Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема. Причастие как часть речи.
Цели: дать понятие о причастии как о части речи; показать связь причастия с прилагательным и с глаголом; развивать логическое мышление учеников. Методические приемы: объяснения учителя, выполнение упражнений, словарная работа. Ход урока I. Проверка домашнего задания Чтение и обсуждение сочинений (по 1-2 сочинения на каждую тему). II. Объяснение темы «Причастие как часть речи»
Слово учителя. Мы продолжаем изучение большой темы - «Морфология и орфография». В предыдущих классах мы изучали именные части речи: существительное, прилагательное, числительное, местоимение -и еще одну важнейшую самостоятельную часть речи - глагол. Имен- -но с глаголом тесно связаны части речи, которые нам предстоит изучать в течение примерно двух четвертей. Речь идет о причастии и деепричастии. Как видите, эти части речи сходны по звучанию. Главное же их сходство - в несомненной связи с глаголом. Сразу отметим, что значительная часть ученых-лингвистов, языковедов, считает причастие и деепричастие не самостоятельными частями речи, а особыми формами глагола. В процессе изучения попробуем найти аргументы в пользу обеих точек зрения. Разумеется, вы имеете право на своё мнение по этой лингвистической проблеме. Но для этого необходимо глубокое изучение вопроса. Итак, начинаем новую тему - «Причастие». Рассмотрим выразительный пример, приведенный в учебнике. III. Работа с учебником 1. Чтение §9 (с. 24). 2. Обсуждение вопросов. Заметим, что оба слова: летучий и летящий - обозначают признаки предметов, отвечают на один и тот же вопрос (какой?) и отличаются одной лишь буквой. Вдумаемся в смысл этих определений. Слово летучий обозначает постоянный признак предмета. Этот признак присущ семенам деревьев всегда, это постоянное свойство семян, их особенность. Мы не можем сказать то же самое о камне. Постоянное свойство камня - неподвижность. Лететь он будет, причем лишь какое-то время, только если его бросить или если его столкнет, предположим, лавиной. - Как называются семена деревьев? Какие они? (Летучие.) - Как назвать камень, который летит? Какой он? (Летящий.) В первом случае перед нами определение-прилагательное. Во втором - определение-причастие. - В чем сходство прилагательного и причастия? (Отвечают на один и тот же вопрос, обозначают признак предмета.)
- В чем разница? (Прилагательное обозначает постоянный признак предмета. Причастие обозначает признак предмета по действию, и этот признак проявляется не постоянно, а во времени. Причастие можно заменить оборотом: тот, который делает что-либо или тот, с которым делают (сделали) что-либо.) Действие может производить сам предмет: работающий компьютер (тот, который работает); улыбающийся ребенок (тот, который улыбается); продолжающийся разговор (тот, который продолжается) и т. д. Но действие не всегда производит сам предмет. Иногда над ним производится действие: придуманная история (та, которую кто-то придумал); решаемая задача (та, которую кто-то решает); включенный телевизор (тот, который кто-то включил). 3. Задание: подобрать примеры причастий, доказать принадлежность слова к причастиям. IV. Выполнение упражнений 1. Упражнение 52. Наблюдения, ответы на вопросы, вывод -причастие изменяется так же, как прилагательное, и зависит от существительного, к которому относится. 2. Упражнение 53. Находим признаки глагола у причастия, делаем вывод: причасти, как и глагол, имеет формы настоящего и прошедшего времени. Дополнительный вопрос: - Может ли причастие стоять в будущем времени? Почему? Вывод очевиден: не может. Будущего времени у причастия нет: признака по действию в будущем не существует. 3. Упражнение 54: выразительное чтение, письменное выполнение на доске и в тетрадях. Задаем вопросы к причастиям, подчеркиваем их как определения: спаленной, ночующий, белеющих, 4. Упражнение 55: чтение теоретического материала на с. 25 I и его обсуждение. 5. Упражнение 56: выразительное чтение, определение стиля;" текста (художественный), самостоятельная работа (письменно). ' Домашнее задание 1.§9. 2. Упражнение 57. 3. Принести на урок любую свежую газету или журнал. Урок 17. Тема. Склонение причастий. Цели: показать сходство склонений причастий и прилагательных; закрепить навыки разора словосочетания; способствовать развитию речи учеников. Методические приемы: лингвистический разбор, устные выступления, объяснения учителя, конструирование предложений, словарная работа.
