Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема. Слитное и раздельное написание предлогов.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Цели: показать условия выбора слитного и раздельного написания производных предлогов; научить отличать производные предлоги от самостоятельных частей речи; развивать навыки анализа) предложения. Методические приемы: анализ сочинений, объяснения учителя, элементы сопоставительного анализа, выполнение упражнений, словарная работа, лингвистический разбор, самостоятельная работа. 1. Ход урока 1 Щ. Чтение и обсуждение нескольких творческих работ II. Изучение нового материала 1. Слово учителя. Самое важное в этой теме - научиться правильно определять часть речи, а это, как мы знаем, возможно лишь в контексте, в предложении. Сопоставим предложения, запишем их на доске и в тетрадях: В течении этой горной реки встречается много непроходимых порогов. В течение нашей мирной жизни неожиданно ворвалось тревожное известие. В течение часа необходимо решить контрольную работу. На слух первые слова каждого предложения совершенно одинаковы. Посмотрим, от каких членов предложения зависят эти первые слова, выделим словосочетания, определим падеж, где это возможно: Встречается где? в течении (предложный падеж существительного течение). Речь идет о течении реки. Ворвалось куда? в течение (винительный падеж существительного течение). Речь идет о течении жизни. Решить когда? за какое время? в течение часа. Речь идет о времени. Выражение можно заменить синонимичным сочетанием с предлогом: за час. Вывод: в третьем случае перед нами предлог, образованный из сочетания существительного с предлогом. Предлог - неизменяемая служебная часть речи, значит всегда пишется одинаково, к нему часто можно подобрать синонимичный предлог: в течение суток {за сутки), в течение жизни {за жизнь), в течение некоторого времени {за некоторое время). Ясно, что предлог имеет временное значение. К предлогу нельзя поставить вопрос, он не является членом предложения. Обратим внимание, что на конце этого производного предлога пишется буква е. Попробуем первые слова второго предложения заменить на сочетание с предлогом: за жизнь - предложение потеряло смысл. Заменим второе предложение синонимичным: Течение нашей мирной жизни неожиданно изменило тревожное известие. Подробно разобрав один пример, мы получили ключ к логическим рассуждениям, необходимым при анализе предложений и слов, из которых они состоят. Упомянем лишь, что производные предлоги, образованные на основе наречий, пишутся слитно: бежать впереди паровоза {перед паровозом), пешеходы вышли навстречу друг другу {друг к другу). Слитное и раздельное написание производных предлогов придется запомнить. 2. Самостоятельное чтение и изучение теоретического материала учебника § 53, с. 142-143. 3. Словарная работа. - Выпишем предлоги из § 53 в словарики, составим с ними словосочетания:
Слитно: Направились навстречу приехавшим; неурожай вследствие засухи; антенна наподобие тарелки; корень дерева вроде рогов; поговорить насчёт приема на работу; отказать ввиду отсутствия мест; вымой посуду вместо меня; выиграли, несмотря на мощное сопротивление противника. Раздельно: напишу в течение дня; познакомимся поближе в продолжение путешествия; опоздал по причине поломки автобуса; обмотал провод изолентой в целях безопасности; ветер со стороны моря. III. Выполнение упражнений 1. Упражнение 308: комментированное письмо (выполняется на доске и в тетрадях); объяснение орфограмм; словообразовательный разбор и разбор по составу слова опасности. 2. Упражнение 309: комментированное письмо; применение знаний по синтаксической синонимии. Домашнее задание 1- § 53. 2. Упражнение 311. Ход урока 2 I. Лингвистическая разминка - На прошлом уроке мы говорили о предлогах-синонимах. А существуют ли предлоги-антонимы? Приведите примеры тех и других. Предлоги-синонимы: вследствие - из-за; около - у, в течение - в продолжение, за; наподобие - вроде; навстречу - к; со стороны - с; позади - за; благодаря - из-за и т. д. Предлоги-антонимы: с - без; из - в; над - под; перед - позади; до - после; к-отчг. д. II. Проверка домашнего задания 1. Рассказать о случаях слитного и раздельного написания производных предлогов. 