Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема. Дефис между частями слова в наречиях.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
1. Цели: повторить случаи употребления дефиса в разных частях речи; показать условия выбора этой орфограммы в наречиях; закрепить навыки самостоятельной работы. Методические приемы: объяснительный диктант, повторение пройденного, объяснение учителя, тренировочные упражнения, лингвистический разбор, словарная работа.
Ход урока 1 I. Чтение и анализ нескольких сочинений II. Повторение темы «Случаи употребления дефиса» 1. Объяснительный диктант. Ярко-красный автомобиль, древнерусский язык, полкласса в друзьях, кто-нибудь поможет, Юго-Восточная Азия, отрежьте пол-лимона, кого-то попросишь, бело-розовый зефир, железнодорожная станция, англо-русский словарь, исходил пол-Петербурга, кое с кем встретишься, кисло-сладкий апельсин, черно-белый телевизор, выпукло-вогнутые линзы, северо-западный ветер, нежно-лиловая сирень, древнегреческий эпос, кое-кому позвонишь. 2. Вопросы на повторение. - Какие орфограммы встретились в диктанте? (Дефис в сложных прилагательных, дефис в отрицательных местоимениях.) - В каком случае ставится дефис в сложных прилагательных? Когда они пишутся слитно? (Дефис ставится, если прилагательное обозначает цвета или их оттенки, стороны света, два равноправных слова. Если оке сложное прилагательное образовано от словосочетания (Древняя Русь), оно пишется слитно.) - В каком случае ставится дефис в неопределенных местоимениях? (Во всех случаях, кроме тех, когда части слова разбиваются предлогом: кое у кого, кое с чем.) - IIII. Изучение темы «Дефис между частями слова в наречиях» 1.Задания. - Определите части слов (морфемы) в наречиях, написанных на доске: по-другому, по-прежнему, по-дружески, во-первых, в-третьих. (Приставки по-, в-, во-; суффиксы -ому, -ему, -и.) - Составьте словосочетания с этими наречиями. (По-другому думаешь, по-прежнему скучаю, по-дружески поддержал; во-первых, сказал...; в-третьих, сделал...) - Сделайте вывод об использовании дефиса в наречиях. 2. Изучение теоретического материала учебника (§ 42, с. 114-115). - Что вы узнали дополнительно о правописании наречий с дефисом? (Наречия с приставкой в- (во-): во-первых, в-пятых выделяются запятой, не являются членами предложения, то есть это вводные слова.) 3. Сопоставление наречий с дефисом и одинаковых или сходных с ними по звучанию сочетаний предлогов с существительными, прилагательными, числительными и местоимениями (с именными частями речи). По-другому думаю - иду по другому пути. По-прежнему верю — судя по прежнему высказыванию. В-третьих, сказал... - в третьих примерах каждой группы. Сделал по-вашему - по вашему лицу вижу. Вывод: судить о том, какая перед нами часть речи, о том, как правильно писать, можно лишь в предложении, в контексте. IV. Выполнение упражнений 1. Упражнение 250: комментированное письмо (на доске и в тетрадях). 2. Упражнение 251: обсуждение вопросов, самостоятельная работа, с последующей взаимопроверкой. Комментарий. Выделенные слова нельзя назвать омонимами, т. к. прилагательные и местоимения с предлогами образуют два слова. Домашнее задание 1. § 42 (с. 114-116) - самостоятельно изучить теоретический материал нас. 116. 2. Упражнение 252. Ход урока 2 Лингвистическая разминка Сделать синтаксический разбор предложения, определить значение наречий: Солнце уже зашло, но жара по-прежнему не спадала. Комментарий. Уже - значение времени; по-прежнему - значение образа действия. II. Проверка домашнего задания - В чем отличие написания приставок в наречиях от написания приставок в других частях речи? (Приставки обычно пишутся слитно.) - Всегда ли приставки в наречиях пишутся через дефис? (Нет, не всегда.) - От каких частей речи образуются наречия с приставкой в-(во-), которая пишется через дефис? (От числительных: «во-первых»...) - Как пишутся неопределенные наречия? (Как и неопределенные местоимения, через дефис: кое-где, куда-либо, откуда-то, почему-нибудь.) - Какие еще наречия пишутся через дефис? (Сложные наречия, образованные с помощью однокоренных слов или повторением слов: волей-неволей, чуть-чуть.) Упражнение 252: устные ответы на вопросы. III. Словарная работа Записать слова, помещенные в рамке на с. 117, в словарики; ответить на вопрос: «В текстах каких стилей могут быть использованы такие слова?» Давным-давно, волей-неволей, видимо-невидимо, мало-помалу, точь-в-точь, бок о бок. (Эти слова регулярно встречаются в сказках, в текстах художественного стиля, часто употребляются в разговорной речи, могут быть использованы в текстах публицистического стиля.) IV. Выполнение упражнений 1. Упражнение 253: комментированное письмо. 2. Упражнение 254: самостоятельная работа. Домашнее задание 1. § 42(с. 114-116). 2. Упражнение 256.
