Тема. Деепричастный оборот. Знаки препинания при деепричастном обороте. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема. Деепричастный оборот. Знаки препинания при деепричастном обороте.



1.

Цели: дать понятие о деепричастном обороте; показать необходимость выделения деепричастных оборотов и деепричастий в предложениях; закрепить знания о морфологии деепричастия.

Методические приемы: беседа по вопросам, лингвистический I разбор, работа со схемами предложений, конструирование предложений.

Ход урока

I. Лингвистическая разминка

Игра «Четвертый лишний»

Зависевший, умывшись, подействовав, играя. {Зависевший - причастие, остальные слова - деепричастия.) Наколдовав, разделившись, углубляясь, надавив. {Углубляясь - деепричастие несовершенного вида, остальные -; совершенного вида.)

II. Проверка домашнего задания

1.       Вопросы на усвоение материала:

- Охарактеризуйте деепричастие как часть речи.

- Какие глагольные признаки имеет деепричастие?

- Назовите наречные признаки деепричастия.

-      Какова синтаксическая роль деепричастия?

2.       Чтение предложений, содержащих деепричастия, определение

;' видов деепричастий.

[ III. Объяснение темы «Деепричастный оборот»

1. Слово учителя.

При объяснении темы «Деепричастие как часть речи» нам уже встречались деепричастия с зависимыми словами. Нетрудно догадаться, что это и есть деепричастный оборот. Подобно причастному обороту, он выделяется запятыми. Но если причастный оборот выделяется лишь в том случае, когда он стоит после определяемого слова, то для деепричастного оборота местоположение в предложении неважно. Он в любом случае выделяется запятыми. Главное - правильно определить его границы.

Подобно тому как причастный оборот является в предложении одним членом (определением), деепричастный оборот тоже рассматривается как один член предложения - обстоятельство.

2. Примеры для синтаксического разбора, построение схем (см. с. 77).

Спотыкаясь, цепляясь за лавки и стулья, Яшка стал бродить по избе, разыскивая старые штаны и рубаху.

Яшка забросил насадку и снова, не выпуская из рук удилища, неотрывно смотрел на поплавок, ожидая поклевки.

(Из рассказа Ю. Казакова «Тихое утро».)

IV. Выполнение упражнений

1. Упражнение 162: комментированное письмо.

2. Упражнение 163: устный разбор.

Комментарий. Тип речи - рассуждение. Стиль текста - научный.

Дополнительный вопрос:

- Какая наука изучает действие силы? (Физика.)

Примерный вопросный план текста:

I.            От чего зависит результат действия силы?

II. Почему, надев лыжи, человек не проваливается в снег?

III.    Что называется давлением?

IV.    Как определить величину давления?

3.       Упражнение 164: самостоятельная работа.

Домашнее задание

1. §27.

Упражнение 165.  

2.

Цели: закрепить умение находить деепричастный оборот в предложении; показать роль деепричастных конструкций; совершенствовать орфографическую и пунктуационную зоркость; активизировать самостоятельную работу учеников.

Методические приемы: беседа по вопросам, лингвистический разбор, работа со схемами предложений, конструирование предложений.

Ход урока

I.    Проверка домашнего задания

1.            Вопросы.

-  Что такое деепричастный оборот?

-  Что общего у деепричастного оборота с причастным?

-  Каким членом предложения является деепричастный оборот?

2.           Упражнение 165: взаимопроверка; в это время на доске выполняются схемы предложений.

II.    Практическое задание

В предложениях, записанных на доске, вставить пропущенные буквы и знаки препинания. (Выполняется на доске и в тетрадях.)

1)   (Не, ни) останавливаясь он (з, с)делал мне знак и(д, т}ти следом. (В. Пелевин.)

2)   Любой лаб...ринт можно пройти всё время пов...рач...вая (на)прав... (В. Пелевин.)

Комментарий. В первом предложении - опережающая орфограмма: не с деепричастиями. Предложим ученикам порассуждать, слитно или раздельно пишется деепричастие с не.

Во втором предложении важно правильно (по смыслу) определить границы деепричастного оборота: он начинается с зависимого от деепричастия слова.