2. Упражнение 311: проверка правописания слов с орфограммами по цепочке. В это время ученик выписывает на доску словосочетания, нe которых зависимое слово присоединено к главному при помощи "предлога. Комментарий. Вытащенные на берег; образовали на песке;); заняться в такую погоду; несшийся с холмов; несшийся в пустоту; пребывание на воздухе; выманивали из дома; выходил на мос тик; настланный по рядам; обнажённое у берегов; поспевающей за волнами; бежали с грохотом; бежали к горизонту; несущихся в отчаянии; несущихся к утешению. III. Словарная работа - Выпишите слова, помещенные в рамках на 143-144, составьте с ними предложения. Впоследствии, фантазия. IV. Самостоятельная работа - Раскройте скобки, вставьте пропущенные буквы и знаки препинания, сделайте морфологический разбор предлогов. (Предложения записаны на доске.) Примечание: после выполнения работы проводится разбор в классе. (На)канунема...ча с футболистами обстоятельно побеседовал профе(с, ее)...опальный пс.холог пр...глаш...(н, нн)ый трен... ром в (з, с)борную ещ... в прошлом с...зоне. Благодаря сказово... повествовани... у читателя возн...кает увере(н, нн)ость в правдивости поведа(н, нн)ой истори... Только на гла...ких поверхн...стях краскаложит...сяровно без полос и по...теков (по)этому подготовка стен должна быть очень т...отельной. Ответы: Накануне матча с футболистами обстоятельно побеседовал профессиональный психолог, приглашенный тренером в сборную еще в прошлом сезоне. Благодаря сказовому повествованию у читателя возникает уверенность в правдивости поведанной истории. Только на гладких поверхностях краска ложится ровно, без полос и потеков, поэтому подготовка стен должна быть очень тщательной. Домашнее задание 1. § 53. 2. Упражнение 310. 3. Подготовка к практической работе. 2. Цели: проверить умение отличать производные предлоги от самостоятельных частей речи; развивать навыки анализа предложения, орфографические и пунктуационные навыки. Методические приемы: свободный диктант, практическая работа, лингвистический разбор. Ход уроков I. Свободный диктант (по упражнению 311) II. Практическая работа 1. Выписать предлоги: первый вариант - производные, второй вариант - непроизводные: Прийти через неделю, водить хоровод вокруг елки, искать под I землей, достать из-под земли, отдыхать около реки, только для I вас, выглянуть из-за дерева, идти вдоль по улице, построили по-. среди старых домов, тучи над городом, сделать в течение дня, остатъся без обеда, договориться насчет дополнительных занятий, отменить занятия в связи с морозами. (Производные: вокруг, около, вдоль, посреди, в течение, насчет,: в связи. Непроизводные: через, под, из-под, для, из-за, над, без.) 2. Записать словосочетания в два столбика: первый - с производными предлогами, второй - с другими частями речи. Вариант 1 1) ввести новых актеров в продолжение сериала; I 2) получить замечание ввиду опоздания; 3) отличаются вроде и падеже; 4) ждать в течение суток; Вариант 2 1) иметь в виду, 2) игрушка вроде конструктора; 3) отдыхать в продолжение недели, 4) вмешаться в течение мыслей. Ответы: С производными предлогами С другими частями речи Вариант 1 2,4 '.!■),"' Вариант 2 2,3 1,4 3. Раскрыть скобки, вставить пропущенные буквы и знаки препинания, сделать морфологический разбор предлогов. (Предложения записаны на доске.) Вариант 1 (В)следстви... травмы лу...шего бомб...рдира о...борочного турнира вынужд...(н.нн)ого пропустить два бл...жайших ма...ча трен...ры заменили его на молодого игрока. Вариант 2 (Не, ни)смотря на (не, ни)удачу пости(г, к)ш...ю нашу сборную в серии матчей, цель (по)прежн...му ост...ется дост...жимой. Ответы: Вариант 1: Вследствие травмы лучшего бомбардира отборочного турнира, вынужденного пропустить два ближайших матча, тренеры заменили его на молодого игрока. Вариант 2: Несмотря на неудачу, постигшую нашу сборную в серии матчей, цель по-прежнему остается достижимой. 4. Придумать предложения, в которых одинаково звучащие слова были бы разными частями речи: Вариант 1: наподобие - на подобие. (Например: Меня заинтересовал какой-то странный предмет наподобие куба. Мы решали задачу на подобие треугольников.) Вариант 2: вместо - в место. (Например: Вместо спектакля, объявленного заранее, давали другую пьесу. Мы приехали в место, очень похожее на сказочный городок.) Урок 108
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 57; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.244.85 (0.042 с.) |