знать структуру аргумента. Аргумент состоит из трех частей:
· краткая суть аргумента;
· поддержка;
· пример, иллюстрация (картинка)
Например, нам надо доказать тезис: На Марсе есть жизнь.
Аргумент: | |
Краткая суть аргумента | Там есть большое количество воды |
Поддержка | Вода – это жизнь, химическая основа всех форм существования материи. (Объясняет смысл аргумента, то, почему мы его использовали.) |
Пример (картинка) | Например, в аналогичных условиях развивалась жизнь на нашей планете Земля. (Конкретизирует аргумент, делает его информативным.) |
Картинка – это визуальный образ, возникающий в воображении слушателей и вызывающий у них такие эмоции, которые способны подчеркнуть правильность вашей позиции.
Виды аргументов
Выделяют следующие виды аргументов: сильные (или действенные), слабые, несостоятельные.
Сильные аргументы не вызывают критики, их невозможно опровергнуть, не принять во внимание.
К сильным аргументам относят:
1) точные факты;
2) законы и официальные документы, имеющие силу;
3) экспериментально подтвержденные выводы;
4) заключения экспертов;
5) ссылки на признанные слушателями авторитеты;
6) цитаты из авторитетных для аудитории источников;
7) статистическая информация, собранная и обработанная профессионалами-статистиками.
Слабые аргументы могут вызвать сомнения у слушателей. К слабым аргументам, например, относят:
1) доводы, основанные на личной уверенности или сомнении говорящего;
2) ссылки на авторитеты, неизвестные или малоизвестные слушателям;
3) выводы из неполных статистических данных.
Чаще всего из слабых аргументов используются личные аргументы, основанные на личных отношениях. Пример личного аргумента: Вы же меня хорошо знаете, я всегда все документы оформляю к сроку.
Личные аргументы являются слабыми, так как могут приниматься во внимание при общении с людьми, которые давно тебя знают с хорошей стороны, но не используются при общении с малознакомыми и незнакомыми людьми.
Несостоятельные аргументы позволяют разоблачить человека, применяющего их.
К несостоятельным аргументам относят:
1) суждения на основе подтасованных фактов;
2) ссылки на непроверенные источники;
3) выдаваемые авансом обещания;
4) ложная информация.
| Поделиться: |
Познавательные статьи:
Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 237; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!
infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.135.226 (0.017 с.)