Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема. Отрицательные частицы не и ни.

Поиск

Цели: расширить знания учеников о частицах не и ни; показать случаи, когда предложение с двумя частицами не получает положительный смысл; развивать навыки написания не с различными частями речи; учить отличать частицы не и ни от составных союзов.

Методические приемы: повторение пройденного, объяснения учителя, анализ предложений, выполнение упражнений, игра-конкурс.

Ход урока 1

I. Проверка домашнего задания

Игра-конкурс «Частицы в малых жанрах фольклора»

Ученики читают свои примеры. Выигрывает тот, кто назовет последний пример. Примеры ответов:

1) Если бы да кабы на луне росли грибы...

2) Стоит Антошка на одной ножке. Кто ни пройдет, всяк поклонится.

3) Курица не птица.

4) Не зная броду, не суйся в воду.

5) Не все то золото, что блестит.

6) Не имей сто рублей, а имей сто друзей.

II. Изучение темы «Отрицательные частицы не и ни»

1. Объяснительный диктант.

Не у кого узнать, непересекающиеся прямые, не переставая, не отказывайся, не с кем поиграть, не высохшие после дождя лужи, невыученные уроки, не порежьтесь ножом; невелика потеря; не высокий, а коренастый боксер; непородистая собака; домик невысок; вопиющая неграмотность; не пишите некрасиво.

2. Слово учителя.

Мы только что вспомнили правописание частицы не с разными частями речи, тем самым часть дела по изучению правописания отрицательных частиц не и ни уже сделана.

Рассмотрим подробнее функции этих частиц. Частица не придает отрицательное значение предложению или отдельным его членам. Однако в определенных случаях эта частица может приобретать и положительный смысл:

Не могу не вспомнить, как весело прошли каникулы. На этом повороте машина не могла не свернуть направо.

Заметим, что первая частица не находится перед формами глагола мочь, вторая - перед неопределенной формой глагола. III. Выполнение упражнений

1.        Упражнение 385: комментированное письмо; синтаксический

разбор выполняем на доске и в тетрадях.

Комментарий. Предложения, в которых частица не придает отрицательный смысл всему предложению: № 3, 6.

2.       Упражнение 386: устный разбор.

Домашнее задание

1.§ 67, с. 175-176. 2. Упражнение 387.

Ход урока 2

I. Лингвистическая разминка

- Запишите предложение под диктовку, объясните орфограммы и пунктограммы, определите разряды и значение частиц.

Друг в беде не бросит, лишнего не спросит, вот кто самый настоящий, лучший друг.

(Смысловые частицы - не и вот; формообразующая частица -самый. Частицы не придают отрицательное значение глаголам-сказуемым, частица вот - указательная, частица самый служит для образования превосходной степени прилагательного.)

II. Проверка домашнего задания

1. Рассказ учащихся о различных функциях частицы не.

2. Упражнение 387: проверка по цепочке.

В это время ученик выполняет на доске морфологический разбор слова.

III. Продолжение изучения темы «Отрицательные

частицы не и ни»

1.      Слово учителя.

Функции частицы ни, о которой пойдет речь сегодня, более разнообразны, чем у частицы не. Прочитайте теоретический материал учебника и определите, что нового о частице ни вы узнали.

2.      Самостоятельное изучение функций частицы ни - § 67, с. 177,

ответ на вопрос о значении этой частицы, примеры предложений.

IV. Разбор предложений

- Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания, сопоставьте предложения, определите роль не и ни:

А вы друз...я как н... садитесь всё в музыканты «... годитесь. (И.А. Крылов.)

М...лоток (не, ни) должен быть (не, ни) т...ж(е, о)лым, (не, ни)слишком ле... ким.

Комментарий.

А вы, друзья, как ни садитесь, всё в музыканты не годитесь.

(И.А. Крылов.)

Молоток не должен быть ни тяжелым, ни слишком легким.

Частица не в обоих предложениях придает отрицательное значение глаголам-сказуемым. В первом предложении частица ни служит для усиления отрицания. Во втором перед нами составной союз

ни - ни.

Примечание: сведения о составном союзе ни - ни являются опережающими; возможно, ученики сами определят принадлежность ни-ни к составным союзам.

V. Выполнение упражнений

1. Упражнение 388: комментированное письмо.

2. Упражнение 389: устный разбор.

3. Упражнение 390: самостоятельная работа с последующей взаимопроверкой.

Домашнее задание

1. § 67.

2. Упражнение 391: письменно.