Ход урока I. Проверка домашнего задания 1. Устные выступления учеников и обсуждение выступлений. (Слушаем 3-4 выступления, предупреждаем о продолжении слушаний на следующем уроке.) 2. Свободный диктант (по тексту упражнения 63). II. Изучение темы «Склонение причастий» 1. Сопоставление падежных окончаний прилагательных и причастий (по материалам учебника, с. 29). 2. Склонение прилагательных и причастий во множественном числе (самостоятельная работа; один из учеников выполняет задание на доске). Вывод: причастия склоняются так же, как прилагательные. Гласные в падежных окончаниях причастий определяются так же, как в окончаниях прилагательных, то есть по вопросу. Причастия тоже относятся к существительному. 3. Выполнение упражнений. Упражнение 64: склонение словосочетаний, конструирование предложений. Один из учеников выполняет задание на доске. Упражнения 65, 66: самостоятельная работа. Комментарии к упражнению 66. Словосочетания с главным словом - существительным: сверлящим звуком; в темнеющем пространстве; диск, проступивший; в темнеющем небе; блестящую тучу. Словосочетания с главным словом - причастием: проступивший в небе; блестящую на солнце. III. Словарная работа Записать слова, помещенные в рамках (с, 26,29,30), в словарики. Придумать предложения с этими словами (по вариантам). Присутствовать, искриться, колонна, гирлянда, отразить, калитка. 1. Устные выступления учеников и обсуждение выступлений. 2. Проверка усвоения материала. - В чем особенности склонения причастий? - Как выбрать гласную в окончании причастия? - Какие словосочетания образуются с участием причастий? 3. Упражнение 67: проверка «по цепочке», синтаксический раз бор выполняет один из учеников на доске. Дополнительный вопрос: - Из какого произведения Куприна взяты предложения? («Белый пудель».) II. Закрепление темы «Склонение причастий» 1. Упражнение 68: комментированное письмо. 2. Работа с учебниками физики, истории, географии (теми, которые есть в портфелях учеников): выбрать и записать предложения с причастиями; сделать схемы словосочетаний, в которые входят причастия. Примечание: на эту работу дается минут 10, после чего ученики читают выписанные предложения, на доске записывают схемы словосочетаний с причастиями. 3. Объяснительный диктант. Синтаксический разбор предложений. Ученики под диктовку записывают текст, подчеркивают члены предложения, выделяют словосочетания с причастиями. Сейчас от былого величия остались только свидетели его -замки, форты, мрачные дворцы и венчающая город квадратная массивная башня. У бойниц когда-то сидели люди с арбалетами, со стен лили на врагов кипящую смолу, над головой пролетали камни, пущенные с расстояния в двести метров. Сейчас - тишина. Вокруг стены и башни, поросшие мхом. (В. Некрасов.) Примечание: знаки препинания при причастных оборотах ученики еще не изучали, но можно попросить их попытаться объяснить все пунктограммы. Домашнее задание 1.§11. 2. Творческая работа: придумать продолжение текста объяснительного диктанта или его начало. Дополнительное задание (усложнение): включить в сочинение предложения с причастиями.
Урок 18 Тема. Причастный оборот. Цели: дать понятие о причастном обороте; развивать логические способности учеников. Методические приемы: обсуждение творческих заданий, объяснения учителя; конструирование словосочетаний; наблюдения над текстом. Ход урока I. Проверка домашнего задания Чтение и обсуждение нескольких творческих работ. II. Изучение темы «Причастный оборот» 1. Наблюдения над текстом. Рассмотрим предложения с причастиями в уже знакомом тексте. Выпишем словосочетания с причастиями: 1) венчающая город башня; 2) кипящую смолу; 3) камни, пущенные с расстояния в двести метров; 4) стены и башни, поросшие мхом. Ответим на вопросы: - В каких словосочетаниях причастия являются зависимыми словами? (В 1-м словосочетании: башня (какая?) венчающая); во 2-м: смолу (какую?) кипящую; в 3-м: камни (какие?) пущенные; в 4-м: стены и башни (какие?) поросшие.) - Назовите словосочетания, в которых причастия являются главными словами. (В 1-м словосочетании: венчающая (что?) город; в 3-м: пущенные (откуда?) с расстояния в двести метров; в 4-м: поросшие (чем?) мхом.) Вывод: причастие может иметь при себе зависимые слова, выступать главным словом словосочетания. - Назовите причастие, не имеющее зависимых слов. (Кипящую.) - Рассмотрим, на каком месте по отношению к определяемому существительному находятся причастия с зависимыми словами? (В 1-м словосочетании - перед определяемым словом, в 3-м и 4-м - после него.) Замечаем, что интонация подсказывает наличие или отсутствие знаков препинания в предложениях с причастиями. Учитель поясняет, что причастие с зависимыми словами называется причастным оборотом, который в предложении является одним членом предложения - определением. - Какие еще обороты вам известны? (Сравнительный оборот. Он тоже является одним членом предложения - обстоятельством.) 2. Изучение теоретического материала учебника. Чтение §12 (с. 31-33). 3. Упражнение 69: устный разбор, запись, наблюдения над знаками препинания. 4. Упражнение 70: устный разбор, письменное выполнение упражнения, запись схем на доске. Домашнее задание 1- § 12. 2. Упражнение 71 (сочинение-описание). Урок 19.
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 26; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.131.168 (0.018 с.) |