Тема. Русский язык как развивающееся явление 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема. Русский язык как развивающееся явление



Урок 1

Урок 2

Урок 3

Урок 4

Тема. Пунктуация. Пунктуационный разбор.

Цель: закрепить навыки синтаксического и пунктуационного разбора предложения, пунктуационные навыки.

Методические приемы: повторение пройденного Материала, выразительное чтение, пересказ текста, беседа по вопросам, графическое оформление орфограмм, подготовленный диктант.

Ход урока

I. Орфографическая разминка

- Приведите примеры орфограмм (лучшие примеры записываем):

1) проверяемые безударные гласные в корне слова (цепочка -цепь, очаровательный - чары, честолюбие - честь);

2) непроверяемые гласные и согласные (привет, вокзал, веять);

3) проверяемые согласные в корне слова (просьба - просить, варежка - варежек, будка - будочка);

4) непроизносимые согласные в корне слова (чувство, поздно - опоздать, лес/яно - лесть; но участвовать - часть).

II. Проверка домашнего задания

1. Выразительное чтение стихотворения (упражнение 8).

2.  Пересказ текста своими словами.

3.  Разбор орфограмм.

4.  Синтаксический разбор предложения (на доске). Меж редеющих верхушек показалась синева.

Устный разбор: предложение простое, повествовательное, невосклицательное, распространенное. Грамматическая основа - показалась синева. Второстепенные члены: обстоятельство меж: верхушек, определение редеющих.

5.      Подготовленный диктант (упражнение 9).

Дополнительное задание: подчеркнуть грамматические основы

во всех предложениях.

III. Повторение темы «Синтаксический разбор»

Разбор предложений (на доске), построение схем, объяснения орфограмм:

Ранние предания о Петре Первом связаны с походами на Азов. Что ты, осень, рано в гости к нам пришла? Воздух voice обжигает лицо легким морозом, и трава седеет от первого утренника.

IV. Повторение темы «Пунктуационный разбор»

1.      Беседа по вопросам (с. 6 учебника).

Комментарий. Предложение завершают точка, многоточие, вопросительный и восклицательный знаки.

Вопросительный и восклицательный знаки в конце предложения могут стоять одновременно, если предложение по цели высказывания вопросительное, а по интонации - восклицательное:

Что же это с тобой происходит?!

(Обратим внимание учеников на порядок знаков.)

Запятая между однородными членами не ставится, если они соединены одиночным союзом «и» или «да» в значении «и».

2.      Выполнение упражнений.

Упражнение 10: устно.

Упражнение 11: комментированное письмо. Первое предложение записываем на доске.

Домашнее задание

1. Вопросы с. 7.

2. Упражнение 12.

Урок 5

Урок 6.

Тема. Лексика и фразеология.

Цели:

Обучающая – повторить понятие о лексике как разделе науки о языке; закрепит знания учащихся о группах слов в лексике; закрепить знания учащихся о фразеологических оборотах, об особенности определения их лексического значения.

Развивающая – продолжить формирование умений определять лексическое значение слов; совершенствовать навыки работ со словарями; развивать речевые навыки (умение пользоваться фразеологизмами в речи).

Воспитательная – воспитывать уважительное отношение к богатству и разнообразию словарного запаса языка.

Вид урока – урок-путешествие.

Тип урока – урок-повторение изученного материала.

ХОД УРОКА.

1. Организационный момент (2 мин.)

Учащиеся готовятся к уроку, сдают рапорт.

2. Слово учителя (3 мин.)

– Прежде чем начать наш урок, ответьте мне, пожалуйста, на такой вопрос: Что является объектом изучения предмета русский язык?

Ответ: Слово.

– Правильно. А с каких сторон, позиций мы изучаем слово?

 – Какой раздел русского языка изучает написание слова? (Графика)

 – Какой раздел русского языка изучает правильность написания слова? (Орфография).

 – Какой раздел русского языка изучает произношение слов? (Фонетика).

 – Какой раздел русского языка изучает словарный состав языка? (Лексика).

 – Какой раздел русского языка изучает устойчивые выражения и сочетания? (Фразеология).

Слайд 2.

– Сегодня мы с вами отправимся в необычное путешествие и посетим только две страны Лексику и Фразеологию.

3. Работа с Толковым словарем (3 мин.)

Слайд 3

Задание 1. На парте у учеников лежат Толковые словари.

– Русский язык очень богат и продолжает обогащаться. Давайте попробуем определить значение слова «богатый».

