Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву
Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема. Разделы науки о языке.Содержание книги
Поиск на нашем сайте Цели: - систематизировать знания обучающихся о пунктуации, повторить теоретический материал о разделах лингвистики, закреплять умение выполнять синтаксический разбор предложения, составлять схемы предложений; - развивать внимание, память, такие операции мышления, как анализ, синтез, обобщение; - воспитывать интерес к предмету. Оборудование: учебник С. И Львовой, В. В. Львова «Русский язык. 7 класс», карточки с кроссвордами, пособие С. И. Львовой «Язык в речевом общении», доска, мел. Ход урока 1. Организационный момент. Здравствуйте, ребята. 2. Разминка. - Наш урок мы начнём как обычно — с разминки. Сегодня наша разминка теоретическая. - У вас на партах карточки с кроссвордами. Возьмите в руки ручки или карандаши. Слушайте вопрос, а ответ записывайте в нужной колонке. Понятно задание? 2. л е к с и к о л о г и я 3. о р ф о э п и я 4. ф о н е т и к а- 5. г р а ф и к а 6. т е к с т о в е д е н и е 7. м о р ф е м и к а 8. с л о в о о б р а з о в а н и е 9. г р а м м а т и к а м о р ф о л о г и я 11 с и н т а к с и с 12 о р ф о г р а ф и я (Такая запись получится у детей после того, как они ответят правильно на все вопросы). - Сначала отгадаем слова по горизонтали. 2. Раздел языкознания, изучающий словарный состав языка. 3. А этот раздел науки о языке изучает постановку ударения в словах, произношение звуков речи и их сочетаний. 4. Раздел языкознания, изучающий звуки речи. 5. Этот раздел науки о языке занимается изучением букв алфавита. 6. Без этого раздела языкознания мы ничего не узнали бы о текстах. 7. Раздел науки о языке, изучающий состав слова. 8. А этот раздел языкознания изучает способы образования слов. 9. Очень важный раздел науки о языке, который в свою очередь тоже имеет разделы. 10. Изучением частей речи занимается... 11. Словосочетание и предложение изучает... 12. Без этого раздела лингвистики не было бы правильного написания слов. - А по вертикали получится слово, объединяющее все записанные вами термины. Если вы правильно их назвали, то слово по вертикали -... (1. Лингвистика). 3. Фронтальный опрос. - Что же такое лингвистика? - Назовите ещё раз её разделы. - А что можно сказать о морфологии и синтаксисе? 4. Формулировка темы и целей урока. - Как вы думаете, о чём мы будем говорить на сегодняшнем уроке? (Дети отвечают, учитель обобщает). - Запишите тему урока (на доске есть запись) Разделы лингвистики... - Поставьте многоточие. К этому мы ещё вернёмся. 5. Работа над темой урока. - На прошлых уроках мы уже повторили многие разделы лингвистики, вспомнили их в теоретической разминке. - О каком разделе мы сегодня будем говорить, вы мне скажете сами. А поможет нам текст. Работа с текстом. - Откройте упражнение 264. Чтение текста. - Прочитайте текст про себя. Он вам знаком. Но насколько вы были внимательны, мы проверим. - Читаем текст вслух. Текстоведческий анализ. - Какова тема текста? - Основная мысль? - Перечислите основные признаки текста. - Определите стиль текста. Докажите. - Какие средства художественной выразительности встретились в тексте? - Каков тип речи текста? 6. Проверка домашнего задания. - Ребята, я не случайно сказала, что текст вам знаком. Дома вы группировали орфограммы, встретившиеся в тексте. Назовите их. Списывание текста - Спишите текст. Беседа - Ребята, только ли знание орфографии нам нужно для того, чтобы грамотно писать? (Нет, нужно знание пунктуации). 