3. Упражнение 392: устно (подготовка к диктанту).

Урок 145-147

Тема. Различение частицы и приставки не-.

Цели: закрепить знания учеников о частице не и приставке не-; развивать орфографические и пунктуационные навыки.

Методические приемы: объяснения учителя, выполнение упражнений, словарная и орфоэпическая работа.

Ход урока

I. Лингвистическая разминка

Подготовленный диктант (по упражнению 392).

II. Проверка домашнего задания

1.       Беседа по вопросам.

- Расскажите о функциях частицы ни.

- Как отличить частицу ни от составного союза ни - ни?

2.       Упражнение 391: устный разбор.

III. Изучение темы «Различение частицы не и приставки не-»

1.        Слово учителя.

Все, о чем говорится в параграфе о правописании частицы не и приставки не- вы уже знаете. Теперь важно потренироваться на конкретных примерах различать эти частицу и приставку. Легкой задача кажется лишь на первый взгляд.

Обратимся к басням И.А. Крылова.

2.       Запись под диктовку на доске и в тетрадях, разбор предложений.

А все-таки Квартет нейдет на лад.

Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдет.

Кто виноват из них, кто прав, - судить не нам.

Каких зверей, каких там птиц я не видал!

«Неблагодарная!» - примолвил Дуб ей тут.

Невежда также в ослепленье бранит науки и ученье, и все ученые труды, не чувствуя, что он вкушает их плоды.

Так делать нечего: пришло писать указ, чтоб виноватую предать позорной казни.

Комментарий. В первом предложении старая форма глагола, она пишется с приставкой не-, во втором - глагол с тем же корнем, но он пишется с отрицательной частицей не раздельно. В третьем предложении личное местоимение в косвенном падеже пишется с отрицательной частицей не раздельно. Так же пишется не с глаголом в четвертом предложении. В пятом примере перед нами приставка, а в шестом (невежда) не- является частью корня. Наконец, в седьмом предложении - случай слитного написания не- с местоимением, в данном случае не- - приставка.

IV. Выполнение упражнений

1.   Упражнение 393: выразительное чтение (можно включить аудиозапись песни), комментированное письмо.

2. Упражнение 394: самостоятельная работа.

V. Словарная и орфоэпическая работа

-       Запишите слова, помещенные в рамках на с. 172, 178, 180,

181, в словарики; поставьте ударение, составьте предложения

с частицами.

Старательно, карикатура, сатира, недосягаемый, вы правы, они правы, она права.

Домашнее задание 1- § 68.

2. Упражнение 395: письменно.

Урок 148-149

Тема. Частица ни, приставки ни, союз ни-ни.

Цели: научить учеников различать омонимичные лингвистические единицы; развивать орфографические и пунктуационные навыки.

Методические приемы: объяснения учителя, элементы сопоставительного анализа, выполнение упражнений.

Ход урока

I. Чтение и обсуждение нескольких творческих работ

II. Объяснительный диктант

Никто не виноват, ни с кем не ссоришься, ничья собака, ни о чем не договорились, нигде не нашел, нисколько не трудно, ни слова не говоришь, ничто не беспокоит, ничем не занят, ни перед кем не отчитываешься, никому не говори, ни один не ушел, ни о ком не спрашивай, ни в чем не сомневаешься, никого не беспокой, никуда не уходи.

III. Изучение темы «Частица ни, приставка ни-, союз ни - ни»

1.      Слово учителя.

Мы продолжаем изучение частицы ни. Необходимо потренироваться различать одинаковые по звучанию и написанию части речи и части слова. Разница между ними заключается не только в слитном или раздельном написании, главное - понять смысл и роль ни в конкретном предложении.

2.      Самостоятельное изучение теоретического материала учебника-§ 69, с. 182.

ГУ. Выполнение упражнений

1.      Упражнение 403: комментированное письмо.

Комментарий. Частица ни - в предложениях № 1,2,4, 6, 7, 8,

9, 10. Союз ни-ни-в предложениях № 3, 5.

2.     Упражнение 404; составление сложных предложений с наречиями и местоимениями с ни.

3. Упражнение 405: самостоятельная работа; словообразовательный разбор, разбор слова по составу и морфологический разбор выполняют трое учеников на доске.

Домашнее задание

1. §69.

2. Упражнение 406: письменно.

3. Упражнение 407: устно.

4. Контрольные вопросы и задания с. 183.

Урок 150



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 114; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.43.232 (0.101 с.)