Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема. Разделы науки о языке.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Цели: - систематизировать знания обучающихся о пунктуации, повторить теоретический материал о разделах лингвистики, закреплять умение выполнять синтаксический разбор предложения, составлять схемы предложений; - развивать внимание, память, такие операции мышления, как анализ, синтез, обобщение; - воспитывать интерес к предмету. Оборудование: учебник С. И Львовой, В. В. Львова «Русский язык. 7 класс», карточки с кроссвордами, пособие С. И. Львовой «Язык в речевом общении», доска, мел. Ход урока 1. Организационный момент. Здравствуйте, ребята. 2. Разминка. - Наш урок мы начнём как обычно — с разминки. Сегодня наша разминка теоретическая. - У вас на партах карточки с кроссвордами. Возьмите в руки ручки или карандаши. Слушайте вопрос, а ответ записывайте в нужной колонке. Понятно задание? 2. л е к с и к о л о г и я 3. о р ф о э п и я 4. ф о н е т и к а- 5. г р а ф и к а 6. т е к с т о в е д е н и е 7. м о р ф е м и к а 8. с л о в о о б р а з о в а н и е 9. г р а м м а т и к а м о р ф о л о г и я 11 с и н т а к с и с 12 о р ф о г р а ф и я (Такая запись получится у детей после того, как они ответят правильно на все вопросы). - Сначала отгадаем слова по горизонтали. 2. Раздел языкознания, изучающий словарный состав языка. 3. А этот раздел науки о языке изучает постановку ударения в словах, произношение звуков речи и их сочетаний. 4. Раздел языкознания, изучающий звуки речи. 5. Этот раздел науки о языке занимается изучением букв алфавита. 6. Без этого раздела языкознания мы ничего не узнали бы о текстах. 7. Раздел науки о языке, изучающий состав слова. 8. А этот раздел языкознания изучает способы образования слов. 9. Очень важный раздел науки о языке, который в свою очередь тоже имеет разделы. 10. Изучением частей речи занимается... 11. Словосочетание и предложение изучает... 12. Без этого раздела лингвистики не было бы правильного написания слов. - А по вертикали получится слово, объединяющее все записанные вами термины. Если вы правильно их назвали, то слово по вертикали -... (1. Лингвистика). 3. Фронтальный опрос. - Что же такое лингвистика? - Назовите ещё раз её разделы. - А что можно сказать о морфологии и синтаксисе? 4. Формулировка темы и целей урока. - Как вы думаете, о чём мы будем говорить на сегодняшнем уроке? (Дети отвечают, учитель обобщает). - Запишите тему урока (на доске есть запись) Разделы лингвистики... - Поставьте многоточие. К этому мы ещё вернёмся. 5. Работа над темой урока. - На прошлых уроках мы уже повторили многие разделы лингвистики, вспомнили их в теоретической разминке. - О каком разделе мы сегодня будем говорить, вы мне скажете сами. А поможет нам текст. Работа с текстом. - Откройте упражнение 264. Чтение текста. - Прочитайте текст про себя. Он вам знаком. Но насколько вы были внимательны, мы проверим. - Читаем текст вслух. Текстоведческий анализ. - Какова тема текста? - Основная мысль? - Перечислите основные признаки текста. - Определите стиль текста. Докажите. - Какие средства художественной выразительности встретились в тексте? - Каков тип речи текста? 6. Проверка домашнего задания. - Ребята, я не случайно сказала, что текст вам знаком. Дома вы группировали орфограммы, встретившиеся в тексте. Назовите их. Списывание текста - Спишите текст. Беседа - Ребята, только ли знание орфографии нам нужно для того, чтобы грамотно писать? (Нет, нужно знание пунктуации). 