Тема. Причастие как часть речи. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема. Причастие как часть речи.



Цели: дать понятие о причастии как о части речи; показать связь причастия с прилагательным и с глаголом; развивать логическое мышление учеников.

Методические приемы: объяснения учителя, выполнение упражнений, словарная работа.

Ход урока

I. Проверка домашнего задания

Чтение и обсуждение сочинений (по 1-2 сочинения на каждую тему).

II. Объяснение темы «Причастие как часть речи»

 

Слово учителя.

Мы продолжаем изучение большой темы - «Морфология и орфография». В предыдущих классах мы изучали именные части речи: существительное, прилагательное, числительное, местоимение -и еще одну важнейшую самостоятельную часть речи - глагол. Имен- -но с глаголом тесно связаны части речи, которые нам предстоит изучать в течение примерно двух четвертей. Речь идет о причастии и деепричастии. Как видите, эти части речи сходны по звучанию. Главное же их сходство - в несомненной связи с глаголом.

Сразу отметим, что значительная часть ученых-лингвистов, языковедов, считает причастие и деепричастие не самостоятельными

частями речи, а особыми формами глагола. В процессе изучения попробуем найти аргументы в пользу обеих точек зрения. Разумеется, вы имеете право на своё мнение по этой лингвистической проблеме. Но для этого необходимо глубокое изучение вопроса.

Итак, начинаем новую тему - «Причастие».

Рассмотрим выразительный пример, приведенный в учебнике.

III. Работа с учебником

1. Чтение §9 (с. 24).

2. Обсуждение вопросов.

Заметим, что оба слова: летучий и летящий - обозначают признаки предметов, отвечают на один и тот же вопрос (какой?) и отличаются одной лишь буквой. Вдумаемся в смысл этих определений.

Слово летучий обозначает постоянный признак предмета. Этот признак присущ семенам деревьев всегда, это постоянное свойство семян, их особенность. Мы не можем сказать то же самое о камне. Постоянное свойство камня - неподвижность. Лететь он будет, причем лишь какое-то время, только если его бросить или если его столкнет, предположим, лавиной.

- Как называются семена деревьев? Какие они? (Летучие.)

- Как назвать камень, который летит? Какой он? (Летящий.) В первом случае перед нами определение-прилагательное. Во

втором - определение-причастие.

- В чем сходство прилагательного и причастия? (Отвечают на один и тот же вопрос, обозначают признак предмета.)

- В чем разница? (Прилагательное обозначает постоянный признак предмета. Причастие обозначает признак предмета по действию, и этот признак проявляется не постоянно, а во времени. Причастие можно заменить оборотом: тот, который делает что-либо или тот, с которым делают (сделали) что-либо.)

Действие может производить сам предмет: работающий компьютер (тот, который работает); улыбающийся ребенок (тот, который улыбается); продолжающийся разговор (тот, который продолжается) и т. д.

Но действие не всегда производит сам предмет. Иногда над ним производится действие: придуманная история (та, которую кто-то придумал); решаемая задача (та, которую кто-то решает); включенный телевизор (тот, который кто-то включил).

3. Задание: подобрать примеры причастий, доказать принадлежность слова к причастиям.

IV. Выполнение упражнений

1.   Упражнение 52. Наблюдения, ответы на вопросы, вывод -причастие изменяется так же, как прилагательное, и зависит от существительного, к которому относится.

2.   Упражнение 53. Находим признаки глагола у причастия, делаем вывод: причасти, как и глагол, имеет формы настоящего и прошедшего времени.

Дополнительный вопрос:

- Может ли причастие стоять в будущем времени? Почему? Вывод очевиден: не может. Будущего времени у причастия нет: признака по действию в будущем не существует.

3. Упражнение 54: выразительное чтение, письменное выполнение на доске и в тетрадях. Задаем вопросы к причастиям, подчеркиваем их как определения: спаленной, ночующий, белеющих,

4. Упражнение 55: чтение теоретического материала на с. 25 I и его обсуждение.

5. Упражнение 56: выразительное чтение, определение стиля;" текста (художественный), самостоятельная работа (письменно).

' Домашнее задание 1.§9.

2. Упражнение 57.

3. Принести на урок любую свежую газету или журнал.

Урок 17.

Тема. Склонение причастий.

Цели: показать сходство склонений причастий и прилагательных; закрепить навыки разора словосочетания; способствовать развитию речи учеников.

Методические приемы: лингвистический разбор, устные выступления, объяснения учителя, конструирование предложений, словарная работа.

Ход урока

I. Проверка домашнего задания

1. Устные выступления учеников и обсуждение выступлений. (Слушаем 3-4 выступления, предупреждаем о продолжении слушаний на следующем уроке.)

2. Свободный диктант (по тексту упражнения 63).

II. Изучение темы «Склонение причастий»

1. Сопоставление падежных окончаний прилагательных и причастий (по материалам учебника, с. 29).

2. Склонение прилагательных и причастий во множественном числе (самостоятельная работа; один из учеников выполняет задание на доске).

