Тема. Лексика и фразеология. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема. Лексика и фразеология.



Цели: закрепить знания учеников по лексике и фразеологии; проверить умение определять лексические группы слов, умение работать со словарями.

Методические приемы: беседа по вопросам, лингвистические игры, выполнение упражнений, работа со словарями.

Ход урока

I. Лингвистическая разминка

-        Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания, сделайте

синтаксический разбор, определите части речи, укажите их

роль в предложениях.

Нап...дающий открывшись на гран... офсайда перебросил мяч через голкипера но выручил защитник насти...ший мяч почти на линии ворот.

В эл...ктро(н, нн)ой почт... поступающ... еж...дневно на наш компьютер больш...нство с...общений спам.

(Нападающий, открывшись на грани офсайда, перебросил мяч через голкипера, но выручил защитник, настигший мяч почти на линии ворот. В электронной почте, поступающей ежедневно на наш компьютер, большинство сообщений - спам.)

II. Повторение темы «Лексика и фразеология»

1.      Беседа по вопросам § 75.

Примечание. Можно заранее дать задания по группам: подготовить сообщения по диалектным, профессиональным, устаревшим словам.

- В чем особенность лексики предложений из лингвистической разминки? (В первом предложении - обилие профессиональной футбольной лексики: нападающий, офсайд, голкипер, защитник. Во втором предложении - неологизмы: электронная почта, компьютер, спам (рекламный и т. п. мусор).)

2.      Лингвистические игры.

1)      Подберите к словам и словосочетаниям синонимы-фразеологизмы из разговорной речи.

Бездельничать - (бить баклуши). Тесно - (яблоку негде упасть). Легко сделать - (раз плюнуть). Далеко - (за тридевять земель). Быстро бежать - (бежать сломя голову). Быстро понимать - (ловить на лету). ■ Разговаривать - (лясы точить, чесать языком). Дремать - (клевать носом). Запомнить - (зарубить себе на носу).

2)     Подберите к книжным фразеологизмам слова-антонимы.

Одержать победу - (проиграть).

Сдержать слово - (обмануть, подвести). Отдать приказ - (попросить). Хранить молчание - (болтать). Произвести впечатление - (не понравиться). Взять паузу - (не прерываться).

III. Выполнение упражнений

Упражнения 433, 434: выразительное чтение, обсуждение вопросов, письменное выполнение.

Все виды лингвистического разбора выполняются на доске и в тетрадях.

IV. Работа со словарями

Задание: 1-й вариант- выписать из толкового словаря значения многозначных слов из упражнения 433.

2-й вариант - попробовать самостоятельно объяснить диалектные слова из упражнения 434, а затем проверить по специальному словарю: сугрев, балок, яр.

Примечание: попросим учеников объяснить также общеупотребительные, но вряд ли хорошо знакомые им слова зябь, гумно, озимь.

IV. Занимательная лингвистика. Из истории письменной культуры на Руси

Древнейшей формой документа на Руси были грамоты. Их писали на больших листах пергамента, украшали орнаментом и заставками. Порой они достигали в длину метра, как, например, грамота царя Алексея Михайловича Пыскорскому монастырю (Северный Урал) на право владения землей. Наряду с грамотами бытовали свитки, или, как их еще называли, «столбцы», «столпы», «столпики». Соборное уложение 1649 года - свод законов феодальной России - представляло собой единый столбец, насчитывающий 309 метров.

Такая форма делопроизводства была заменена при Петре I на тетрадную. Писать стали на обеих сторонах тетрадного листа, что позволило экономить бумагу, стоившую в те времена довольно дорого.

Домашнее задание

§ 76: вопросы на с. 194.

Урок 162

Тема. Словообразование и орфография

Цели: закрепить знания учеников по морфемике и словообразованию; проверить навыки словообразовательного разбора и разбора слов по составу.

Методические приемы: беседа по вопросам, лингвистический разбор, выполнение упражнений.

Ход урока

I. Лингвистическая разминка

Объяснительный диктант.

Прикасаться, разыскать, замочек, непогода, каблучок, неряха, бледно-зеленый, извозчик, придвигать, бесхитростный.

II. Повторение темы «Морфемика и словообразование»

1. Беседа по вопросам § 76.

- Какое отношение к теме урока имеют слова объяснительного диктанта? (Чтобы правильно написать эти слова, необходимо знать их строение, то есть уметь быстро делать разбор слова по составу.)

2.      Самостоятельная работа.

Задание: выполнить словообразовательный разбор и разбор слов по составу.

1-й вариант - первые пять слов объяснительного диктанта; 2-й вариант - вторые пять слов.

Представители каждого из вариантов выполняют разбор одного из слов на доске.

3.      Слово учителя.

-  Если вас попросят подобрать слова с корнями -дуб- или -xqd-, вы, конечно, легко справитесь с заданием. (Ученики называют примеры.)

-  Попробуем усложнить задание. Подберите слова с корнями -пт- и -й-. Запишем эти корни на доске.

Подсказка:

Найти ответ непросто, надо подойти с другой стороны, уйти от стереотипов, пойти нестандартным путем.

-        Догадались? Ответ содержится в вышесказанной фразе. Сло­

 ва найти, подойти, уйти, пойти как раз и содержат искомый

корень -й-.

Слова с корнем -пт- ученики найдут сами: птица, птенец, птаха, птичник, птичий.

III. Выполнение упражнений

1. Упражнения 435,436: по вариантам с последующей взаимопроверкой и обсуждением спорных вопросов.

2. Упражнение 437: устно.

3. Упражнение 438: самостоятельная работа.

Домашнее задание

1. Упражнение 439.

  1. § 77: вопросы на с. 196.

Урок 163



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 56; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.143.168.172 (0.006 с.)