Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема. Междометия и звукоподражательные слова.

Поиск

Цели: формировать умение отличать производные междометия от самостоятельных частей речи; развивать навыки диалогической речи.

Методические приемы: лингвистический разбор, объяснения учителя, выразительное чтение, выполнение упражнений.

Ход урока

I.   Лингвистическая разминка

- Раскройте скобки, вставьте пропущенные буквы и знаки препинания, определите интонацию высказывания, определите части речи, укажите их роль в предложении. Ахкакпр...ятно оч...mum...ся у теплой печ...ки после лыжной прогулки (по)зимн...му лесу.

Комментарий. Восклицательная интонация предложения создается при помощи смысловой частицы как, а междометие ах поддерживает восклицательную интонацию, выражает чувства радости, [ удовольствия.

Ах, как приятно очутиться у теплой печки после лыжной прогулки по зимнему лесу!

II.  Проверка домашнего задания

1. Рассказать о дефисном написании междометий и о знаках препинания при них.

2. Упражнение 420: исполнение составленных учениками диалогов с включением междометий (по ролям).

III. Понятие о производных междометиях

1.      Беседа по вопросам.

- Что такое производные слова?

- Слова каких частей речи бывают производными?

- Приведите примеры производных наречий, союзов.

2.      Сопоставительный анализ предложений.

1) При виде предводителя пиратов ужас охватил меня. Ужас! Сегодня, оказывается, контрольная!

2) Слова батюшки привели меня в смущение. Батюшки! Да как же тебя угораздило?!

3) «Кошмар на улице Вязов» - фильм ужасов. Как ты себя ведешь?! Кошмар!

Комментарий. Очевидно, что совпадающие слова во вторых предложениях каждой пары произошли из существительных. Это и есть производные междометия.

3.      Жаргонные междометия.

- Приведите примеры разговорных междометий современных школьников, объясните, какие чувства, настроения они выражают. (Круто! Bay! Отстой! и т. п.)

- Подобные междометия, как и вообще молодежный жаргон, употребляются исключительно в разговорной речи и не должны выходить за рамки общения сверстников. Заметим, что непроизводное междометие Bay! заимствовано из английского языка и соответствует русским аналогам: Вот это да! Здорово! Ого! Влияние английского языка объективно усиливается, особенно в последние годы. Заимствование этого междометия говорит о влиянии даже на способы выражения чувств и настроений молодежи.

IV. Выполнение упражнений

Упражнение 419: выразительное чтение, письменное выполнение.

Фонетический и морфологический разбор выполняется на доске и в тетрадях.

Домашнее задание

1. § 70-71.

2. Упражнение 421.

Цели: показать значение междометий в роли других частей речи; развивать умение отличать междометия от других частей речи, от звукоподражательных слов.

Методические приемы: лингвистический разбор, объяснения учителя, выразительное чтение, анализ предложений.

Ход урока

I. Лингвистическая разминка

-        Раскройте скобки, вставьте пропущенные буквы и знаки

препинания, сделайте синтаксический разбор, определите

части речи, укажите их роль в предложении.

К...манда стояла (на)смертъ но увы пропустила мяч... в самом конце ма...ча.

(Команда стояла насмерть, но, увы, пропустила мяч в самом конце матча.)

II. Проверка домашнего задания

Упражнение 421: чтение вариантов текста с добавлением междометий.

В это время фонетический разбор, разбор слова по составу, словообразовательный и морфологический разбор трое учеников выполняют на доске.

III. Анализ предложений

-        Сопоставим предложения и определим роль и значение омонимичных слов.

1)0 тихий Амстердам с певучим перезвоном старинных колоколен! (К.Д. Бальмонт.)

О чем ты воешь, ветер ночной? (Ф.И. Тютчев.)

О, говори хоть ты со мной, подруга семиструнная! (А.А. Григорьев.)

Комментарий. В первом предложении О - усилительная частица при обращении, она не отделяется от обращения запятой. Во втором предложении О - предлог. В третьем - междометие.

2)      Далече грянуло ура.

Ура, мы ломим, гнутся шведы! (А.С. Пушкин.) Комментарий. В первом предложении междометие ура употребляется в значении существительного-подлежащего. Во втором - собственно междометие, выражающее восторг, душевный подъем, взлет.

3)     Гляди-ка, за год ты ого-го как вырос!

Ого-го! Отзовитесь!

Комментарий. В первом предложении междометие ого*го употребляется в значении наречия-обстоятельства, во втором собственно междометие, выражающее призыв, побуждение.

Вывод: междометия могут выступать в роли разных членов предложения, хотя по сути они не являются членами предложения.

IV. Звукоподражательные слова

1. Задание: привести примеры звукоподражательных слов. (Мяу, гав-гав, му-му, хрю-хрю, чик-чирик, дзинь, бац, чмок и т. д.)

2. Беседа.

Интересно, что звукоподражания неодинаковы в разных языках. Вы, наверное, знаете, что «по-английски» кошка, например, говорит мью-мью, а собака - бау-вау.

- Как вы думаете, от чего зависит разница в звукоподражании в разных языках? (От фонетических особенностей каждого языка.)

