![]() Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву ![]() Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема. Причастие как часть речи.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Цели: дать понятие о причастии как о части речи; показать связь причастия с прилагательным и с глаголом; развивать логическое мышление учеников. Методические приемы: объяснения учителя, выполнение упражнений, словарная работа. Ход урока I. Проверка домашнего задания Чтение и обсуждение сочинений (по 1-2 сочинения на каждую тему). II. Объяснение темы «Причастие как часть речи»
Слово учителя. Мы продолжаем изучение большой темы - «Морфология и орфография». В предыдущих классах мы изучали именные части речи: существительное, прилагательное, числительное, местоимение -и еще одну важнейшую самостоятельную часть речи - глагол. Имен- -но с глаголом тесно связаны части речи, которые нам предстоит изучать в течение примерно двух четвертей. Речь идет о причастии и деепричастии. Как видите, эти части речи сходны по звучанию. Главное же их сходство - в несомненной связи с глаголом. Сразу отметим, что значительная часть ученых-лингвистов, языковедов, считает причастие и деепричастие не самостоятельными частями речи, а особыми формами глагола. В процессе изучения попробуем найти аргументы в пользу обеих точек зрения. Разумеется, вы имеете право на своё мнение по этой лингвистической проблеме. Но для этого необходимо глубокое изучение вопроса. Итак, начинаем новую тему - «Причастие». Рассмотрим выразительный пример, приведенный в учебнике. III. Работа с учебником 1. Чтение §9 (с. 24). 2. Обсуждение вопросов. Заметим, что оба слова: летучий и летящий - обозначают признаки предметов, отвечают на один и тот же вопрос (какой?) и отличаются одной лишь буквой. Вдумаемся в смысл этих определений. Слово летучий обозначает постоянный признак предмета. Этот признак присущ семенам деревьев всегда, это постоянное свойство семян, их особенность. Мы не можем сказать то же самое о камне. Постоянное свойство камня - неподвижность. Лететь он будет, причем лишь какое-то время, только если его бросить или если его столкнет, предположим, лавиной. - Как называются семена деревьев? Какие они? (Летучие.) - Как назвать камень, который летит? Какой он? (Летящий.) В первом случае перед нами определение-прилагательное. Во втором - определение-причастие. - В чем сходство прилагательного и причастия? (Отвечают на один и тот же вопрос, обозначают признак предмета.)
- В чем разница? (Прилагательное обозначает постоянный признак предмета. Причастие обозначает признак предмета по действию, и этот признак проявляется не постоянно, а во времени. Причастие можно заменить оборотом: тот, который делает что-либо или тот, с которым делают (сделали) что-либо.) Действие может производить сам предмет: работающий компьютер (тот, который работает); улыбающийся ребенок (тот, который улыбается); продолжающийся разговор (тот, который продолжается) и т. д. Но действие не всегда производит сам предмет. Иногда над ним производится действие: придуманная история (та, которую кто-то придумал); решаемая задача (та, которую кто-то решает); включенный телевизор (тот, который кто-то включил). 3. Задание: подобрать примеры причастий, доказать принадлежность слова к причастиям. IV. Выполнение упражнений 1. Упражнение 52. Наблюдения, ответы на вопросы, вывод -причастие изменяется так же, как прилагательное, и зависит от существительного, к которому относится. 2. Упражнение 53. Находим признаки глагола у причастия, делаем вывод: причасти, как и глагол, имеет формы настоящего и прошедшего времени. Дополнительный вопрос: - Может ли причастие стоять в будущем времени? Почему? Вывод очевиден: не может. Будущего времени у причастия нет: признака по действию в будущем не существует. 3. Упражнение 54: выразительное чтение, письменное выполнение на доске и в тетрадях. Задаем вопросы к причастиям, подчеркиваем их как определения: спаленной, ночующий, белеющих, 4. Упражнение 55: чтение теоретического материала на с. 25 I и его обсуждение. 5. Упражнение 56: выразительное чтение, определение стиля;" текста (художественный), самостоятельная работа (письменно). ' Домашнее задание 1.§9. 2. Упражнение 57. 3. Принести на урок любую свежую газету или журнал. Урок 17. Тема. Склонение причастий. Цели: показать сходство склонений причастий и прилагательных; закрепить навыки разора словосочетания; способствовать развитию речи учеников. Методические приемы: лингвистический разбор, устные выступления, объяснения учителя, конструирование предложений, словарная работа. Ход урока I. Проверка домашнего задания
