Тема. Одна и две буквы н в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени. Одна буква н в отглагольных прилагательных. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема. Одна и две буквы н в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени. Одна буква н в отглагольных прилагательных.



Цели: формировать навыки правописания ниинв суффиксах страдательных причастий прошедшего времени; научить отличать страдательные причастия прошедшего времени от отглагольных прилагательных.

Методические приемы: повторение пройденного, элементы сопоставительного анализа, конструирование предложений, словарная работа, орфоэпическая работа.

Ход урока

I.  Лингвистическая разминка

Синтаксический разбор предложения:

Тихие лестницы освещены фонарями, снятыми со старинных карет.

Комментарий. Каждое слово этого предложения содержит орфограммы. Обозначим их. Определим синтаксическую роль причастий (первое - сказуемое, второе - определение). Определим грамматические признаки причастий (оба причастия страдательные прошедшего времени, но первое - в краткой форме).

Найдем глаголы, от которых образованы эти причастия:

1) осветить (не освещать! т. к. от этого глагола несовершенного вида образуется причастие освещаемый; а глагол осветить, как и причастие освещенный (освещен) - совершенного вида.)

2) снять.

II.  Проверка домашнего задания

1. Рассказать о правописании гласных в полных и кратких страдательных причастиях.

2. Упражнение 112: проверка «по цепочке».

III.   Изучение темы «Одна и две буквы н в суффиксах

 страдательных причастий прошедшего времени»

1. Объяснение учителя.

Главное в этой теме - научиться различать полные страдательные причастия прошедшего времени и отглагольные прилагательные. На слух они часто одинаковы, т. е. являются омофонами. Сравним два словосочетания, запишем их на доске и в тетрадях:

тушеное мясо и тушенное с овощами мясо.

В первом случае тушеное - отглагольное прилагательное, во втором тушенное - полное страдательное причастие прошедшего времени от того же глагола несовершенного вида тушить. В обоих словосочетаниях определяемое слово - мясо. Второе слово, причастие, имеет при себе пояснительные слова, то есть является причастным оборотом: тушенное с овощами.

Если же слово образовано от глагола совершенного вида, то оно точно является причастием, у него нет пары - омофона-прилагательного. И не важно, одиночное это причастие или причастие, образующее причастный оборот.

Чаще всего такие причастия имеют приставки: сгущенное молоко, скошенная трава, затраченные средства, заквашенное тесто, постиранное бельё и т. д. Есть немного причастий, образованных от бесприставочных глаголов совершенного вида, например, купить - купленный, решить -решенный.

Надо иметь в виду, что приставка не- не влияет на правописание: некошеная трава - отглагольное прилагательное, скошенная трава - страдательное причастие прошедшего времени, образованное от глагола совершенного вида скосить.

кошенная утром трава- страдательное причастие прошедшего времени, образованное от глагола несовершенного вида косить, образующее вместе со словом утром причастный оборот.

2. Самостоятельное изучение (закрепление) материала - § 21 (с. 55-56).

3. Задание: вставить пропущенные буквы и знаки препинания, объяснить орфограммы и пунктограммы, сделать синтаксический разбор предложения.

Ул...ца шла до самого края города и кончалась огромной тр...ум-фальной аркой засыпа...ой ж...лтыми лист...ями. (В. Пелевин.)

(Улица шла до самого края города и кончалась огромной триумфальной аркой, засыпанной желтыми листьями.)

IV. Выполнение упражнений

Упражнение 114: выполняется на доске и в тетрадях.

V. Словарная работа

Записать слова, помещенные в рамке (с. 56), в словарики; составить с ними предложения: жёваный, кованый.

VI. Орфоэпическая работа

Учитель произносит слова, помещенные в рамке (с. 57), ученики хором повторяют, записывают в словарик, поставив ударения:

понявший - понятый, поднявший - поднятый, начавший - начатый.

Домашнее задание: п.21, упр 24

Цели: закрепить навыки правописания нн в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и в прилагательных, I. закрепить; пунктуационные навыки.

Методические приемы: синтаксический разбор, тест, конструирование предложений, словарная работа.

Практикум.

Ход уроков

I. Лингвистическая разминка

Синтаксический разбор предложения, характеристика причастий, объяснение орфограмм и пунктограмм:

Всё это: развешанное бельё, лестницы с выщербленными ступенями, какие-то деревянные подпорки, крыши, тысячи громоздящихся друг на друга домов - было невероятно живописно. (В. Некрасов.)

Комментарий (учитель помогает определить основу).

Предложение простое, повествовательное, невосклицательное, распространенное, осложнено однородными членами с обобщающим словом. Грамматическая основа- Всёэто...бельё, лестницы, подпорки, крыши, тысячи домов было живописно. Однородные подлежащие стоят при обобщающем слове, выражены местоимениями, именами существительными, словосочетанием с числительным. Сказуемое выражено кратким прилагательным с вспомогательным глаголом.

Определения выражены неопределенным местоимением (какие-то), прилагательным (деревянные), причастием (развешанное), словосочетанием с причастием (с выщербленными ступенями), причастным оборотом (громоздящихся друг на друга). Кроме того, есть обстоятельство, выражающее степень: живописно (как? в какой степени?) невероятно.