Учащиеся выписывают в тетрадь все значения слова «богатый». 

Обладающий большим имуществом.

Дорого стоящий, роскошный, великолепный.

Имеющий что-либо в большом количестве, с избытком.

Содержащий много ценных качеств (переносное)

– Какое из этих лексических значений подходит к русскому языку?

Слайд 4

Вывод (письменно): Русский народ создал русский язык, яркий, как радуга после весеннего ливня, меткий, как стрелы, певучий и богатый, задушевный, как песня над колыбелью. (А.Н. Толстой).

4. Многозначные слова

– Ребята, когда вы работали со словарями, определяя лексическое значение слова «богатый», что вы заметили? Сколько значений имеет слово «богатый»?

Ответ: Слово «богатый» имеет несколько значений.

– Как называются слова, которые имеют несколько значений?

Ответ: Многозначные.

– Именно в бухте Многозначности мы и сделаем свою первую остановку.

Слайд 5.

Задание 2. (5 мин.)

Пока два ученика делают разборы у доски, остальные работают в тетради, а некоторые выполняют карточки.

На слайде представлены выражения, ученики записывают их в тетрадь. Выполните морфологический разбор слова, выделенного зеленым цветом и фонетический разбор слов, выделенного желтым цветом.

Языку учиться (фонетич. разбор) – всегда пригодится. (перен.)

Чтобы не (морфолог. разбор) сказать лишнего, нужно прикусить язык. (перен.)

Я больно прикусила язык. (прямое)

Так вкусно, что язык проглотишь. (перен.)

– В каком выражении слово язык употреблено в прямом значении, а в каком в переносном значении?

Слайд 6.

– Для того, чтобы проверить правильно ли вы ответили, обратите внимание на следующий слайд. Выражения в прямом значении будут красного цвета, в переносном – белого.

– Что такое прямое значение?

Ответ: Это основное лексическое значение слова.

– Что такое переносное значение?

Ответ: Это вторичное лексическое значение.

5. Дифференциация. Работа по карточкам

– У вас есть возможность посетить разные города страны Лексика. В какой город вы попадете, вы сможете узнать, выполнив задание.

Карточка 1. НУВ

– О каких ключах идет речь? Подпишите значения слова ключ в каждой из строчек. Как называются такие слова? Определите разряд частиц.

Там, где нужен ключ обычный, (метал. стержень)

 Не поможет ключ скрипичный. (музыкальный термин)

 И лесным ключом, поверь, (родник)

 Не откроешь эту дверь.

Ответ: Эти слова называются омонимы.

Карточка 2. ВУВ

– В каком городе находитесь вы? Закончите предложения, вставив нужные по смыслу слова. Как называются эти слова?

В театре за актом следует акт,

 А между ними нужен… (антракт)

 На время дело прекратив,

 Вдруг объявили … (перерыв)

 В поле пахарь устал слишком,

 Нужно сделать … (передышку)

 После урока непременно

 Нужна ребятам … (перемена)

Ответ: Эти слова называются синонимы.

Карточка 3. «Средние»

– Посмотрите на рисунок. Перед вами герои басни Крылова «Слон и Моська». Охарактеризуйте наших героев, подобрав пары слов-антонимов.

Слайды 7, 8.

После этого ученики вслух устно комментируют задание на карточках.

6. Физкультурная минутка (2 мин.)

7. Итоги раздела Лексика

Слайд 9

– Ребята, наше путешествие по стране Лексика подошло к концу. Что мы узнали об этой стране?

Ответ: Узнали, что слова могут быть многозначными, они могут иметь прямое и переносное значение. Познакомились с синонимами, антонимами и омонимами.

– Ребята, вы правильно отметили, что мы в стране Лексика познакомились с со словами, имеющими переносное значение, а в каком еще разделе языка встречаются такие слова?

Ответ: В разделе языка «Фразеология».

Слайд 10.

– Правильно. Слова с переносным значением живут в двух странах, одна из которых Фразеология, куда мы сейчас и отправимся.

8. Слайд 11.

– Вот мы и приплыли в бухту «Мал золотник – да дорог».

Задание 3. (5 мин.)

– Вам необходимо переписать данные выражения. Ответьте на вопрос: Какие из выражений являются фразеологизмами?

Золотое кольцо – золотые руки.

Железнаядеталь – железный характер.

Медвежья услуга – медвежья шкура.

