Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Некоторые упражнения и приемы массажа при асимметрии мышечного тонуса туловища и конечностей

Поиск

 

Внимательное наблюдение за малышом позволяет отметить малейшие признаки асимметрии мышечного тонуса. Если туловище ребенка чаще изогнуто в какую-либо одну сторону — это повод для беспокойства.

 

При асимметрии тело ребенка представляет собой как бы дугу с выпуклостью в сторону меньшего мышечного тонуса. Ноги и таз повер­ нуты в сторону повышенного мышечного тонуса, иногда надплечье с этой стороны ниже, и голова нередко наклонена в эту же сторону. Движения конечностей со стороны повышенного мышечного тонуса могут быть либо более, либо менее выражены, чем на другой стороне.

 

Специальный массаж и лечебная гимнастика проводятся на фоне об­щеукрепляющих занятий по возрастным комплексам. Основная задача — нормализовать тонус мышц всего тела ребенка, то есть расслабить напря­ женные и укрепить ослабленные мышцы.

 

На стороне повышенного мышечного тонуса (вогнутая сторонадуги) применяются расслабляющие приемы массажа: поглаживание, легкое растирание и нежное разминание, вибрация, потряхивание.


 

2Ч.1


На стороне пониженного тонуса делается укрепляющий массаж:

 

поглаживание, более энергичное растирание и разминание, стимулирую­ щее пощипывание и ударные приемы.

 

Массировать надо все тело ребенка (спину, грудь, живот, ручки и ножки), соблюдая вышеописанный принцип.

 

Специальные упражнения обязательно перемежаются и сочетаются срасслабляющими приемами массажа. Так, вибрация мышц туловища и ноги (со стороны повышенного тонуса) сопровождается растягиванием этих мышц. Это делается следующим образом: положите ребенка на живот «вы­ пуклым» боком к себе, ближе к краю стола. Обеими руками обхватите ре­ бенка со стороны спастически сокращенных мышц и, прижимая его к себе, проводите вибрацию и растягивание туловища и ноги, как бы опоясывая себя ребенком. При этом ладони, пальцами друг к другу, лежат плашмя на боковой поверхности туловища. Производя одновременно растягивание и вибрацию, ладони движутся, одна — к подмышечной впадине, другая — к ноге ребенка и по ней вниз, к стопе. Голова малыша оказывается между вашим предплечьем и плечом и мягко отклоняется в противоположную сто­ рону, таз занимает положение небольшой гиперкоррекции (рис. 204). В этом положении можно носить ребенка на руках.

 

Рис. 204. Положение гиперкоррекции


 


Кроме этого упражнения, следует больше заниматься с той рукой и ногой, которые напряжены, расслабляя их. При движениях конечностей широко используется потряхивание.

 

Повороты со спины на живот также могут способствовать выравни­ ванию мышечного тонуса, если их выполнять чаще через «вогнутый» бок. Задержите малыша во время поворота на несколько секунд, прове­ дите пальцами вдоль позвоночника (рис. 205).

 

Очень важно, чтобы во время сна в кроватке и на прогулке ребе­ нок лежал в строго симметричном положении. (Мысленно проведите прямую линию: нос -— подбородок — грудина — пупок — лобок.) Сохранить это положение помогут укладки, простейший вариант ко­ торых — две скатки из пеленок или одеял, расположенные по бокам от подмышечной впадины до ноги ребенка. Для устранения кривошеи, которая часто бывает при асимметрии мышечного тонуса, рекоменду­ ется ряд мер, описанных в специальной главе.

 

 

Рис. 205. Рефлекторное разгибание спины

 

2.М


Некоторые упражнения, способствующие развитию чувства равновесия

 

 

Не бойтесь носить малыша на руках в различных положениях: на правой и левой руке, лицом и спиной к себе. Чаще меняйте его положе­ ние в кроватке. Для тренировки вестибулярного аппарата эффективны следующие упражнения.

 

Покачивание в позе «эмбриона» (см. стр. 34)

Покачивания на мяче животом и спиной вниз (см. стр. 34, 55)

Покачивание на руках. Взяв ребенка на руки лицом к себе и под­держивая его под спинку, покачайте малыша вверх-вниз (к себе-от себя).

• Взяв ребенка на руки в вертикальном или в горизонтальном поло­ жении, покружитесь с ним в обе стороны.

 

Горизонтальное кружение

 

Встаньте, положите малыша себе на плечо животом вниз (рис. 206). Начните кружиться, но делайте это достаточно осторожно, чтобы не ут­ ратить равновесия. Меняйте направление кружения — то по часовой стрелке, то против.

 

• А затем покружите ребенка, удерживая его на боку (рис. 207). Повторите кружение, переложив малыша на другой бок.

 

Кружась с малышом, приподнимите его в воздух и еще раз покружи­ тесь вместе с ним. Перед тем как закончить, опустите ребенка вниз по­ чти до пола и снова поднимите вверх.

 

Начинайте упражнение медленно и осторожно. Если по какой-нибудь причине вашему новорожденному что-то не нравится, то скорее всего вы действуете слишком быстро. Замедлите теми.

