Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема. Действительные причастия прошедшего времени.

Поиск

Цели: ознакомить учеников со способами образования действительных причастий прошедшего времени; научить выбирать гласную в суффиксах этих причастий; развивать пунктуационные навыки.

Методические приемы: эвристическая беседа, объяснения учителя, лингвистический разбор, конструирование словосочетаний

и предложений.                       

Ход урока

I. Лингвистическая разминка

Синтаксический разбор предложения:

Когда «Джоконда» была выкрадена неизвестным злоумышленником из Лувра, на ее поиски были брошены все силы французской полиции.

Отметим краткие формы причастий, образуем от них полные причастия: выкрадена - выкраденный, брошены - брошенный.

П. Проверка домашнего задания

1.      Вопросы для закрепления материала.

- Как образуются действительные причастия настоящего времени?

- Образуются ли действительные причастия настоящего времени от глаголов совершенного вида?

- От чего зависит выбор гласной в суффиксах действительных причастий настоящего времени?

2.      Упражнение 94: обсуждение заглавия текста (варианты: «Другой мир», «Восхищение миром природы», «Поразительное зрение»);

выделение причастных оборотов; выполнение фонетического разбора на доске.

III. Изучение темы «Действительные причастия прошедшего времени»

Эвристическая беседа.

Мы уже знаем, что причастия тесно связаны с глаголом, и орфография причастий тоже зависит от глагола.

-        Как вы думаете, какая форма глагола подскажет, как образуются действительные причастия прошедшего времени?

(Форма прошедшего времени.)

Попробуем проверить.

-        Как образуются формы прошедшего времени у глагола?

(Записываем на доске в столбик.)

(От основы инфинитива, чаще всего с помощью суффикса -л-:

читать - читал

таять - таял

узнать - узнал

превратить - превратил.

Некоторые глаголы прошедшего времени образуются бессуфиксным способом, тоже от основы инфинитива:

нести - нес

расти - рос.)

Образуем от этих глаголов формы действительных причастий настоящего времени, а потом попробуем образовать формы действительных причастий прошедшего времени.

Заполним сначала первую и вторую колонки, а затем третью. Перед заполнением третьей колонки спросим:

Если к действительным причастиям настоящего времени можно задать вопрос «что делающий?», то какие вопросы зададим к действительным причастиям прошедшего времени?

(«Что делавший?'», «Что сделавший?»)

читать  

читающий          

читавший

таять    

тающий               

таявший

узнать  

(не образуется) 

узнавший

превратить         

(не образуется) 

превративший

нести    

несущий              

несший

расти    

растущий           

росший

- Почему не образуются действительные причастия настоящего времени от глаголов узнать, превратить! (Это глаголы совершенного вида.)

- Образуются ли действительные причастия прошедшего времени от глаголов совершенного вида? (Да.)

- От каких глаголов мы образовывали причастия - переходных или непереходных? (От тех и других.)

Выделим суффиксы действительных причастий прошедшего времени: -вш-, -ш-.

-        В каком случае употребляется каждый из этих суффиксов?

(Суффикс -вш-, присоединяется к основам на гласную, суффикс -ш- - к основам на согласную.)

Вывод: действительные причастия прошедшего времени образуются от основ инфинитива (неопределенной формы) переходных и непереходных глаголов совершенного и несовершенного вида при помощи суффиксов -вшг, -ш.

IV. Выполнение упражнений

1. Упражнение 95: комментированное письмо.

2. Упражнение 96: самостоятельная работа по вариантам с последующей взаимопроверкой. 1 -й вариант записывает действительные причастия настоящего времени, 2-й - действительные причастия прошедшего времени.

V. Лингвистический разбор

Задание: сделать словообразовательный разбор и разбор слов по составу.

Завидовавший, обидевший, заросший, раскаявшийся.

VI. Словарная и орфоэпическая работа

Записать слова, помещенные в рамках (с. 46), в словарики, сделать их словообразовательный разбор. Придумать с этими словами предложения, включающие причастные обороты.

Прибывший, повлёкший, увядший.

Комментарий. Чтобы запомнить правильное произношение слова прибывший, запишем бесприставочное однокоренное слово бывший, в котором ударение тоже падает на корень.

Прибывший *— прибыть <— быть.

Заметим, что причастие образуется- от глагола прибыть, а не от бесприставочного бывший. Кстати, это слово может быть и причастием, и прилагательным:

Иван Степанович, бывший в то время главным врачом земской больницы, запомнился людям как добрый и отзывчивый человек. (Бывший - причастие).

Очень не хотелось ему встречаться с бывшим другом. (Бывший - прилагательное).

Повлёкший <— повлечь *— влечь

Обратим внимание на чередование согласных в корне: -к-, -ч-. Подберем слова с таким же чередованием: рыбак - рыбачить, маяк - маячить, кулак - кулачный.

Увядший *— увядать *— вянуть

Причастие совершенного вида увядший образовано от основы глагола увядать (несовершенного вида), а не от увянуть (совершенного вида).

Домашнее задание

1. § 16,17.

2. Упражнение 97.

Урок 28-29



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 77; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.227.42 (0.029 с.)