Волчий хвост – волчий взгляд.

Черный цвет – черные мысли.

Слайд 12.

– Правильный ответ вы увидите на слайде. Выполните морфемный разбор выделенных слов. Каждый из учеников по очереди выходит к доске и выполняет разбор одного слова.

Задание 4. Устно. (3 мин.)

Слайд 13.

– Вам предложены фразеологизмы, какие из слов в данных фразеологизмах не могут сочетаться с другими словами? Что означают эти выражения?

Бить баклуши.

Попасть впросак.

Заклятый враг.

Сломя голову.

Точить лясы.

Закадычный друг.

Кромешная тьма.

С гулькин нос.

Задание 5. (5 мин.)

– А теперь нам необходимо отправляться дальше. Следующая наша цель – бухта «Взялся за гуж – не говори, что не дюж».

– Запишите под диктовку предложения, после каждого предложения в скобках запишите фразеологизмы, которыми можно заменить некоторые слова из предложения. Объясните постановку знаков препинания.

Одноклассники без всякого основания, без видимой причины перестали со мной разговаривать. (ни с того ни с сего).

Задание написано совершенно четко, определенно. (черным по белому).

Мой друг вел себя так, будто ничего не случилось. (как ни в чем ни бывало).

Много прошло времени с той поры. (много воды утекло).

Слайд 14.

– А теперь обратите внимание на слайд, как должно быть на самом деле. Исправьте свои ошибки.

9. Итоги раздела Фразеология

– Ребята, что нового вы узнали в стране Фразеология? А что повторили, вспомнили? Для чего нам нужны фразеологизмы?

10. Итоги всего урока

– Ребята, наше сегодняшнее путешествие подошло к концу, корабль, на котором мы плыли причалил к берегу. Понравилась вам эта познавательная прогулка?

 – По каким странам мы сегодня путешествовали?

 – Что изучает раздел языка Лексикология? Что мы узнали в стране Лексика? (Словарный состав языка)

 – Что изучает раздел языка Фразеология? Что мы узнали в этой стране? (Устойчивые выражения и сочетания)

 – Для чего нам нужны эти знания? Где мы можем их применить?

11. Домашнее задание: написать сочинение на тему «Для чего я должен знать фразеологизмы?»

 Слайд 15.

– Спасибо вам за урок, вы можете быть свободны.

Урок 7-8

Урок 9-11

Урок 12

Тема. Словообразование и орфография.

Цель: закрепить знания о словообразовании, умения делать морфемный и словообразовательный разбор.

Методические приемы: лингвистический разбор, выразительное чтение, взаимопроверка, самостоятельная работа, занимательная лингвистика.

Ход урока 1

I. Лингвистическая разминка

Сделать фонетический разбор слов: паяльник, просьба, (Два человека выполняют задание на доске, остальные в тетрадях.)

II. Проверка домашнего задания

1. Упражнение 22.

Взаимопроверка фонетического разбора слов: мёд, цветы, всем.

Примерный план текста: I. Необычный мед. П. Цветы Заполярья.

III.      Переселение пчел.

IV.   Древний союз природы и человека.

III. Повторение темы «Словообразование»

1. Ответы на вопросы с. 12.

Способы словообразования: приставочный (приехать); суффиксальный (лыжник); приставочно-суффиксальный (подоконник); сложение: слов (театр-студия), основ (милосердный), начальных букв (ГАИ, вуз), переход одной части речи в другую (столовая, нападающий).

Дополнительные вопросы:

- Может ли суффикс стоять после окончания? (Может - это суффикс -ся (-сь) в глаголах: купаешься, тороплюсь, занимаются и т. д.)

- Что необходимо знать, чтобы правильно написать слово бессонный! Почему в этом слове две буквы «с» и две буквы «н»? (Надо знать состав слова, знать, как оно образовалось:

сон —► сонный —> бессонный.)

2. Выполнение упражнений.

Упражнение 23: первое слово разбираем с классом на доске, используя план разбора (с. 207); остальные шесть слов ученики разбирают самостоятельно (по три предложения каждый вариант) с последующей взаимопроверкой).

Упражнение 24: даем время для прочтения текста и обдумывания заголовка. Далее один из учеников выразительно читает текст, обсуждаем заглавие (вариант: «Торжественная тишина природы»); задания выполняем письменно, словообразовательный разбор - выборочно на доске.