 

Постепенно увеличивайте время занятий с 10- 15 сек. на каждое уп­ ражнение до 30-40 сек. Всегда останавливайтесь прежде, чем захочет ваш ребенок.

 

Покачивание. Попробуйте покачать ребенка в вертикальном поло­ жении вверх-вниз, приподнимая его в воздух и спуская ножками на свой живот. Это не только доставит ему удовольствие, но и обеспечит трени­ ровку опорное™ ног.

 

Лягте на спину и покачайте ребенка над собой. Плотно обхватите его за бока под мышками, поднимите над собой и посмотрите в глаза друг другу. Скажите ему, что он — самолет. Мягко качните его вправо-влево, опустите себе на грудь и поднимите снова.

 

Покачайте малыша на своих коленях, сажая его то на одно, то на другое.


 


 

Рис. 206. Кружение на плече


 

Рис. 207. Кружение на боку 236


• Перекатывание «бревнышком». Обеими руками положите малы­ша на бок, а затем покатите дальше, сами передвигаясь за ним. После этого перекатите его на другой бок и помогите самостоятельно вернуться в исходное положение.

 

Когда ваш ребенок научиться самостоятельно перекатываться не­ сколько раз подряд, попросите его кататься в обе стороны.

 

Подталкивание. Если ребенок стоит на четвереньках устойчиво,слегка подталкивайте его вперед, назад, в стороны. Упражнение прово­ дится в виде игры с побуждением ребенка удержаться на четвереньках.

 

Качание с малышом на руках, на качелях, в гамаке, на каруселях.Позже позвольте ребенку самостоятельно качаться, необходимо лишь

 

подстраховывать его.

 

Кружение за руки

 

Повернув ребенка лицом к себе, возьмите его за запястья и вра­ щайте на прямых руках. Покружитесь сначала в одну, потом в другую сторону (рис 208).

 

Рис. 208. Кружение за руки


 


• Ускорение

 

Поверните ребенка к себе и возьмите иод мышками. Подбросьте его невысоко в воздух и поймайте. Обычно это упражнение очень нравится малышам, благодаря ему ребенок ощущает на себе силу гравитации, осо­ бенно в момент, когда падает к вам в руки.

 

Покачивание вниз головой. Для самых смелых родителей! Захватите ребенка цепко за лодыжки и поднимите. Лучше, если он

 

будет находится к вам лицом. Начните осторожно, как маятник, покачи­ вать его из стороны в сторону. Когда будете опускать малыша. Будьте особенно осторожны, берегите шею.

 

Родители иногда испытывают страх от одной только мысли о том, что им придется держать ребенка головой вниз. Однако это положение хорошо знакомо каждому новорожденному. При нормальной беременнос­ ти ребенок в последний месяц перевернут вниз головой всякий раз, когда мать стоит или сидит. Поэтому будьте смелее, активнее играйте со своим малышом, чаще меняйте положение его тела в пространстве.

 

ЛЕЧЕБНАЯ ГИМНАСТИКА И МАССАЖ ПРИ ВРОЖДЕННОЙ МЫШЕЧНОЙ КРИВОШЕЕ

 

Врожденная мышечная кривошея — одно из самых распростра­ ненных заболеваний новорожденных. Основной причиной его принято считать врожденное недоразвитие грудино-ключично-сосцевидной мышцы, травму ее во время родов, а также родовую травму шейного отдела позвоночника.

 

Грудино-ключично-сосцевидная мышца парная, расположена на бо­ ковой поверхности шеи. При сокращении правой мышцы голова накло­ няется вправо, а лицо поворачивается влево; при сокращении левой — наоборот. Если одновременно сокращаются обе мышцы, то голова запро­ кидывается назад и несколько выдвигается.

 

Таким образом, при односторонней мышечной кривошее голова ребен­ ка наклонена в сторону пораженной мышцы и повернута в противополож­ ную. При выраженной кривошее часто встречается асимметрия лица и черепа ребенка: надплечье, лопатка и ключица расположены выше на больной стороне. Сама пораженная мышца утолщается, уплотняется и уко­ рачивается, иногда в ее' нижней части обнаруживается припухлость.

 

Лечение начинается рано, с 2-3-недельного возраста, и обязательно включает лечение положением (укладки), массаж и лечебную гимнастику.


 


Лечение положением

 

Ребенок должен лежать на полужестком матрасе, лучше без подуш­ ки. Вместо подушки под голову кладут сложенную в несколько раз пе­ ленку. Очень важно, чтобы свет, игрушки, общение со взрослым были со стороны кривошеи (пораженной мышцы).

 

Можно укладывать ребенка в корригирующее положение с помощью кольца, обернутого тканью и положенного под затылок, а также непол­ ных мешочков с песком (солью, крупой), которые помещают на постели с обеих сторон головы или со стороны кривошеи (над надплечиями). Процедура проводится 2-3 раза в день во время сна ребенка (рис. 209).