2. Цели: закрепить навыки употребления дефиса в разных частях:*речи; учить отличать наречия с дефисом от сходных по звучанию, сочетаний предлогов с именными частями речи; показать роль наречий с дефисом в текстах разных стилей. Методические приемы: лингвистический разбор, словарный «диктант с взаимопроверкой, упражнения по стилистике, работа ' в группах, тренировочные упражнения. Ход уроков I. Словарный диктант с взаимопроверкой По-зимнему холодно, настроен по-деловому, в десятых числах декабря, сделал волей-неволей, где-то забыл, обратился по деловому I вопросу; мало-помалу поправляюсь; в-десятых, прибери комнату; По-цюльски жарко, читаю по-английски, куда-либо отправишься, 1давнь1м-давно знаешь, видимо-невидимо грибов, живешь бок о бок %со школой, повторил точь-в-точь; по-моему, ты по-заячьи труслив; ';откуда-нибудь приедешь, расположены справа налево, говоришь по-французски, по летнему времени, крепко-накрепко запомни. II. Проверка домашнего задания 1. Рассказать об употреблении дефиса в наречиях. 2. Упражнение 256: выполнить таблицу «Дефис между частями, слова» на доске. III. Употребление наречий с дефисом в текстах разных стилей Работа в группах: представители пяти групп по очереди читают тексты разных стилей, остальные ученики на слух определяют принадлежность текста к определенному стилю, записывают наречия в две колонки: с дефисом и без дефиса. Задание: записать тексты под диктовку, определить их принадлежность к разным стилям; объяснить правописание наречий и их роль в тексте. Записать наречия в две колонки: с дефисом и без дефиса. 1) - Привет, ты меня не узнаешь? - Постой, где-то я тебя видел. Ты, по-моему, со мной в одном лагере был. - Да нет, я теперь с тобой в параллельном классе учусь. Мы недавно переехали, живу бок о бок со школой. - То-то я смотрю, лицо знакомое, едва-едва тебя узнал. А ты куда идешь? - Так, кое-куда. Секрет. (Разговорный стиль.) 2) По вопросу о видовой соотносительности глаголов и показу ее в словарях нет единого мнения, в разных словарях он решается по-разному. В первом издании эти сведения были представлены односторонне и неполно. (Научный стиль. Словарь русского языка в 4-х томах под редакцией А.П. Евгеньевой.) 3) Давным-давно жил на свете один царь, и было у него три сына. Как-то раз пришли они к отцу и говорят: «Здравствуй, царь-государь, не вели казнить, вели слово молвить». (Художественный стиль. Сказка.) 4) Отдельные ячейки или области листа можно выделить по- разному. Во-первых, с помощью рамок. Рамки могут выделять ячейки дополнительными линиями сверху, снизу, по бокам, а так же вокруг ячеек. Во-вторых, ячейки и области листа выделяются с помощью цвета. (Официально -деловой стиль. Инструкция для пользователей компьютера. 5) Изначально мы хотели увеличить заработную плату работников бюджетной сферы на 37, 5%. Эта цифра неоднократно называлась главой региона, но потом появились две поправки. Во-первых, нужно изъять из бюджетных отраслей 380 миллионов рублей, которые высвобождаются в силу того, что будет применяться другой способ индексации заработных плат. Во-вторых, мы планируем повысить зарплату на 21,5% в три этапа. Деньги в отраслях бюджетной сферы есть, но почему-то их не торопятся отдать бюджетникам. (Публицистический стиль. Из газетного интервью с депутатом.) Наречия, встречающиеся в текстах С дефисом Без дефиса где-то теперь по-моему недавно едва-едва бок о бок кое-куда куда по-разному односторонне давным-давно неполно как-то раз сверху по-разному снизу во-первых по бокам С дефисом Без дефиса во-вторых также ' во-первых изначально во-вторых неоднократно почему-то потом в силу того IV. Выполнение упражнений Упражнение 255: самостоятельно. Домашнее задание 1. §42. 2. Выписать из художественных произведений пять предложений с наречиями, которые пишутся через дефис. Урок 85-87
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 108; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.107.150 (0.046 с.) |