Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Речевой этикет. Универсальные этикетные формулы

Поиск

Речевой этикет – это совокупность правил речевого поведения.

 

Человек, владеющий речевым этикетом, умеет:

· учитывать обстановку общения (официальная – неофициальная);

· учитывать фактор адресата (социальный статус, личные заслуги, пол, возраст, степень знакомства);

· правильно использовать этикетные речевые средства в различных ситуациях делового общения (знакомство, приветствие, просьба, благодарность и т.д.).

 

Универсальные этикетные формулы

Правила речевого поведения реализуются с помощью универсальных этикетных формул, которые используются в повторяющихся ситуациях делового общения.

 

Ситуации делового общения Универсальные этикетные формулы
Представление Позвольте представить вам … Разрешите представить вам … Очень приятно. Рад знакомству. Рад познакомиться.
Приветствие Добрый день (утро, вечер)! Здравствуйте!  
Прощание До свидания! Всего доброго! Всего хорошего! До встречи! (если назначена встреча) Счастливого пути! (отъезжающему)
Благодарность Спасибо! Большое спасибо! Очень признателен вам! Благодарю! Разрешите поблагодарить вас! Позвольте выразить благодарность.
Просьба Будьте добры… Прошу вас…
Извинение Извините, пожалуйста… Приношу свои извинения… Прошу меня простить… Простите, пожалуйста…
Предложение Позвольте предложить… Мне хочется предложить вам… Я хотел бы предложить вам…
Приглашение Разрешите пригласить вас на… Я приглашаю вас на… От имени…приглашаю вас на… Будем рады вас видеть …
Отказ Извините, я не могу … (помочь, разрешить, выполнить вашу просьбу). Извините, в настоящее время это невозможно. Я вынужден запретить (отказать).

Главное требование к употреблению универсальных этикетных формул – соблюдение принципа соответствия речевой ситуации.

Речевая ситуация – это ситуация общения. Она включает предмет речи и участников общения (их характеристики, взаимоотношения, время и место высказывания).

 

Задания к теме

«Законы и принципы делового общения. Основы делового этикета»

Задание 1. Сравните принцип кооперации и принцип вежливости, найдите общие и различные черты.

 

Задание 2. Убедите студенческую группу в том, что применение принципа кооперации является залогом успешности делового человека.

 

Задание 3. Докажите, что основой принципа вежливости является уважение к личности собеседника и желание предотвратить возможные конфликтные ситуации.

 

*Задание 4. Напишите рассуждение на тему «Как принцип вежливости реализуется при общении в вашей студенческой группе?»

Ответьте на вопросы: Какие максимы соблюдаются, а какие, возможно, нарушаются? Разработайте рекомендации по созданию комфортной среды в вашей студенческой группе.

Задание 5. Работа в паре. Разыграйте диалог, используя принцип укрупнения своего собеседника:

1) одобрите его даже незначительные успехи,

2) одобрительно процитируйте его прошлые высказывания,

3) попросите у него совета,

4) намекните на его компетентность.

Задание 6. Работа в паре. Возьмите друг у друга интервью, учитывая, что оно необходимо, чтобы получить информацию для дальнейшего представления своего собеседника на конкурсе ораторов «Золотое слово» (на научной конференции, на конференции обучающихся ИГЭУ или в другой ситуации делового общения).

Подготовьте представление собеседника на одну минуту и выступите с ним перед аудиторией.

Задание 7. Работа в паре. Придумайте любую конкретную официальную ситуацию (просьба, приглашение, благодарность, извинение, предложение, отказ, замечание, совет), опишите ее, разыграйте диалог в паре с использованием универсальных этикетных формул.

Примеры ситуаций:

1) просьба к декану освободить вас от занятий по семейным обстоятельствам в связи с отсутствием теплых вещей;

2) приглашение преподавателя на научную студенческую конференцию, на которой вы выступаете с докладом в одной из секций;

3) благодарность преподавателю за глубокие знания, полученные   при изучении курса;

4) извинение за опоздание на занятие (за невыполненное вовремя домашнее задание).