7. Конкретизация темы - Сегодня мы поговорим о пунктуации. Допишите тему урока Разделы лингвистики... Пунктуация Работа с текстом - Как и орфография, пунктуация имеет свои разделы. Назовём их. - Какие знаки препинания могут стоять в конце предложения? Докажите на примерах из текста. - С каким знаком препинания в конце предложения мы не встретились? Придумайте предложение с восклицательным знаком в конце. - Что вы можете сказать о многоточии? (Ответы детей). Анализ лингвистической сказки. - Послушайте лингвистическую сказку. О чём она? Три точки Сошлись три точки, разговорились. - Как жизнь, что нового? - Да ничего. - Всё стоишь в конце предложения? - В конце. - И я в конце. - И я. - Как это несправедливо, - говорит Первая Точка, - о нас вспоминают лишь тогда, когда предложение уже закончено и мы ничего не успеваем сказать. - Да, - соглашается Вторая Точка, - так хочется попасть в незаконченное предложение, по-настоящему выразить себя. - Не пустят, - сомневается Первая Точка, - посчитают ошибкой и вычеркнут. - А что если нам всем вместе попробовать, - предлагает Третья Точка, - в отдельности каждая из нас, может, и немного значит, а втроём попробуем. Коллектив — большая сила. Это всюду написано., только бы найти подходящее предложение. Точки настораживаются и начинают следить за текстом. Это законченное, это — законченное...вот! Точки бросаются в незаконченное предложение и как ни в чём не бывало становятся за последним словом. Очередное слово, которое уже готово было сорваться с пера, чтобы занять своё место в предложении, вдруг замечает Точку. - Откуда вы взялись? Вы здесь не стояли. - Нет, стояла, - заявляет Третья Точка. - Вы не могли здесь стоять. - Не скандальте, пожалуйста, - вмешивается в разговор Вторая Точка, - она стоит лично за мной, а вот вас я что-то не видела. - Но вы здесь тоже не стояли, - возмущается слово, болтаясь на кончике пера. - Она не стояла? - изумляется Первая Точка, - придите в себя, она же стоит за мною. Слово видит, что точкам этим не будет конца и отправляется обратно в чернильницу, а Точки стоят и посмеиваются: - Три точки — это вам не одна в предложении, три точки кое-что значат. - Как вы поняли сказку? Что значат три точки в предложении? Почему в теме урока мы тоже поставили многоточие? (Для справки: многоточие ставится в конце предложения в том случае, когда мысль не закончена; когда возникают перерывы в речи, связанные с волнением, с переходом к новой мысли, главной для автора. Автор специально делает паузу, чтобы читатель понял: дальше будет сообщаться о чём-то важном, о главном предмете изложения). - Да, знаки препинания о многом говорят и помогают в характеристике предложения. Синтаксический анализ предложения. - Выпишите предложение Потом цвет озера стал оловянным. - Выполним синтаксический разбор этого предложения.* (1 ученик работает у доски). (*Помочь учащимся в определении сказуемого). Беседа - Вы сказали, что это предложение неосложнённое. - А чем может быть осложнено простое предложение? - Какие случаи встретились в тексте? - Мы нашли в тексте осложнённые предложения. А есть ли в тексте сложные предложения? - Они чем-то похожи? (Оба сложноподчинённые). - Составим схемы этих предложений. - Схему какого предложения составить будет сложнее? - Предоставим эту возможность тем, кто недавно успешно выступил в школьной олимпиаде. - Остальные работают с другим сложным предложением. - Проверяем. - О каком разделе пунктуации мы ещё не сказали? (О предложениях с прямой речью). - Есть ли в тексте такие предложения? (Да). - Перестройте это предложение так, чтобы слова автора были вначале. 8. Подведение итогов урока. - О каком разделе лингвистики мы сегодня говорили? - Что изучает пунктуация? - Какие разделы русской пунктуации вы знаете? Можно предложить детям продолжить предложение "Сегодня на уроке я..." 9. Домашнее задание. (Творческое, разноуровневое). Написать сочинение-рассуждение «Зачем нужны знаки препинания?» - Кому это задание покажется слишком сложным, составьте устное высказывание на тему «Разделы русской пунктуации», используя таблицу упражнения 263. - А кому задание покажется слишком простым, напишите лингвистическую сказку, которая начиналась бы так: «Однажды в царстве Знаков Препинания начался переполох...» Урок 3
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 64; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.231.146 (0.038 с.) |