1. Устные выступления учеников и обсуждение выступлений. (Слушаем 3-4 выступления, предупреждаем о продолжении слушаний на следующем уроке.) 2. Свободный диктант (по тексту упражнения 63). II. Изучение темы «Склонение причастий» 1. Сопоставление падежных окончаний прилагательных и причастий (по материалам учебника, с. 29). 2. Склонение прилагательных и причастий во множественном числе (самостоятельная работа; один из учеников выполняет задание на доске). Вывод: причастия склоняются так же, как прилагательные. Гласные в падежных окончаниях причастий определяются так же, как в окончаниях прилагательных, то есть по вопросу. Причастия тоже относятся к существительному. 3. Выполнение упражнений. Упражнение 64: склонение словосочетаний, конструирование предложений. Один из учеников выполняет задание на доске. Упражнения 65, 66: самостоятельная работа. Комментарии к упражнению 66. Словосочетания с главным словом - существительным: сверлящим звуком; в темнеющем пространстве; диск, проступивший; в темнеющем небе; блестящую тучу. Словосочетания с главным словом - причастием: проступивший в небе; блестящую на солнце. III. Словарная работа Записать слова, помещенные в рамках (с, 26,29,30), в словарики. Придумать предложения с этими словами (по вариантам). Присутствовать, искриться, колонна, гирлянда, отразить, калитка. 1. Устные выступления учеников и обсуждение выступлений. 2. Проверка усвоения материала. - В чем особенности склонения причастий? - Как выбрать гласную в окончании причастия? - Какие словосочетания образуются с участием причастий? 3. Упражнение 67: проверка «по цепочке», синтаксический раз бор выполняет один из учеников на доске. Дополнительный вопрос: - Из какого произведения Куприна взяты предложения? («Белый пудель».) II. Закрепление темы «Склонение причастий» 1. Упражнение 68: комментированное письмо. 2. Работа с учебниками физики, истории, географии (теми, которые есть в портфелях учеников): выбрать и записать предложения с причастиями; сделать схемы словосочетаний, в которые входят причастия. Примечание: на эту работу дается минут 10, после чего ученики читают выписанные предложения, на доске записывают схемы словосочетаний с причастиями. 3. Объяснительный диктант. Синтаксический разбор предложений. Ученики под диктовку записывают текст, подчеркивают члены предложения, выделяют словосочетания с причастиями. Сейчас от былого величия остались только свидетели его -замки, форты, мрачные дворцы и венчающая город квадратная массивная башня. У бойниц когда-то сидели люди с арбалетами, со стен лили на врагов кипящую смолу, над головой пролетали камни, пущенные с расстояния в двести метров. Сейчас - тишина. Вокруг стены и башни, поросшие мхом. (В. Некрасов.) Примечание: знаки препинания при причастных оборотах ученики еще не изучали, но можно попросить их попытаться объяснить все пунктограммы. Домашнее задание 1.§11. 2. Творческая работа: придумать продолжение текста объяснительного диктанта или его начало. Дополнительное задание (усложнение): включить в сочинение предложения с причастиями. Урок 18 Тема. Причастный оборот. Цели: дать понятие о причастном обороте; развивать логические способности учеников. Методические приемы: обсуждение творческих заданий, объяснения учителя; конструирование словосочетаний; наблюдения над текстом.
Ход урока I. Проверка домашнего задания Чтение и обсуждение нескольких творческих работ. II. Изучение темы «Причастный оборот» 1. Наблюдения над текстом. Рассмотрим предложения с причастиями в уже знакомом тексте. Выпишем словосочетания с причастиями: 1) венчающая город башня; 2) кипящую смолу; 3) камни, пущенные с расстояния в двести метров; 4) стены и башни, поросшие мхом. Ответим на вопросы: - В каких словосочетаниях причастия являются зависимыми словами? (В 1-м словосочетании: башня (какая?) венчающая); во 2-м: смолу (какую?) кипящую; в 3-м: камни (какие?) пущенные; в 4-м: стены и башни (какие?) поросшие.) - Назовите словосочетания, в которых причастия являются главными словами. (В 1-м словосочетании: венчающая (что?) город; в 3-м: пущенные (откуда?) с расстояния в двести метров; в 4-м: поросшие (чем?) мхом.) Вывод: причастие может иметь при себе зависимые слова, выступать главным словом словосочетания. - Назовите причастие, не имеющее зависимых слов. (Кипящую.) - Рассмотрим, на каком месте по отношению к определяемому существительному находятся причастия с зависимыми словами? (В 1-м словосочетании - перед определяемым словом, в 3-м и 4-м - после него.) Замечаем, что интонация подсказывает наличие или отсутствие знаков препинания в предложениях с причастиями. Учитель поясняет, что причастие с зависимыми словами называется причастным оборотом, который в предложении является одним членом предложения - определением. - Какие еще обороты вам известны? (Сравнительный оборот. Он тоже является одним членом предложения - обстоятельством.) 2. Изучение теоретического материала учебника. Чтение §12 (с. 31-33). 3. Упражнение 69: устный разбор, запись, наблюдения над знаками препинания. 4. Упражнение 70: устный разбор, письменное выполнение упражнения, запись схем на доске. Домашнее задание 1- § 12. 2. Упражнение 71 (сочинение-описание). Урок 19.
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 55; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.102.244 (0.012 с.) |