IV. Занимательная лингвистика. Из истории слов

Альбом

Это слово существует во многих европейских языках. Его источник - форма среднего рода от прилагательного albus - «белый». Словом album в Древнем Риме называли покрытые гипсом белые доски, на которых жрецы вели летопись.

В русский язык слово проникло из французского. Это случилось в XVIII веке, когда преобразования Петра Первого открыли России «окно в Европу», а вместе с этим хлынули в нашу страну новые явления, новые предметы, новые понятия, новые слова.

В первой половине XIX века альбомы, куда собирали новые стихи, автографы, рисунки, стали важным элементом русской культуры, своеобразным рукописным альманахом. Альбомы были в каждой образованной семье. Были даже так называемые «альбомные стихи», кочевавшие из одного альбома в другой. Были и настоящие шедевры: более десяти стихотворений Пушкина имеют в заголовке указания: «В альбом...».

Альбомные традиции сохранялись долгое время. Знаменит альбом Корнея Ивановича Чуковского, который носит интересное название - «Чукоккала». Если мы знаем, что дачное место под Петербургом, где жил писатель, называлось Куоккала, нам понятно, как образовалось шутливое слово «Чукоккала» - сложением частей фамилии и топонима (названия места).

Сейчас альбомом называют переплетенные листы для рисования, для размещения открыток, разных коллекций, фотоальбомы. Альбомами называют также иллюстрированные издания, содержащие репродукции картин, рисунков, фотографий.

Домашнее задание

1. Упражнение 26.

2. Найти и прочитать стихотворения Пушкина (и других авторов), в которых указано «В альбом...».

Ход урока 2

I. Лингвистическая разминка

Сделать морфемный и словообразовательный разбор слов: мореход, подорожник.

(Два человека выполняют задание на доске, остальные в тетрадях.)

 

Мореход i—море, ходить (производящие слова). Производящие основы - мор-, ходи-. Словообразовательные средства - соединительная гласная -е-, отсечение гласной основы. Способ словообразования - сложение основ.

Подорожник <— дорога. Производящая основа - дорог-. Словообразовательные средства - приставка по-, суффикс -ник-. Способ словообразования - приставочно-суффиксальный.

II. Проверка домашнего задания

Упражнение 26: синтаксический разбор 4-го предложения выполняет ученик у доски; в это время по цепочке называем условия выбора орфограмм, отвечаем на вопрос.

III. Закрепление темы «Словообразование и орфография»

1. Упражнение 25: выразительное чтение стихотворения; устный ответ на вопрос; самостоятельная работа с последующей взаимопроверкой.

2. Задание: придумать и записать примеры слов, образованных разными способами:

1 -й вариант - приставочным;

2-й вариант - суффиксальным;

3-й вариант - приставочно-суффиксальным;

4-й вариант - сложением.

3.      Объяснительный диктант.

Выделить морфемы-орфограммы, объясняющие правописание слов:

Сшить, собирать, знаешь, приморский, черно-белый, исходить, разрушить, Греция, надпись, парчовый, запереть, премудрый, объяснить, небольшой, расчёска, бессовестный, опасный, ложка, ярко-синий, вуз, свинцовый, подрасти, прилагательное, поздний, скворцы, стараться, борется, разыскать, замочек, кто-нибудь.

4. Словообразовательный разбор слов. Ключик, подыграть, скворечник.

Домашнее задание

1. Вопросы с. 14.

2. Упражнение 27.

3. Индивидуальное задание: подготовить сообщение о жизни и деятельности М.В. Ломоносова (см. задание к упр. 28 на с. 15).

Урок 13

Урок 14

Урок 15

Тема. Диктант

Цели: обобщить знания учеников; закрепить навыки разных видов лингвистического разбора.

Методические приемы: развитие речи, лингвистический разбор-работа по карточкам, взаимопроверка, консультации учителя.

Ход урока

I. Проверка домашнего задания

Чтение и анализ нескольких сочинений по картине И.И. Бродского «Летний сад осенью».

II. Лингвистический разбор

Вы помните, что тревожная ночь доктора окончилась появлением из камина канатоходца и гимнаста Тибула. (Ю. Олеша.)

1. Фонетический разбор: окончилась..

2. Словообразовательный разбор и разбор слова по составу: канатоходца.

3. Морфологический разбор: помните.

4. Синтаксический разбор, схемы предложения.