Вывод: причастия склоняются так же, как прилагательные. Гласные в падежных окончаниях причастий определяются так же, как в окончаниях прилагательных, то есть по вопросу. Причастия тоже относятся к существительному.

3.      Выполнение упражнений.

Упражнение 64: склонение словосочетаний, конструирование предложений. Один из учеников выполняет задание на доске. Упражнения 65, 66: самостоятельная работа.

Комментарии к упражнению 66.

Словосочетания с главным словом - существительным: сверлящим звуком; в темнеющем пространстве; диск, проступивший; в темнеющем небе; блестящую тучу.

Словосочетания с главным словом - причастием: проступивший в небе; блестящую на солнце.

III. Словарная работа

Записать слова, помещенные в рамках (с, 26,29,30), в словарики. Придумать предложения с этими словами (по вариантам).

Присутствовать, искриться, колонна, гирлянда, отразить, калитка.

1. Устные выступления учеников и обсуждение выступлений.

2. Проверка усвоения материала.

- В чем особенности склонения причастий?

- Как выбрать гласную в окончании причастия?

- Какие словосочетания образуются с участием причастий?

3.      Упражнение 67: проверка «по цепочке», синтаксический раз бор выполняет один из учеников на доске.

Дополнительный вопрос:

-       Из какого произведения Куприна взяты предложения? («Белый пудель».)

II. Закрепление темы «Склонение причастий»

1. Упражнение 68: комментированное письмо.

2. Работа с учебниками физики, истории, географии (теми, которые есть в портфелях учеников): выбрать и записать предложения с причастиями; сделать схемы словосочетаний, в которые входят причастия.

Примечание: на эту работу дается минут 10, после чего ученики читают выписанные предложения, на доске записывают схемы словосочетаний с причастиями.

3.       Объяснительный диктант. Синтаксический разбор предложений.

Ученики под диктовку записывают текст, подчеркивают члены предложения, выделяют словосочетания с причастиями.

Сейчас от былого величия остались только свидетели его -замки, форты, мрачные дворцы и венчающая город квадратная массивная башня. У бойниц когда-то сидели люди с арбалетами, со стен лили на врагов кипящую смолу, над головой пролетали камни, пущенные с расстояния в двести метров. Сейчас - тишина. Вокруг стены и башни, поросшие мхом. (В. Некрасов.)

Примечание: знаки препинания при причастных оборотах ученики еще не изучали, но можно попросить их попытаться объяснить все пунктограммы.

Домашнее задание

1.§11.

2. Творческая работа: придумать продолжение текста объяснительного диктанта или его начало.

Дополнительное задание (усложнение): включить в сочинение предложения с причастиями.

Урок 18

Тема. Причастный оборот.

Цели: дать понятие о причастном обороте; развивать логические способности учеников.

Методические приемы: обсуждение творческих заданий, объяснения учителя; конструирование словосочетаний; наблюдения над текстом.

Ход урока

I. Проверка домашнего задания

Чтение и обсуждение нескольких творческих работ.

II. Изучение темы «Причастный оборот»

1. Наблюдения над текстом.

Рассмотрим предложения с причастиями в уже знакомом тексте. Выпишем словосочетания с причастиями:

1)  венчающая город башня;

2)  кипящую смолу;

3)  камни, пущенные с расстояния в двести метров;

4)  стены и башни, поросшие мхом. Ответим на вопросы:

- В каких словосочетаниях причастия являются зависимыми словами? (В 1-м словосочетании: башня (какая?) венчающая); во 2-м: смолу (какую?) кипящую; в 3-м: камни (какие?) пущенные; в 4-м: стены и башни (какие?) поросшие.)

- Назовите словосочетания, в которых причастия являются главными словами. (В 1-м словосочетании: венчающая (что?) город; в 3-м: пущенные (откуда?) с расстояния в двести метров; в 4-м: поросшие (чем?) мхом.)

Вывод: причастие может иметь при себе зависимые слова, выступать главным словом словосочетания.

- Назовите причастие, не имеющее зависимых слов. (Кипящую.)

- Рассмотрим, на каком месте по отношению к определяемому существительному находятся причастия с зависимыми словами? (В 1-м словосочетании - перед определяемым словом, в 3-м и 4-м - после него.)

Замечаем, что интонация подсказывает наличие или отсутствие знаков препинания в предложениях с причастиями.

Учитель поясняет, что причастие с зависимыми словами называется причастным оборотом, который в предложении является одним членом предложения - определением.

- Какие еще обороты вам известны? (Сравнительный оборот. Он тоже является одним членом предложения - обстоятельством.)

2.            Изучение теоретического материала учебника.

Чтение §12 (с. 31-33).

3. Упражнение 69: устный разбор, запись, наблюдения над знаками препинания.

4. Упражнение 70: устный разбор, письменное выполнение упражнения, запись схем на доске.

Домашнее задание 1- § 12. 2. Упражнение 71 (сочинение-описание).

Урок 19.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 26; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.131.168 (0.018 с.)