- Какие чувства, настроения выражают звукоподражания? (Сами по себе они не выражают ни чувств, ни настроений, а лишь пытаются передать различные звуки. Чувства и настроения может создать лишь интонация, с которой звукоподражания произносятся.)

- Иногда звукоподражательные слова относят к междометиям, однако они составляют особую группу. Попробуем это доказать.

3.      Анализ текста.

-       Раскройте скобки, вставьте пропущенные буквы и знаки

препинания, сделайте синтаксический разбор, определите

части речи, укажите их роль в предложении.

Кчему (бы) (не, ни) готовил свое подр...зделениеБлохин, такого соперн...ка (не, ни) он, (не, ни) его игроки явно (не, ни) ож...дали. Да и кто ож..дал(то)? Вот (уж) воист...ну (не, ни)истовые пр...тив-ники лиш... мельканье в глазах да «вжик-вжик» в ушах.

Комментарий. К чему бы ни готовил свое подразделение Блохин, такого соперника ни он, ни его игроки явно не ожидали. Да и кто ожидал-то? Вот уж воистину неистовые противники -лишь мельканье в глазах да «вжик-вжик» в ушах.

Обратим особое внимание на разнообразие частиц (и формообразующих, и смысловых), предлогов, союзов и звукоподражательное слово. Оно выступает в роли существительного-подлежащего. Об этой роли звукоподражательного слова говорит, в частности, однородное с ним подлежащее мельканье.

4.      Разбор предложений.

Бокал сказал «дзинь!» и разбился.

А щука бух в воду!

Ночью на болоте слышно только лягушачье ква-ква.

Комментарий. Звукоподражательные слова выступают в роли различных членов предложения: «дзинь!» - в роли дополнения, бух - в роли сказуемого, ква-ква - в роли подлежащего.

5. Вывод.

Звукоподражательные слова, в отличие от междометий, не выражают чувств, настроений, побуждений, они лишь передают звуки окружающего мира. Звукоподражательные слова обычно выступают в роли каких-либо членов предложения.

Домашнее задание

Выписать из художественных произведений предложения с междометиями; выучить фрагменты стихотворений с междометиями наизусть.

Цели: показать значение междометий в художественной речи; развивать интерес к поэзии.

Методические приемы: объяснения учителя, выразительное чтение, элементы анализа текста, реализация межпредметных связей с литературой.

Ход урока

I. Проверка домашнего задания

1. Ученики зачитывают примеры с междометиями, определяют роль междометий в предложениях.

2. Чтение наизусть стихотворных фрагментов с междометиями.

П. Беседа

- К какому стилю речи относится большая часть примеров предложений с междометиями из прозаических произведений? (К разговорному. В художественных произведениях междометия чаще всего встречаются в речи героев.)

- Мы заметили, что, кроме очень частого употребления междометий в разговорной речи, эта особая часть речи активно используется в поэзии. Как вы думаете, почему поэтическая речь изобилует междометиями? (Междометия непосредственно выражают чувства, настроения, переживания, то есть то, что присуще лирической поэзии.)

III. Элементы анализа поэтических текстов

1. Слово учителя.

Для того чтобы бегло, на первый взгляд определить место междометий в творчестве какого-либо поэта, достаточно бывает взять алфавитный список его стихотворений, полистать сборник.

Возьмем, например, том Пушкина: «О, если правда, что в ночи...», «О, кто бы ни был ты...», «Увы! Зачем она блистает...», «Ура! В Россию скачет...».

2. Закрепление материала.

- Запишем поэтические строки, рассмотрим роль и значение междометий.

Ветер. Кругом все гудёт и колышется, Листья кружатся у ног. Чу, там вдали неожиданно слышится Тонко взывающий рог. (А.А. Фет. «Ель рукавом мне тропинку завесила...» Междометие чу выражает призыв к вниманию, тишине, настороженности.) Уде, жарко!., до полдня грибы собирали. Вот из лесу вышли - навстречу как раз Синеющей лентой, извилистой, длинной Река луговая... (Н.А. Некрасов. «Крестьянские дети». Междометие.к* выражает чувство усталости, имеет простонародный оттенок.) Эх, вы, сани! А кони, кони! Видно черт их на землю принес. В залихватском степном разгоне Колокольчик хохочет до слез. (С.А. Есенин. Междометие эх выражает чувство удали, веселья, воли, тоже имеет простонародный оттенок.)

Примечание. Можно заранее дать задания по группам: проследить употребление междометий в поэзии Пушкина, Лермонтова, Тютчева, Фета, Некрасова, современных авторов.

Сопоставление выступлений групп может показать изменения в частотности употребления междометий, изменения в лексическом наборе междометий.

Отметим, что в поэзии XIX века часто употребляются междометия о, увы, ах, чу, редко встречающиеся в современном языке. Эти междометия имеют возвышенный оттенок, в отличие от простонародных, разговорных эх, ух, эй и т. п.

Домашнее задание

Повторить § 70-71, подготовиться к обобщающему уроку.

Урок 156



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 144; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.227.48.102 (0.026 с.)