III. Объяснительный диктант

Притяжательное прилагательное, провести касательную, заросли бурьяна, тяжело дышит, блистательное достижение, разъяренный медведь, трепещут зарницы, повелительное наклонение, чистокровная лошадь, нежно-сиреневый, непромокаемый плащ, клянешься честью, в отделении милиции, в дремучей чаще, цыганский романс, беречься от простуды, зависит от обстоятельств, травы стелются, прикроватная тумбочка, безынициативный человек, кое-кто, восемьдесят шестой, к шестнадцать годам, никого не видел.

IV. Работа по карточкам

1. Ученики получают индивидуальные карточки: на них выписаны слова и предложения, в которых ранее были сделаны ошибки. Слова и предложения переносятся в тетради, вставляются пропущенные буквы и знаки препинания; графически объясняется выбор орфограммы или пунктограммы.

2. Ученикам, выполнившим работу над ошибками, раздаются карточки с различными заданиями (см. Приложения).

Во время работы учитель консультирует учеников. Наиболее характерные ошибки разбираются на доске. Ученики, освободившиеся от работы, проверяют задания товарищей.

Цели: проверить знания учеников; закрепить навыки разных видов лингвистического разбора.

Методические приемы: диктовка, лингвистический разбор.

Ход уроков

I. Диктант

Я живу на берегу красивого озера. Древние скалы здесь круто поднимаются над прозрачной водой, а сверху, с этих скал, заглядывают в глубину кряжистые, приземистые сосны.

Весной, когда лед синеет, низко над озером тянутся на север широкие гусиные стаи. Птицы тяжело и устало машут крыльями и подчас останавливаются на узком острове. Всю ночь тогда разносятся вокруг беспокойные голоса больших и осторожных птиц.

Как только лед вздувается, крошится, а на берег выступают широкие языки весенней воды, из холодных озерных глубин к берегу направляются щуки. Они приходят на затопленные болота отметать ИКРУ и медленными всплесками широких хвостов рассказывают о том, что весна на озере тоже началась.

А потом, когда в глухих лесных заливах тают последние седые льдины, я поднимаюсь на самую высокую скалу, чтобы после долгой северной зимы поздороваться с другими озерами и поздравить Их с наступившей весной.

(135 слов) (По А. Онегову)

II. Грамматическое задание

Лингвистический разбор.

1. Фонетический разбор: 1-й вариант -языки, 2-й вариант - седые.

2. Словообразовательный разбор и разбор слова по составу: 1-й вариант - приземистые, 2-й вариант -разносятся.

3. Морфологический разбор: 1 -й вариант - поднимаюсь, 2-й вариант - глухих.

4. Синтаксический разбор, схемы предложения. 1-й вариант -Птицы тяжело и устало машут крыльями и подчас останавливаются на узком острове. 2-й вариант - Всю ночь тогда разносятся вокруг беспокойные голоса больших и осторожных птиц.

III. Анализ ошибок диктанта

Наиболее часто встречающиеся ошибки разбираются на доске, затем ученики работают самостоятельно, заполняя свои индивидуальные карточки и записывая работу над ошибками в специальных тетрадях. Учитель и хорошо успевающие ученики консультируют, помогают в работе.

Домашнее задание

1. Закончить работу над ошибками.

2. Озаглавить текст диктанта.

3. Вопросы с. 20.

Урок 16

Урок 17.

Тема. Склонение причастий.

Цели: показать сходство склонений причастий и прилагательных; закрепить навыки разора словосочетания; способствовать развитию речи учеников.

Методические приемы: лингвистический разбор, устные выступления, объяснения учителя, конструирование предложений, словарная работа.

Ход урока

I. Проверка домашнего задания

1. Устные выступления учеников и обсуждение выступлений. (Слушаем 3-4 выступления, предупреждаем о продолжении слушаний на следующем уроке.)

2. Свободный диктант (по тексту упражнения 63).

II. Изучение темы «Склонение причастий»

1. Сопоставление падежных окончаний прилагательных и причастий (по материалам учебника, с. 29).

2. Склонение прилагательных и причастий во множественном числе (самостоятельная работа; один из учеников выполняет задание на доске).

Вывод: причастия склоняются так же, как прилагательные. Гласные в падежных окончаниях причастий определяются так же, как в окончаниях прилагательных, то есть по вопросу. Причастия тоже относятся к существительному.

3.      Выполнение упражнений.

Упражнение 64: склонение словосочетаний, конструирование предложений. Один из учеников выполняет задание на доске. Упражнения 65, 66: самостоятельная работа.

Комментарии к упражнению 66.

