Тема. Частица как часть речи. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема. Частица как часть речи.



Цели: дать понятие о функциях частицы как служебной части речи; учить отличать частицу от других частей речи.

Методические приемы: объяснения учителя, выразительное чтение, работа над интонацией, выполнение упражнений.

Ход урока

I. Лингвистическая разминка

- Распределите слова на группы в зависимости от ударения: Алфавит, договор, документ, досуг, каталог, квартал, километр, кухонный, маневр, мельком, намерение, позвонишь, свекла, столяр, цемент, щавель.

(Ударение падает на первый слог: кухонный, мельком, свёкла; ударение падает на второй слог: досуг, квартал, манёвр, намерение, столяр, цемент, щавель; ударение падает на третий слог: алфавит, договор, документ, каталог, километр, позвонишь.)

II. Изучение темы «Частица как часть речи»

1. Слово учителя.

Название этой части речи говорит само за себя: частица - маленькая часть. Действительно, это служебная часть речи, а значит, не член предложения, к ней нельзя поставить вопрос, самостоятельного лексического значения она не имеет.

Однако от частицы зависит немало: она отрицает и вносит сомнение, указывает и уточняет, усиливает или смягчает требование, выражает чувства и образует формы слов.

Рассмотрим несколько предложений:

Я бы выучил уроки...

Вряд ли конькобежец выиграет дистанцию, если он упал на последнем круге.

Я не хочу разочаровать тебя, дорогой читатель.

Представьте, что будет, если из предложений исчезнут частицы:

- сомнительное станет явным {Я выучил уроки);

- нарушится логика {Конькобежец выиграет дистанцию, если он упал на последнем круге);

- смысл поменяется на противоположный {Я хочу разочаровать тебя, дорогой читатель).

Наверное, вы уже убедились, что роль этой маленькой частицы в нашей речи весьма велика.

2. Самостоятельное изучение теоретического материала: § 62, р. 164.

> III. Выполнение упражнений

1.         Упражнение 357: устный разбор, письменное выполнение;

 фонетический разбор слова что выполняется на доске и в тетрадях.

Комментарий. Обратим внимание на слово что в первом 1и шестом примерах. Во-первых, его фонетический облик - [што]. I Во-вторых, в первом случае что является усилительной частицей, Ш в шестом предложении - вопросительным местоимением. Частица бы в этом примере относится к глаголу-сказуемому в условном •наклонении, ее место в предложении не закреплено, частицу можно переместить: Что вы еще включили бы в программу вечера самодеятельности?

2.         Упражнение 358: устно.

Комментарий. Доказательство того, что выделенные слова - частицы: они не являются членами предложения, к ним нельзя поставить вопрос, они не имеют самостоятельного лексического Значения.

Домашнее задание

1. §62.

2. Упражнение 359.

Урок 131-132

Тема. Р.Р. Подробное изложение

Цели урока:

- Образовательные:

- Отработать умение выделять главное (существенное) в информации;

-Отработать умение использовать различные приёмы компрессии при сжатии текста.

-Развивающие:

-Формировать умение правильно, логично и лаконично излагать свои мысли;

- Развивать мышление и речь учащихся.

-Воспитательные:

-Формировать коммуникативные умения, внимательное отношение к русскому языку.

Оборудование: план – конспект урока, раздаточный материал, презентация теории урока.

                                                                                 Речевая культура –это умение правильно точно и вырать -                                                                                                                                                                     

                                                                                 передавать свои мысли средствами языка.

                                                                                                                                          С.И. Ожегов.