Характеристика причастий:

развешанное - полное страдательное причастие прошедшего времени, образованное от глагола развешать,

выщербленными - полное страдательное причастие прошедшего времени, образованное от глагола выщербить, громоздящихся -действительное причастие настоящего времени, образованное от глагола

громоздиться.

II. Проверка домашнего задания

1.        Беседа по вопросам.

- Как различить страдательные причастия прошедшего времени от отглагольных прилагательных?

- От каких глаголов образованы полные страдательные причастия прошедшего времени?

2.           Упражнение 115: проверка «по цепочке».

Комментарий. Страдательное причастие не образуется от глагола идти, т. к. это глагол непереходный..

III. Тест (действительные и страдательные причастия,

отглагольные прилагательные)

Учитель предлагает выполнить проверочный тест (см. приложение 4).

Ключи к тесту:

Вариант 1: 1) в; 2) г; 3) б; 4) а; 5) б; 6) б, г; 7) а, б, г. Вариант 2: 1) б; 2) б; 3) в; 4) а; 5) г; 6) б, г; 7) б, в.

IV. Словарная работа

Выписать в словарик слова, помещенные в рамке на с. 58, составить с любыми из трех слов предложения:

медленный, желанный, священный, нечаянный, невиданный, неслыханный, нежданный.

V. Выполнение упражнений

1. Упражнение 116: по вариантам, с последующей взаимопроверкой.

2. Упражнение 117: комментированное письмо.

3. Упражнение 121: устно.

4. Упражнения 118, 119: самостоятельная работа. Домашнее задание

1- § 21.

2. Упражнение 120.

Цели: закрепить навыки правописания н и нн в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и в отглагольных прилагательных; показать условия выбора нкннъ суффиксах кратких страдательных причастий и в отглагольных прилагательных; закрепить пунктуационные навыки.

Методические приемы: объяснительный диктант, объяснения учителя, тренировочные упражнения.

Ход урока

I. Лингвистическая разминка

Объяснительный диктант.

Нечаянная встреча, неписаная истина, сеянные осенью озимые, истопленная печь, вязаные перчатки, опушенные ресницами глаза, желанная пятёрка, неслыханный успех, асфальтированное шоссе, сплочённый коллектив, копчёная рыба, кручёная бечёвка, крашеная известью стена, навьюченная лошадь, сгущённое молоко, экскурсионный автобус.

Дополнительное задание: определить склонение встретившихся в диктанте Существительных.

II. Проверка домашнего задания

Упражнение 120: беседа по вопросам упражнения.

III. Изучение темы «Одна и две буквы н в суффиксах

кратких страдательных причастий и в кратких

отглагольных прилагательных»

1. Слово учителя.

Мы уже знаем, что две буквы н пишутся в суффиксах полных страдательных причастий; знаем, как отличать такие причастия от омофоничных отглагольных прилагательных. Наша задача - научиться различать краткие страдательные причастия и краткие прилагательные. От правильного определения части речи зависит верный выбор орфограмм.

Трудность состоит в том, что причастия могут переходить в прилагательные. Случаи перехода одной части речи в другую нам встречались: столовая комнатам столовая; учёный человек—* учёный (переход прилагательного в существительное).

Такой переход характерен и для причастий. Вот хотя бы два часто встречающихся примера:

Первый гол забил нападающий нашей сборной.

Провожающие, выйдите из вагона!

- Что вы можете сказать о словах нападающий, провожающие! (Это действительные причастия настоящего времени в роли существительных.)

-        Какую роль в предложениях они играют? (В первом предложении нападающий — подлежащее, во втором провожающие - обращение, не является членом предложения.)

Переход в другую часть речи (в прилагательные) часто происходит и со страдательными причастиями прошедшего времени. Для этого необходимо поставить слова в контекст, рассмотреть их роль в предложении.

Попробуйте разобраться самостоятельно.

2. Самостоятельное изучение теоретического материала § 22.

3. Вопросы на усвоение материала.

- Приведите примеры перехода страдательных причастий прошедшего времени в прилагательные.

- Как определить, что перед нами: причастие или прилагательное?

4.       Вывод.

В кратких причастиях всегда одна буква н; в кратких прилагательных столько н, сколько их в полном, от которого они образованы:

Девушка умна, образованна.

К сказуемому можно задать вопрос: «Какова?» Можно перестроить предложение, подобрав синонимы - полные прилагательные: Девушка умная, образованная.

Умный - одна буква н, значит, в кратком прилагательном тоже одна буква н. Образованный - две буквы н, значит, в кратком прилагательном тоже две буквы н. Конечно, это не относится к кратким прилагательным мужского рода: образован.

Причастия образованы от глаголов.

К сказуемому можно задать вопрос: что говорится о подлежащем? Можно перестроить предложение, подобрав синоним - глагол: Причастия образовались от глаголов. Кроме того, от сказуемого можно задать вопрос: кем? или чем?

Образованы - краткое причастие, значит пишется одна буква н.

IV. Выполнение упражнений

1. Упражнение 122: устно.

2. Упражнение 123: комментированное письмо.

3. Упражнение 125: записать слова в два столбика: с наснн.

4. Упражнения 127: самостоятельная работа.

Домашнее задание                                                             

1. § 22.                                                                             

2. Упражнение 124: письменно.

3. Упражнение 129: устно.

Урок 36



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 64; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.205.223 (0.022 с.)