Словосочетания с главным словом - существительным: сверлящим звуком; в темнеющем пространстве; диск, проступивший; в темнеющем небе; блестящую тучу.

Словосочетания с главным словом - причастием: проступивший в небе; блестящую на солнце.

III. Словарная работа

Записать слова, помещенные в рамках (с, 26,29,30), в словарики. Придумать предложения с этими словами (по вариантам).

Присутствовать, искриться, колонна, гирлянда, отразить, калитка.

1. Устные выступления учеников и обсуждение выступлений.

2. Проверка усвоения материала.

- В чем особенности склонения причастий?

- Как выбрать гласную в окончании причастия?

- Какие словосочетания образуются с участием причастий?

3.      Упражнение 67: проверка «по цепочке», синтаксический раз бор выполняет один из учеников на доске.

Дополнительный вопрос:

-       Из какого произведения Куприна взяты предложения? («Белый пудель».)

II. Закрепление темы «Склонение причастий»

1. Упражнение 68: комментированное письмо.

2. Работа с учебниками физики, истории, географии (теми, которые есть в портфелях учеников): выбрать и записать предложения с причастиями; сделать схемы словосочетаний, в которые входят причастия.

Примечание: на эту работу дается минут 10, после чего ученики читают выписанные предложения, на доске записывают схемы словосочетаний с причастиями.

3.       Объяснительный диктант. Синтаксический разбор предложений.

Ученики под диктовку записывают текст, подчеркивают члены предложения, выделяют словосочетания с причастиями.

Сейчас от былого величия остались только свидетели его -замки, форты, мрачные дворцы и венчающая город квадратная массивная башня. У бойниц когда-то сидели люди с арбалетами, со стен лили на врагов кипящую смолу, над головой пролетали камни, пущенные с расстояния в двести метров. Сейчас - тишина. Вокруг стены и башни, поросшие мхом. (В. Некрасов.)

Примечание: знаки препинания при причастных оборотах ученики еще не изучали, но можно попросить их попытаться объяснить все пунктограммы.

Домашнее задание

1.§11.

2. Творческая работа: придумать продолжение текста объяснительного диктанта или его начало.

Дополнительное задание (усложнение): включить в сочинение предложения с причастиями.

Урок 18

Тема. Причастный оборот.

Цели: дать понятие о причастном обороте; развивать логические способности учеников.

Методические приемы: обсуждение творческих заданий, объяснения учителя; конструирование словосочетаний; наблюдения над текстом.

Ход урока

I. Проверка домашнего задания

Чтение и обсуждение нескольких творческих работ.

II. Изучение темы «Причастный оборот»

1. Наблюдения над текстом.

Рассмотрим предложения с причастиями в уже знакомом тексте. Выпишем словосочетания с причастиями:

1)  венчающая город башня;

2)  кипящую смолу;

3)  камни, пущенные с расстояния в двести метров;

4)  стены и башни, поросшие мхом. Ответим на вопросы:

- В каких словосочетаниях причастия являются зависимыми словами? (В 1-м словосочетании: башня (какая?) венчающая); во 2-м: смолу (какую?) кипящую; в 3-м: камни (какие?) пущенные; в 4-м: стены и башни (какие?) поросшие.)

- Назовите словосочетания, в которых причастия являются главными словами. (В 1-м словосочетании: венчающая (что?) город; в 3-м: пущенные (откуда?) с расстояния в двести метров; в 4-м: поросшие (чем?) мхом.)

Вывод: причастие может иметь при себе зависимые слова, выступать главным словом словосочетания.

- Назовите причастие, не имеющее зависимых слов. (Кипящую.)

- Рассмотрим, на каком месте по отношению к определяемому существительному находятся причастия с зависимыми словами? (В 1-м словосочетании - перед определяемым словом, в 3-м и 4-м - после него.)

Замечаем, что интонация подсказывает наличие или отсутствие знаков препинания в предложениях с причастиями.

Учитель поясняет, что причастие с зависимыми словами называется причастным оборотом, который в предложении является одним членом предложения - определением.

- Какие еще обороты вам известны? (Сравнительный оборот. Он тоже является одним членом предложения - обстоятельством.)

2.            Изучение теоретического материала учебника.

Чтение §12 (с. 31-33).

3. Упражнение 69: устный разбор, запись, наблюдения над знаками препинания.

4. Упражнение 70: устный разбор, письменное выполнение упражнения, запись схем на доске.