Этап урока Время                   Учитель              Учащиеся Примечание
Организационный 1 мин Доброе утро! Ребята, у нас сегодня урок – практикум по теме» Работа над сжатым изложением» Подумайте, исходя из темы урока, какими могут быть задачи нашего урока Ребята ставят задачи урока и объясняют почему такие задачи ставятся  
Разминка 4мин Эпиграфом к нашему уроку являются слова Сергея Ивановича Ожегова(чтение эпиграфа) _ Вы согласны с утверждением Ожегова? - О какой речевой культуре можно говорить применительно к нашему уроку? -Это один из критериев, по которым оценивается изложение(ИК3). - Речевая культура - культура речи (что общего и чем различаются эти словосочетания? -Использование различных синтаксических конструкций придаёт вашей речи гибкость и выразительность. Речевая культура –это выбор языковых средств, которые в определённой ситуации общения при соблюдении языковых норм и этики общения позволят обеспечить зффект в достижении задач общения Здесь нужно говорить о о таких качествах речи, как логичность, ясность, точность, правильность и выразительность.  2.Это синонимичные словосочетания (построены по разному- согласование и управление, а значение одно, и поэтому взаимозаменяемы).  
Погружение в тему 2 мин Ребята!О требовании к речи как устной, так и письменной мы должны помнить всегда! Сегодня мы говорим о сжатом изложении. _В чём особенность сжатого изложения? -Что значит сжать текст? Необходимо кратко, в обобщённой форме передать содержание текста, отобрать существенную информацию, исключить подробности, найти речевые средства обобщения. Сократить его, но при этом сохранить основную мысль, идею автора в каждой микротеме, т.е убрать всё лишнее и оставить главное.  
Работа с теоретическим материалом. 3 мин     Ребята! Давайте проверим знание теории компрессии. Напишите на листах приёмы сжатия текста. Ребята кратко теорию записывают на листах.      
Самопроверка 1 мин минуты. Проверьте себя и выставите себе оценку за знание теоретического материала. Ребята сравнивают свои записи и таблицу 1, а затем выставляют свои оценки в листы самооценки. На экране таблица1 и лист самооценки.
Практическая работа 5 мин А сейчас мы поработаем над языковыми приёмами сжатия текста практически Поработаем по вариантам. Необходимо сжать текст определённым способом компрессии Учащиеся пробуют сжимать текст Тексты для работы у каждого на столе и на экране.
  2 мин Проверим выполненную работу Поставьте себе оценку за этот вид работы. Ребята выслушивают ответы товарищей, проверяя свою работу, и выставляют себе оценки в листы самооценки.  
Работа над текстом   20 мин Прочитайте текст. Он есть на каждой парте.Это отрывок из статьи Дмитрия Сергеевича Лихачёва, известного филолога, академика Российской академии наук. 1._ После знакомства с текстом какой вопрос вы должны себе задать? . Определите его тему - На какой вопрос вы должны ответить? Что может вам помочь? 2. Как определить основную мысль текста? Какой вопрос здесь может помочь? На что нужно обратить внимание? 3.Тип речи? 4. Стиль речи? 5.Сколько в тексте микротем? Чем характеризуется микротема? 6.А сейчас поработаем над сжатием текста. Работаем по парам. Необходимо сжать текст, объяснив свою позицию и назвать тип сжатия 1.О чём текст? Могут помочь: - начало текста; -ключевые слова; -ключевые эпизоды; -заголовок текста; - поступки и размышления героев. Тема – «самая большая ценность народа – язык» (ключевые слова).     2.Зачем автор написал текст? Какую мысль хотел выразить? Обратить внимание на общую тональность текста, его настроение, на отношение автора к событиям, на наличие в тексте тезиса, формулирующего позицию автора. Основная мысль – «язык нужно беречь, т.к. это показатель культуры и нравственных качеств народа». 3. Рассуждение   4.Публицистический (Эмоциональность, убедительность, авторская позиция, общественно – политическая лексика, распространенные предложения)   5.Определенной мыслью     1.Самая большая ценность народа – его язык.. Все наши мысли формулируются языком И национальный характер русского народа отражается в нём..(Исключение предложения и части предложения).   2.Язык народа – показатель его культуры, а язык человека- показатель его личных качеств. Чтобы узнать человека, надо прислушаться к тому, что и как он говорит.(Исключение).   3.Язык народа – точный показатель его нравственных качеств, его культуры, поэтому за своей речью надо следить постоянно.(слияние, исключение) Текст Д.С. Лихачёва у каждого на столе и на экране.
Обсуждение результатов работы 5 мин А теперь посмотрим, что у нас получилось. Соединим все микротемы. Вспомните эпиграф.Можем ли мы говорить о точной, правильной, логичной передачи текста Лихачёва? В чём проявляется грамматическая связь в тексте? Что является средством связи между предложениями в тексте? Проверим, передана ли основная мысль текста Лихачёва? Поставьте себе оценку за работу с текстом. Учащиеся по парам зачитывают получившийся текст микротемы, остальные вносят дополнения, исправления. Затем конструируют текст, пользуясь таблицей 2   Лексический повтор, местоимение и др. Ребята оценивают свою работу на уроке, выставляя оценку за весь урок в листы самооценки. Таблица 2  у каждого на столе и на экране.
Рефлексия 1,5 мин Что мы делали на уроке? Чувствуете ли вы, что готовы к написанию сжатого изложения? Что на уроке вы отработали? Над чем предстоит ещё работать? Сдайте листы самооценки, а настоящую оценку вы получите на экзамене. У вас есть время отработать умения писать изложение. Я думаю, что у вас всё получится. .  
Домашнее задание 0,5 мин Дома, ребята, вы оформите текст в тетради    

При сжатии любого текста

опускаются сохраняются
диалоги, ключевые слова и обороты речи,
пространные описания природы, наиболее характерные изобразительно-выразительные средства, при помощи которых передается колорит исходного текста.
описания чувств, настроений  

Основные содержательные приемы компрессии:

  • Разделение информации на главную и второстепенную, исключение несущественной и второстепенной информации;
  • Свертывание исходной информации за счет обобщения (перевода частного в общее)

Основные языковые приемы компрессии:

  1. Замены:
  • Замена однородных членов обобщающим наименованием;
  • Замена фрагмента предложения синонимичным выражением;
  • Замена предложения или его части указательным местоимением;
  • Замена предложения или его части определительным или отрицательным местоимением с обобщающим значением;
  • Замена сложноподчиненного предложения простым.
  1. Исключения:
  • Исключение повторов;
  • Исключение фрагмента предложения;
  • Исключение одного или нескольких из синонимов.

3. Слияния:

  • Слияние нескольких предложений в одно.

Задание № 1

1. Прочитайте текст.

Каждое слово или выражение из синонимического ряда хорошо звучит только в определённой ситуации, а в других случаях может оказаться нелепым или смешным. Например, в медицине и в биологии принято употреблять выражения: орган обоняния (нос), верхние конечности(руки) и т.п. Но если кто-нибудь вместо известного выражения: «Не суйте нос в чужие дела» скажет: «Не суйте орган обоняния в чужие дела», вы примете этого человека за шутника или иностранца, плохо знающего русский язык.

2. Применяя способы сжатия, сформулируйте самостоятельно главную информацию, содержащуюся в тексте.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 173; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.5.239 (0.009 с.)