Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема. Разделы науки о языке.

Поиск

Цели: - систематизировать знания обучающихся о пунктуации, повторить теоретический материал о разделах лингвистики, закреплять умение выполнять синтаксический разбор предложения, составлять схемы предложений;

       - развивать внимание, память, такие операции мышления, как анализ, синтез, обобщение;

        - воспитывать интерес к предмету.

Оборудование: учебник С. И Львовой, В. В. Львова «Русский язык. 7 класс», карточки с кроссвордами, пособие С. И. Львовой «Язык в речевом общении», доска, мел.

Ход урока

1. Организационный момент.

Здравствуйте, ребята.

2. Разминка.

- Наш урок мы начнём как обычно — с разминки. Сегодня наша разминка теоретическая.

- У вас на партах карточки с кроссвордами. Возьмите в руки ручки или карандаши. Слушайте вопрос, а ответ записывайте в нужной колонке. Понятно задание?

2.           

л            

е             

к             

с             

и            

к             

о            

л            

о            

г             

и            

я             

3.           

о            

р            

ф            

о            

э             

п            

и            

я             

4.           

ф            

о            

н            

е             

т             

и            

к             

а-

5.           

г             

р            

а            

ф            

и            

к             

а            

6.           

т             

е             

к             

с             

т             

о            

в             

е             

д            

е             

н            

и            

е             

7.           

м            

о            

р            

ф            

е             

м            

и            

к             

а            

8.           

с             

л            

о            

в             

о            

о            

б            

р            

а            

з             

о            

в             

а            

н            

и            

е

9.           

г             

р            

а            

м            

м            

а            

т             

и            

к             

а            

м            

о            

р            

ф            

о            

л            

о            

г             

и            

я             

11          

с             

и            

н            

т             

а            

к             

с             

и            

с

12          

о            

р            

ф            

о            

г             

р            

а            

ф            

и            

я             

(Такая запись получится у детей после того, как они ответят правильно на все вопросы).

- Сначала отгадаем слова по горизонтали.

2. Раздел языкознания, изучающий словарный состав языка.

3. А этот раздел науки о языке изучает постановку ударения в словах, произношение звуков речи и их сочетаний.

4. Раздел языкознания, изучающий звуки речи.

5. Этот раздел науки о языке занимается изучением букв алфавита.

6. Без этого раздела языкознания мы ничего не узнали бы о текстах.

7. Раздел науки о языке, изучающий состав слова.

8. А этот раздел языкознания изучает способы образования слов.

9. Очень важный раздел науки о языке, который в свою очередь тоже имеет разделы.

10. Изучением частей речи занимается...

11. Словосочетание и предложение изучает...

12. Без этого раздела лингвистики не было бы правильного написания слов.

- А по вертикали получится слово, объединяющее все записанные вами термины. Если вы правильно их назвали, то слово по вертикали -... (1. Лингвистика).

3. Фронтальный опрос.

- Что же такое лингвистика?

- Назовите ещё раз её разделы.

- А что можно сказать о морфологии и синтаксисе? 

4. Формулировка темы и целей урока.                 

- Как вы думаете, о чём мы будем говорить на сегодняшнем уроке? (Дети отвечают, учитель обобщает).

- Запишите тему урока (на доске есть запись) Разделы лингвистики...

- Поставьте многоточие. К этому мы ещё вернёмся.

5. Работа над темой урока.

- На прошлых уроках мы уже повторили многие разделы лингвистики, вспомнили их в теоретической разминке.

- О каком разделе мы сегодня будем говорить, вы мне скажете сами. А поможет нам текст.

Работа с текстом.

- Откройте упражнение 264.

Чтение текста.

- Прочитайте текст про себя. Он вам знаком. Но насколько вы были внимательны, мы проверим.

- Читаем текст вслух.

Текстоведческий анализ.

- Какова тема текста?

- Основная мысль?

- Перечислите основные признаки текста.

- Определите стиль текста. Докажите.

- Какие средства художественной выразительности встретились в тексте?

- Каков тип речи текста?

6. Проверка домашнего задания.

- Ребята, я не случайно сказала, что текст вам знаком. Дома вы группировали орфограммы, встретившиеся в тексте. Назовите их.

Списывание текста

- Спишите текст.

Беседа

- Ребята, только ли знание орфографии нам нужно для того, чтобы грамотно писать? (Нет, нужно знание пунктуации).