 

Обязательным условием лечения положением является правильное положение всего туловища: оно должно быть симметричным, прямым по отношению к голове. Для этого можно положить мешочки или «скатки» из одеяла от подмышек до колен ребенка.

 

Первое время вы должны быть поблизости от ребенка и следить за его состоянием. Частые срыгивания исключают предлагаемую укладку.

 

Ребенка надо чаще укладывать на бок. Если ребенок спит на стороне кривошеи, то под голову кладется высокая подушка, если он лежит на здоровой стороне, то подушка не используется совсем. Очень важно пра­ вильно носить ребенка на руках.

 

Рис. 209. Корригирующее положение


 


1. Взяв на руки ребенка в вертикальном положении, прижмите его грудью к себе, ваши плечи и плечи малыша должны находиться на одном уровне. Поверните голову малыша в больную сторону, фиксируя это по­ ложение своей щекой (рис. 210).

 

2. Взяв на руки малыша в вертикальном положении спиной к себе, своей щекой поверните его головку в больную сторону и слегка накло­ ните ее в здоровую (рис. 211).

 

3. Носите ребенка на «больном» боку лицом или спиной к себе. В это время поддерживайте его головку, приподнимая ее в здоровую сторо­ ну (рис. 212).

 

Мышечная кривошея может развиться (и часто встречается) у детей с нарушением мышечного тонуса (асимметрией) или при постоянном од­ ностороннем положении в кроватке. Чтобы этого избежать, необходимо часто перекладывать малыша, подходить к нему с разных сторон.

 

Массаж

 

С самого начала лечения массаж занимает ведущее место, проводит­ ся на фоне общеукрепляющего комплекса, соответствующего возрасту и развитию ребенка.

 

 

Рис. 210. Правильное ношение ребенка на руках. I вариант


 


 

Рис. 211. Правильное ношение ребенка на руках. II вариант

 

 

Рис. 212. Правильное ношение ребенка на руках. III вариант


 


Особенностимассажа

 

При массировании спины следует выделять воротниковую область: проводится поглаживание, растирание на здоровой стороне. На больной стороне применяются расслабляющие приемы (поглаживание, вибрация, нежное растяжение) — по надплечьям и укрепляющий массаж (растира­ ние, пощипывание, пунктирование, поколачивание) — в области лопатки.

 

При массаже грудной клетки применяют расслабляющие приемы на больной стороне в верхней части груди. Нижнюю часть груди массируют симметрично.

 

Массаж грудшю-ключично-сосцевидной мышцы проводится крайне тщательно и осторожно. Для расслабления массируемой мышцы головадолжна быть наклонена в сторону кривошеи. На пораженной мышце применяются только расслабляющие приемы, нежные поглаживания (от сосцевидного отростка до ключицы), растирание (делается мягко, поду­ шечкой одного пальца), вибрация (по ходу мышцы). Ребенок не должен чувствовать боли. Здоровую грудино-ключично-сосцевидную мышцу мас­ сируют более энергично.

 

При асимметрии лица можно массировать щеку, применяя со здоро­ вой стороны поглаживание и растирание, с больной стороны — поглажи­ вание и вибрацию в направлении вниз.

 

Лечебная гимнастика

 

Выкладывание на бок и рефлекторное разгибание позвоночника на боку (см. рис. 213).

 

Повороты со спины на живот.

 

Эти упражнения способствуют подниманию головы в здоровую сто­ рону и повороту в больную, т. е. коррекции кривошеи.

 

Выкладывание на бок и повороты делают в соотношении 1:2, 1:3, т. е. больше на «здоровом» боку.

 

Очень полезно плавание на боку, особенно на «больном» (рис. 214):

 

Примерное занятие при врожденной кривошее с ребенком

 

в возрасте от 2 недель до 3 месяцев

1. Общий поглаживающий массаж рук и ног.

 

2. Массаж груди.

 

3. Поглаживающий и вибрационный массаж мышц шеи по сторо­ не кривошеи.

 

4. Массаж мышц щек на здоровой стороне (поглаживание, растира­ ние, разминание).


 


 

 

Рис. 213. Разгибание позвоночника на боку


 

 

Рис. 214. Плавание на боку


 


5. Корригирующие гимнастические упражнения в поворотах через больной и здоровый бок (соотношение 3:1).

6. Поглаживающий массаж грудинно-ключично-сосцевидной мыш­ цы с обеих сторон.

7. Выкладывание на живот.

 

8. Общий поглаживающий массаж спины.

 

9. Рефлекторное ползание.

 

10. Поглаживающий массаж спины и шеи.

 

11. Рефлекторное разгибание спины в положении на правом и левом боку.

 

12. Поглаживающий массаж живота.

 

13. Повторение приемов специального массажа шеи.

 

14. Массаж и рефлекторные упражнения для стоп.

 

15. Поглаживающий массаж рук и ног.

 

В течение дня необходимо 3-4 раза выполнять некоторые приемы массажа шеи, специальные гимнастические упражнения (5-10 мин).

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 2641; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.140.198.201 (0.011 с.)