Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема. Выборочное изложение текста с описанием состояния человека или природы.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Цели: развивать умение отстаивать свое мнение с помощью аргументов; развивать навыки написания текста рассуждения; ознакомить учеников с основными научными заслугами А.Х. Востокова. Методические приемы: лингвистический разбор, элементы анализа текста, составление плана, написание черновика сочинения-рассуждения. Ход урока I. Лингвистическая разминка - Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания, сделайте синтаксический разбор предложения, обозначьте части речи, сделайте морфологический разбор слова категория состояния. Река вздулась бл...стящ...м бугром и угрюмую скалу оторочило вор...тником белой пены. (А. Иванов.) (Река вздулась блестящим бугром, и угрюмую скалу оторочило воротником белой пены. Оторочило - категория состояния.) И. Чтение и обсуждение текста «А.Х. Востоков» (упражнение 283) Комментарий. Основная мысль текста: А.Х. Востоков внес огромный вклад в становление языкознания как науки. III. Подготовка к сочинению 1. Обсуждение темы: «Правомерно ли выделять слова категории состояния в самостоятельную часть речи?» (Обмен мнениями.) 2. Выбор типа текста: рассуждение. 3. Составление плана. I. Тезис: категория состояния - самостоятельная (несамостоятельная) часть речи. П. Доказательство (аргументы). III. Вывод. Комментарий: Аргументы против утверждения, что категория состояния - самостоятельная часть речи: 1) Состояние природы или человека можно описать не только с помощью категории состояния, но и с помощью других языковых средств: прилагательных, глаголов, наречий и т. д. (см., например, текст К. Паустовского «Обыкновенная земля»). 2) Ни одна часть речи не касается столь узкой области явлений действительности, как категория состояния: она описывает только состояние природы или человека. 3) Утверждается, что слова категории состояния не изменяются, хотя в некоторых случаях это не так: Меня знобит. Его знобило. Больного будет знобить. 4) Во многих случаях слова категории состояния выражаются безличной формой глагола (В окно дует. С утра печет, жарко.) или наречиями (весело, грустно, легко, хорошо и т. д.). Вывод: слова категории состояния - не самостоятельная часть речи, а особая группа слов, выражающая состояние природы или человека. Аргументы за утверждение, что категория состояния - самостоятельная часть речи: 1) Каждая часть речи имеет круг описываемых явлений действительности, категория состояния тоже. 2) Большинство слов категории состояния не изменяются. 3) Слова категории состояния имеют четко выраженную синтаксическую роль в предложении - являются сказуемыми. 4) Любое слово полностью проявляется только в предложении, I в контексте. Слова категории состояния именно в предложении проявляются как самостоятельная, отдельная часть речи. I Вывод: слова категории состояния - самостоятельная часть речи, обозначающая состояние природы или человека. 4. Написание черновика сочинения. Домашнее задание Написать сочинение-рассуждение. Урок 98 Тема. Самостоятельные и служебные части речи Цели: дать обзорную характеристику служебным частям речи; показать их отличие от самостоятельных частей речи. Методические приемы: лингвистический разбор, объяснения учителя, выразительное чтение, выполнение упражнений. 50 Служебные части речи Ход урока I. Лингвистическая разминка - Обозначьте части речи в предложениях: Вот уже третью ночь мне, увы, не спалось из-за встревожившего меня известия. Чуть-чуть подмораживает, и на лужах, ломаясь под ногой, хрустит тонкий ледок. Комментарий. Имена существительные - ночь, известия, лужах, ногой, ледок; имена прилагательные - тонкий; имена числительные - третью; местоимения - мне, меня; глаголы -хрустит; причастия - встревожившего; деепричастия -ломаясь; наречия -уже, чуть-чуть; слова категории состояния - спалось, подмораживает; предлоги - из-за, на, под; частицы - вот, не; союзы - и; междометия -увы. Эти предложения содержат все существующие части речи. П. Чтение и анализ сочинений-рассуждений на лингвистическую тему Важно отметить весомость аргументов, доказательность рассуждений, независимо от того, за или против утверждения о самостоятельности слов категории состояния как части речи они высказаны. III. Обзор темы «Самостоятельные и служебные части речи» 1. Слово учителя. Закончив изучение самостоятельных частей речи, мы приступаем к последней большой теме раздела «Морфология» - «Служебные части речи». Мы увидели, что в предложениях «Лингвистической разминки» собрались все части речи - и самостоятельные, и служебные. Мы можем сократить эти предложения до основ: Мне не спалось. Подмораживает, хрустит ледок. - Чем отличаются эти сокращенные предложения от исходных? (Они не рисуют такой полной и ясной картины, как исходные.) - Слово какой служебной части речи осталось в сокращенных предложениях? Почему? (Частица не. Смысл предложения совершенно поменяется, если опустить эту частицу. Это доказывает необходимость, важность служебных частей речи.) 2. Чтение и обсуждение теоретического материала учебника - §47, с. 131. t - В чем отличие служебных частей речи от самостоятельных? Какая разница существует в сфере употребления служебных и самостоятельных частей речи? - Изменяются ли служебные части речи? - Имеют ли служебные части речи лексическое значение? (Обсуждение.) Комментарий. Для аргументированного ответа заглянем в словарь русского языка. Он содержит словарные статьи не только о самостоятельных, но и о служебных частях речи. Например, предлогу на в четырехтомном Словаре русского языка под ред. Евгеньевой посвящено более двух страниц, выделено 34 значения. Они проявляются с определенными падежами (винительным и предложным), ависят от речевой ситуации, выражают различные отношения. Так что утверждать, что служебные части речи не имеют самостоятельного лексического и грамматического значения, мы не можем. Другое дело что служебные части речи не употребляются без самостоятельных частей речи и не бывают членами предложения. IV. Выполнение упражнений Упражнение 284: выразительное чтение, устный разбор, письменное выполнение. Дополнение: кроме предлогов (в, над, о, у) и союзов (когда, и, очно), выделим еще частицу (ж). Домашнее задание 1. §47. 2. Придумать 2-3 предложения, содержащие всё части речи. Урок 99
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 104; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.76.246 (0.006 с.) |