Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие и особенности деловой коммуникации

Поиск

 

Понимание важной роли коммуникации в жизни человека и общества способствовало тому, что ее изучение началось уже в античности. Последующее радикальное усиление роли коммуникации в жизни общества, возникновение новых технических средств коммуникации привели к необходимости ее научного изучения во всех аспектах, причем не только в социальных системах, но и в биологических, технических. Сегодня успешно развивается такая наука, как теория коммуникации, которая является теоретической основой для нескольких прикладных научных дисциплин, в том числе деловой коммуникации.

Деловая коммуникация ─ это процесс взаимодействия деловых партнеров, при котором осуществляется обмен информацией, значимой для достижения целей совместной деятельности.

 

Целью деловой коммуникации может быть эффективный обмен информацией между партнерами, установление сотрудничества; налаживание деловых отношений.

Выделим ряд особенностей, характерных для деловой коммуникации.

Особенности деловой коммуникации Комментарий
1. Предмет общения – производственная, научная, коммерческая и другая совместная деятельность (дело) Предметом общениянеявляютсяличностные проблемы, проблемы семьи, политической ситуации и т.п.  
2. Иерархический характер Например, в деловой коммуникации необходимо соблюдать субординацию в отношениях между начальником и подчиненными.
3. Регламентированность   Деловая коммуникация подчинена установленным правилам и ограничениям, например правилам делового этикета.
4. Функционально-ролевой характер Например, деловая коммуникация строится с учетом должности партнера по общению, его прав и функциональных обязанностей. Каждой роли соответствуют определенные ожидания других участников общения, поэтому необходимо вести себя в соответствии со своей ролью в конкретной ситуации.

Регламент (франц. règlement от règle – правило) – это правила, которые регулируют порядок проведения какой-либо работы или деятельности.

 

В отличие от делового, неделовое общение связано с решением внутренних психологических проблем: разрешением внутреннего конфликта, обсуждением происходящего вокруг, выражением своего отношения к этому, поиском смысла жизни и т. д. В этом виде общения человек удовлетворяет свою потребность в понимании, сочувствии, сопереживании.

Виды деловой коммуникации

Деловая коммуникация многообразна, поэтому невозможно разработать единую классификацию ее видов. Наиболее значимыми для практики делового общения являются следующие виды:

1. Вербальная и невербальная коммуникация (в зависимости                   от знаковой системы, которая используется при коммуникации).

Вербальная коммуникация – это речевая коммуникация. Невербальная коммуникация – неречевая коммуникация.

Например, невербальная коммуникация может осуществляться          с помощью жестов.

2. Письменная и устная коммуникация (в зависимости от формы речи – устной или письменной).

3. Межличностная – групповая – публичная (массовая) коммуникация   (в зависимости от количества участников общения). Соотношение «1+1» характерно для межличностной коммуникации, «1+немного» ─ для групповой коммуникации, «1+много» ─  для публичной коммуникации.

4. Межкультурная коммуникация (в зависимости от того, какой тип деловой культуры представляет). Это особая форма коммуникации между представителями различных культур. Существуют, например, национальные культуры, культуры поколений, культуры организаций. Значение межкультурной коммуникации в наше время усиливается          в связи с интенсивной миграцией и необходимостью сделать более эффективной коммуникацию между представителями различных культур, снизить конфликтный потенциал.

5. Монологическая и диалогическая коммуникация (взависимости         от направленности речи между говорящим и слушающим).

Монолог – это развернутое высказывание одного лица, не предполагающее обмена репликами с другими людьми, диалог – это форма обмена высказываниями между двумя или несколькими людьми.

6. Контактная (от лат. contactus – соприкосновение) и дистантная      (от лат. distantia – расстояние) коммуникация (в зависимости от наличия или отсутствия непосредственного контакта). Если происходит непосредственный контакт (реальное, живое общение), это контактная коммуникация, если есть дистанция во времени и пространстве (например, при дистанционном обучении, телефонном разговоре, общении в социальных сетях), это дистантная коммуникация. Контактную коммуникацию еще называют непосредственной, прямой, а дистантную ─ опосредованной, косвенной. Контактная коммуникация является более полноценным видом коммуникации, так как дает возможность получить максимально полную информацию об участниках общения. При дистантной коммуникации не осуществляется полноценный психологический контакт, обратная связь затруднена.