Домашнее задание 1- § 12. 2. Упражнение 71 (сочинение-описание).

Урок 19.

Урок 20-21

Урок 22.

Урок 23

Урок 24

Урок 25-26

Тема. Действительные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах действительных причастий настоящего времени.

Цели: ознакомить учеников со способами образования действительных причастий настоящего времени; научить выбирать гласную в суффиксах этих причастий; развивать пунктуационные навыки.

Методические приемы: объяснения учителя, повторение пройденного (спряжение глаголов), конструирование словосочетаний, словарная работа.

Ход урока

I. Лингвистическая разминка

Синтаксический разбор предложения: ' Чистка плиты и закопченной посуды -трудоемкое занятие.

II. Проверка домашнего задания

Упражнение 89: проверка «по цепочке». Дополнительные вопросы:

- Назовите причастия, встретившиеся в предложении: действительные и страдательные.

- Образуйте краткую форму страдательных причастий.

III. Изучение темы «Действительные причастия

настоящего времени»

1.      Записать глаголы в 3-м лице множественного числа в два

столбика (I и II спряжения), оставляя каждый раз чистую строку:

думать, клеить, брить, гнать, лечить, лелеять, сеять, любить,

строить, каяться-

Выделить окончания глаголов.

2.      Образовать от этих глаголов действительные причастия на­

стоящего времени, подписать в свободные строки.

думают

клеят

думающий         

клеящий

бреют   

гонят

бреющий            

гонящий

лелеют 

лечат

лелеющий          

лечащий

сеют     

любят

сеющий               

любящий

каются 

строят

кающийся           

строящий

Вывод: гласные в суффиксах действительных причастий настоящего времени соответствуют гласным глагола (в 3-м лице множественного числа), от которого они образованы.

Если действительное причастие образовано от глагола I спряжения, в суффиксе пишем гласную у (ю), если от глагола II спряжения - гласную а (я).

3. Изучение теоретического материала учебника (§ 16, с. 42-43),

беседа по вопросам.

IV.  Выполнение упражнений

1.        Упражнение 90: комментированное письмо.

Комментарий: причастие не образуется от глагола построить

(т. к. это глагол совершенного вида).

2. Упражнение 91: письменно;, взаимопроверка.

3. Упражнение 92: устно.

4. Упражнение 93: письменно.

V. Словарная работа

Записать слова, помещенные в рамках (с. 44), в словарики. Придумать с этими словами предложения, включающие причастные обороты:

Силуэт, поразительный, тонкий, чуткий, изощренный. В каком стиле преимущественно используются, эти слова? Домашнее задание 1- § 16. 2. Упражнение 94.

Урок 27

Урок 28-29

Урок 30

Урок 31

Урок 32-35

Урок 36

Урок 37

Урок 38-39

Урок 40

Тема. Буквы е, ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени.

Цели: повторить написание еиё после шипящих в различных частях речи; показать условия выбора этой орфограммы в причастиях; закрепить пунктуационные навыки, навыки лингвистического разбора.

Методические приемы: лингвистический разбор, объяснения учителя, повторение изученного материала.

Ход урока

I. Лингвистическая разминка

Объяснительный диктант.

Вся площадь была запружена народом. Доктор увидел ремесленников в серых суконных куртках с зелеными обшлагами; моряков с лицами цвета глины; зажиточных горожан в цветных жилетах; тощих площадных актеров, пёстрых, как будто сшитых из лоскутного одеяла; маленьких ребят, тянувших за хвосты рыжих веселых собак. (Ю. Олеша.)

Дополнительные задания:

- Сделать синтаксический разбор предложений,

- Найти в тексте причастия, определить их синтаксическую роль, сделать морфологический разбор причастий. (Запружена, сшитых, тянувших.)

II. Проверка домашнего задания

Упражнение 138: ученики читают виды орфограмм, связанных со слитным и раздельным написанием не. Все данные сводятся в таблицу на доске, которую ученики переносят в тетради.

III. Изучение темы «Буквы еиё после шипящих в суффиксах

страдательных причастий прошедшего времени»

1. Повторение изученного.                                                                 ,

-             О каких орфограммах вы вспомнили, прочитав тему урока?

Приведите примеры.

Комментарий.

Буквы о — ё после шипящих в корне слова: под ударением пишется ё, если можно подобрать однокоренное слово с е {чёлка - чело, щётка - щетина, шёлк - шелка). В других случаях пишется о {шо­рох, обжора, шов, крыжовник и т. д.).