5) замечание подчиненному за опоздание на работу (за занятие на рабочем месте посторонними делами).

6) отказ подчиненному, пришедшему к вам с предложением, которое уже реализуется в фирме.

Задание 8. Примите участие в ролевой игре «Отказ».

Условия игры: Студенты разбиваются на пары. Один студент произносит заманчивое предложение или настойчивую просьбу (предлагает свой вариант), а другой должен ему спокойно и решительно отказать, при этом не обидев.

В ходе игры рекомендуется использовать речевые формулировки:

1. Дай мне немного времени, чтобы обдумать твою просьбу (предложение).

2. Боюсь, что… (к сожалению…).

3. Сегодня не получится….

4. Мне очень жаль, но я не смогу тебе ничем помочь....

Обсуждение хода игры (участвует вся группа):

1) что мешало, а что помогало выполнить задание?

2) смог ли студент сказать «нет» тактично, не обидев своего собеседника?

Задание 9. Выберите ответы, которые являются примерами верного поведения при ответе на благодарность. Обоснуйте свой выбор.

 

 

Поведение

1. Игнорирует сказанное (молчит).
2. Показывает смущение.
3. Сразу в ответ сам начинает благодарить собеседника.
4. Испытывает гордость и удовольствие.

 

Примеры ответных реплик

1. Спасибо.
2. Пожалуйста.
3. Очень рад, что мне удалось ….
4. Да, я знаю, я такой!
5. Мне было очень приятно с вами работать.
6. Я не сделал ничего особенного.
7. Ваша благодарность неуместна.
8. Вы и правда так думаете?
9. Если бы не (имя другого человека), результат был бы не таким!
10. Это моя работа!
11. Спасибо! Приятно слышать такие слова.

Задание 10. А) Изучите информацию таблицы «Портрет делового человека».

Выберите любую известную личность в сфере мировой или российской политики, деловой жизни и, опираясь на материал таблицы, ответьте на вопросы:

 

1. Какое впечатление и почему этот человек на вас производит?

2. Каким человеком вы его (ее) видите?

3. Как внешность, манера держаться, поведение и речь влияют на наше восприятие этой личности?

При подготовке ответа желательно использовать фото- и видеоматериалы (например, из Интернета).

Таблица «Портрет делового человека»

Элемент

Делового этикета

Характеристики

+ - 1. Внешность (выражение лица, осанка, одежда, обувь, сочетание цветов, стиль, прическа, очки, часы, украшения и др.) Привлекательность Скорее, непривлекательность     2. Манера держаться Дружелюбность, открытость, оптимизм, самообладание Раздражительность, замкнутость, пессимизм, подавленность, несдержанность 3. Поведение Вежливость энергичность, такт, уверенность, реальная самооценка, неконфликтность, честность, доброжелательность искренность, компетентность Честолюбие, тщеславие, переоценка себя, робость, нервозность, суетливость, нерешительность, лживость, конфликтность, некомпетентность 4. Речь Лаконизм, хорошая дикция, гибкая интонация, громкая речь, грамотная речь, ясное изложение мыслей   Многословие, нечеткая дикция, монотонная и тихая речь, неграмотная речь, неумение четко выразить мысль

 

*В) Выполните задание на самодиагностику.

Для того чтобы сделать коммуникацию с другими людьми более успешной, посмотрите на себя глазами другого человека и, используя материал таблицы «Портрет делового человека», ответьте на вопросы: 

1)Какое впечатление и почему я произвожу на окружающих? 

2) Каким человеком они меня видят?                

Определите точки развития своего имиджа как делового человека.

РАЗДЕЛ II.



Поделиться:


Познавательные статьи:




Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 190; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.17.28 (0.014 с.)