7. Официальная и неофициальная коммуникация (в зависимости           от обстановки общения). Официальное общение происходит в строгой деловой обстановке и предполагает соблюдение всех правил и формальностей. В отличие от официального, неофициальное общение не ограничено строгими рамками деловой ситуации, так как это нерегламентированное, частное общении

8. Внутренняя и внешняя коммуникация (в зависимости от того, как осуществляется информационный обмен). Если коммуникация осуществляется внутри системы (например, между подразделениями), то это внутренняя коммуникация, если с внешней средой, то это внешняя коммуникация (например, с другими организациями, поставщиками, клиентами, партнерами, конкурентами, правоохранительными органами и т.д.).

Внутренние коммуникации в свою очередь в зависимости                  от направленности общения классифицируют на вертикальные и горизонтальные. Вертикальные стоятся по типу руководитель-подчиненный, руководитель-коллектив, руководители разного уровня (например, ректор – декан). Горизонтальные представлены формами общения между коллегами, равными по иерархическому уровню, например, коммуникация между коллегами внутри подразделения, между подразделениями, между руководителями.

 

Задания к теме

«Понятие и виды деловой коммуникации»

Задание 1. А) Объясните значение таких понятий, как коммуникабельность, эмоциональный интеллект, гибкость, тайм-менеджмент, аналитический склад ума, обучаемость, креативность, которые используются в перечне компетенций будущего. Прочтите комментарий к заданию.

 

Комментарий к заданию

Уровень развития эмоционального интеллекта определяется                в зависимости от того, насколько человек способен осознавать свои эмоции, контролировать их, как глубоко он способен анализировать эмоции других, насколько в нем развита способность к эмпатии(сопереживанию, сочувствию), к пониманию других людей, находить      с другими общий язык и выстраивать общение с другими.

 

Б) Ответьте на вопросы: Какими из этих качеств вы обладаете? Какие требуется развивать?

*Задание 2. Выполните упражнение, способствующее развитию эмоционального интеллекта.

Напишите в тетради фразу, отражающую суть вашей неудачи, проблемы, страха, стрессора (фактора, вызывающего стресс). Например: Я очень боюсь зачета по курсу «Основы деловой коммуникации»: не успею подготовиться, боюсь показаться глупым и неспособным. Проанализируйте вашу запись (что вы почувствовали, когда это писали, как на вас повлияло это чувство), а затем трансформируйте ее                 в позитивном ключе (превратите эту ситуацию в точку вашего развития). Например, напишите: Я получу новый опыт, у меня пропадет страх перед экзаменами, я пойму, как проходит зачет, мне в следующий раз будет легче готовиться к сессии.

Можете оформить новую запись в виде рисунка, схемы.

Задание 3. Восстановите пропуски в модели коммуникации. Объясните значение каждого понятия и его роль в конструктивной коммуникации.

?→ сообщение → каналы передачи информации →?

Задание 4. Ответьте на вопросы:

1.Какие потери информации могут происходить в каждом элементе модели коммуникации (например, во время лекции)? Как, на ваш взгляд, можно предотвратить эти потери?

2.Что такое барьеры в коммуникации? С какими барьерами                     в коммуникации вы сталкиваетесь в процессе общения                                     с преподавателями? С родителями? Со сверстниками? Как можно преодолеть эти барьеры? Приведите один свой конкретный пример и прокомментируйте его.

Задание 5. Вставьте пропущенные ключевые слова в определение понятия «деловая коммуникация».

Деловая коммуникация представляет собой … информацией, значимой для участников общения и достижения целей … деятельности.

Задание 6. Заполните пробелы в таблице «Виды деловой коммуникации».

Признак Вид деловой коммуникации
1. Использование речи  
2. Невербальная коммуникация
3. Отсутствие непосредственного контакта  
4. Официальная коммуникация

Задание 7. Ответьте на вопросы, используя термины, данные в скобках. Аргументируйте свой выбор.

1. Какой вид коммуникации вы выберете для передачи важной и сложной информации? Для передачи информации большого объема? (устная ─ письменная коммуникация)

2. Какой вид коммуникации осуществляется при чтении книг?       При разговоре по телефону? При обмене записками в аудитории?  При переписке? (контактная – дистантная коммуникация)

3. Как называется вид коммуникации, в котором участвуют трое друзей в неформальной обстановке? 20─50 человек во время лекции? 100 и более человек во время концерта? (межличностная – групповая – публичная – массовая коммуникация)

4. Как вы считаете, сможет ли общение в Сети заменить живое общение?

Тема 2.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 215; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.225.234.128 (0.007 с.)