Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема. Действительные причастия прошедшего времени.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Цели: ознакомить учеников со способами образования действительных причастий прошедшего времени; научить выбирать гласную в суффиксах этих причастий; развивать пунктуационные навыки. Методические приемы: эвристическая беседа, объяснения учителя, лингвистический разбор, конструирование словосочетаний и предложений. Ход урока I. Лингвистическая разминка Синтаксический разбор предложения: Когда «Джоконда» была выкрадена неизвестным злоумышленником из Лувра, на ее поиски были брошены все силы французской полиции. Отметим краткие формы причастий, образуем от них полные причастия: выкрадена - выкраденный, брошены - брошенный. П. Проверка домашнего задания 1. Вопросы для закрепления материала. - Как образуются действительные причастия настоящего времени? - Образуются ли действительные причастия настоящего времени от глаголов совершенного вида? - От чего зависит выбор гласной в суффиксах действительных причастий настоящего времени? 2. Упражнение 94: обсуждение заглавия текста (варианты: «Другой мир», «Восхищение миром природы», «Поразительное зрение»); выделение причастных оборотов; выполнение фонетического разбора на доске. III. Изучение темы «Действительные причастия прошедшего времени» Эвристическая беседа. Мы уже знаем, что причастия тесно связаны с глаголом, и орфография причастий тоже зависит от глагола. - Как вы думаете, какая форма глагола подскажет, как образуются действительные причастия прошедшего времени? (Форма прошедшего времени.) Попробуем проверить. - Как образуются формы прошедшего времени у глагола? (Записываем на доске в столбик.) (От основы инфинитива, чаще всего с помощью суффикса -л-: читать - читал таять - таял узнать - узнал превратить - превратил. Некоторые глаголы прошедшего времени образуются бессуфиксным способом, тоже от основы инфинитива: нести - нес расти - рос.) Образуем от этих глаголов формы действительных причастий настоящего времени, а потом попробуем образовать формы действительных причастий прошедшего времени. Заполним сначала первую и вторую колонки, а затем третью. Перед заполнением третьей колонки спросим: Если к действительным причастиям настоящего времени можно задать вопрос «что делающий?», то какие вопросы зададим к действительным причастиям прошедшего времени? («Что делавший?'», «Что сделавший?») читать читающий читавший таять тающий таявший узнать (не образуется) узнавший превратить (не образуется) превративший нести несущий несший расти растущий росший - Почему не образуются действительные причастия настоящего времени от глаголов узнать, превратить! (Это глаголы совершенного вида.) - Образуются ли действительные причастия прошедшего времени от глаголов совершенного вида? (Да.) - От каких глаголов мы образовывали причастия - переходных или непереходных? (От тех и других.) Выделим суффиксы действительных причастий прошедшего времени: -вш-, -ш-. - В каком случае употребляется каждый из этих суффиксов? (Суффикс -вш-, присоединяется к основам на гласную, суффикс -ш- - к основам на согласную.) Вывод: действительные причастия прошедшего времени образуются от основ инфинитива (неопределенной формы) переходных и непереходных глаголов совершенного и несовершенного вида при помощи суффиксов -вшг, -ш. IV. Выполнение упражнений 1. Упражнение 95: комментированное письмо. 2. Упражнение 96: самостоятельная работа по вариантам с последующей взаимопроверкой. 1 -й вариант записывает действительные причастия настоящего времени, 2-й - действительные причастия прошедшего времени. V. Лингвистический разбор Задание: сделать словообразовательный разбор и разбор слов по составу. Завидовавший, обидевший, заросший, раскаявшийся. VI. Словарная и орфоэпическая работа Записать слова, помещенные в рамках (с. 46), в словарики, сделать их словообразовательный разбор. Придумать с этими словами предложения, включающие причастные обороты. Прибывший, повлёкший, увядший. Комментарий. Чтобы запомнить правильное произношение слова прибывший, запишем бесприставочное однокоренное слово бывший, в котором ударение тоже падает на корень. Прибывший *— прибыть <— быть. Заметим, что причастие образуется- от глагола прибыть, а не от бесприставочного бывший. Кстати, это слово может быть и причастием, и прилагательным: Иван Степанович, бывший в то время главным врачом земской больницы, запомнился людям как добрый и отзывчивый человек. (Бывший - причастие). Очень не хотелось ему встречаться с бывшим другом. (Бывший - прилагательное). Повлёкший <— повлечь *— влечь Обратим внимание на чередование согласных в корне: -к-, -ч-. Подберем слова с таким же чередованием: рыбак - рыбачить, маяк - маячить, кулак - кулачный. Увядший *— увядать *— вянуть Причастие совершенного вида увядший образовано от основы глагола увядать (несовершенного вида), а не от увянуть (совершенного вида). Домашнее задание 1. § 16,17. 2. Упражнение 97. Урок 28-29
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 77; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.227.42 (0.029 с.) |