Буквы о - ё после шипящих в суффиксах существительных и прилагательных: под ударением пишется о, без ударения - ё {сачок, бельчонок, холщовый, смешон, но: грушевый, плащевой).

Буквы о - ё после шипящих и ц в окончаниях существительных и прилагательных: под ударением пишется о, без ударения - ё {лицо, свечой, меньшего, но: ситцем, товарищем, большого).

В окончаниях глаголов единственного числа настоящего времени пишутся буквы ё (в глагольных формах никогда не бывает о): < печём, печёшь, влечёт.

2. Слово учителя.

В суффиксах полных причастий -енн- и кратких причастий -I ен- после шипящих под ударением пишется ё, без ударения - е: включён - включены, огорчён - огорчены, завершён — завершены.

На письме и в печатных изданиях часто не ставятся точки над буквой ё. Главное - запомнить, что в глагольных формах и в причастиях (они тесно связаны с глаголами) никогда не пишется о.

IV. Выполнение упражнений

1. Упражнения 139, 140: комментированное письмо.

2. Упражнение 142: записать слова в несколько столбиков, распределив их по орфограммам. Главное - правильно определить часть речи и морфему (часть слова).Дополнительное задание (выполняется в освободившееся время): заполнить свободные строки таблицы примерами.

3. Упражнение 144: выполняется по вариантам с последующей взаимопроверкой.

Домашнее задание

1. § 25.

2. Упражнение 141: письменно.

3. Упражнение 143: подготовка к диктанту.

. 4. Упражнение 145: подобрать материал к сочинению.

Урок 41

Урок 42

Урок 43

Урок 44-45

Тема. Контрольный диктант с грамматическим заданием. Анализ контрольного диктанта

Цель: восполнить пробелы в знаниях учеников; развивать орфографическую зоркость; закрепить орфографические и пунктуационные навыки, навыки лингвистического разбора; активизировать самостоятельную работу учеников.

Методические приемы: объяснения учителя, работа над ошибками.

Ход урока

I. Краткая характеристика контрольных работ

П. Анализ заданий по развитию речи

1. Исправленные предложения (см. текст контрольной работы, задание V).

Солнце, выглянувшее из-за тучи, осветило лес. (Части причастного оборота оказались разорванными.)

Деревья, колеблемые ветром, тихо шелестели. (Неправильный выбор причастия: действительное причастие настоящего времени вместо нужного страдательного причастия настоящего времени.)

В лесу дрожали от холода березы, осыпанные сусальной позолотой. (Неправильный выбор причастия: действительное причастие прошедшего времени вместо нужного страдательного причастия прошедшего времени.)

Материал, объяснённый учителем, был очень трудным. (Неправильный выбор причастия: действительное причастие настоящего времени вместо нужного страдательного причастия прошедшего времени.)

Кем-то обиженный мальчик горько плакал. (Ошибка в причастии: не учтено чередование согласной в корне.)

2. Чтение и анализ нескольких работ (текст в публицистическом стиле о роли причастий в языке).

III. Анализ тестов

IV» Анализ свободного диктанта

V. Самостоятельная работа над ошибками

Ученики, получившие отличные оценки, консультируют товарищей. Освободившиеся от работы над ошибками выполняют I упражнение 158.

, Домашнее задание

1. Закончить работу над ошибками.

2. Упражнение 157.                                                                     

3. Подготовиться к контрольному диктанту по теме «Причастие».

Цели: проверить знания учеников; закрепить орфографические и пунктуационные навыки, навыки лингвистического разбора.

Методические приемы: диктант, грамматические задания, работа над ошибками.

Ход уроков

11. Диктант Путешествие по Арлю

Арль - маленький французский город. Но когда-то он был велик и знаменит. Завоевавшие Арль римляне превратили маленькое поселение на берегу Роны в крупный экономический центр. Ткачи, золотых дел мастера, оружейники вели бойкую торговлю. Был воздвигнут Форум, построена громадная арена, античный театр, акведук длиной в семьдесят пять километров. I Город, процветал.

Нашествие варваров положило конец процветанию. Город стал кормиться за счет туристов, руин и былого величия. Вот краткая история города, прожившего ни больше, ни меньше, как двадцать пять веков.

Бродить по улицам Арля - одно наслаждение. Идешь не торопясь по узенькой, мощенной камнем



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 102; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.25.74 (0.432 с.)