7. Конкретизация темы  

- Сегодня мы поговорим о пунктуации. Допишите тему урока 

                 Разделы лингвистики... Пунктуация

Работа с текстом

- Как и орфография, пунктуация имеет свои разделы. Назовём их.

- Какие знаки препинания могут стоять в конце предложения? Докажите на примерах из текста.

- С каким знаком препинания в конце предложения мы не встретились? Придумайте предложение с восклицательным знаком в конце.

- Что вы можете сказать о многоточии? (Ответы детей).

Анализ лингвистической сказки.

- Послушайте лингвистическую сказку. О чём она?

Три точки

Сошлись три точки, разговорились.

- Как жизнь, что нового?

- Да ничего.

- Всё стоишь в конце предложения?

- В конце.

- И я в конце.

- И я.

- Как это несправедливо, - говорит Первая Точка, - о нас вспоминают лишь тогда, когда предложение уже закончено и мы ничего не успеваем сказать.

- Да, - соглашается Вторая Точка, - так хочется попасть в незаконченное предложение, по-настоящему выразить себя.

- Не пустят, - сомневается Первая Точка, - посчитают ошибкой и вычеркнут.

- А что если нам всем вместе попробовать, - предлагает Третья Точка, - в отдельности каждая из нас, может, и немного значит, а втроём попробуем. Коллектив — большая сила. Это всюду написано., только бы найти подходящее предложение.

Точки настораживаются и начинают следить за текстом. Это законченное, это — законченное...вот! Точки бросаются в незаконченное предложение и как ни в чём не бывало становятся за последним словом. Очередное слово, которое уже готово было сорваться с пера, чтобы занять своё место в предложении, вдруг замечает Точку.

- Откуда вы взялись? Вы здесь не стояли.

- Нет, стояла, - заявляет Третья Точка.

- Вы не могли здесь стоять.

- Не скандальте, пожалуйста, - вмешивается в разговор Вторая Точка, - она стоит лично за мной, а вот вас я что-то не видела.

- Но вы здесь тоже не стояли, - возмущается слово, болтаясь на кончике пера.

- Она не стояла? - изумляется Первая Точка, - придите в себя, она же стоит за мною.

Слово видит, что точкам этим не будет конца и отправляется обратно в чернильницу, а Точки стоят и посмеиваются:

- Три точки — это вам не одна в предложении, три точки кое-что значат.

- Как вы поняли сказку? Что значат три точки в предложении? Почему в теме урока мы тоже поставили многоточие?

(Для справки: многоточие ставится в конце предложения в том случае, когда мысль не закончена; когда возникают перерывы в речи, связанные с волнением, с переходом к новой мысли, главной для автора. Автор специально делает паузу, чтобы читатель понял: дальше будет сообщаться о чём-то важном, о главном предмете изложения).

- Да, знаки препинания о многом говорят и помогают в характеристике предложения.

Синтаксический анализ предложения.

- Выпишите предложение

Потом цвет озера стал оловянным.

- Выполним синтаксический разбор этого предложения.*            (1 ученик работает у доски).

(*Помочь учащимся в определении сказуемого).

Беседа

- Вы сказали, что это предложение неосложнённое.

- А чем может быть осложнено простое предложение?

- Какие случаи встретились в тексте?

- Мы нашли в тексте осложнённые предложения. А есть ли в тексте сложные предложения?

- Они чем-то похожи? (Оба сложноподчинённые).

- Составим схемы этих предложений.

- Схему какого предложения составить будет сложнее?

- Предоставим эту возможность тем, кто недавно успешно выступил в школьной олимпиаде.

- Остальные работают с другим сложным предложением.

- Проверяем.

- О каком разделе пунктуации мы ещё не сказали? (О предложениях с прямой речью).

- Есть ли в тексте такие предложения? (Да).

- Перестройте это предложение так, чтобы слова автора были вначале.

8. Подведение итогов урока.

- О каком разделе лингвистики мы сегодня говорили?

- Что изучает пунктуация?

- Какие разделы русской пунктуации вы знаете?

Можно предложить детям продолжить предложение "Сегодня на уроке я..."

9. Домашнее задание.

(Творческое, разноуровневое).

Написать сочинение-рассуждение «Зачем нужны знаки препинания?»

- Кому это задание покажется слишком сложным, составьте устное высказывание на тему «Разделы русской пунктуации», используя таблицу упражнения 263.

- А кому задание покажется слишком простым, напишите лингвистическую сказку, которая начиналась бы так: «Однажды в царстве Знаков Препинания начался переполох...»

Урок 3



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 64; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.231.146 (0.038 с.)