1)      Не останавливаясь, он сделал мне знак идти следом.

2)  Любой лабиринт можно пройти, всё время поворачивая на-щправо.

2.           Выполнение упражнений.

Упражнение 167: устно.

Упражнение 166: комментированное письмо. Необходимо со-• поставить предложения с однокоренными словами - с причастием Ви деепричастием: как меняется смысл предложений? Определим вид причастий и деепричастий.

3.           Конструирование предложений.

Упражнение 168: обсуждаем варианты предложений, сконструированных по данным схемам, лучшие записываем на доске и в тетради.

4.           Роль деепричастных конструкций в предложении.

Упражнение 169: обсуждение вопросов, письменное выполнение по вариантам (1-й вариант - предложения под цифрами Ни 2, 2-й вариант - под цифрами 3 и 4) с последующей взаимо- проверкой.

Домашнее задание

1. §27.

2. Выписать из художественных произведений пять предложений с деепричастными конструкциями, сделать синтаксический разбор.

Урок 49

Тема. Раздельное написание не с деепричастиями.

Цели: повторить правописание с не различных частей речи; показать синтаксическую и интонационную необходимость выделения деепричастных конструкций; совершенствовать орфографическую и пунктуационную зоркость.

Методические приемы: беседа по вопросам, лингвистический разбор, работа со схемами предложений, конструирование предложений.

Ход урока

I. Лингвистическая разминка

Объяснительный диктант (повторение правописания с не.различных частей речи).

Не хочу объясняться; непричастный к заговору; неволить человека; нехорошее самочувствие; не старый, а пожилой мужчина; непридуманная история; некий незнакомец; ненастный день; очень несвоевременное посещение; неизвестный герой; ответ не продуман; нетронутые пространства тайги; несжатая полоса; нерешенная проблема, неделикатный поступок.

II. Проверка домашнего задания

1. Связные рассказ о деепричастии и знаках препинания при деепричастных конструкциях.

2. Чтение предложений с деепричастными конструкциями, выполнение синтаксического разбора и схем предложений у доски.

III. Изучение темы «Раздельное написание не

с деепричастиями»

Слово учителя.

В объяснительном словарном диктанте мы повторили правописание с не имен существительных, прилагательных, местоимений, глаголов, полных и кратких причастий.

Мы знаем, что не с глаголом пишется раздельно, за исключением случаев, когда слово без не не употребляется. Это же относится и к деепричастию, части речи, близкой к глаголу по значению. Запишем примеры, подберем свои:

Не уставая, не желая, не присев, не ответив. Негодуя, неволя. IV. Закрепление нового материала

Сделать синтаксический разбор предложений, написанных на I доске, объяснить орфограммы и пунктограммы. I  1) Еще (не) веря (не)жда(н, нн)ой удач...он в(з, с)карабкался по I ступенькам автобуса. (Б. Акунин.)

2) (Не, ни) теряя др...гоце(н, нн)ого врем...ни Остап швырнул I шахматной доской в лампу и ударяя в наступившей темноте по I чьим(то) челюстям и лбам выбежал на улицу. (Ильф, Петров.) Дополнительное задание: найти причастия, определить их грамматические характеристики.

Комментарий. Нежданной - страдательное причастие прошедшего времени в роли прилагательного-определения; в наступившей - действительное причастие прошедшего времени в роли прилагательного-определения.

1)   Еще не веря нежданной удаче, он вскарабкался по ступенькам автобуса.

2)   Не теряя драгоценного времени, Остап швырнул шахматной доской в лампу и, ударяя в наступившей темноте по чьим-то

челюстям и лбам, выбежал на улицу. V. Выполнение упражнений

1.          Упражнение 170: комментированное письмо.

Дополнительное задание: вспомнить другие пословицы и поговорки, в которых есть деепричастия с не.

2.          Упражнения 171,172: самостоятельная работа по вариантам

с последующей взаимопроверкой.

Домашнее задание

1- §28.

2. Упражнение 173.

Урок 50



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 67; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.37.68 (0.009 с.)