7. Конкретизация темы - Сегодня мы поговорим о пунктуации. Допишите тему урока Разделы лингвистики... Пунктуация Работа с текстом - Как и орфография, пунктуация имеет свои разделы. Назовём их. - Какие знаки препинания могут стоять в конце предложения? Докажите на примерах из текста. - С каким знаком препинания в конце предложения мы не встретились? Придумайте предложение с восклицательным знаком в конце. - Что вы можете сказать о многоточии? (Ответы детей). Анализ лингвистической сказки. - Послушайте лингвистическую сказку. О чём она? Три точки Сошлись три точки, разговорились. - Как жизнь, что нового? - Да ничего. - Всё стоишь в конце предложения? - В конце. - И я в конце. - И я. - Как это несправедливо, - говорит Первая Точка, - о нас вспоминают лишь тогда, когда предложение уже закончено и мы ничего не успеваем сказать. - Да, - соглашается Вторая Точка, - так хочется попасть в незаконченное предложение, по-настоящему выразить себя. - Не пустят, - сомневается Первая Точка, - посчитают ошибкой и вычеркнут. - А что если нам всем вместе попробовать, - предлагает Третья Точка, - в отдельности каждая из нас, может, и немного значит, а втроём попробуем. Коллектив — большая сила. Это всюду написано., только бы найти подходящее предложение. Точки настораживаются и начинают следить за текстом. Это законченное, это — законченное...вот! Точки бросаются в незаконченное предложение и как ни в чём не бывало становятся за последним словом. Очередное слово, которое уже готово было сорваться с пера, чтобы занять своё место в предложении, вдруг замечает Точку. - Откуда вы взялись? Вы здесь не стояли. - Нет, стояла, - заявляет Третья Точка. - Вы не могли здесь стоять. - Не скандальте, пожалуйста, - вмешивается в разговор Вторая Точка, - она стоит лично за мной, а вот вас я что-то не видела. - Но вы здесь тоже не стояли, - возмущается слово, болтаясь на кончике пера. - Она не стояла? - изумляется Первая Точка, - придите в себя, она же стоит за мною. Слово видит, что точкам этим не будет конца и отправляется обратно в чернильницу, а Точки стоят и посмеиваются: - Три точки — это вам не одна в предложении, три точки кое-что значат. - Как вы поняли сказку? Что значат три точки в предложении? Почему в теме урока мы тоже поставили многоточие? (Для справки: многоточие ставится в конце предложения в том случае, когда мысль не закончена; когда возникают перерывы в речи, связанные с волнением, с переходом к новой мысли, главной для автора. Автор специально делает паузу, чтобы читатель понял: дальше будет сообщаться о чём-то важном, о главном предмете изложения). - Да, знаки препинания о многом говорят и помогают в характеристике предложения. Синтаксический анализ предложения. - Выпишите предложение Потом цвет озера стал оловянным. - Выполним синтаксический разбор этого предложения.* (1 ученик работает у доски). (*Помочь учащимся в определении сказуемого). Беседа - Вы сказали, что это предложение неосложнённое. - А чем может быть осложнено простое предложение? - Какие случаи встретились в тексте? - Мы нашли в тексте осложнённые предложения. А есть ли в тексте сложные предложения? - Они чем-то похожи? (Оба сложноподчинённые). - Составим схемы этих предложений. - Схему какого предложения составить будет сложнее? - Предоставим эту возможность тем, кто недавно успешно выступил в школьной олимпиаде. - Остальные работают с другим сложным предложением. - Проверяем. - О каком разделе пунктуации мы ещё не сказали? (О предложениях с прямой речью). - Есть ли в тексте такие предложения? (Да). - Перестройте это предложение так, чтобы слова автора были вначале. 8. Подведение итогов урока. - О каком разделе лингвистики мы сегодня говорили? - Что изучает пунктуация? - Какие разделы русской пунктуации вы знаете? Можно предложить детям продолжить предложение "Сегодня на уроке я..." 9. Домашнее задание. (Творческое, разноуровневое). Написать сочинение-рассуждение «Зачем нужны знаки препинания?» - Кому это задание покажется слишком сложным, составьте устное высказывание на тему «Разделы русской пунктуации», используя таблицу упражнения 263. - А кому задание покажется слишком простым, напишите лингвистическую сказку, которая начиналась бы так: «Однажды в царстве Знаков Препинания начался переполох...» Урок 3
|
||
|
Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 136; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 216.73.216.214 (0.01 с.) |